Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом
– молитесь на ходу или верхом в направлении Киблы или в любом направлении.
Малик передаёт от Нафи, что когда у ибн Умара спросили о мотиве страха и её описании он ответил: «Если стах преобладает над вами, то молитесь на ходу или верхом в направлении Киблы или в любом направлении». Нафи сказал: «Я думаю, что ибн Умар мог сказать такое только исходя из слов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Аль-Бухари и Муслим также передают этот хадис.
Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ибн Маджах и ибн Джарир передают, что ибн Аббас сказал: «Всевышний Аллах языком вашего пророка (да благословит его Аллах и приветствует) предписал вам молится будучи дома четыре ракаата, в пути – два ракаата, а в страхе – один ракаат [191]». Это же мнение предпочли: аль-Хасан аль-Басри, Катада, ад-Даххак и другие. В дополнении имам аль-Бухари в главе «Осада крепостей и встреча с врагом» передаёт, что аль-Ауза’и сказал: «Если победа мусульман близка, и они не в состоянии совершить молитву, то им следует молится в полусогнутом состоянии по отдельности. Если они не могут молиться в полусогнутом состоянии, то им следует отложить молитву, пока битва не приобретет более спокойный характер и они окажутся в относительной безопасности. Тогда им следует совершить молитву в два ракаата, если они не в состоянии – то молитву в один ракаат с двумя земными поклонами.Если они не в состоянии, то им следует отложить молитву до состояния безопасности, ибо один лишь такбир не может заменить молитву». Также считает Макхуль. Анас ибн Малик сообщает: «Я присутствовал при штурме крепости Тастар. Во время утренней молитвы бои ужесточились так, что мы не смогли совершить
утреннюю молитву до восхода солнца. Мы совершили её с Абу Мусой уже когда солнце было высоко. И тогда Аллах даровал нам победу. Я бы не обрадовался всему богатству мира, как я обрадовался этой молитве [192]». Это текст Бухари. В пользу всего этого свидетельствует хадис о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отложил послеполуденную молитву до заката солнца во время битвы у рва. А также хадис в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправляя сподвижников в экспедицию на племя Бану Курайза сказал: «Пусть не один из вас не совершит молитву Аср, пока не достигнет Буна Курайза [193]». Некоторые сподвижники помолились, когда настало время молитвы. Они объяснили это тем, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просто хотел от них ускорения при марше. Другие совершили молитву уже после заката, как только они достигли территории Бану Курайза. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал ни тех ни других за это.
Слово Аллаха: ﴿فَإِذَآ أَمِنتُمْ فَاذْكُرُواْ اللَّهَ﴾ Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха – т.е. совершайте молитву, таким образом, как Он повелел вам, совершая как подобает стояние в молитве, поясные и земные поклоны, а также сидение и смиренность в молитве. ﴿كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُواْ تَعْلَمُونَ﴾ как Он научил вас тому, чего вы не знали – за то, что Он даровал вам блага и наставил вас на прямой путь, а также обучил вас тому, что приносит вам пользу в этой и последней жизни. Примите это с благодарностью и поминанием Аллаха. Как сказал Аллах об окончании молитвы страха:
﴿فَإِذَا اطْمَأْنَنتُمْ فَأَقِيمُواْ الصَّلَوةَ إِنَّ الصَّلَوةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَـباً مَّوْقُوتاً﴾ Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время. (4:103) мы упомянем хадисы о молитве страха и её описании при комментарии слова Всевышнего в суре «Женщины»: ﴿وَإِذَا كُنتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمُ الصَّلَوةَ﴾ Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом. (4:102) Всевышний Аллах сказал:
وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا وَصِيَّةً لأزْوَاجِهِم مَّتَاعًا إِلَى الْحَوْلِ غَيْرَ إِخْرَاجٍ فَإِنْ خَرَجْنَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِى مَا فَعَلْنَ فِي أَنفُسِهِنَّ مِن مَّعْرُوفٍ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ (240) А те из вас, которые упокоятся и оставят жен, то завещание для их жен - пользование до года без понуждения уйти. А если они выйдут, то нет греха на вас В том, что они сделают сами с собой согласно принятому. Поистине, Аллах - великий, мудрый. Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой разумным образом. Аллах – Могущественный, Мудрый. وَلِلْمُطَلَّقَاتِ مَتَـاعٌ بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ
(241) Разведенных жен полагается обеспечивать разумным образом. Такова обязанность богобоязненных. كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آيَـاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ (242) Так разъясняет Аллах Свои знамения, - может быть, вы уразумеете! Большинство комментаторов Корана считало, что этот аят был аннулирован словами Всевышнего: ﴿يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا﴾ «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (2:234)
Аль-Бухари передаёт от ибн аз-Зубайра: «Как-то я сказал Усману ибн Аффану, что аят: ﴿وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا﴾ Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен – был отменён, так может не стоит писать его или его просто оставить?» Усман ибн Аффан ответил: «О, сын моего брата! [194] Я не стану менять местами какую-либо часть Корана». Смысл того, что сказал ибн аз-Зубайр Усману ибн Аффану в том, что если действие этого аята отменено аятом о идде (четыре месяца и десять дней), то зачем оставлять отменённый текст аята в Коране? Ведь оставшийся текст подразумевает, что действие аята тоже в силе. Повелитель правоверных ответил: «Это дело не имеет обратной силы, поэтому я оставлю любой аят, которой я нашёл на его месте в Коране». Ибн Абу Хатим передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята:
﴿وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا وَصِيَّةً لأزْوَاجِهِم مَّتَـاعًا إِلَى الْحَوْلِ غَيْرَ إِخْرَاجٍ﴾ А те из вас, которые упокоятся и оставят жен, то завещание для их жен - пользование до года без понуждения уйти – «Раньше вдов должны были содержать и обеспечивать жильём год после смерти мужа. Аят о наследстве (4:12) отменил это правило (2:240), и назначил им одну восьмую или одну четвёртую часть наследства мужа».
Ибн Абу Хатим также передаёт от Али ибн Абу Тальха, что ибн Аббас сказал: «Раньше если мужчина, умирая, оставлял вдову, то она выжидала идду сроком в год в его доме, и его средства расходовались на неё.Затем Всевышний Аллах ниспослал: ﴿وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَجًا يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا﴾ А те из вас, что упокоятся и оставят жен, - они выжидаютсами с собой четыре месяца и десять. (2:234) Это и есть срок идды вдовы, если она только не беременна. Если же она беременна, то её срок оканчивается, как только она родит. Аллах также сказал: ﴿وَلَهُنَّ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْتُمْ إِن لَّمْ يَكُنْ لَّكُمْ وَلَدٌ فَإِن كَانَ لَكُمْ وَلَدٌ فَلَهُنَّ الثُّمُنُ مِمَّا تَرَكْتُم﴾ А им - четверть того, что оставили вы, если у вас нет ребенка. А если у вас есть ребенок, то им - одна восьмая того, что оставили вы... (4:12) в этом аяте разъясняется право женщины на наследство, завещание и содержание». Ибн Абу Хатим сообщает, что Муджахид, аль-Хасан, Икрима, Катада, ад-Даххак, ар-Раби и Мукатиль ибн Хаййан считали, что этот аят (2:240) был отменён аятом:
﴿أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا﴾ (они выжидают сами с собой) четыре месяца и десять (2:234)
Аль-Бухари передаёт, что Муджахид сказал о том, что аят: ﴿وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَجًا﴾ Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен – сообщает, что выжидание идды вдовой у родственников мужа было обязательным, а затем Аллах ниспослал: ﴿وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْواَجًا وَصِيَّةً لأزْوَاجِهِم مَّتَاعًا إِلَى الْحَوْلِ غَيْرَ إِخْرَاجٍ فَإِنْ خَرَجْنَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِى مَا فَعَلْنَ فِي أَنفُسِهِنَّ مِن مَّعْرُوفٍ﴾ А те из вас, которые упокоятся и оставят жен, то завещание для их жен - пользование до года без понуждения уйти. А если они выйдут, То нет греха на вас в том, что они сделают сами с собой согласно принятому – таким образом, оставшиеся семь месяцев и двадцать ночей от года Аллах предоставил выбор вдове. При желании она может оставаться дома у покойного мужа и пользоваться завещанным, а если пожелает, то может уйти оттуда. Это и есть объяснение слова Аллаха: (غَيْرَ إِخْرَاجٍ فَإِنْ خَرَجْنَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|