Примеры работы со сказками
Рассмотрим пример психологической работы со сказкой "Курочка Ряба" (Зинкевич-Евстигнеева) [2]. Интересно, что чем короче сказка, тем более концентрированным смыслом она обладает. О чем эта сказка? о подарке судьбы ("золотое яйцо") и о том, что делает с ним неподготовленные люди; о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы); о случайностях, которые обычно случаются закономерно ("мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось"); любви к ближнему ("не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое"); о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом. Это не совсем детская сказка и она больше подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем. Чему нас сказка учит? конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым; гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати какой? не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому. Следующий вопрос, который хочется задать, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему. Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи? Может быть, они плачут оттого, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?
При обсуждении сказки основная задача - подвести ребенка или взрослого, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы "поворачиваем" сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани. Пример психологической работы со сказкой "Колобок" (Зинкевич-Евстигнеева). Может показаться, что это трагическая сказка - ведь в конце главный ее герой погибает. Кто такой Колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он появился на свет? Для того чтобы Дед и Баба смогли его съесть. Колобок рожден быть съеденным. В конце сказки так и случилось. Он выполнил свое предназначение. Часто говорят о том, что эта сказка показывает ребенку последствия нарушения запрета. Но, наверное, более корректно было бы говорить о потере бдительности и стереотипности поведения. Колобок наивно полагает, что модель поведения, успешная в большинстве случаев, эффективна всегда. Жизнь учит нас гибкости, разнообразию способов решения проблем, поиску. Колобок "почивал на лаврах", поэтому и потерял бдительность. Еще одна тема для обсуждения - это стремление испытать себя. Узнать свои ресурсные возможности. Прочувствовать до какой черты можно доходить. Колобок постоянно повышает уровень сложности задачи, и эта игра его затягивает, он не смог вовремя остановиться. Так чему же нас учит сказка "Колобок"? Принятию своего предназначения; умению вовремя остановиться в процессе испытания себя; осознанию последствий нарушения запрета; творческому походу к решению проблем. Хочется вспомнить мультипликационный фильм "Колобок", где изменен сюжет сказки и заканчивается она вполне счастливо. Его можно использовать для коррекции поведения клиента. В новом сценарии миссия и поведение колобка совсем другие: он испечен для того, чтобы послужить подарком внучке (это уже меняет старую миссию колобка на новую - нести пользу и радость другому человеку);
стиль поведения колобка способствует тому, что он подружился со всеми, с кем встречался по пути к внучке и все звери, которых он встретил, идут с ним в гости для того, чтобы съесть его на празднике (колобок каждому говорил, что его есть нельзя, поскольку он - подарок); когда все пришли на праздник, то есть колобка гости отказались, так как он стал их другом, а друга не едят. Колобок остался жив, при этом выполнил свою миссию: он стал подарком на день рождения внучки. Это очень хороший коррекционный сценарий, который показывает, каким образом можно добиться успеха, несмотря на неблагоприятные условия и судьбу. Пример психологической работы со сказкой "По щучьему велению" (Зинкевич-Евстигнеева). Сказка про Емелю неоднозначна. На самом поверхностном уровне эта сказка может быть поверхностно раскритикована. Действительно, кто же такой Емеля?! Он настолько ленив, что сам ничего не делает. Всем известен афоризм: "Лень - двигатель прогресса". Стремление к комфорту рождает удивительные инженерные решения. Так, быть может, самоходная печь и сани отразили мечту наших предков об автомобиле? Если рассматривать более глубокий смысл сказки, то можно вспомнить изречение "мы делаем не делая, и все оказывается сделанным". Но разве возможно "делать не делая"? Оказывается - да, если производить действие мысленное. Емеля - мыслитель, а сказка показывает нам, как оживают мысли и идеи, желаемое становиться реальным. Для того чтобы создать мыслеобраз, человеку необходимо сосредоточиться, отключится от повседневных дел и забот, остаться одному. Но такой человек производит впечатление лентяя. К сожалению, на уровне событий и поведения не всегда можно отличить мыслителя от лентяя… Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не делает "лишних движений", не суетится, лежит на печи (копит силы для главного), но когда чувствует свой шанс, становиться активным в его удержании. Итак, на примере этих трех хорошо известных всем сказок, видно тот глубочайший смысл, который заложен в каждой из них. Та многогранность, которая возможна при анализе этих сказок. Задача сказкотерапевта состоит в том, чтобы показать все стороны клиенту и соединить с реальностью жизни.
2.3 Алгоритм "сказкотворения"
Не смотря на колоссальнейшее различие и разнообразие сказок, можно выделить основные этапы присущие любой сказки, таким образом сформировать алгоритм "сказкотворения" [3]. Перечислим эти этапы: 1. Рождение героя. На этом этапе мы знакомимся с героем. Узнаем, где он родился, в какой семье. Главным героем может быть человек любого социального положения царевич, крестьянин. Узнаем о его личностных особенностях - дурак или "умен не по годам"… "Королевское начало" есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь, чтобы уникальный, индивидуальный дар был раскрыт и применен. 2. Жизнь в отчем доме. Этап развития в отчем доме проходит каждый человек. На его протяжении человек принимает, впитывает, познает родительский опыт и формирует мировоззрение, накапливает информацию об окружающем мире, аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая будет ему опорой в его самостоятельной жизни. 3. Расставание с родным домом. Для этого главный герой отправляется в путь. Расставание с домом может быть как добровольны, так и вынужденным. В сказках наблюдается достаточно большой диапазон причин, которые побуждают героя покинуть родительский дом: спасение похищенной принцессы, поручение отца или царя, изгнание, "желание других посмотреть, себя показать"… Отделяясь от родителей и лишаясь их поддержки, главный герой, как и реальный человек, может рассчитывать только на себя. Какую дорогу он выберет, каким будет его путь - это тема следующего этапа сказки. 4. Выбор пути. На предыдущем этапе герой принял решение действовать самостоятельно. Часто в сказках на этом этапе герой приезжает на распутье. Перед ним три дороги, и вся жизнь его зависит от того, какой путь он выберет. Герой делает выбор в соответствии с целью, с которой он покинул отчий дом. 5. Проверка на "доброе сердце". И вот выбор сделан. Следуя по этой дороге, он встречает разных существ, нуждающихся в его помощи. Он может проехать мимо, сославшись на то, что это отвлекает его от главной цели. Но в сказках герой всегда приходит на помощь. Эта ситуация - проверка на доброе сердце.
6. Встреча с будущими помощниками. Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей, способных помочь ему в трудную минуту. Таким образом, герой получает полную возможность самому строить свою жизнь, опираясь на доверие, совесть, интуицию, взаимовыручку. 7. Борьба и победа. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Колдунья…). Он, иногда не сразу, но все же одерживает победу и получает то, зачем шел. Борьбу со злом можно найти и в реальной жизни человека. Бывают моменты, когда человек ощущает, что в его жизни происходит что-то не так. Приходит осознание, что перемены необходимы. И когда к нам приходит осознание, что же все-таки надо менять, мы отрубаем последнюю голову дракону. Борьба со злом может быть и внешней. Человеку реально приходится противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя, борющегося с Драконом. Побеждая физически или духовно, человек становится сильнее и мудрее. 8. Возвращение домой. Трудности Пути. Оказывается, что победа над злом не означает конца испытаний. Оказывается, что побеждено лишь открытое зло. Герой перешел на более высокий уровень развития и возможностей, и наивно было бы полагать, что это не вызовет зависимости окружающих. На этом этапе герой должен решать задачи с позиции приобретенного нового опыта. Действуя, применяя прошлый опыт и знания, герой погибает. Мудрость сказки заключается в том, чтобы на примере главного героя показать, что достигнутая цель, результат - еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившихся условиях. 9. Возрождение. В некоторых сказках на этом этапе герой рождается заново (мертвая вода и живая, что означает: мертвая вода смывает все прошлые установки, иллюзии, инфантилизм, то, что тормозит развитие; живая вода раскрывает новые творческие способности, силу мудрости, дальновидность). Ему помогают возродиться друзья и помощники, которых он приобрел в Пути. После этого герой может победить всех врагов и внутренних и внешних. 10. Прибытие домой. И вот, наконец, все трудности позади, показался отчий дом, но все изменилось (его считают либо погибшим, либо злодеем, дом порушен или невеста выходит за другого…). Но герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он очень осторожен и мудр. Используя весь опыт пройденного пути, прибегая к помощи верных товарищей, он проходит последние испытания и восстанавливает справедливость. Он воссоединяется со своими корнями, для того, чтобы они в последствии служили ему опорой во взрослой жизни.
11. Обретение нового образа. Однако для того, чтобы все увидели в нем произошедшие изменения, ему нужно изменить облик, стать пригожим "что ни в сказке сказать, ни пером описать". На этом этапе происходит окончательная трансформация героя. Жизненный смысл этого этапа для человека - "простить детские обиды, принять мир таким, каков он есть, и идти в новое будущее с открытым сердцем". 12. Свадьба. Коронование. Только теперь герой может праздновать свою победу. "Королевское начало" раскрыто и воплощено. Он приобретает новый социальный статус, а это предполагает новые цели и большую ответственность. Но наш герой к этому готов. С честью, выдержав все испытания, он способен мудро править своей страной и своей жизнью. Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человек неоднократно вынужден проходить все эти этапы в течение своей жизни, на разных витках в спирали развития… Поскольку, чаще всего сказкотерапевт пишет сам "сказку для клиента", подобная систематизация существенно облегчает его труд. Причем делает возможным обучение этому методу молодых специалистов, что является немаловажным для развития данного метода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|