Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание социально-психологического климата в группе




Введение

Глава I. МЕСТО РАБОТЫ В ГРУППАХ, В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Создание социально-психологического климата в группе

Исследование педагогического опыта организации работы в группах

Глава II. СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

2.1 Технологии педагогов-новаторов работающих в системе "Развивающего обучения" на уроках

Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе

Обобщение опыта использования групповых форм работы на уроках истории

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Долгое время в нашем обществе считалось, что школа и конкретно учитель должны обучать и воспитывать будущее поколение страны. Семья не ставилась на одну планку со школой в плане ответственности за воспитание и обучение детей. На сегодняшний день проблема ответственности родителей за детей стоит еще острее. Изменились и требования к ученику. Теперь он должен быть активным участником учебного процесса. Многолетний анализ учебно-воспитательного процесса в школе и других учебных заведениях выделил два главных "кита": самостоятельность и коллективизм. Именно на этих двух "китах" должен перестраивать современный учитель учебно-воспитательный процесс в школе. Поэтому задача современного учителя заключается в коренной перестройке учебно-воспитательного процесса на основе повышения самостоятельности учащихся и усиления коллективизма.

В наше время многими учителями-новаторами освоены нетрадиционные формы работы на уроке с учащимися. Одной из них является групповая работа, которая позволяет развивать творческие способности учащихся на уроке. Групповая форма работы решает поставленные учебно-воспитательные задачи для современного учителя. Поэтому организация групповой работы важна для достижения высокого уровня преподавания каждого учителя на любом уроке. Работа в группах содействует сплочению и развитию самостоятельности каждого учащегося. Отсюда и вытекает необходимость внедрения такой формы работы в учебный процесс.

Предметом исследования групповой формы работы является педагогический процесс.

Объектом исследования являются учащиеся (5-х – 9-х классов). В соответствии с формулировкой темы: "Исследования групповых форм работы на уроках истории".

Цель данного исследования:

1) систематизировать групповые и коллективные возможности учащихся на уроках истории;

2) показать результаты систематической работы в группах.

Были поставлены задачи:

1) рассмотреть психологический аспект работы учащихся в группах;

2) обобщить отечественный опыт организации работы в группах;

3) проанализировать технологии педагогов- новаторов работающих в системе "Развивающего обучения";

4) выявить приемы и средства включения учащихся в групповую деятельность;

5) дать анализ работы в группах на уроке истории (на примере педагогической практики).

Задачами, поставленными в данной работе, занимались многие педагоги и психологи советского периода и нашего времени, поэтому методическая база по данной теме достаточно обширна. Существует много методических разработок по данной теме, в которых освещаются различные проблемы групповых форм работы на уроках. Это такие работы, как:

- Лийметс Х.И. "Групповая работа на уроке", "Место групповой формы работы среди других форм обучения";

- Бенко А. "Об организации групповой работы и выборе заданий для нее" и т.д.

Большую помощь в освоении учителями новых форм работы на уроках могут оказать литературные издания, разработанные с учетом описания различных педагогических технологий. Это работы:

- Шурковой Н.Е. "Практикум по педагогической технологии", "Собрание пестрых дел";

- Шуркова Н.Е., Залекер О.П. "Педагогическая студия" и т.д.

Огромный интерес представляет собой педагогическая копилка учителей-практиков, работающих в системе "Развивающего обучения". К ним можно отнести авторские разработки уроков таких учителей как:

- Мухина А.А. и Голунцова С.А. / ж. "Начальная школа", 1998 г.;

- Николаева Г. / ж. "Народное образование" №12, 1970 г.;

- Родина Н. и Руденко Н. / г. История, 1997 г.;

- Чорнобай П.Д. / ж. "Вопросы психологии", 1997 г.;

- Тирская Е.А. / ж. "преподавание истории в школе", 1991 г. и т.д.

 


Глава I. МЕСТО РАБОТЫ В ГРУППАХ, В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Создание социально-психологического климата в группе

 

По данной теме существует большая литература. Прежде всего это работы:

- Х.И. Лийметс[1], Немова Р.С.[2], Р.В. Бернс[3], Н.Т. Аникеева[4], И.М. Вереникина[5]. Изданы практические пособия для учителей: Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова[6], Н.С. Щуркова[7].

Учитывая эти разработки, в работе будут рассмотрены следующие вопросы:

1) Проблема организации детской групповой деятельности на уроках;

2) Влияние групповых форм работы на личность;

3) Психологический климат в группе и его создание.

В своей деятельности учитель исходит из некоторых общих положений, выполнение которых обеспечивает эффективность учебного процесса. Речь идет о дидактических принципах. Эти принципы выводятся из целей и задач воспитания и образования подрастающего поколения, из данных теории познания, возрастной и педагогической психологии. Групповая работа содействует осуществления принципа активности и сознательности учащихся при усвоении знаний. Привлечение личного опыта учащихся расширяет наглядную основу обучения и увеличивает прочность приобретаемых ЗУНов. Словом, групповая работа является существенным залогом реализации ряда принципов дидактики.

Как считают исследователи проблем социальной психологии, социальный климат между двумя партнерами возникает в том случае, если они обмениваются существенными для них ценностями. Оба участника одновременно являются и дающей, и получающей стороной[8].

В процессе обучения учитель передает учащимся различные ценности, представляющие собой обобщенный опыт человечества, фиксированный в самых различных формах. Такая передача может успешно происходить тогда, когда передаваемые общественные ценности воспринимаются учащимися в качестве ценностей, значимых для них лично. Учитель, со своей стороны, должен получить определенную личностную удовлетворенность от своей работы, иначе педагогическая деятельность не может быть эффективной. Опираясь на данные социальной психологии, можно полагать, что для развития личности наиболее благоприятна ситуация относительного равновесия области обмена ценностями, когда каждый ребенок в группе получает возможность в равной степени находится в роли дающего и получающего. Развитие каждой личности вызывает новые потребности[9].

Исход из этих рассуждений у нас есть основание рассмотреть один из принципов дидактики: взаимное обогащение учащихся на уроке.

Организация учебной работы по этому принципу предполагает применение методов и форм работы, которые позволили бы учащимся вступать в обмен ценностями. Групповая работа предоставляет для этого наилучшую, но не единственную возможность. Немалые возможности для обмена ценностями дают также взаимопомощь и взаимоконтроль, которые нередко используются в наших школах. Можно конечно использовать и разную информированность учащихся.

Принцип взаимного обогащения является не только исходным для применения групповой работы. Он позволяет подойти с новых позиций и к индивидуальной работе. Принцип взаимного обогащения важен для организации всей учебной работы. Но особое значение он имеет для групповой работы.

Помимо всего сказанного, организация групповой деятельности должна создавать оптимальные условия для получения и воспитания личности. Каковы же эти условия и какой должна быть совместная учебная деятельность детей?

Первое такое условие – обеспечение каждому члену группы возможности для активного участия во всех ее делах.

Второе условие – получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах.

Третье условие – использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые ставят интересы детей на первый план.

Четвертое условие – воссоздание в практической деятельности детских групп той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность развивающихся детских групп следует организовать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни.

Пятое условие – выявление задатков ребенка и превращение их в способности[10].

Формулируя задачу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решение наиболее сложных жизненных проблем. Детские группы должны создаваться для решения определенных задач и находиться в зоне ближайшего развития ребенка.

Вопрос о развитие детей в группах является сложным и ответственным, поскольку группа может оказывать двойственное, как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества, следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив может при наделении его большими полномочиями над личностью, препятствовать его дальнейшему росту. Педагог на практике сталкивается, таким образом, со сложной задачей: поправить деятельность коллектива на развитие положительного, а не отрицательного воздействия на личность ребенка.

Для того чтобы этого достичь, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, применяя различные виды деятельности, которые способствовали бы развитию личности. Понятие социально-психологического климата сегодня прочно утвердилось в психологии и педагогике. Отношение в общем виде определяется как связь субъекта с объектом, как одна из форм отражения человеком окружающей действительности "Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях"[11].

Исходя из сказанного, становится возможным определить социально-психологический климат в группе как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором разворачивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я", а следовательно и развитие каждого[12].

В структуру социально-психологического климата входят отношения членов группы к Человеку, отношение к выполняемому делу, отношение к группе в целом, отношение к самому себе, отношение к событиям происходящим в группе, отношение к руководителю, отношение к социальным ценностям, а так же ряд других частных отношений.

В зависимости от характера складывающихся в группе отношений, можно говорить о благоприятном (стимулирующем, способствующем продуктивной совместной деятельности и развитию каждой личности) климате и неблагоприятном социально-психологическом климате. Благоприятным является тот климат, при котором личность чувствует себя защищенной "принятой" группой, имеет возможность и стремление положительно проявить свое "Я", активно вступает в деятельность и общение и следовательно интенсивно развивается. Неблагоприятный климат можно охарактеризовать как условия при которых личность не чувствует себя защищенной, принятой группой, не имеет возможности и не стремиться положительно проявить себя, с трудом вступает в деятельность и общение и следовательно плохо развивается.

Изучение влияния климата на группу в целом и на каждого члена группы в отдельности приводит к выводу о том, что педагогу заинтересованному в полноценном развитии каждого ребенка, необходимо научиться управлять этим явлением.

Прояснению вопроса о способах регулирования социально-психологического климата предшествует поиск характеристик благоприятного и неблагоприятного климата. С этой целью преподаватель может использовать ситуационную игру. Одна часть слушателей играет роль дружного, сплоченного коллектива, другая – пытается передать чувства и поведение членов диффузной группы. Преподаватель задает обеим группам вопросы о характере отношений, преобладающих в одной и другой группе, фиксирует сказанное членам групп и суммируя сказанное, заполняет таблицу.[13]

 

Характеристики благоприятного климата Характеристики неблагоприятного климата
Доброжелательность Защищенность Мобильность Работоспособность Инициативность Оптимизм Свобода "Я" Агрессивность Незащищенность Инертность Леность Пассивность Пессимизм Зажатость

Во время работы учителя с группой иногда может возникнуть такая ситуация, когда педагогу удается на короткое время изменить ситуацию в ней с неблагоприятным климатом. С другой стороны непродуманные или непрофессиональные действия учителя могут, напротив, ухудшить благоприятную ситуацию в группе тоже. В обоих ситуациях мы говорили о таком понятии, как социально-психологическая атмосфера. В основу дифференциации понятий "климат" и "атмосфера" психологи положили принцип стойкости и функционирования этих явлений в группе.

Социально-психологическая атмосфера – есть преобладающее эмоциональное состояние в коллективе, отмеченное за сравнительно небольшой отрезок времени, вызванное подготовкой или проведениям какого-то конкретного дела или комплекса дел.[14]

"В отличии от понятия "психологическая атмосфера" понятие "социально-психологический климат" обозначает не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь устойчивые черты. Собственно этим понятие климата, употребляемое в экологическом смысле, и отличается от понятия атмосферы".[15]

Климат можно рассматривать как сложение социально-психологических векторов групповой атмосферы. Данный подход дает основание указать способ формирования благоприятного климата в группе. Он заключается в постоянном создании и возобновлении той атмосферы, которая по своему содержанию соответствует цели воспитания. Поскольку и климат, и атмосфера представляет собой совокупность отношений, которые могут быть изменены, то климат и атмосфера – явления, поддающиеся регулированию. Влияние педагога на климат группы возможно через влияние на социально-психологическую атмосферу. Но каков механизм этого влияния? Оказывается механизмом формирования благоприятного климата в группе является привнесение ценности в жизнь группы и каждого отдельного ребенка.

Ценностное восприятие действительности предполагает умение педагога обобщать конкретность, абстрагироваться от частности, видеть ценность там, где для ребенка существует конкретная предметность.

Подводя итоги сказанному мы видим, что в течение многих лет педагоги занимались поиском возможностей повышения эффективности обучения. Свое место уже нашла групповая работа на уроке поскольку она содействует осуществлению дидактических принципов при усвоении знаний. Помимо этого также она служит привлечению личного опыта учащихся и расширению наглядной основы обучения. Групповая работы создает оптимальные условия для поучения и воспитания личности. Педагог – практик в этом случае должен выступать в роли регулятора таких явлений в группе, как социально-психологический климат и социально-психологическая атмосфера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...