Развитие метода сказкотерапия в психологическом консультировании
В человеческой цивилизации сказкотерапия имеет почтенный возраст - не одно тысячелетие. Однако в научном мире сказкотерапия имеет совсем юный возраст - 12 лет. Официальной датой основания Института сказкотерапии считается 1998 год в России в Санкт Петербурге. На сегодня можно выделить 4-е этапа в развитии сказкотерапии [3]. Первый этап развития сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день. К нему относятся притчи, сказки, байки, метафоры, мифы, которые всегда передавались из поколения в поколение, неся многовековую мудрость народа. Второй этап развития сказкотерапии - собирание и исследование сказок и мифов. Эти исследования связаны с именами Карла Густава Юнга, Луизы фон Франц, Б. Беттельхейма [4]. Юнг навел мосты между мудрецами Востока и психологами Запада. В основе его построения лежит символ. Символ, как и метафора, передает нечто большее, чем представляется на первый взгляд. Вся картина нашего психического мира опосредована символами - архетипами. Архетип - это врожденные элементы человеческой психики, это метафорические прототипы, представляющие многочисленные этапы эволюции человечества. Существуют архетипы отца, матери, мужественности, женственности, детства и т.д. Расшифровка глубинной архетипической природы сказочных образов дает возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается до сих пор. Третий этап - сценарии твоей жизни. Э. Берн указал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека [5]. Сценарий - это постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Это тот психологический импульс, который формирует судьбу человека независимо от его свободного выбора, и превращается в дальнейшем в жизненный сценарий. Можно проследить явное сходство между сказками или мифами и реальными людьми. Благодаря этому этапу развития сказкотерапии появилась возможность помочь человеку увидеть, как формировался его жизненный сценарии, в какие тупики и ловушки он заводит человека, а самое главное, помочь человеку выйти из этих тупиков и творить свою судьбу дальше.
Четвертый этап - комплексная сказкотерапия. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как целостной воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков. Шелдон Копп в своей книге "Гуру: метафоры от психотерапевта" рассказывает о спасительной роли сказок в собственном детстве и о том, как позднее он заново открыл воспитательную силу преданий и сказок. Научные доводы и изыскание не затрагивают душу, в то время как сказки, мифы, метафоры созданные самыми разными культурами мира западают в самые ее недра. Сейчас сказкотворение распространилось и в педагогической, и психологической системах. Познание многих вещей в педагогики даются через сказки, метафоры, притчи. Как в педагогике, так и в психологии активно используется прием "Сочини сказку". В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан огромный сказочно - метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе. Из выше сказанного видно, что сказкотерапии действительно очень многогранный метод, востребованный не только в психологии, но и в других областях жизни, используемый как самостоятельный метод, так и как техника в других методах консультирования.
психологическое консультирование сказкотерапия сказка Глава 2. Исследование сказки как средства психологической помощи Основные виды сказок
На сегодняшний день существует огромное количество самых разнообразных сказок. Но как начала зарождаться сказка сама по себе. Задумавшись, можно выдвинуть следующую гипотезу. Когда с человеком произошла какая-то интересная история, он рассказывает ее друзьям, приятелям, знакомым. После пятого, шестого рассказа история постепенно начинает обрастать новыми мелкими подробностями, поведение самого рассказчика в этой истории становится более осмысленным и эффективным. Благодаря неоднократному повторению истории, у нее через время появляется вступление, завязка, развязка, резюме, мораль. А еще через какое-то время эта история спокойно может превратиться в байку. Байка имеет свойство ходить из уст в уста. Не исключено, что похожие события были в жизни еще некоторых людей. Так, очень скоро может появиться коллективная байка, или анекдот, или притча, или сказка. Причем, каждый из этих видов народного творчества зачастую содержит такую смысловую вещь как метафора. Мета́фора (от др. - греч. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> μεταφορά - "перенос", "переносное значение") - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения. Возьмем притчи Старого и Нового завета, сказки, литературные аллегории - везде используется метафора, чтобы выразить мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Наибольшего развития метафора как инструмент обучения достигла в восточной философии. Например, отточенную форму метафора приобрела в виде коанов - парадоксальных загадок: "Скажи, как звучит хлопок одной ладонью…" [6]. Есть еще одна категория устного народного творчества - мифы. Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. Причем осмысление сопровождалось "оживотворением" всего, что попадало в поле зрения человека.
Но что же такое миф в его психологическом понимании? Обратимся к Юнгу. Мифы - это изначальные открытия, обнаружения пресознательной психики. Многие из таких бессознательных процессов могут косвенным образом вспыхивать, появляться в сознании, но никогда благодаря сознательному усилию или выбору. Другие возникают спонтанно, так сказать, из неотчетливой или не демонстрируемой сознательной причины. По мнению Юнга, мифы представляли не частную картину в сознании древнего человека или группы, а скорее были психической жизнью первобытных людей. Когда мифологические мотивы неожиданно обнаруживаются в ходе анализа, то при этом важно понимать, что в них отражены непосредственные переживания человека во всем разнообразии его жизненного смысла. Хотя эти переживания и соответствуют определенным коллективным элементам психического, следует помнить, что они реактивируются в душе сегодняшнего человека. Вывод Юнга был таков: предпосылки мифообразования должны быть представлены в структуре самой психики, которая выступает в качестве хранилища архетипических структур, опыта, являясь, по сути, тем, что он и называл коллективным бессознательным [4]. Вспоминая сказки из детства, можно разделить их на те, которые создавались многовековой мудростью народа - народные сказки, и сказки, создаваемые писателями - авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. Однако, если посмотреть на этот вопрос с точки зрения психологии, то можно выделить следующие виды сказок [2]: 1. Народные сказки. Наиболее древними народными сказками в литературоведение являются мифы. Также к народным сказкам можно отнести притчи, байки, анекдоты и т.п. В древности, равно как и сейчас, персонифицировались человеческие чувства: Любовь, Горе, Кручина и пр, оживлялись вещи, существа, явления природы. Такой метод сегодня широко используется в психолого-педагогической практике. Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
· окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами; · герои всегда преодолевают препятствия различными способами иногда волшебными. Эта идея важна для умения противостоять различным ситуациям. Побеждая физически или духовно человек становиться сильнее и мудрее; · разделения добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему; · вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случая, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Таким образом, формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру; · все события в сказке не случайны, а закономерны и имеют свою причину. Эта идея способствует развитию причинно-системного мышления в жизни; · самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения. Все эти философские идеи могут и должны обсуждаться как с детьми, так и со взрослыми - клиентами. Наша жизнь многогранна, поэтому и сюжеты народных сказок многообразны. Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы решения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдулаков и прочих. В современной детской субкультуре различают так же и сказки-страшилки. Здесь, вероятно, дети постигают опыт самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и "отыгрывания" напряжения полезно использовать рассказывания страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно "страшным" голосом, протягивая гласные, "растягивая" интонацию; конец страшилки должен быть обязательно смешным. Например, страшная история о том, как некий мальчик после встречи на кладбище с ужасной старухой вынужден разрывать могилы и есть трупы. Закончится история может неожиданно забавно. Вдруг он чувствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: "Проснись, Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь!".
Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому уже исполнилось шесть-семь лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает "концентрат" жизненной мудрости и информации о некой трансформации, которая может происходит с человеком на его жизненном пути. 2. Авторские художественные сказки более трепетные, образные, чем народные. Однако, есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например "Русалочка" Г.Х. Андерсена может формировать образ "жертвы" и "несчастливой любви". Компания У. Диснея даже взяла на себя благородную функцию переписывания этой истории. "Аленький цветочек" закладывает негативный сценарий женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, пьющий муж). "Золушки" вечно ждут принца и теряют огромное количество обуви зря… Негативный жизненный сценарий закладывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки не был понят. Доминирующее в тот момент чувство одиночества и покинутости выбрало из сказки проблемный элемент для своего усиления. В этом случае работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки. При этом необходимо помнить, что народные сказки дают "концентрат" мудрости, а авторские истории чудесно "разбавляют" его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок: известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение "уже виденного"; метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям; разнообразие сюжетов; различные национальные варианты, возможность выбора между ними. К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести: возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен; авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора,; авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта. 3. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создавая сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок "подаются" учебные задания. Алгоритм дидактической сказки-задания таков: · введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, о жизни в этой стране; · разрушения благополучия. В качестве разрушителей могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей); · обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание. В таких историях решение примера - это прохождение испытания; ряд решенных примеров приводят героя к успеху. 4. Психодиагностические сказки. По разной проблематике существуют различные диагностические батареи, дающие достаточное количество необходимой психологу информации. Дополнительно к ним можно применить психодиагностические проективные методики, часто используемые в сказкотерапии. Они хороши тем, что дают психологу дополнительную информацию, зашифрованную в образах с которыми отождествляет себя клиент, и которую в дальнейшем нужно использовать при написании коррекционных сказок. 5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение клиента. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение клиенту смысла происходящего. 6. Психотерапевтические сказки - с казки, врачующие Душу… Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны жизни. Они не всегда однозначны, не всегда имеют "традиционно" счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Функции психотерапевтических сказок: · сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией; · сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории; · сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение; · сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним; · сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций. 7. Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (релаксации), насыщения бессознательного клиента положительными созидательными образами, для раскрытия его личного ресурса, создания атмосферы безопасности и приятия окружающего мира, коррекции и терапии жизненных ситуаций, а так же моделирования новой программы развития клиента. Медитативные сказки вбирают в себя элементы, которые присущи другим видам сказок. Работа со сказками начинается с анализа, с обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование. Таким образом, благодаря такому разнообразию сказок можно решать психологические, культуральные, педагогические проблемы. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. Анализ сказки, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, драматизации, рисования, игры, медитации и многое другое является темой обучения сказкотерапевтов. Поэтому подготовка сказкотерапевтов процесс творческий, увлекательный, но не простой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|