Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП. Индексы цен.
Номинальный ВВП – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора: 1) изменение реального объема производства 2) изменение уровня цен. Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВНП от воздействия на него изменения уровня цен. Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. В качестве базового года обычно выбирает некий период в прошлом, характеризующийся относительно стабильной ситуацией в экономике. Рассмотрим следующий пример. Пусть в некоторой гипотетической экономике производится только два товара: столы и стулья. Рассмотрим два периода времени. Выпуск каждого товара и цены в каждом периоде приведены в таблице 2.2. Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен ( 2.17) Различают несколько видов индексов цен: 1) индекс потребительских цен; 2) индекс цен производителей; 3) дефлятор ВНП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается на основе стоимости корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции). И ИПЦ, и ИЦП статистически подсчитываются как индексы с весами (объемами) базового года, т.е. как индекс Ласпейреса:ИПЦ= где t - рассматриваемый год, 0 - базовый год, и - цена -го товара в период и в базовый период, – количество i-го блага в базисном периоде (0). Различие между номинальным и реальным ВНП дает широко используемый показатель уровня цен - дефлятор ВНП.
Фактически он равен отношению номинального ВНП к реальному в текущем периоде:
Дефлятор ВВП в периоде t = где t -рассматриваемый год, 0-базовый год, и - цена и выпуск -го товара в период . Таким образом, дефлятор ВВП представляет известный из микроэкономики индекс цен Пааше, поскольку в данном случае рассматривается изменение стоимости текущего набора товаров и услуг. Различие между ИПЦ и дефлятором ВНП заключается в том, что дефлятор ВНП включает информацию обо всех производимых товарах, тогда как ИПЦ отражает изменение цен лишь тех товаров, которые потребляются усредненным потребителем. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Кривая совокупного спроса. Совокупный спрос (АD - aggregate demand)представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен в экономике. В структуре совокупного спроса можно выделить:1) спрос на потребительские товары и услуги (С);2) спрос на инвестиционные товары и услуги (Ig);3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);4) спрос на чистый экспорт (Xn).Совокупный спрос можно представить как сумму совокупных расходов всех субъектов макроэкономики:AD = C + Ig + G + Xn. (3.1) Кривая совокупного спроса показывает различные объемы товаров и услуг (реальный ВНП), которые потребители, фирмы и государство готовы купить при любом возможном уровне цен. На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВНП), а на оси ординат – уровень цен или индекс-дефлятор ВНП. Рисунок 3.1 - Кривая совокупного спроса AD На характер кривой совокупного спроса влияет ряд ценовых и неценовых факторов. Ценовые факторы совокупного спроса: эффект процентной ставки, эффект реальных кассовых остатков и эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки: с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Эффект реальных кассовых остатков также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность доходов и финансовых активов населения снижается. Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастут, покупатели больше приобретают импортных товаров, а на международном рынке сокращается продажа отечественных товаров. Неценовые факторы совокупного спроса. К ним относится все, что вызывает изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, а также в расходах на объем чистого экспорта. Действие неценовых факторов приводит к сдвигам графика совокупного спроса. Если оно способствует увеличению совокупного спроса, кривая от линии АD1 смещается к АD2; если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к АD3 (рисунок 3.2). Рисунок 3.2 - Смещение кривой AD под влиянием неценовых факторов Изменения в потребительских расходах происходит под влиянием таких факторов как: численность населения, рост доходов потребителя, задолженность потребителя, ожидания потребителей и подоходные налоги. Изменения в инвестициях происходят под влиянием процентных ставок, ожидаемой прибыли от инвестиций, налогов с предприятий, новых технологий, наличия избыточных мощностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|