Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальная проверка предлагаемой методики




 

Обучение иностранному языку, как известно, имеет целью привитие учащимся практических навыков и умений, для чего, в первую очередь, необходимо обеспечить в памяти прочность сохранения полученных знаний.

Одной из особенностей учащихся средних классов является неустойчивость внимания, неумение сосредоточить его на протяжении урока, а также трудность в запоминании пройденного материала.

Таким образом, перед учителем встают 2 взаимосвязанные проблемы:

. Обеспечить постоянное сосредоточение внимания учащихся на изучаемом предмете.

. Обеспечить прочное запоминание пройденного материала.

Практическая работа в школе показывает, что внимание учащихся.может быть сосредоточено на уроке на протяжении 20-25 минут. Затем, в силу утомляемости и непривычной для детей обстановки, наступает период ослабления внимания, напряженный темп урока вызывает значительную утомляемость у детей, что отвлекает их внимание от происходящего в классе, и, естественно, дальнейшая часть урока сводится только к работе учителя с. отдельными учащимися в целях установления необходимой дисциплины. Учащиеся этого возраста, как говорилось выше, испытывают большие трудности в запоминании пройденного материала и даже того материала, который изучался на этом уроке.

Таким образом, быстрая утомляемость детей приводит к отсутствию сосредоточения внимания, а это в свою очередь приводит к плохому запоминанию. Наша задача заключается не только в обучении учащихся иностранному языку, но и в том, чтобы весь учебный процесс служил познавательным целям, а на каждом уроке мы бы развивали у учащихся память.

Будучи правильно организованной, она не утомляет детей, увлекает и захватывает их необычайностью содержания, своим темпом и еще раз показывает детям, что тот изученный, материал на иностранном языке, который они усвоили, дает им возможность не только в обычной для них неурочной обстановке понять речь соучеников, но и быть понятыми своими сверстниками. Кроме того, игра является средством выработки устоявшихся языковых форм в сознании у учащихся, служит средством повторения пройденного материала, а также дает соответствующую разрядку в ходе урока.

В игре дети получают возможность прочно усвоить изученное и приобрести новые знания, т. к. стремление выиграть заставляет их думать, вспоминать пройденное и запоминать все новое, что встречается в игре. В процессе игры дети тренируют свои органы чувств, развивают внимание, мышление, волю, творческие способности. Игра постепенно освобождает их от боязни говорить на иностранном языке. Используя игры на уроке, мы повышаем активность учащихся, поднимаем их заинтересованность.

Самыми простыми являются устные игры. Однако следует заметить, что и эти игры настолько возбуждают Детей, что дальнейшее проведение урока ставит его качество под угрозу. В силу этого мы проводили игры в конце урока. Они помогают нам результативно использовать последнюю треть урока, когда дети уже устали. Это также оставляет у детей хорошее, яркое впечатление об уроке, и они с нетерпением ждут следующего занятия.

Таков наш подход к играм и задачам, которые мы преследуем при проведении игрового момента при обучении устным методом учащихся средних классов.

Остановимся на методике проведения урока с применением игры. Каждый урок делится на три части:

. Повторение ранее изученного материала. Этим мы создаем базу для последующего объяснения.

. Объяснение нового. Здесь мы широко используем наглядность.

. Игровая часть урока. Например, игра «Знаешь ли ты животных?».

Таким образом, основной целью нашего обучения является привитие навыка развития речи посредством диалогической формы, которая является наиболее приемлемой и эффективной для учащихся этого возраста.

При планировании уроков мы думаем не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремимся создать возможности для индивидуального развития каждого ученика. Чтобы поддержать интерес детей к английскому языку, стараемся понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.

И если у человека оказываются сформированными определённые качества личности, такие как коммуникабельность, толерантность, умение работать в паре, команде, готовность пойти на компромисс, умение убедить и в то лее время умение отстоять свою точку зрения (эти качества, помимо образования, очень важны на современном рынке труда),то игровой метод на уроках английского языка позволяет формировать личностные качества, необходимые для успешной социализации ребят в обществе.

Понимая эту проблему, мы пытаемся соединять чтение, письмо и говорение в единое целое с выходом на игру, в том числе и ролевую. С помощью ролевой игры можно сконцентрировать внимание учеников на главном: овладеть речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Как известно, движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения - самый важный компонент при организации ролевых игр.

В игре свободная речь учащихся соединяется со спонтанной. Кроме того, учащиеся сами или при поддержке учителя как партнёра составляют свои реплики, формируют аргументы и т.д., необходимые им, например, для отстаивания своей точки зрения или убеждения речевого партнёра. Другими словами, игры, в том числе и ролевые, позволяют развивать и углублять языковую компетенцию учащихся, а именно:

активизировать разговорную деятельность, при этом создавать психологическую готовность детей к речевому общению и естественной необходимость многократного повторения ими языкового материала; тренировать учащихся в выборе нужного речевого варианта для высказывания своего мнения и убеждения собеседника (ролевая игра "Выходной день одной семьи");

- формировать социокультурную компетенцию, другими словами, изучать культуру, традиции, обычаи другого народа, так как язык это шифр, код культуры другой нации.

Игра позволяет охватывать учащихся с разным уровнем обученности и разными способностями.

Словом, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.

Даже слабым ученикам участие в игре очень полезно. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, посильность заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал и возникает чувство удовлетворения и уверенности в себе - "оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми".

Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Как показывает практика, игровой метод может служить важным компонентом в учебном процессе с точки зрения здоровьесбережения. Не обязательно делать зарядку или проводить физкультминутку. Особенно в средних классах, когда на смену одного вида деятельности приходит, например, ролевая игра, либо игра, связанная с опросом своих соучеников, творческая проектная работа, то это обеспечивает релаксацию и отдых школьников.

Итак, использование игр на уроках иностранного языка позволяет глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, развить его положительные личные качества (трудолюбие, (активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию. Эти качества позволят выпускнику школы или высшего учебного заведения как можно быстрее профессионально интегрироваться в обществе и на современном рынке труда и найти адекватное своим способностям и образованию рабочее место.

Во-вторых, в игре учащиеся развивают свою языковую компетенцию, многократно повторяя те или иные речевые клише в данной конкретной ситуации.

В-третьих, игра помогает углублять социокультурную компетенцию, что важно при изучении иностранного языка.

В-четвёртых, игра позволяет снять стресс и может быть использована на уроке как приём здоровьесбережения.

Ролевая игра - «Выходной день одной семьи».

Класс разбивается на 2-3 группы по 5 человек, согласно количеству членов семьи (можно при необходимости по ходу добавить персонаж, например, приехавшей тёти из Великобритании, желающей посмотреть Москву в выходные.

Каждая команда получает листок с условиями ролевой игры, карточки с ролями и описанием характера каждого члена, его увлечений и пожеланий. Далее каждый член команды выбирает себе роль и формулирует свои аргументы, составляя реплики, почему он хочется именно этим заниматься в выходные. Группа выходит перед классом и представляет разговор семьи на тему, куда все вместе поедут, а не каждый по отдельности. Неизбежно при этом возникает спор, и игроки используют свои заготовки с аргументами. Однако в процессе происходит импровизация и спонтанная речь. Семья приходит или не приходит к общему решению. Смысл игры в том, чтобы член семьи смог убедить остальных поехать в желаемый пункт, туда, куда, по его мнению, отправиться будет наиболее целесообразно.

Делая вывод о значении ролевых игр, необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, они формируют личностные качества учащихся в течение учебного процесса и помогают дальнейшей социализации в обществе. С другой стороны, с помощью ролевых игр во время интервью раскрываются качества индивидуума, ходатайствующего о вакансию.

Использование игрового метода обучение достаточно перспективно, с нашей точки зрения, на уроках иностранного языка. Но, естественно, работать только с использованием игрового метода нереально, так как тогда обучение потеряет свой основной смысл. Игровой метод должен сочетаться с другими метода обучения, и поэтому мы можем говорить только об использовании определенных игровых ситуаций (моментов) на уроке иностранного языка.

Можно привести следующие примеры игровых заданий. Ученики разбиваются на пары. Учитель выдает одному ученику определенную букву иноязычного алфавита. Второй ученик закрывает глаза. Ученик, у которого есть буква «пишет» ее на вытянутой руке своего товарища пальцем. Тот должен определить какая это буква по ощущению. Это задание можно модифицировать следующим образом. Ученик, у которого есть буква, может «написать» ее на спине своего товарища. На спине можно «написать» и короткое слово.

Хорошо и быстро запоминается учениками то, что им интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. Важное значение имеет оформление классной комнаты и те наглядные средства, которые используются в игре.

Для организации речевого общения на уроке можно предложить и следующие игры.

Ролевая игра:

Включение ролевой игры возможно на любом этапе обучения, однако, обычно лучше оставлять ролевую игру на заключительные уроки или обобщающие уроки. Поскольку большинство учителей требует от учащихся свободного владения материалом, а также создание оригинального продукта, схемы, проекта, коммуникативного общения. На среднем этапе отработки материала учитель обычно использует имитационную игру, которая имеет следующие признаки:

)   наличие модели социальной системы (т.е. конкретной ситуации общения: магазин, библиотека, вокзал и т.д.);

)   наличие шаблона, схемы общения, доведенных до автоматизма;

)   наполнение этого шаблона лексическим и смысловым содержанием, соответствующим данной ситуации.

Пример:

Из учебника берется диалог «В библиотеке», отрабатывается и обыгрывается в парах. После чего учащиеся входят в роль, внося свои личностные элементы, индивидуальные особенности (запрашивают именно ту книгу, которую они хотели прочитать, предлагают прочитать книгу, написанную определенным автором). Учащиеся воспроизводят знакомый текст, наполняя его новым содержанием, используя такие экстралингвистические средства как: темп, мимику, интонацию. Доведение до автоматизации учитель осуществляет при помощи трансакционного общения (ритуальному обмену фразами), используя такие схемы как:

·   стимул- реакция

-Can I help you?

-Yes, please.

Такая схема позволяет процессу коммуникации проходит гладко, поскольку учащемуся не приходится задумываться над правильным ответом;

·   схема постепенно усложняется, особенно в тех случаях, когда учитель задействует для обмена репликами разные психологические роли

-You must be careful

I am always careful! Don’t worry!

·   более сложные, скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний

Shop-assistant: Look! This pair of shoes is very nice, but it is expensive.: I haven’t much money, but I like it so much, that I’ll buy it.

Именно эта категория чаще всего используется учителем для основы игры.

Ролевая игра используется учителем на более продвинутом этапе. От имитационной она отличается тем, что роли учащиеся не заучивают, а используют материал, усвоенный ранее, дополняют его по-своему. Большое внимание уделяется при этом использованию оценочных суждений, разговорных клише типа:

I think……guess……my mind………. for me…..etc.

При подготовке к ролевой игре учителем всегда учитываются следующие ее признаки:

)   Ситуация должна быть наиболее приближенной к жизни.

)   Роли, выбираемые учащимися должны в наибольшей степени подходить/ соответствовать данной ситуации.

)   Участники ролевой игры должны учитывать наличие различных ролевых целей (если кассир продает билет и дает определенную информацию покупателю, то покупатель не только покупает билет, но и запрашивает необходимую информацию, а также отсчитывает деньги, справляется о багаже и т.д.)

)   Участники ролевой игры не должны действовать индивидуально, а только коллективно, реплики одного должны вызывать ответную реакцию другого, а за реакцией следует действие партнера.

)   Наличие общей цели у всего коллектива.

)   Участники игры приходят к собственному решению, подсказанному ситуацией и наклонностями самого учащегося; куда поехать отдыхать, какую книгу прочитать и т.д.

)   Наличие систему группового и индивидуального оценивания деятельности участников игры. Каждый участник игры в зависимости от выполнения заданной ролью задачи оценивается либо экспертом из числа самих участников, либо преподавателем.

)   Наличие управляемого эмоционального напряжения. Создания доброжелательной атмосферы.

Учитель чаще всего проводит игру на завершающем этапе при закреплении речевых навыков. Однако подготовка к ней осуществляется заблаговременно с самого начала изучения той или иной темы. В ходе работы по подготовке к ролевой игре проигрываются микро ситуации, небольшие сценки, разыгрываются диалоги.

Очень часто подготовка начинается с вводной беседы.

Пример. Тема «Россия», 8 кл.

What is the name of the country you live in?you know how big is it?is the population of Russia?the biggest rivers in of European and Asia parts of the country?of the countries it borders with? Etc

Следующий этап- введение новой лексики по теме, а также новых реалий: The Supreme Soviet, the Supreme Court, Duma, the Council of Ministers и т.д. лексика закрепляется в ситуациях и диалогах, приближенных к теме: покупка билета из одного города в другой на вокзале, обсуждение лучшего места отдыха, беседа о выборах.

At the railway station

Clerk: Can I help you?: Yes, please. I need one ticket to Perm.

Single or return?

Single, please.

You know that you must change a train in Ekaterinburg.

Really? How much must I stay there between the trains?

For two hours. The train to Perm will start at 20.40.

Is there another train?

I’m afraid not. There will be one to St. Petersburg, but it is fast. You’ll arrive at night.

- No, it isn’t convenient. Give me the tickets on the first one.

- OK 300 rubles, please

- Here there are

Holiday plans: So, to day we’ll have a family council and discuss our holiday plans

Father: It’s nothing to discuss. Let’s go to the country house. There is nothing better then fishing on fresh air. The scenery near our city is very beautiful.

Ann: Oh, no. I prefer travelling. Why not to have a trip somewhere, to see the capital of our country Moscow and our North capital St. Petersburg. The sightseeing are really wonderful!

Peter: Oh, What a crazy idea! Only sun, and beach at the seaside. What I want is just swimming in the sea and thinking of nothing.

Mother: We haven’t got enough money for it. I suggest to visit our friends in Volgograd. The city is very beautiful and interesting. It stands on the Volga. So you may go fishing and bathing as much as you can.

Father: Great!

После этого учащиеся обращаются к тексту

Russian Federation official name of our homeland is Russian Federation. There are 21 Republics and 68 regions in it. The first Russian President was Boris Eltsin, and at the moment the president of our country is V.V.Putin.Russian Constitution is the highest law of our country.

The Russian National Government

The president and his assistants The Council of the Ministers with the Prime Minister
The Federal Assembly (the Parliament)  
The Federal Council (the Upper House)  
   
The State Duma (the Lower House)  

In 1917 after the Great Socialist Revolution our country stopped being a monarchy and became a republic. The capital of our Motherland is Moscow.is situated in Europe and Asia. It occupies about one- seventh part of dry land. It’s total area is over 17 million square km. It is the largest country in the world. It is washed by seas and oceans.are many mountains in it; the Altai and the Caucases among them. The biggest river are in Siberia and Far East. The are: the Lena, the Ob, the Enisey. In European part the longest river is the Volga.lake Baikal is the deepest lake in the world and it has the cleanest water, it is protected by the government.is rich in natural resources: gas, coal, oil, metal ores.largest cities are: St. Petersburg, Samara, Ekaterinburg, Volgograd, etc.colours of Russian flag are: red, blue and white.symbol of our country is a two headed eagle.

Отработка монологического высказывания идет по листам опорных сигналов.

Только после того, как учащиеся смогут воспроизвести тему в монологе, учитель приступает к проведению ролевой игры.

Очень большое значение учитель придает разработке ситуации, на основе которой строится ролевая игра. Например, «Заседание Пиквикского клуба», где мистер Пиквик собирается посетить Россию и по крупинкам собирает информацию о ней. Члены клуба (а некоторые учащиеся получают имена Трейси Тапмена, Огюста Снодграсса, Натаниела Уинкла), высказывают свои мысли об этой стране, показывают карты и фотографии, и наконец, намечают маршрут путешествия председателя клуба. Сообщение каждого члена, в зависимости от его характеристики и склонностей отличаются друг от друга. С этой целью составляются ролевые карточки:

М-р Тамплин очень импульсивен.

Постарайся отговорить м-ра Пиквика от путешествия используя выражения:

I am afraid that....................carefulis a wild countrypresidentcold, so biglot of nationalists

М-р Снодеграсс очень осторожен, мягок.

Постарайся понять желание м-ра Пиквика путешествовать по России.

Используй выражения:suppose....................traditions and customsinterestingfoodlot of trade opportunities

М-р Уинкль - любитель слабого пола и политических страстей.

Используй выражения:’s so interestingand partiespresidentgirls

Участники игры строят свои сообщения на основе ролевых карточек. Затем идет диалог- обмен мнениями. Самый сильный ученик исполняет роль м-ра Пиквика. Он колеблется, задает вопросы о России другим участникам клуба.

В качестве информации о России используются газетные статьи о городах России, радио- сообщения, стихи, песни. Задача учащихся в данной ролевой игре убедить мистера Пиквика в необходимости совершения путешествия.

В конце урока обсуждаются города, места и регионы, куда следует поехать герою. При этом учащиеся используют выражения:

I’ll begin with...........

First I go to..............

then by plane I’ll travel to........I’ll see.......................that I’ll take a train........’d like to finish my trip.......

Для выбора роли органично подходящей к характеру того или иного ученика, его личностным особенностям желательно определить общее состояние ученика, его стремление «командовать» или «подчинятся». С этой целью учитель предлагает следующую анкету:

1 В компании, ты с большим удовольствием:

а. организуешь деятельность

б. подчиняешься большинству

в. предпочитаешь остаться в стороне

2 Если тебе предложат интересное дело то ты:

а. туту же включаешь в него свои поправки

б. с радостью займешься им

в. будешь сомневаться, стоит ли им заниматься

3 Ты считаешь, что в жизни нужно занимать:

а. активную позицию

б. быть таким же как все

в. лучше подчинятся, меньше ответственности

4 Мое будущее я связываю с:

а. менеджментом, риском

б. спокойной работой, стабильностью

в. творчеством, индивидуальной трудовой деятельностью

5 Со взрослыми я предпочитаю:

а. держаться на равных

б. безоговорочно подчиняться

в. соглашаться, но делать все по своему

(Ответы: а-2б, б-1б, в-0б. Если учащийся набирает от 4 до 8 баллов, то ему больше подходят роли: «Родителя», «Учителя», «М-р Пиквика», если о 0-4 баллов, то ему можно предложить роли: «Ребенка», «Ученика» и т.д.)

Однако, самый интересный вид деятельности на уроках - это, конечно, деловая игра. Многие учителя считают, что с помощью деловой игры усвояемость новых знаний достигает 90%. Главной отличительной чертой деловой игры является выработка какого- либо решения на основе суммированных данных. Решение всегда вырабатывается коллегиально т.е. в ходе совместной групповой работы учащихся.

Наиболее характерные черты деловой игры:

. Распределение ролей между участниками игры.

. различие ролевых целей при выработке решений.

3. Взаимодействие учащихся, исполняющих те или иные роли.

4. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

5. Коллективная выработка решений участников игры.

6. Реализация в процессе «цепочки решений».

7. Поли альтернативность решений.

8. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

9. Наличие разветвленной системы индивидуального и группового оценивания участников игры.

Давайте более подробно остановимся на таком компоненте деловой игры как

«цепочки решений»

Деловая игра рассматривается как динамическая система. Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, вызывая изменение его исходного состояния. Это измененное состояние находит отражение в игровом комплексе и в деятельности учащихся.

Рассмотрим примеры подобной «цепочки решений»

Все учащиеся представляют собой «школу стюардесс». Им необходимо найти оптимальную схему рассказа о любом городе мира. Уже пройдена тема «Москва» и учащиеся в монологической форме рассказали о столицах англо-язычных стран. Задача, стоящая перед учителем - научить учащихся пользоваться своими знаниями свободно и творчески.

В решении данной задачи учителем четко прослеживаются 4 этапа:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...