Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Методика использования педагогической технологии «игра» в обучении английскому языку учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы




Игра обучение английский язык

Ролевые игры

 

В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Поэтому, думается, что необходимо подробнее остановиться на ролевой игре.

К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упражнения типа «прочитайте по ролям, инсценируйте диалог (Role-play the Dialogue) занимают прочное место в арсенале методических приемов, а подобные инструкции можно встретить во всех учебниках иностранного языка, так как именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры.

Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности; чем конкретнее и более развернуты игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деятельности.

Психологи (А.Н.Леонтьев, Н.В.Королева и др.) утверждают, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними, что ее содержанием является именно эта сфера деятельности. Всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило, и ее развитие идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Еще Л.С. Выготский утверждал, что в ролевой игре «ребенок плачет, как пациент, и.радуется, как играющий» и что «в игре ежеминутно происходит отказ от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли».

Все эти факты с достаточной убедительностью говорят о том, что в ролевой игре происходит существенная перестройка поведения ученика - оно становится произвольным. Под произвольным поведением в данном случае мы будем понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном. Это значит, что в ролевой игре ученик не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен. [22]

Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций! Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. Что касается собственно ролевых игр, то их вид и свойства можно представить следующей таблицей:

 

ВИД РОЛЕВОЙ ИГРЫ СВОЙСТВА РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1. Контролируемая Участники получают необходимые реплики
2. Умеренно контролируемая Учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей.
3. Свободная Учащиеся получают обстоятельства общения
4. Эпизодическая Разыгрывается отдельный эпизод.
5. Длительная В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов (например, из жизни класса).

 

Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В.первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры. Кроме того, по мере необходимости учитель может давать инструкции по ходу ролевой игры.

Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учеников сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам - взять у него интервью. Причем ученики-репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие их интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответе на эти вопросы. Как и в первом случае, учитель может давать инструкции, помогая учащимся по ходу ролевой игры.

Более сложной является умеренно контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей.

Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.

Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решить, какую лексику им использовать, как будет развиваться действие. Учитель только называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие различные аспекты данной темы.

Творческое ролевое общение требует развития социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении). Приведем примеры подобных заданий:

line - up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенными признаками);

rounds (участники «круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один ученик);

strip - story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);

smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);

flower (ученики дарят друг другу цветок, произнося при этом: «Я дарю тебе цветок, потому что... (ты хороший друг и т.д.), т.е. учащиеся говорят друг другу приятные слова или комплименты);

contacts (ученики подходят друг к другу и начинают беседу);

reflection (ученики пытаются представить,.что о них думают другие школьники);

listening (ученики слушают друг друга и кивают в знак согласия или несогласия);

politeness (ученики обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);

respect (ученики говорят о своем уважении друг к другу, подкрепляя высказывания примерами);

concessions (школьники учатся уступать друг другу в споре);

gratitude (работая вместе, ученики выражают друг другу благодарность за оказанную помощь);

conflict (ученики учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера).

К перечисленным заданиям можно добавить и еще много других, но все они должны быть направлены на формирование у учащихся необходимых социальных умений.

Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. И поскольку игра остается в младшем школьном возрасте пока еще ведущей формой деятельности ребенка, то с ее помощью следует обучать детей иностранному языку. Тем самым повышается мотивация школьников к изучению иностранного языка.

В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится учащимися в игре. Сюжеты игр могут быть очень разнообразными, но они должны отражать конкретные условия из жизни, т.е. в игре используются определенные реальные (или приближенные к ним) ситуации.

Содержание игры - это то, что воспроизводится учащимися в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений в реальной действительности, например, в трудовой или общественной жизни. В содержании ролевой игры выражено более или менее глубокое проникновение ученика в предлагаемую ситуацию, которая может отражать. Д.Б. Эльконин считал, что особая чувствительность ролевой игры к сфере человеческой деятельности и отношений между людьми лишний раз подчеркивает, что ролевая игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни, в которых в данный момент находятся обучаемые, но и что она социальна по своему внутреннему содержанию, так как она социальна по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает ролевая игра из условий жизни школьников в обществе. [19]

Поэтому в процессе обучения иностранному языку старших школьников применяется деловая игра, в основе которой лежит модель некой реальной деятельности. Широко известны такие игры, как «Суд», «Дискуссия», «Выборы» и другие. Игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную, познавательную активность школьников.

Что же касается применения ролевой игры в процессе обучения школьников среднего звена, то здесь целесообразность применения данного приема обуславливается тем, что основной психологической потребностью подростка является овладение формами общения. А так как ролевая игра как раз и моделирует межличностное групповое общение, то она находит отклик у учащихся 7-9 классов.

Попробуем рассмотреть ролевую игру с позиции учащихся и учителя, учитывая, что ролевая игра - это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и учебная одновременно.

С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Она выполняет определенные функции, которые можно увидеть на следующей схеме:

 

 

Рассмотрим эти функции подробнее.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Как уже говорилось выше, ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.

Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию.

Компенсаторная функцияролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.

С позиции учителя, ролевая игра выступает как форма организации учебного процесса, цель которой заключается в формировании и развитии речевых навыков и умений у учащихся.

В игре учитель может занимать следующие позиции:

 

 

Из данной схемы видно, что на уроке учителю приходится проигрывать многочисленные ситуационные роли.

Которые не задаются однозначно социальными отношениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большей степени зависят от типа и формы организации урока; например, роль наблюдателя, роль контролера, роль партнера по общению, роль участника или организатора деятельности и др. [22]

Джон В. Оллер отмечает, что ролевая игра делает человека более гибким, т.е. добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью сможет применять полученные навыки и умения в новых ситуациях.

В структуру ролевой игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспринимаемая в игре.

Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации-иллюстрации и ситуации-проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал: карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики (если необходимо, подсказать их определенным учащимся), проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры.

При использовании ролевой игры грань между работой и игрой не столь очевидна. Наряду с лингвистическими средствами широко используются экстралингвистические. Язык изучается через пользование ими в различных ситуациях. Жесты, мимика, выполнение определенных действий, необходимых по сценарию, приближает игровые ситуации к реальной действительности. Они отвлекают обучаемых от лингвистической формы выражения и тем самым придают естественность использованию иностранного языка. Назначение ролевой игры в этом случае - обмен информацией и ее дальнейшее практическое использование. [26]

Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.

3. Этап проведения - процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации соответствующей области реальной ситуации. [22]

В заключение хочется отметить, что в ролевой игре учитель осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Ролевая игра функционирует как реальный процесс, который вовлекает всех без исключения учащихся класса в активную учебную деятельность. Во время ролевой игры учитель незаметен. Наверно, это и есть высший уровень управления учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя: результат огромного труда его ума и души. Речь итед только о видимой части- того «айсберга» педагогического труда под которым скрыта его основная часть.

Думается, что обучение в процессе ролевой игры осуществляется посредством организации учебной деятельности самими учащимися, которая по своему типу является продуктивной и творческой а по содержанию - познавательной, практической и ценностно-ориентационной.

Итак, обобщая сказанное выше, мы можем сделать выводы о том, что:

) Ролевая игра - ситуативно убавляемое речевое упражнение, направленное на совершенствование речевых навыков и на развитие умения говорения. Являясь специфической организационной формой обучения общению, ролевые игры легко вписываются в урок.

) Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьникоц любого возраста. Для учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, увлекательное занятие. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, обеспечивая личностную, познавательную активность школьников, т.е. ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения на иностранном языке, так как она является подражанием действительности в самых существенных ее чертах и в ней, как в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнеров.

) В ролевой игре партнеры вступают во взаимодействие, порой обсуждая те или иные проблемы и-высказывая собственную точку зрения. Это может напоминать дискуссию, но ролевая игра коренным образом отличается от нее, Если в дискуссии проблема и пути ее решения просто обсуждаются, то в игре они не только обсуждаются, но и испытываются в «деле», воплощаясь в действиях и поступках игроков на основе создания имитационной модели. Дискуссия «уступает» ролевой игре еш'е и в том, что вовлекает в активную деятельность лишь часть учеников класса, иногда бтльшую, но все же часть. В то время как ролевая игра вовлекает в деятельность всех без исключения.

) Ролевая игра выполняет в учебном процессе пять основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую, компенсаторную.

) Важнейшим элементом игры является ситуация как воображаемый момент реальной деятельности, в которой реализуется речевое поведение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях. Эти роли носят условный характер. Однако, проигрывая определенные ситуации, ученики получают возможность подготовить себя к подобной ситуации в реальной жизни. Если в условиях проблемного обучения учащиеся решают проблемные задачи теоретически, то в ролевой игре они делают это практически, поскольку посредством определенной модели создается искусственная условная реальность, имитирующая действительность, на которой проверяются правильность решения или поиск пути решения.

) Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое собственное «я», но через «я» соответствующей роли, и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого играет.

) Ролевая игра способствует расширению ассоциати-авной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.

) Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогая друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой в языковом отношении подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру.

) " Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться хотя бы о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона и пониманию других людей.

В заключение следует остановиться на положительных и отрицательных моментах ролевой игры. Рассмотрим их подробнее.

Положительным в проведении ролевой игры является следующее:

создается благоприятный психологический климат на уроке;

учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, так как любая игра имеет высокую мотивацию;

урок проходит на высоком эмоциональном уровне;

в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует умения и навыки, а также учащиеся учатся применять свои знания;

учащиеся учатся лучше слушать друг друга и адекватно реагировать на реплики собеседников;

в речи учащихся чаще появляются фразы повседневного обихода, клише, разговорные фразы, привлекающие и поддерживающие внимание всех участников игры;

послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Отрицательными моментами являются:

высокая трудоемкость подготовки к уроку (для учителя);

большая напряженность для учителя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом поиске. Учитель должен быть «хорошим сценаристом, режиссером и актером» (Е.И.Пассов). Если он не владеет этими качествами, то ему будет трудно правильно организовать игру, что может привести к разочарованию учащихся;

трудности с заменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры;

необходимо учитывать те «подводные рифы», которые таит в себе проведение ролевой игры: некоторая неопределенность и непредсказуемость хода результатов;

возможное скрытое сопротивление отдельных участников.

Подводя итоги сказанному, хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к, поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом.

Поэтому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.

 

Грамматические игры

 

Данные игры преследуют цели!

научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

созвать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

развить речевую творческую активность учащихся. Игры вктючают наиболее важный грамматический материал - глаголы be, have, may, can, must, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Indefinite, Continuous, Perfect, сослагательное наклонение, косвенную речь.

Большинство игр основаны на соревновании с обязательным подсчетом очков. Игры могут проводиться между учащимися по принципу индивидуального или командного первенства. Рекомендации по этому поводу даны в каждой конкретной игре. Интерес к играм у учащихся может держаться не только на соревновании. Так, в игре “What Is Не (She)?” ребятам нравится изображать животных, в играх “Peter and Paul”, “Blind Man's Buff”, “Who IsAfraid of the Tiger?”, “Mother, May I Take One Step?” ребятам интересно проявить свою ловкость и находчивость. [30]

В каждой игре требуется ведущий, а иногда водящие.

Особо велика роль ведущего, исполнять которую лучше всего учителю, он должен быть душою игры и заражать всех с»:им азартом. Так, например, успех игры “I Took aTrip” зависит от того, как поведет себя учитель, так как здесь сюжет игры построен на комичности ситуации, а в игре “A Curious Man” происходит состязание между учителем и учениками.

Ряд игр требует некоторых дополнительных предметов: шарф, пирамида, сумка. Надо позаботиться, чтобы эти предметы были яркими, красивыми, привлекательными. Мы рекомендуем держать в-классе набор необходимых предметов - это поможет избежать случайностей в оформлении игр.

What Is This?

Класс выучил первое английское предложение, первый речевой образец This is a pen. И первый вопрос What is this? А что теперь делать с этим предложением? Как его можно употребить в речи? Спросив десяток раз What is this?, учитель тяжело сел на стул и сказал: "Oh, I'm so tired. Who can help me? Who wants to be a teacher?"

Katya: May I? Teacher; Yes, you may.

Andrei: May I?

Lena: May I?

От желающих не было отбоя. Тогда решили играть по командам: команда «учителей» против команды «учеников». У каждой команды был набор предметов, английские названия которых были знакомы ребятам. «Учителя» расположились напротив «учеников», и игра началась.

" Teachers " " Pupils "

Jane: What is this? Misha: This is a pen.

Kolya: What are these? Masha: These are pencils.

Lena: What is that? Victor; That is a window.

После того как все «учителя» задали вопросы, команды поменялись ролями. За каждые правильные вопрос и ответ давалось одно очко.

В игре также используются варианты речевого образца - What are these? What is that? What are those?

2. Blind Man ' s Buff

В жмурки хотелось играть всем одновременно. Тогда учитель придумал другой речевой сюжет игры. Играют одновременно человек десять. Водящий постоянно спрашивает: "Where are you?" Все вразнобой, иногда меняя голоса, кричат: "I am here", Но вот водящий поймал «жертву».

It: Are you Lena?

Lena: Yes, I am.

Лена стала водить.

It (Lena): Are you Misha?

Andrei: No, I am not.

Лена ловила следующего.

It (Lena): Are you Katya?

Jam: No, I am not.

Лена водила долго, но лучше всех поняла, что» перед именами неопределенный артикль отсутствует!

What Is There in the Bag?

Учитель принес в класс яркий мешок и е загадочным видом сказал: "I've been to a shop and look! I've bought many things. In fact, I've bought the things we spoke about yesterday. Now, what is there in the bag?" Katya: A tooth-brush.

Учитель поддержал Катю, уточнив при этом ее ответ: "Yes, you are right, there is a tooth-brush in the bag".

Одновременно на доске появилась заранее приготовленная таблица с непривычной конструкцией.

Teacher: What is there in the bag? Jane: There is a book.

Teacher: No, there is no book in the bag. We did not speak about a book yesterday.

Теперь ребята окончательно поняли, чего от них добивался учитель, и, посматривая вргмя от времени на таблицу, продолжали:

Andrei: There is a cup in the bag.

Teacher: Yes, that's right, there is a cup in the bag.else is there in the bag?

Kolya: There is a spoon in the bag.

Teacher: Yes, but how many spoons are there in thebag?

Pavel: There are two spoons in the bag.

Teacher: No, more.

Olya: There are six spoons in the bag.

Teacher: Yes, you've guessed it.

Постепенно все предметы из сумки перекочевали на стол. За каждый отгаданный предмет ребята получали одно очко.

Response

Ребята делали успехи. Они прилично понимали учителя и хорошо отвечали на вопросы. И привыкли отвечать, когда спрашивают.. Однако дальше вопросо-ответной формы общение учеников и учителя не шло. Что-то тормозило ребят. Однажды учитель вошел в класс и сказал: "I am very tired today".

Учитель замолчал и выжидательно смотрел на учеников. После долгой и томительной паузы он продолжил; "It's so difficult for me to give lessons today".

Снова молчание. Кто-то начал хихикать, не понимая, что происходит. Тогда учитель спросил: "Are you angry with me today?"

Pupils: Why?

Teacher: Because you don't want to talk with me today.

Misha: But you didn't ask us anything.

Teacher: That's it. Do you talk to people by asking andquestions?

Victor; No, but...

Замешательство Вити, как, впрочем, и всех остальных, было вполне понятным! ребятам в голову не приходило, что можно реагировать на замечания, восклицания, паузу, недоуменное лицо собеседника и т. д. Они не знали, что от собеседника ожидают не только ответа на вопрос, но и одобрения, сочувствия, похвалы, согласия, возражения, удивления, возмущения и т. д. Они не знали, что от собеседника ждут отклика, ответной реакции (response). Мы начали учиться выражать свои чувства с самого простого «Какая мысль у тебя возникла в ответ на мое утверждение?» - такова была задача, поставленная перед ученикми Поелложения-стимулы были однотипны, на констатацию учителем каждого факта ученики высказывали предложение-реакцию.

 

Teacher Pupils
I received a letter, Katya. You read it.
I had a cup, Victor. You drank tea.
I had a ticket, Ann. You went to the cinema.
I had a ball, Pavel. You got it from the pupils.
I had an apple, Jane. You ate it.
I had a fishing-rod, Andrei. You caught fish.
I had a record, Kolya. You listened to music.
I bought a cake, Lena. You ate it.

За каждое правильное предложение-реакцию давалось одно очко.

 

Лексические игры

 

Данные игры преследуют цели:

тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

развивать речевую реакцию учащихся;

познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, например числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определенным темам. Так, в игре "What Can I Do for You?" представлена тема «Покупки», "Have You Seen My Sheep?" -тема «Внешность». "What Colour Is My Shirt?" -тема «Одежда». [30]

Number Snatch

Учитель принес в класс красивые цветные карандаши, фантики, спичечные этикетки, марки, открытки и положил все это на стол.

Teacher: Look at these things. Do you like them? You can get them if you are quick and attentive. Let's play a team game: team "A" against team "B".

Команды располагаются на некотором расстоянии напротив друг друга. Каждый участник команды получает номер от 1 до 10, таким образом у играющих по два номера 1, 2, 3 и т. д. Посреди игрового пространства ставится стул, на который кладется один из упомянутых предметов. Как только учитель называет по-английски номер, скажем, 3, ученик из каждой команды с этим номером бежит и старается первым схватить предмет.

2. Don ' t Say „ Four "

Все знают, как трудно досчитать до большого числа и не сбиться.

Teacher: Children, can you count well?

Ann: Of. course, we can.:

Teacher: How far can you count?

Pavel: Up to one hundred.

Oleg: Up to one thousand.

Victor: Up to one million. -

Teadier: Let's count up to one hundred...

Masha: It is not interesting...

Teacher: No? But...

Учитель рассказывает условия игры. Ребята начинают считать, однако, когда дойдут до числа с цифрой 4, они должны сказать вместо него слово stop. Например: one, two, three, stop, five,... twelve, thirteen, stop, fifteen,... twenty-two, twenty-three, stop, etc. Каждому раздается по одной фишке. Сделавший ошибку теряет свою фишку. Выигрывают те, кто сохранил фишки до конца игры.

На продвинутом этапе обучения ребята говорят! "Stop" не только вместо числа с цифрой 4, но и вместо числа, кратного 4. Например: one, two, three, stop,... seven, stop,... ten, eleven, stop, thirteen, stop, fifteen, stop, eighteen, nineteen, stop...

The Man in the Moon

Учитель решил ввести новую игру со своеобразного розыгрыша.

Teacher: Have you got the hat, Katya?

Kaiya: What hat?

Teacher: Ah, you don't know?! Now we shall find out who has the hat.

Учитель читает присказку игры:Man in the moonlost his hat. Some say thissome say that,I say (slight pause and then quickly)

That number... eight has it. One, two, three, four, fives six, seven, eight. Ah, Andrei, you've got the hat.

Andrei: No, 1 haven't got it.

Teacher: All right, let us stand up and count. Now I'll hide this ball, and we'll see who has got it.

Все становятся в круг, водящий в середине. Учитель просит всех убрать руки за спину, и пока водящий произаносит первые четыре строчки присказки, учитель незаметно отдает мяч (ключ, мел и т. д.) одному из учеников. Водящий, продолжая присказку, называет произвольно номер:

But I say...

That number... five has it.

Водящий начинает расчет с любого ученика: "One, two, three, four, five. Andrei, you've got the ball".

Andrei: I am number five, but I haven't got it.

Водящий'выбирает другого ученика: "One, two,... five. Masha, you've got it".

Masha: I am number five, but I haven't got it.

Так повторяется до тех пор, пока не будет найден мяч.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...