Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение требований к кандидату




ТЕМА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР ПЕРСОНАЛА

План

1. Организация процесса профессионального психологического отбора кадров.

2. Определение требований к кандидату.

3. Подбор кандидатов.

4. Оценка кандидатов.

5. Прием на работу.

Литература

1. Бодров В.А., Сыркин Л.Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психол. журн. 2003. № 1. С. 73–81.

2. Никифоров Г.С. Психологический отбор и подготовка менеджеров // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. 1993. № 13.

3. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2002.

4. Чарухилова С.М., Булаева К.Б., Вавилов В.А. Психологический подход к профессиональному отбору // Психол. журн. 1995. № 5.

5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-Синтез, 2002.

 

1. Организация процесса профессионального
психологического отбора кадров

Профессиональный отбор – комплекс мероприятий по выявлению лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. В основе профессионального отбора лежит оценка профессиональной пригодности специалиста.

Персонал является мотором любой организации, нормальному функционированию которой способствует научно обоснованный кадровый отбор.

Показатели эффективности процесса отбора кадров:

· уровень текучести кадров, особенно среди новых работников;

· доля работников, не прошедших испытательный срок от общего числа принятых на работу;

· финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров;

· уровень нарушений трудовой и исполнительской дисциплины среди новых работников (прогулы, опоздания, низкая эффективность использования рабочего времени);

· уровень брака и ошибок, допускаемых новыми работниками;

· частота поломок оборудования;

· эффективность использования необходимых материалов, комплектующих;

· уровень производственного травматизма среди новых работников;

· количество жалоб и претензий, поступивших по вине новых работников со стороны клиентов, поставщиков.

Достоверная информация относительно эффективности системы отбора кадров может быть получена на основе комплекса показателей.

Особенно велики расходы организации, связанные с ошибками при приеме на работу специалистов, не отвечающих минимальным требованиям. Но прием на работу лиц с уровнем знаний, значительно превышающим требования к должности («слишком хороших») тоже приводит к издержкам. Такие работники склонны быстро охладевать к работе и увольняться.

Просчеты в работе по отбору новых работников могут привести к следующим последствиям:

· недостаточное качество производственной деятельности персонала (низкое качество продукции или услуг);

· снижение конкурентоспособности товаров и услуг, и как следствие – снижение прибыли;

· неблагоприятный имидж организации в глазах клиентов, потребителей и поставщиков;

· издержки, связанные с травматизмом, поломкой оборудования;

· расходы, связанные с переводами и увольнением неподходящих работников (выплата компенсаций в случае обжалования работником увольнения в судебном порядке).

Принципы организации процесса отбора:

· Поиск и отбор кадров должны быть связаны со стратегией и назначением данной организации.

· Научно-методическое обеспечение (исследование рынка труда, разработка и использование технологии кадрового отбора, анализ закрепляемости и успешности новичков).

· Финансовое обеспечение (обоснование, планирование и получение финансовых средств на проведение работ по кадровому отбору).

· Материально-техническое обеспечение (помещение, средства оргтехники по обработке и учету информации).

· Правовое обеспечение (строгое использование основательной правовой базы под все действия, связанные с персоналом: трудовое законодательство, общероссийские классификаторы должностей и профессий, тарифно-квалификационные справочники).

· Необходимо обеспечить справедливый подход к оценке всех кандидатов и претендентов на должность.

Процесс отбора строится таким образом, чтобы каждый из его этапов выполнял по отношению к кандидатам отсеивающую функцию. К процедурам отбора, требующим значительных финансовых и временных затрат (собеседование, медосмотр), должны быть допущены претенденты, полностью устраивающие работодателя по всем формальным характеристикам.

Для большинства претендентов процедура отбора – это первый контакт с организацией. Кандидаты часто судят об организации по тому, как организован процесс отбора. Для формирования положительного имиджа организации в глазах ее потенциальных работников большое значение имеет информация, отраженная на стендах, установленных в месте проведения отбора новых работников.

При подготовке и проведении процедуры отбора необходимо помнить, что не только организация отбирает работников, но и кандидат также принимает решение о том, насколько привлекательно для него данное место работы.

Определение требований к кандидату

1. Выявление потребности в персонале (планирование человеческих ресурсов).

На потребность в персонале оказывают влияние следующие факторы:

· Изменение стратегии развития организации (переход к выпуску новой продукции, освоение новых рынков сбыта, ликвидация отдельных сегментов бизнеса и пр.).

· Внутриорганизационная динамика рабочей силы (увольнения по собственному желанию, выходы на пенсию, декретные отпуска и т. п.).

· Внедрение новой техники и технологии на предприятии.

· Макроэкономические факторы (темпы экономического роста, уровень инфляции и безработицы).

· Изменения законодательства (налогового режима, системы социального страхования, трудового законодательства).

· Состояние рынка сбыта. Падение спроса на продукцию приводит к необходимости сокращения численности сотрудников. И, наоборот, быстро растущий спрос на продукцию указывает на необходимость дополнительного набора рабочей силы.

На разных стадиях развития организации характер требований к персоналу неизбежно меняется (табл. 1).

Таблица 1

Характер требований к персоналу в зависимости от стадии развития
организации и стратегии управления

Стадия жизненного цикла организации Тип стратегии Требования к персоналу
Формирование Предпринимательская стратегия Инновационная активность, инициативность, контактность, долговременная ориентация, готовность к риску, ответственность
Рост Стратегия динамического роста Приверженность организации, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, ориентация на решение проблем
Стабилизация Стратегия сохранения достигнутого уровня прибыльности Достижение максимальных результатов при невысоком уровне затрат и низком уровне риска, следование правилам, сохранение стабильности
Спад Ликвидационная стратегия Готовность работать короткое время, узкая ориентация, установка на переобучение, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда

 

Понимание динамики факторов, влияющих на потребности организации в рабочей силе, является основой планирования человеческих ресурсов.

Планирование человеческих ресурсов – обеспечение реализации планов организации необходимыми специалистами. Планированию подлежит их численность, квалификация, производительность, издержки на найм.

Значение планирования человеческих ресурсов:

· Оптимизация использования персонала.

Детальное планирование позволяет выявить и продуктивно применить невостребованный потенциал сотрудников путем расширения должностных обязанностей, перевода работников на другие рабочие места.

· Совершенствование процесса приема на работу.

Планирование является источником информации о потребностях организации в персонале, что дает возможность обеспечить отбор кандидатов на планомерной основе, снизить издержки и избежать кризисных ситуаций, связанных с нехваткой рабочей силы.

· Организация профессионального обучения.

План по человеческим ресурсам является основой для планирования и проведения профессионального обучения в организации.

· Создание основы для развития других программ управления персоналом.

Знание тенденций в динамике численности, изменении квалификационной структуры персонала позволяет разрабатывать долгосрочные программы профессионального развития.

Для руководителей существуют усредненные нормы управляемости с учетом уровня управления и типа производства[1] (табл. 2).

Таблица 2

Нормы управляемости

Уровень сложности продукции Тип производства продукции
Массовое и крупносерийное Серийное Индивидуальное и мелкосерийное
Особо сложная продукция 5 подразделений по 11 человек в каждом 4 подразделения по 9 человек в каждом 3 отдела по 7 человек в каждом
Сложная и простая продукция 6 подразделений по 15 человек в каждом 5 подразделений по 13 человек в каждом 4 отдела по 11 человек в каждом

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...