Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии анализа сказочного сценария




 

Итак, видно, что в работе со сказками каждый этап имеет свое, очень важное, значение. Все эти этапы можно разделить на 4-е стадии, каждая из которых имеет свой смысл и свой перечень вопросов для анализа [3].

 

Стадии развития сценария Этапы жизненного пути героя Вопросы для анализа содержания сказки
1. Зарождение и формирование героя Рождение героя, Жизнь в отчем доме, Покидание отчего дома О чем сказка? Каков основной смысл сказки? Кто главный герой (положительные и отрицательные качества)? К чему стремится? В чем основной конфликт?
2. Стадия становления. Способы взаимодействия с окружающим миром Выбор пути, Проверка на доброе сердце, Обретение помощников Каким образом герой пытается разрешить конфликт? активно, пассивно; сам или передает активность другому - важна ли помощь в решении вопросов; прямой агрессией (достает меч и рубит голову) - решение проблемы с позиции силы; хитростью - способность посмотреть на ситуацию с др. стороны, обернуть ее в шутку; волшебством - использование оберегающих предметов; групповое решение - важность присутствие коллектива; и др способами.
3. Стадия управления. Видимые и скрытые мотивы поступков героя, его готовность взять ответственность за свои действия борьба и победа, возвращение домой, возрождение Почему герой совершает те или иные поступки? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Что приносят его поступки другим людям (радость, горе, прозрение и др.)? Герой разрушитель или созидатель?
4. Стадия завершения. Осознание уроков на пути героя, понимание идеи сказки и соединение ее с реальностью жизни. Прибытие домой, Обретение нового образа, Свадьба и коронование Что герой получил в результате? Достиг ли герой своих целей? Какова мораль сказки. Чему она научила? Как этот опыт применяется в жизни?

 

Таким образом, благодаря такому анализу сказок становится возможным:

восполнить пробелы индивидуальной истории клиента, и дополнить ее общечеловеческой информацией;

актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории;

сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;

отобразить внутренний конфликт клиента и дать возможность поразмышлять над ним;

создать альтернативную концепцию восприятия неоднозначных жизненных ситуаций;

сформировать Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того, чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).


Заключение

 

Для того чтобы стать направлением в практической психологии, сказкотерапия прошла большой путь. Она была и продолжает быть средством передачи опыта и знаний "из уст в уста". Она служила и продолжает верно служить многим психологам, психотерапевтам и педагогам как техника психологической помощи и обучения. И, наконец, ее признали как особое явление в человеческой культуре, как мультидисциплинарную систему, как носителя важнейшей информации.

Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с клиентом на ценностном уровне. Психологические, культуральные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Ведущими идеями сказкотерапии являются:

·   осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;

·   понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

·   познание разных стилей мироощущения;

·   осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

·   внутреннее ощущение силы и гармонии.

Эмоциональный аспект сказкотерапии является дверью к личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, дети, подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. У сказкотерапии нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. И в каждом случае свои комбинации, акценты, "посылы". Секрет метода состоит в том, что в сказкотерапии важно последействие - та мощная сила, стимулирующая развитие клиента. Развитие, не зависящее от психолога - собственное развитие.

У сказкотерапии много возможностей. Однако, при ее использовании важны три вещи:

уместность;

искренность;

дозированность.

Как бы ни любил психолог сказки, необходимо чувствовать клиента. И важным условием для использования данного метода является внутреннее желания человека погрузиться в мир детства, фантазии и творчества, где все возможно.


Список литературы

 

1. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу. Издательство "Речь". Санкт-Петербург, 2003 г.

2. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: ООО "Речь", Санкт-Петербург, 2002 - 168 с.

.   Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Пратикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", Санкт-Петербург, 2000. - 310 с.

.   Аналитическая психология: Прошлое и настоящее /К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; Сост.В. В. Зеленский, А.М. Руткевич. - М.: Мартис, 1995. - 320 с.

.   Мелия М. Бизнес - это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека - 4-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 352 с.

.   Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка /Пер. с англ. Т.К. Кругловой. - М.: Независимая фирма "Класс" (Библиотека психологии и психотерапии) - 92 с.

.   Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Тренинг по сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", 2006. - 176 с.

.   Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", 2006.208 с.

.   Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов - Изд 6-е., перераб. и доп. - М: Академический Проект, 2001. - 480 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...