Стадии анализа сказочного сценария
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Итак, видно, что в работе со сказками каждый этап имеет свое, очень важное, значение. Все эти этапы можно разделить на 4-е стадии, каждая из которых имеет свой смысл и свой перечень вопросов для анализа [3].
Таким образом, благодаря такому анализу сказок становится возможным: восполнить пробелы индивидуальной истории клиента, и дополнить ее общечеловеческой информацией; актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории; сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение; отобразить внутренний конфликт клиента и дать возможность поразмышлять над ним; создать альтернативную концепцию восприятия неоднозначных жизненных ситуаций; сформировать Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того, чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания). Заключение
Для того чтобы стать направлением в практической психологии, сказкотерапия прошла большой путь. Она была и продолжает быть средством передачи опыта и знаний "из уст в уста". Она служила и продолжает верно служить многим психологам, психотерапевтам и педагогам как техника психологической помощи и обучения. И, наконец, ее признали как особое явление в человеческой культуре, как мультидисциплинарную систему, как носителя важнейшей информации. Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с клиентом на ценностном уровне. Психологические, культуральные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Ведущими идеями сказкотерапии являются: · осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни; · понимание причинно-следственных связей событий и поступков; · познание разных стилей мироощущения; · осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
· внутреннее ощущение силы и гармонии. Эмоциональный аспект сказкотерапии является дверью к личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, дети, подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. У сказкотерапии нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. И в каждом случае свои комбинации, акценты, "посылы". Секрет метода состоит в том, что в сказкотерапии важно последействие - та мощная сила, стимулирующая развитие клиента. Развитие, не зависящее от психолога - собственное развитие. У сказкотерапии много возможностей. Однако, при ее использовании важны три вещи: уместность; искренность; дозированность. Как бы ни любил психолог сказки, необходимо чувствовать клиента. И важным условием для использования данного метода является внутреннее желания человека погрузиться в мир детства, фантазии и творчества, где все возможно. Список литературы
1. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу. Издательство "Речь". Санкт-Петербург, 2003 г. 2. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: ООО "Речь", Санкт-Петербург, 2002 - 168 с. . Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Пратикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", Санкт-Петербург, 2000. - 310 с. . Аналитическая психология: Прошлое и настоящее /К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; Сост.В. В. Зеленский, А.М. Руткевич. - М.: Мартис, 1995. - 320 с. . Мелия М. Бизнес - это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека - 4-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 352 с. . Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка /Пер. с англ. Т.К. Кругловой. - М.: Независимая фирма "Класс" (Библиотека психологии и психотерапии) - 92 с. . Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Тренинг по сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", 2006. - 176 с. . Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", 2006.208 с. . Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов - Изд 6-е., перераб. и доп. - М: Академический Проект, 2001. - 480 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|