Раздел 3. Судебное производство.
РАЗДЕЛ 3. СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
Тема 3. 1. Судебное разбирательство Понятие, сущность, задачи и значение судебного разбирательства. Роль судебного разбирательства в системе стадий уголовного процесса. Соотношение стадий судебного разбирательства и предварительного расследования. Понятие и виды подсудности. Общие условия судебного разбирательства. Их значение для осуществления правосудия. Этика и культура судебного разбирательства. Общий порядок подготовки к судебному заседанию. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу. Роль суда в судебном разбирательстве. Процессуальное положение председательствующего в судебном заседании. Участие в судебном разбирательстве подсудимого, государственного обвинителя, защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, переводчика, специалиста, эксперта. Их процессуальное положение. Равенство процессуальных прав сторон в судебном разбирательстве. Предварительное слушание. Ходатайство об исключении доказательства. Виды решений, принимаемых судьей на предварительном слушании. Секретарь судебного заседания. Протокол судебного заседания. Его форма, содержание и порядок составления. Замечания на протокол судебного заседания и порядок их рассмотрения и разрешения. Семинар «Судебное разбирательство» (форма обучения: очная, очно-заочная) 1. Понятие, сущность, задачи и значение судебного разбирательства. 2. Судебное разбирательство в системе стадий уголовного судопроизводства. 3. Понятие и виды подсудности. 4. Общий порядок подготовки к судебному заседанию. Практическое занятие «Судебное разбирательство» (форма обучения: очная, очно-заочная) - в форме групповой дискуссии
1. Предварительное слушание. 2. Секретарь судебного заседания: основные полномочия и функции. 3. Протокол судебного заседания: структура, содержание и порядок составления. 4. Общие условия судебного разбирательства. Задания для самостоятельной работы 1. Проанализировать виды подсудности. 2. Проанализировать общие условия судебного разбирательства. 3. Проанализировать общий порядок подготовки к судебному разбирательству. 4. Проанализировать основания и порядок проведения предварительного слушания.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию и семинару В ходе выполнения заданий студент должен на основе анализа указанных нормативных актов, основной и дополнительной литературы изучитьвиды подсудности, общие условия судебного разбирательства, общий порядок подготовки к судебному разбирательству, основания и порядок проведения предварительного слушания. Результаты выполнения первого, третьего и четвертого задания следует оформить в виде кроссворда, при этом студент должен быть готов выступить с сообщением по любому из вопросов. Результат выполнения второго задания следует оформить в виде презентации. Тема 3. 2. Порядок судебного разбирательства Структура судебного разбирательства. Понятие, сущность и значение подготовительной части судебного заседания. Система подготовительных действий. Понятие, сущность и значение судебного следствия. Система судебных действий. Понятие, сущность, значение и содержание прений сторон. Реплики участников судебных прений. Понятие, сущность и значение последнего слова подсудимого. Его содержание. Условия и процессуальный порядок возобновления судебного следствия после его окончания.
Постановление приговора. Виды приговоров. Провозглашение приговора. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Производство у мирового судьи. Рассмотрение уголовного дела мировым судьей. Практическое занятие «Порядок судебного разбирательства» (форма обучения: очная, очно-заочная) - в форме ролевой игры 1. Понятие, сущность и значение подготовительной части судебного заседания. 2. Судебное следствие. 3. Прения сторон и последнее слово подсудимого. 4. Постановление приговора. 5. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. 6. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. 7. Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье. структуру судебного разбирательства. Задания для самостоятельной работы 1. Изучить структуру судебного разбирательства. 2. Проанализировать особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением. 3. Проанализировать особенности производства у мирового судьи по делам частного обвинения. 4. Проанализировать особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. 5. Проанализировать виды приговоров, порядок постановления и провозглашение приговора. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию Ролевая игра в форме судебного заседания по дисциплине «Уголовный процесс» представляет одну из наиболее эффективных форм учебной и самостоятельной работы обучающихся, которая позволяет показать важность и значимость отрасли права, а также убедиться в необходимости теоретических знаний для решения конкретных правовых вопросов. Ролевую игру можно условно разделить на три этапа: 1 – подготовительный; 2 – основной - собственно проведение судебного разбирательства; 3 – подведение итогов работы. Важный этап игры – подготовительный, в период которого осуществляется организационная работа. На этом этапе обучающиеся, прежде всего, должны повторить пройденный материал с целью освоения в достаточной мере со своей ролью для подготовки и составления всех процессуальных документов: сообщения о преступлении, постановления о возбуждении уголовного дела и принятия к своему производству, протоколов производства следственных действий и иных процессуальных документов, предусмотренных УПК РФ и необходимых для формирования уголовного дела. При этом следует учесть, что подбор фабулы уголовного дела желательно осуществлять преподавателем совместно с обучающимися.
Распределение ролей, согласно фабуле, должны провести сами обучающиеся. Если их в группе оказывается больше, чем участников процесса по делу (как правило, так и бывает), то можно на одну роль назначить несколько (например, не один свидетель по делу, а три), либо ввести в дело дополнительные роли (например, законного представителя, эксперта, переводчика), немного скорректировав фабулу дела. Особое внимание на этом этапе следует уделить подготовке процессуальных документов, что потребует тщательного изучения уголовно-процессуального законодательства. Помощь в оформлении уголовно-процессуальных документов должен оказывать преподаватель. Желательно подготовить видеоролик по фабуле уголовного дела. Кроме того, в подготовительный период желательно посетить хотя бы один из судов города с целью ознакомления на практике с работой по рассмотрению и разрешению уголовных дел. Все процессуальные действия при подготовке к судебному разбирательству должны осуществляться в строгом соответствии с УПК РФ. Эта работа должна осуществляться студентами как самостоятельная, а на занятиях семинарского типа следует обсуждать итоги работы. Проведение судебного разбирательства – основной, второй этап деловой игры. Он полностью посвящен рассмотрению и разрешению уголовного дела. Руководить «судебным заседанием» должен студент, выступающий в роли судьи, а не преподаватель. Это очень ответственная работа. Как правило, эту роль должен исполнять хорошо подготовленный студент.
В ходе проведения игры рекомендуется применять определенные условности, например, удаление «свидетелей» из зала судебного заседания, заявление отводов, ходатайств и др. Но эти условно совершенные процессуальные действия обязательно должны быть зафиксированы в процессуальных документах и оглашены в ходе судебного разбирательства. Приветствуется видеозапись судебного заседания. Заканчивается игра вынесением судебного решения по делу, как правило, приговора, который должен быть оглашен. Подведение итогов ролевой игры – важнейший этап, целью которого является коллективный просмотр видеозаписи судебного заседания и обсуждения работы обучающихся на предмет выявления ошибок и четкого уяснения возможностей их устранения. Обсуждается работа каждого обучающегося, как положительные моменты, так и недостатки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|