Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, физическими и юридическими лицами
Основания и порядок наступления ответственности указанных субъектов перед государством регламентируется в статьях 72 — 74 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ответственность возможна как при осуществлении органами местного самоуправления своих собственных полномочий по решению вопросов местного значения, так и делегированных государственных полномочий. Законодатель отдельно закрепляет ответственность представительного органа муниципального образования перед государством (ст. 73), которая наступает в случае, если соответствующим судом установлено, что им принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
Кроме того, Законом (ст. 74) устанавливается ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством, которая реализуется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в случае: 1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда; 2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.
Учитывая, что устав как основной нормативный правовой акт муниципального образования подлежит государственной регистрации и регулируемые им отношения связаны с осуществлением публично-правовой власти, государственный контроль за его соблюдением представляется правомерным и крайне необходимым. Как справедливо замечает по этому поводу М.А. Краснов: «...нельзя полагаться при контроле за соблюдением положений устава муниципального образования только на население, поскольку население может быть в отдельных случаях само заинтересовано в нарушении устава муниципального образования, если такое нарушение представляется жителям целесообразным». На незаконное решение выборного органа муниципального образования прокурором должен вносится протест. Если протест про-курора не рассмотрен в установленный срок или отклонен, то про-курор вправе обратиться в суд. В установленном законом порядке решения выборных органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд физическими и юридическими лицами. В случае установленных судом нарушений органами и должностными лицами местного самоуправления законодательства законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в соответствующий суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции и законам Российской Федерации, конституции, уставу и законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования. Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа или должностного лица местного самоуправления указанным нормативным правовым актам является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами в соответствии со статьей 76 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наступает в порядке, установленном федеральными законами.
Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, юридических лиц, рассматривать их в сроки и порядке, установленных законом, давать на них мотивированные ответы, принимать меры по защите и восстановлению нарушенных прав граждан, а также привлекать виновных в нарушении таких прав к дисциплинарной ответственности. В судебном порядке согласно статье 78 указанного Федерального закона могут быть обжалованы как решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, так и решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Рассмотрение таких жалоб-исков осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», главой 25 ГГПК РФ и главой 24 АПК РФ. ВОПРОС Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед государством Согласно ст. 72 Закона от 6 октября 2003 г. ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами, должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Статья 19. ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления. 1. органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут установленную законодательством, уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления. В случае использования не по целевому назначению финансовых средств, переданных в местный бюджет из бюджетов иных уровней для осуществления указанных полномочий, должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, а при наличии состава преступления - предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации уголовную ответственность. ВОПРОС Антикоррупционная деятельность Деятельность органов местного самоуправления в области противодействия коррупции организована в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: - федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; - федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; - национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена указом Президента от 13 апреля 2010 г. № 460); - закон Челябинской области от 29 января 2009 г. № 353 –ЗО «О противодействии коррупции». - постановление Правительства Челябинской области от 17.08.2010 г. № 90-п «Об областной целевой программе противодействия коррупции в Челябинской области на 2011-2013 годы». В Миасском городском округе Постановлением Главы МГО от 08.10.2008 г. № 22 создана комиссия по противодействию коррупции на территории Миасского городского округа под председательством Главы МГО И.В. Войнова. Заседания комиссии проводятся ежемесячно. В работе комиссии участвуют представители Администрации, правоохранительных органов, бизнеса. На заседаниях комиссии рассматриваются актуальные вопросы исполнения мероприятий по противодействию коррупции, отчеты должностных лиц органов местного самоуправления и госслужащих. Распоряжением Администрации МГО от 07.10.2010 г. № 135-р создана и действует комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации МГО и урегулированию конфликта интересов. Основной задачей комиссии является содействие Администрации МГО: - в обеспечении соблюдения муниципальными служащими Администрации МГО ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулирования конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами; - в осуществлении в Администрации МГО мер по предупреждению коррупции. В структуре Администрации МГО создан отдел внутреннего контроля и работы с правоохранительными органами, одной из задач которого является: - предотвращение коррупции в органах муниципальной власти МГО; - выявление фактов нарушения действующего законодательства о муниципальной службе и злоупотребления полномочиями работниками структурных подразделений, отраслевых (функциональных) органов Администрации МГО.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов представляет собой одну из основных мер профилактики коррупции. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов является обязательным (статья 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"). Согласно статье 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" общественные отношения в сфере противодействия коррупции могут регулироваться нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Согласно пункту 3 части 1 статьи 3, части 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Республики Карелия от 23 июля 2008 года № 1227-ЗРК "О противодействии коррупции" органы местного самоуправления проводят антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов и их проектов самостоятельно, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, иными муниципальными правовыми актами. Таким образом, федеральное законодательство, законодательство Республики Карелия предусматривает обязанность органов местного самоуправления по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (их проектов) и определению порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов. В 2010 году Координационным советом при Главе Республики Карелия по противодействию коррупции и криминализации экономики планируется рассмотрение вопроса о состоянии работы по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия. В связи с изложенным в срок до 1 марта 2010 года просим представить в Государственный комитет сведения: Билет 58 Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП). Теоретически понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, т. к. первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны. Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта. В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, Ф.Р.Г., Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в С.Ш.А., Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции. Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности. Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|