Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аллах – Могущественный, Мудрый.




Это повеление Аллаха к разведённым женщинам,

которые уже жили супружеской жизнью, но при этом они до сих пор имеют месячные регулы, выжидать три месячных периода. Затем при желании она может выйти замуж.

Ибн Джарир передаёт от Алькамы, что он сказал:

«Как-то мы были с Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), и к нему пришла женщина и сказала: «Мой муж объявил мне развод один или два менструальных цикла назад. Однажды он пришёл ко мне в то время, как я уже сняла одежду и заперла дверь». Умар ибн аль-Хаттаб обратился к Абдулле ибн Масуду: «Что ты думаешь

по этому поводу?» Тот ответил: «Я считаю, что она остаётся быть его женой,

пока ей не будет дозволено молиться (т.е. если он вернёт её до окончания третьего месячного периода)». Умар подтвердил: «Я тоже так считаю».

Так же передают от Абу Бакра ас-Сыддыка, Умара, Усмана, Али, Абу ад-Дарды,

Убадата ибн Самита, Анаса ибн Малика, ибн Масуда, Муаза, Убаййа ибн Кааба, Абу Мусы аль-Аш’ари, ибн Аббаса, Саида ибн аль-Мусайиба, Алькамы и других.

Все они единогласны, что слово (الأقراء) использованное в аяте означает

менструальные периоды. Это мнение мазхаба Абу Ханифы, имама Ахмада ибн Ханбала по одному повествованию. Аль-Асрам передаёт от Ахмада ибн Ханбала, что великие из сподвижников также утверждали, что слово (الأقراء) означает менструальные циклы.

Также это мнение подтверждается хадисом,

рассказанном ан-Насаи и Абу Даудом от Фатимы дочери Абу Хубайша,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей:

«دَعِي الصَّلاَةَ أَيَّامَ أَقْرَائِ ك» «Оставь молитву в дни твоих месячных».

Если бы хадис был достоверным, то это было ясным доказательством того, что слово الأقراء)) означает месячные, Абу Хатим сказал, что один из рассказчиков аль-Мунзир – неизвестный человек. Ибн Хиббан упомянул его как доверенного рассказчика.

 

Слово Аллаха: ﴿وَلاَ يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللَّهُ فِى أَرْحَامِهِنَّ﴾

Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах,

Если они веруют в Аллаха и в Последний день

т.е. беременность или менструальный цикл.

Так считал ибн Аббас, ибн Умар, Муджахид, аш-Ша’би,

аль-Хакам ибн аль-Уейна, ад-Даххак и другие.

 

Слово Аллаха: ﴿إِن كُنَّ يُؤْمِنَّ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الاخِرِ﴾

Если они веруют в Аллаха и в Последний день

– это предупреждение им, если они станут скрывать правду.

Оно предназначено женщинам, ибо в основном кроме них никто не знает о беременности. Аллах предупреждает их, чтобы они не скрывали правду, дабы продлить отведённый для развода срок для получения материального обеспечения от мужа при беременности,

или наоборот, для того, чтобы выйти замуж за другого человека до истечения срока[163].

Поэтому женщина должна сообщить правду об этом не убавляя и не преувеличивая.

 

Слово Аллаха: ﴿وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِي ذَلِكَ إِنْ أَرَادُواْ إِصْلَاحاً﴾

Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения

- т.е. муж, который развёл женщину имеет право вернуть её до истечения отведённого для развода срока (идда), если он тем самым желает примирения и добра. Право мужа на возобновление брака относится только к разводам, после которых возможно возобновление брачных отношений. Что же касается окончательного развода, то после его объявления муж не имеет права вернуть жену и восстановить брачные узы. Однако окончательные разводы, т.е. те случаи, когда муж трижды произносит слова развода, ещё не были узаконены на момент ниспослания этого аята. Во время ниспослания этого аята (2:228) мужчина был вправе вернуть жену, даже если развёл её сотню раз. Следующий аят (2:229) ограничил право мужей на многократный развод и закрепил за ними право только на три развода

до окончательного развода. Так развод был классифицирован на

окончательный и неокончательный развод.

 

Слово Аллаха: ﴿وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِى عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ﴾

Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности

т.е. они также обладают правами перед мужчинами, как и мужчины перед ними.

Каждый из них обязан соблюдать права другого согласно установленному порядку,

как об этом говорится в хадисе, приведённом в Сахихе Муслима от Джабира,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«فَاتَّقُوا اللهَ فِي النِّسَاءِ، فَإِنَّكُمْ أَخَذْتُمُوهُنَّ بِأَمَانَةِ اللهِ، وَاسْتَحْلَلْتُمْ فُرُوجَهُنَّ بِكَلِمَةِ اللهِ، وَلَكُمْ عَلَيْهِنَّ أَنْ لَا يُوطِئْنَ فُرُشَكُمْ أَحَدًا تَكْرَهُونَهُ، فَإِنْ فَعَلْنَ ذَلِكَ فَاضْرِبُوهُنَّ ضَرْبًا غَيْرَ مُبَرِّحٍ، وَلَهُنَّ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوف»

«Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха и обладаете ими по слову Аллаха. Они обязаны не позволять сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите, и если они ослушаются, то бейте их, избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их согласно уставленному порядку [164]

 

Передают, что Хаким ибн Му‘авийа аль-Кушейри,

да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом,

рассказывал со слов своего отца о том, что однажды он спросил:

«О Посланник Аллаха! Каковы наши обязанности перед нашими женами?»

Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أَنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طَعِمْتَ، وتَكْسُوَهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ، وَلَا تَضْرِبِ الْوَجْهَ، وَلَا تُقَبِّحْ، وَلَا تَهْجُرْ إِلَّا فِي الْبَيْت»

«Ты обязан кормить их, если ешь сам, и одевать их, если одеваешься сам.

И ты не имеешь права бить их по лицу, оскорблять и выгонять за пределы дома [165]».

Уаки’ передаёт, что ибн Аббас сказал:

«Я также люблю украшать себя для жены, как люблю, чтобы это делала она для меня,

ибо Всевышний Аллах сказал: ﴿وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِى عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ﴾

Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности.

Передал ибн Джарир и ибн Аби Хатим.

 

Слово Аллаха: ﴿وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ﴾ Мужьям над ними – степень

– здесь имеется в виду по достоинству, нраву, в поклонении,за то, что они расходуют на жён, ответственность за них, и достоинство в этой и последней жизни.

Как об этом сказал Всевышний Аллах:

﴿الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَآءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَآ أَنفَقُواْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ﴾

«Мужчины являются попечителями женщин,

Потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими,

и потому что они расходуют из своего имущества» (4:34).

 

Слово Аллаха: ﴿وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكُيمٌ﴾ Аллах – Могущественный, Мудрый

– т.е. Могущественный в Своём возмездии тем, кто ослушался Его повеления,

Мудрый в Своих решениях и законах.

 

Далее Аллах сказал:

 

الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَـانٍ وَلاَ يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا

إِلاَّ أَن يَخَافَآ أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ

تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلاَ تَعْتَدُوهَا وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّـالِمُونَ

(229) Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену

На разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод.

Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают

Ограничения Аллаха, являются беззаконниками.

فَإِن طَلَّقَهَا فَلاَ تَحِلُّ لَهُ مِن بَعْدُ حَتَّى تَنْكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ

فَإِن طَلَّقَهَا فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ اللَّه وَتِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ ِ

(230) Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней,

Пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха.

Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих.

Этот священный аят отменяет положение, которое было в начале распространения Ислама, при котором мужчина имел право вернуть жену во время отведённого для развода срока (идда), даже если он развёл её сто раз. Так как это причиняло страдания женщине,

Аллах ограничил число разводов до трёх, Он разрешил возвращать жён после

первого и второго развода, и вообще запретил это после третьего.

Он сказал: ﴿الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ﴾

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...