Метод «Матричного запоминания»
Представим ситуацию: вы хотите ехать отдыхать, а времени на сборы почти не остается. Вы едете домой и по дороге обдумываете, что с собою взять. Надо ничего не упустить, но и не тратить время на суету. В этой ситуации технология запоминания будет следующей: Представьте вашу комнату, в которой будут происходить сборы, и расположение мебели в ней. Составьте цепочку мебели, разбитую на «картинки». Например, слева от двери — диван, кресло и стул — это одна «картинка»; охватите ее всю взглядом. Далее стол, еще один стул, ковер на полу — другая «картинка». Если понадобится, то можно составить еще несколько «картинок» в другой комнате. Эту цепочку нужно посканировать, чтобы закрепить в КВХ. Она и будет служить матрицей. Теперь в матрицу можно укладывать вещи. На диван кладем одежду: свитер, тенниска, штаны, шорты, носки (и чтобы вещи были хорошо видны друг из-под друга). Это один блок. Рядом другой: майка, трусы, плавки и проч. Нужно стараться делать так, чтобы на диване было не более 4—5 блоков, по 4—5 предметов в каждом блоке. Таким образом, мы превратили диван в ЕИ, в которой имеется 15—20 предметов. Эту ЕИ теперь просканируйте и переходите к креслу. На него можно положить предметы для развлечения: бадминтон, шахматы, мяч, надувной матрас, приемник и проч., но соблюдая правило: 4—5 предметов в блоке и не более 4—5 блоков. Впрочем, количество блоков и предметов нужно установить экспериментально, поскольку это зависит от ваших индивидуальных особенностей. Сканируется и эта ЕИ, теперь можно переходить к стулу. Положим на него продукты: хлеб, консервы, макароны, напиток... Когда закончите процесс наполнения матрицы, не забудьте пару раз просканировать ее. Вот теперь можно собираться без суеты и спешки! Следует заметить, что, несмотря на свою простоту, прием требует некоторой тренировки. Но привычка пользоваться им постоянно не только укрепит вашу память, но благотворно скажется на вашем характере.
В данном случае матрицей для запоминания послужила мебель в вашей комнате. Но матрицы могут быть любые... Например, улица, по которой вы часто ходите, которую хорошо знаете. Скажем, вам необходимо в течение дня поговорить с каким-то количеством людей и решить с ними весьма важные вопросы. Расставьте в своем воображении этих людей по улице: одного у подъезда (если нужно решить с ним вопрос с кирпичами — дайте ему в руки пару кирпичей), Другого у телефонной будки (нужно потребовать с него долг — суньте ему в руки пачку денег), третьего на трамвайной остановке (с ним нужно переговорить о газетной статье — пусть читает газету) и тому подобное. Матрицей может служить любой пейзаж, любая местность — лишь бы вы их хорошо себе представляли. Необходимо иметь в своем распоряжении несколько матриц, которые можно использовать по очереди. Вчера вы использовали одну, сегодня — другую, завтра — третью... А вчерашняя матрица тем временем будет потихоньку освобождаться от ненужной уже информации и через пару дней сможет послужить снова.
Метод «Мест» Этот прием иногда также называют методом римских комнат или методом Цицерона. По легенде, римский политик и оратор Цицерон перенял эту технику у Симонида. Известно, что знаменитые речи Цицерона, воспроизводившиеся им по памяти, пестрели именами, датами и цитатами. Метод мест предполагает, что в каком-нибудь помещении (квартире, комнате и пр.) мы выделяем несколько предметов, расположение которых относительно друг друга нам хорошо известно, и на них размещаем наши образы. Такими предметами-местами могут быть, например, шкаф, компьютерный стол, офисное кресло, окно, дверь. А также подоконник, ваза с цветами, сейф, мусорная корзина, люстра.
При этом важно выделять предметы, у которых в данном помещении есть постоянное место. Скажем, сумка (которую кто-то просто забыл) не подходит: впоследствии вы можете о ней и не вспомнить.
Метод «Метод выделения деталей» Метод заключается в том, что в каком-то определенном предмете (образе) мы выделяем несколько деталей. Например: Образ — мамонт. Детали — хвост, уши, клыки, хобот, ноги и т.д. Образ — мобильный телефон. Детали — камера, динамик, микрофон, клавиши, кнопка включения, дисплей, разъем для наушников и т.д. Среднее количество деталей, которое можно выделить в одном предмете, составляет от трех до семи. Детали при этом должны иметь несходные образы. Иначе вы запутаетесь или вообще их не запомните. Так, не имеет смысла в слоне выделять два уха или четыре ноги. Попробуйте выделить лапки у сороконожки, и вы поймете, о чем я говорю.
Метод «Метод путешествий» Этот метод очень похож на метод мест. Разница в том, что мы выделяем знакомые места не в помещении, а на известных нам маршрутах, будь то дорога на работу, в клуб, парк или к стоматологу. Такие места называются локациями. Например: остановка, поликлиника, светофор, магазин одежды, парикмахерская, парк, стадион, бассейн, автостоянка, заправка. Как видите, метод путешествий так же прост, как и метод мест, поскольку мы имеем дело с тем, что хорошо знакомо. Локации, или «локи» (от лат. locus — место), не ограничиваются маршрутами, которые вы избираете ежедневно. Они могут быть выделены по всему городу или в нескольких населенных пунктах, в частности в тех, где вы провели детство или отпуск. Места — это якоря нашей памяти, отправные точки, с помощью которых мы движемся во времени. Если бы ни они, мы, наверное, были бы не в состоянии запоминать такое огромное количество информации!
Метод «Комбинирования» Для более качественного запоминания возможно сочетание всех или нескольких методов. Такой подход позволит создать огромное количество локаций, с помощью которых мы сможем запоминать информацию. Например: Прогулка по городу: аптека, супермаркет, кинотеатр, остановка (метод путешествий)
В супермаркете: дверь, сейфы для хранения сумок, тележка, прилавок с фруктами (метод мест) В тележке: ручка, дно, колесико (метод выделения деталей). Как создавать маршруты При размещении образов можно либо обратиться к хорошо известному маршруту (метод путешествий), либо придумать новый. Самое простое — пройтись по своему городу и внимательно присмотреться. Локи должны располагаться последовательно и находиться на примерно одинаковом расстоянии друг от друга. Будет ошибкой, если вы выберете автобусную остановку рядом с аптекой, а в качестве следующего объекта — стадион на другом конце города. Можете сфотографировать до нескольких сотен объектов и составить из снимков последовательность, например, с помощью PowerPoint. Используйте сюжет хорошо известного вам фильма для того, чтобы создать локации для размещения будущих образов. Геймеры могут выбирать места из компьютерных игр. Например, из игры Counter-Strike можно использовать карты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|