Определение требований к кандидату
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ТЕМА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР ПЕРСОНАЛА План 1. Организация процесса профессионального психологического отбора кадров. 2. Определение требований к кандидату. 3. Подбор кандидатов. 4. Оценка кандидатов. 5. Прием на работу. Литература 1. Бодров В.А., Сыркин Л.Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психол. журн. 2003. № 1. С. 73–81. 2. Никифоров Г.С. Психологический отбор и подготовка менеджеров // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. 1993. № 13. 3. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2002. 4. Чарухилова С.М., Булаева К.Б., Вавилов В.А. Психологический подход к профессиональному отбору // Психол. журн. 1995. № 5. 5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-Синтез, 2002.
1. Организация процесса профессионального Профессиональный отбор – комплекс мероприятий по выявлению лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. В основе профессионального отбора лежит оценка профессиональной пригодности специалиста. Персонал является мотором любой организации, нормальному функционированию которой способствует научно обоснованный кадровый отбор. Показатели эффективности процесса отбора кадров: · уровень текучести кадров, особенно среди новых работников; · доля работников, не прошедших испытательный срок от общего числа принятых на работу; · финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров; · уровень нарушений трудовой и исполнительской дисциплины среди новых работников (прогулы, опоздания, низкая эффективность использования рабочего времени);
· уровень брака и ошибок, допускаемых новыми работниками; · частота поломок оборудования; · эффективность использования необходимых материалов, комплектующих; · уровень производственного травматизма среди новых работников; · количество жалоб и претензий, поступивших по вине новых работников со стороны клиентов, поставщиков. Достоверная информация относительно эффективности системы отбора кадров может быть получена на основе комплекса показателей. Особенно велики расходы организации, связанные с ошибками при приеме на работу специалистов, не отвечающих минимальным требованиям. Но прием на работу лиц с уровнем знаний, значительно превышающим требования к должности («слишком хороших») тоже приводит к издержкам. Такие работники склонны быстро охладевать к работе и увольняться. Просчеты в работе по отбору новых работников могут привести к следующим последствиям: · недостаточное качество производственной деятельности персонала (низкое качество продукции или услуг); · снижение конкурентоспособности товаров и услуг, и как следствие – снижение прибыли; · неблагоприятный имидж организации в глазах клиентов, потребителей и поставщиков; · издержки, связанные с травматизмом, поломкой оборудования; · расходы, связанные с переводами и увольнением неподходящих работников (выплата компенсаций в случае обжалования работником увольнения в судебном порядке). Принципы организации процесса отбора: · Поиск и отбор кадров должны быть связаны со стратегией и назначением данной организации. · Научно-методическое обеспечение (исследование рынка труда, разработка и использование технологии кадрового отбора, анализ закрепляемости и успешности новичков). · Финансовое обеспечение (обоснование, планирование и получение финансовых средств на проведение работ по кадровому отбору).
· Материально-техническое обеспечение (помещение, средства оргтехники по обработке и учету информации). · Правовое обеспечение (строгое использование основательной правовой базы под все действия, связанные с персоналом: трудовое законодательство, общероссийские классификаторы должностей и профессий, тарифно-квалификационные справочники). · Необходимо обеспечить справедливый подход к оценке всех кандидатов и претендентов на должность. Процесс отбора строится таким образом, чтобы каждый из его этапов выполнял по отношению к кандидатам отсеивающую функцию. К процедурам отбора, требующим значительных финансовых и временных затрат (собеседование, медосмотр), должны быть допущены претенденты, полностью устраивающие работодателя по всем формальным характеристикам. Для большинства претендентов процедура отбора – это первый контакт с организацией. Кандидаты часто судят об организации по тому, как организован процесс отбора. Для формирования положительного имиджа организации в глазах ее потенциальных работников большое значение имеет информация, отраженная на стендах, установленных в месте проведения отбора новых работников. При подготовке и проведении процедуры отбора необходимо помнить, что не только организация отбирает работников, но и кандидат также принимает решение о том, насколько привлекательно для него данное место работы. Определение требований к кандидату 1. Выявление потребности в персонале (планирование человеческих ресурсов). На потребность в персонале оказывают влияние следующие факторы: · Изменение стратегии развития организации (переход к выпуску новой продукции, освоение новых рынков сбыта, ликвидация отдельных сегментов бизнеса и пр.). · Внутриорганизационная динамика рабочей силы (увольнения по собственному желанию, выходы на пенсию, декретные отпуска и т. п.). · Внедрение новой техники и технологии на предприятии. · Макроэкономические факторы (темпы экономического роста, уровень инфляции и безработицы). · Изменения законодательства (налогового режима, системы социального страхования, трудового законодательства).
· Состояние рынка сбыта. Падение спроса на продукцию приводит к необходимости сокращения численности сотрудников. И, наоборот, быстро растущий спрос на продукцию указывает на необходимость дополнительного набора рабочей силы. На разных стадиях развития организации характер требований к персоналу неизбежно меняется (табл. 1). Таблица 1 Характер требований к персоналу в зависимости от стадии развития
Понимание динамики факторов, влияющих на потребности организации в рабочей силе, является основой планирования человеческих ресурсов. Планирование человеческих ресурсов – обеспечение реализации планов организации необходимыми специалистами. Планированию подлежит их численность, квалификация, производительность, издержки на найм. Значение планирования человеческих ресурсов: · Оптимизация использования персонала. Детальное планирование позволяет выявить и продуктивно применить невостребованный потенциал сотрудников путем расширения должностных обязанностей, перевода работников на другие рабочие места. · Совершенствование процесса приема на работу. Планирование является источником информации о потребностях организации в персонале, что дает возможность обеспечить отбор кандидатов на планомерной основе, снизить издержки и избежать кризисных ситуаций, связанных с нехваткой рабочей силы.
· Организация профессионального обучения. План по человеческим ресурсам является основой для планирования и проведения профессионального обучения в организации. · Создание основы для развития других программ управления персоналом. Знание тенденций в динамике численности, изменении квалификационной структуры персонала позволяет разрабатывать долгосрочные программы профессионального развития. Для руководителей существуют усредненные нормы управляемости с учетом уровня управления и типа производства[1] (табл. 2). Таблица 2 Нормы управляемости
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|