Японская экономическая модель
Выдающиеся экономические успехи послевоенной Японии, ее высокая конкурентоспособность, стремительное развитие «японского чуда» - это результат действий государства, осуществляющего комплекс мер экономической политики. Чалмерс Джонсон, который считается «автором» сформулировавший принципы японской модели государственного регулирования экономики утверждал, что в Японии правительство фактически «выращивало» промышленность, в то время как в западных странах государство просто устанавливало «правила игры». Главную роль в выборе направления развития экономики, разработке и осуществлении соответствующей конкретному периоду и конкретной отрасли политики играло Министерство международной торговли и промышленности (MITI, Ministry of international Trade and Industry), которое исследователи называют «главным катализатором японского чуда». По мнению, Джонсона, успехи MITI были связаны с тем, что ему удавалось разрабатывать практические, соответствующие реалиям рынка рекомендации и меры, которые стимулировали инвестиции и быстрый рост экономики. MITI поддерживало сложную систему взаимосвязей японских правительственных и бизнес-институтов, которые определяли характер конкуренции и кооперации в японской экономике. При помощи этой системы взаимосвязей MITI влияло на экономическую политику и координировало различные инициативы. Эта система выполняла так же роль эффективной системы разрешения конфликтов и споров между различными группами заинтересованных лиц. В то же время эта система затрудняла иностранным компаниям вход на японские рынки. Выделяют ряд причин быстрого роста японской экономики: хорошо образованную рабочую силу, большое число квалифицированных менеджеров и технических специалистов, высокий уровень инвестиций и быстрое развитие технологий.
Основные элементы японской модели государственного регулирования: · Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников, прежде всего MITI. Краеугольным камнем японской экономической модели является убеждение, что правительство должно активно направлять развитие экономики. Главными агентами, выполняющими эту роль, были влиятельные министерства, в первую очередь MITI и Министерство финансов. Сотрудники этих министерств, чиновники от элиты, профессиональные бюрократы обеспечивали преемственность экономической политики независимо от смены правительств на длительный период. · Определение приоритетных отраслей для ускорения экономического роста. Правительство выбирает и поддерживает целевые отрасли. Эта поддержка отражается в Законах, инструкциях и циркулярах, направленных в корпорации и официальном видении концепции экономического развития страны, которое готовится MITI и распространяется среди широкой аудитории. Подчеркивая важность той или иной отрасли, государство влияет на частные инвестиции, способствуя, тем самым, на ее развитие без прямых субсидий и налоговых льгот. · Агрессивное развитие экспорта. Правительство Японии было уверенно в том, что для Японии, маленькой страны, не обладающей обширными природными ресурсами, единственный путь выжить – это производить товары на экспорт. Поэтому для целевых экспортных отраслей предусматривались многочисленные меры поддержки, включая специальные налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, пропорциональной увеличению экспорта, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития сырья и комплектующих.
· Многочисленные инструкции, правила и согласования. Разнообразные правительственные предписания включают в себя как требования обязательных согласований, так и «добровольные» правила, которые устанавливались после консультаций с ассоциациями бизнесменов той или иной отрасли. Например для работы с ценными бумагами нужна была не только лицензия, но и одобрение Министерства финансов на принятие таких решений как открытие новых филиалов или открытие бизнеса, который выходил за рамки традиционных операций с ценными бумагами.
· Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка. Для того, чтобы защитить японские компании от конкуренции импортеров, иностранным фирмам был практически закрыт доступ на японский рынок. Были разработаны специальные меры в сфере торговли и валютного обмена, которые позволяли японским фирмам «нагнать» зарубежных конкурентов в ряде растущих отраслей. Такие протекционистские меры применялись в широком спектре отраслей, начиная от производства сырья и заканчивая производством готовых товаров. Например, фирма Singer, крупнейший в мире производитель швейного оборудования, была лишена доступа на японский рынок швейных машин, который в послевоенный период переживал настоящий бум. Эти ограничения постепенно ослаблялись под давлением других стран и международных организаций. Либерализация импорта началась лишь со вступлением Японии в члены Международного валютного фонда (МВФ).однако и сейчас японский рынок считается закрытым.
· Ограничение прямых иностранных инвестиций. Государство проводило политику жесткого ограничения прямых иностранных инвестиций и осуществляло энергичные меры поддержки японских собственников и не позволяло иностранным компаниям проникать на японский рынок. Считалось, что молодые отрасли и отрасли, которые могли оказать влияние на развитие других отраслей, нуждаются в государственной защите. Совместные предприятия стали создаваться лишь в 70-е годы с распределением собственности 50 на 50. А в секторе ценных бумаг либерализация иностранных инвестиций была задержана до середины 80-х годов. Только в 1986 году членами Токийской фондовой биржи стали всего шесть иностранных фирм. Постепенная либерализация законодательных ограничений на прямые иностранные инвестиции была завершена только к середине 70-х годов.
· Мягкое антимонопольное законодательство. Государство поддерживало монополии в нескольких целевых растущих отраслях путем слияния создавались достаточно крупные корпорации, способные конкурировать на мировых рынках. К примеру, MITI в сталелитейной промышленности способствовало слиянию двух крупных компаний и созданию сталелитейной корпорации Nippon Steel, которая контролировала более 30% рынка основной металлопродукции. Специалисты по планированию из японского правительства полагали, что регулирование производственных мощностей и предотвращение излишней конкуренции необходимы для долговременного развития японской промышленности. Считалось, что японские компании слишком малы для того чтобы воспользоваться преимуществами экономическими масштабами производства, необходимыми для конкуренции на международных рынках. Поэтому чтоб добиться эффекта масштаба поощрялись различные слияния. В дополнение к разрешению и стимулированию подобных слияний, существенно повышавших уровень концентрации в отрасли, правительство координировало объем инвестиций в новые предприятия. Так происходило в нефтехимической отрасли, производстве синтетических волокон, в целлюлозно-бумажной промышленности и других отраслях. Главной целью было минимизировать перепроизводство и избежать чрезмерной конкуренции. Поэтому принимаемые антимонопольные законы были мягкими и даже в случае нарушения принятых законодательств не предусматривалось официальных санкций и наказаний, никаких штрафов не следовало. В последние годы под активным давлением США и других стран антимонопольное законодательство Японии стало несколько ужесточаться, наметилась тенденция усиления конкуренции как внутри страны, так и на международной арене.
· Реструктуризация промышленности под руководством правительства. Для того чтобы воспользоваться экономией масштаба японским компаниям правительство настоятельно рекомендовало усилить линейное разделение труда и производства между компаниями и затем на основе кооперации увеличить объемы выпуска продукции, что позволило бы воспользоваться эффектом масштаба. Такое разделение производства и кооперация изменили структуру промышленности страны, создав множество фирм и компаний, связанных между собой кооперационными связями и превратив японские корпорации в крупных игроков на глобальном рынке.
· Официальное разрешение картелей. Для ослабления влияния цикличности деловой активности и оказания помощи, отраслям находящимся в кризисе правительство стремилось создать легальные картели. Регулировалось на сколько во время экономического спада каждая из конкурирующих компаний должна была снизить свои производственные мощности и выпуск продукции. Одним из типов картелей были рецессионные картели, которые помогали компаниям и отрасли в целом выжить в трудные времена. Участникам таких картелей разрешалось договариваться об объемах производства, ценах и ограничениях на ввод производственных мощностей. Целью их создания было стремление избежать безработицы, которая была бы неизбежной в случае банкротств компаний, а это оказалось бы серьезной социальной проблемой, учитывая характерный для Японии низкий уровень мобильности рабочей силы. Сохранение рабочих мест расценивалось как социально важная задача, решение которой оправдывало создание картелей. Были разрешены и другие типы картелей. Среди них – рационализационные картели, которые создавались для того чтобы сократить затраты и повысить качество продукции. Участникам таких картелей разрешалось согласовывать стандарты, распределять различные модели продукции между собой, совместно использовать склады и транспорт, обмениваться технологиями и т.д.. что позволяло более рационально использовать имеющиеся ресурсы. И экспортно-импортные торговые картели – создавались для того, чтобы мелкие компании не экспортировали товары по низким ценам. Японское правительство считало, что это может снизить доходы от иностранной валюты и поэтому участники этих картелей согласовывали количество, цену и качество экспортируемых товаров. В целом создание различных картелей рассматривалось как средство защиты мелких и средних компаний от крупных корпораций, так как давали возможность мелким и средним компаниям, входящим в картели, отстаивать свои интересы. Такая защита считалась благотворной для конкуренции, так как ограничивала влияние большого бизнеса.
· Жесткое регулирование финансовых рынков ограниченное влияние Совета директоров.
Для рационального направления ограниченных финансовых ресурсов в нужные отрасли, когда рынок капитала еще был неразвит и банковские кредиты были доминирующей формой корпоративного финансирования, государство жестко регулировало финансовые рынки. Это регулирование было направлено на защиту фирм, ведущих операции с ценными бумагами, им гарантировалась определенная прибыльность через систему фиксированных комиссионных. Министерство финансов внимательно наблюдало за деятельностью фирм, торгующих ценными бумагами, принимая различные инструкции и жестко контролируя финансовую информацию. Вопрос Понятие социальной политики Под социальной политикой понимается комплекс мер, предпринимаемых государством, по поддержанию экономической и социальной стабильности в обществе, повышению уровня жизни населения, обеспечению правовой зашиты созданию социальных гарантий в обществе. Учитывая то, что решение задач социальной политики зависит от состояния дел в общественном производстве, приоритетной целью государственной социальной политики является обеспечение необходимых темпов экономического роста. Прогрессивная социальная политика всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества. Конечной целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Дело в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Государство должно поддерживать существование безработных. Важным направлением социальной политики государства выступает обеспечение условий для нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, систему подготовки и переподготовки работников. Одним из направлений социальной политики выступает устранение или нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к развитию теневой экономики. Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для проведения социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям:
Следующим принципом можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоёв и групп населения. Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие — резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе. Функции социальной политики Можно назвать множество функций, но в качестве основополагающих следует выделить такие формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества:
Формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени: создание целевых комплексных программ направленных на ее реализацию, формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период, с тем чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства. Стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников направлено на побуждение работников к росту производства обеспечению ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства. Все источники доходов, размер и направления поступлений и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными каждому работнику и потребителю общественных благ. Обеспечение социальной защищённости всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу — обеспечение прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственными службами и учреждениями. Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает прежде всего не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно. Так, американская рыночная модель предусматривает наибольшую активность домохозяйств в решении своих не только экономических, но и социальных проблем. Японская модель рынка в решение социальных проблем активно включает фирмы. Здесь действует принцип корпоративизма. Для шведской модели типичен приоритет государства в налаживании социального партнерства и обеспечении социальных гарантий. Что касается модели китайского рыночного социализма, здесь активно сотрудничают общественный и коллективный интересы, а через них оказывается содействие личному фактору (труду) в решении социальных проблем жизни общества. Учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ реализуется в разных системах по разному. Социализм здесь провозгласил принцип распределения по количеству и качеству труда. Он базируется на теории трудовой стоимости и провозглашает: создающий своим трудом большую стоимость должен получать больший доход, большую долю от общественного дохода. На практике этот принцип не реализовался, а насаждалось уравнительное распределение (для работников но не управленческого персонала) в рыночных структурах учет доли каждого ведомства от ресурсного обеспечения производства или общественно полезных действии. Учитывается роль фактора производства, и через механизм рынка определяется долевое участие в распределении благ. Развитие социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимают создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д. Для социальной политики характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях будущее связано с деятельностью фирм, корпораций, благотворительных организаций. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На мировом уровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара. ВОПРОС
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|