Ценовая система. Виды цен, их классификация.
Ценовая система- это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, которые обслуживают и регулируют экономические отношения между разными участниками национального и мирового рынков. Изменение уровня, структуры и динамики одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Систему цен принято подразделять на условные блоки:
1. Оптовые цены – цены, по которым реализуются крупная партия продукции предприятий. Оптовые цены бывают: - Трансфертная цена – по которой реализуются продукции при ее передаче от одного подразделения другому в пределах одного предприятия. – Закупочные цены (фиксированные и сезонные)– оптовые цены, по которым происходит реализация сельскохозяйственной продукции. – Биржевая цена – цена, формирующаяся на основе биржевых котировок, надбавок, скидок.
2. Розничные цены – цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. Розничные цены имеют две разновидности: - Аукционная цена – цена товаров, проданных на аукционе – Продажная цена – цена, установленная на товар при продаже его на свободном рынке.
3. Цены на строительную продукцию: - Сметная стоимость строительства – отражает уровень предельных затрат на строительство объектов. – Прейскурантная цена – средняя стоимость единицы продукции объекта строительства. – Договорная цена – которая устанавливается по согласования между заказчиком и подрядчиком строительства.
4. Тарифные услуги транспорта – плата за перемещение груза и пассажиров: тарифы авиационного, железнодорожного, морского, автомобильного, речного транспорта.
5. Мировые цены (цена экспорта, цена импорта) – цены обслуживающие международный ранок в целом.
6. Тарифы на услуги, оказываемые населению – тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, бытовые услуги, медобслуживание и др.
Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы национальной экономики (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, в розничной торговле).
В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по видам разновидностей. В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды: 1. Оптовые цены на промышленность продукции – цены, по которым характеризуется и закупается продукция предприятия, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция покупается и продается оптовыми партиями со сменой форм собственности. 2. Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: - Сметная стоимость это предельный размер затрат на строительство каждого объекта. – Прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта. – Договорная цена, устанавливается по договоренности между заказчиком и подрядчиком. 3. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – это цены (оптовые) по которым реализуются сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственным предприятиям, фермерам и населению. 4. Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными, по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или производстве. Розничная цена образуется из: оптовой цены промышленности, НДС, торговой надбавки, торговой скидки, налогом с продаж.
55.Инвестиционная политика: содержание, виды и принципы разработки
Понятие и содержание инвестиционной политики предприятия. Инвестиционная политика предприятия представляет собой сложную и взаимосвязанную совокупность видов деятельности предприятия, направленную на его дальнейшее развитие, получение прибыли и других положительных эффектов в результате инвестиционных вложений.
Разработка инвестиционной политики предполагает: определение долгосрочных целей предприятия; выбор наиболее перспективных и выгодных вариантов вложений капитала; разработку приоритетов в развитии предприятия; оценку альтернативных инвестиционных проектов; разработку технологических, маркетинговых, финансовых прогнозов; оценку последствий реализации инвестиционных проектов.
Инвестиционная политика является составной частью общей финансовой стратегии предприятия и нацелена на обеспечение оптимального использования инвестиционных ресурсов, рациональное сочетание различных источников финансирования, достижение положительных интегральных показателей эффективности проекта и в целом на экономически целесообразные направления развития предприятия.
Виды инвестиционной политики. Инвестиционную политику предприятия классифицируют в зависимости от её направленности. С этой точки зрения выделяют инвестиционную политику, направленную на:
повышение эффективности производства;
модернизацию технологического оборудования и технологических процессов;
создание новых предприятий (производств);
внедрение принципиально нового оборудования и вход на новые рынки сбыта.
Факторы, учитываемые при разработке инвестиционной политики предприятия:
o
финансово-экономическое положение предприятия;
o
состояние рынка выпускаемой предприятием продукции, объём, качество и цена продукции;
o
технический уровень производства, наличие незавершённого строительства и не установленного оборудования;
o
лизинговые условия (возможность получения оборудования по лизингу);
o
наличие у предприятия как собственных, так и возможности привлечения заёмных средств в форме кредитов и займов, соотношение собственных и заёмных средств;
o
условия финансирования инвестиций на рынке капитала;
o
льготы, получаемые инвесторами от государства;
o
коммерческая и бюджетная эффективность намечаемых к реализации проектов;
o
условия страхования и получения соответствующих гарантий инвестиций от некоммерческих рисков.
Принципы разработки инвестиционной политики предприятия:
1.
Правовой принцип (правовая защита инвестиций);
2.
Принцип независимости и самостоятельности (свобода выбора инвестиционного проекта, его разработки и осуществления);
3.
Принцип системного подхода;
4.
Принцип эффективности (выбор такого инвестиционного проекта, который обеспечит наибольшую результативность).
Этапы разработки инвестиционной политики предприятия:
1.
На первом этапе определяется необходимость развития предприятия и экономически выгодные направления этого развития. Для этого требуется:
§
оценить потребительский спрос на выпускаемую продукцию;
§
выявить ожидаемый спрос на период реализации намечаемой инвестиционной политики предприятия;
§
сравнить затраты на выпуск продукции с действующими рыночными ценами;
§
выявить производственные возможности предприятия на перспективу;
§
проанализировать деятельность предприятия за предшествующий период и выявить неиспользованные резервы.
2. На втором этапе осуществляется разработка инвестиционных проектов для реализации выбранных направлений развития предприятия;
3. На третьем этапе происходит окончательный выбор экономически выгодного инвестиционного проекта, планируемого к реализации. Здесь требуется определить:
·
стоимость оборудования, строительных материалов, аренды производственной площади, доставки готовой продукции на рынок сбыта;
·
себестоимость заданного объёма производства и единицы продукции, выпускаемой на новом оборудовании;
·
постоянные и переменные затраты;
·
требующиеся объёмы инвестиционных ресурсов;
·
размер собственных и привлечённых средств, необходимых для реализации проекта;
·
показатели эффективности проекта;
·
риски, генерируемые проектом.
Инвестиционный проект — экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления прямых инвестиций в определённый объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами. Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков осуществления капитальных вложений, при этом необходима проектно - сметная документация, а так же описание практических действий по реализации инвестиций.
Иногда для удобства выделяют понятие бизнес-плана для обозначения обоснования, при этом сам проект называют «Инвестиционный проект».
Типы проектов
Инвестиционные проекты делятся на:
· производственные
· научно-технические
· коммерческие
· финансовые
· экономические
· социально-экономические
В коммерческой практике принято выделять:
а) инвестиции в финансовые активы (реальные, или капиталообразующие, или производственные инвестиции) — инвестиции в производственные здания и сооружения, любые виды машин и оборудования сроком службы более одного года;
б) инвестиции в денежные активы (портфельные инвестиции) — права на получение денежных сумм от других юридических или физических лиц;
в) инвестиции в нематериальные активы — расходы, не связанные с материальным воплощением, но имеющие экономическую ценность. Могут быть материализованы в случае ликвидации предприятия, а также при слиянии и поглощении.
Оценка инвестиционных проектов
Для оценки инвестиционных проектов рассматриваются такие основные факторы, как денежные потоки и их распределение во времени (то есть необходимо учитывать, не только, сколько денег принесет проект, но и насколько быстро) и рискованность проекта
56.Эффективность инвестиционного проекта и задачи ее оценки
Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям – с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую среду, степени вовлечения трудовых ресурсов и т.п. Однако центральное место в этих оценках принадлежит эффективности инвестиционного проекта, под которой в общем случае понимают соответствие полученных от проекта результатов – как экономических (в частности прибыли), так и внеэкономических (снятие социальной напряженности в регионе) – и затрат на проект. Согласно Методическим рекомендациям, эффективность инвестиционного проекта – это категория, отражающая соответствие проекта, порождающего этот ИП, целям и интересам участников проекта, под которыми понимаются субъекты инвестиционной деятельности (рассмотрены выше) и общество в целом. Поэтому в Методических рекомендациях термин эффективность инвестиционного проекта понимается как эффективность проекта. То же относится и к показателям эффективности.
Методические рекомендации предлагают оценивать следующие виды эффективности:
1) эффективность проекта в целом;
2) эффективность участия в проекте.
1) Эффективность проекта в целом. Она оценивается для того, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта, целесообразность его принятия для возможных участников. Она показывает объективную приемлемость ИП вне зависимости от финансовых возможностей его участников. Данная эффективность, в свою очередь, включает в себя:
• общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;
• коммерческую эффективность проекта.
Общественная эффективность учитывает социально-экономические последствия реализации ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты на проект и результаты от проекта, так и внешние эффекты – социальные, экологические и иные эффекты.
Коммерческая эффективность ИП показывает финансовые последствия его осуществления для участника ИП, в предположении, что он самостоятельно производит все необходимые затраты на проект и пользуется всеми его результатами. Иными словами, при оценке коммерческой эффективности следует абстрагироваться от возможностей участников проекта по финансированию затрат на ИП, условно полагая, что необходимые средства имеются.
2) Эффективность участия в проекте. Она определяется с целью проверки финансовой реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех его участников. Данная эффективность включает:
• эффективность участия предприятий в проекте (его эффективность для пред приятий – участников ИП);
• эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров АО – участников ИП);
• эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям – участникам ИП (народнохозяйственная, региональная, отраслевая и т.п. эффективности);
• бюджетная эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
Воспользуйтесь поиском по сайту: