Запоминание объёмных текстов
Если вы посвятили тренировкам хотя бы несколько дней, то уже смогли убедиться в том, что запоминать большее количество информации в виде сообщений совсем не сложно. При этом вы не пользовались никакими чудодейственными средствами — только тем, чем наградила природа. Мы же помогли только с технологией запоминания. Теперь, яснее представляя работу механизма памяти, вы понимаете, что человеческий мозг более приспособлен запоминать не отдельные элементы информации, а структуры элементов информации — то есть ЕИ. Они, в свою очередь, тоже не существуют сами по себе, не висят в воздухе: они привязываются к какому-либо фундаменту, какой-либо матрице или ассоциативному ряду. Тогда память, имея твердую опору, легко справляется с порученной работой. Но до сих пор мы имели дело с небольшими отрывками. Запоминание крупных текстов несколько сложнее и происходит чуть-чуть иначе. Пользоваться уже изученными опорами для запоминания крупных текстов неудобно по многим причинам. Во-первых, приходится запоминать много текстов, на всех не хватит никакого количества матриц. Во-вторых, крупный текст имеет длинную логическую цепочку, которая при матричном запоминании может ускользнуть от внимания. В-третьих, для глубокого знания текста необходимо уметь видеть содержание текста целиком, чтобы иметь возможность активизировать мышление. (Об этом, правда, мы расскажем в следующей книге, но уже сейчас работаем с прицелом на последующее логическое запоминание). Таким образом, запоминание текстов требует выработки особых навыков. На образном уровне есть два основных приема запоминания текстов: запоминание по сюжету и группирование 2-го уровня. Запоминание по сюжету более всего подходит младшим школьникам, однако в виде отдельных элементов этот прием применяется и старшими школьниками и взрослыми.
Условно разделим все многообразие текстов на две группы: конкретные тексты и абстрактные. Под конкретными будем понимать такие тексты, при чтении которых мы можем задействовать значительную часть комплекса своих ощущений. Это значит, что в таких текстах все или почти все можно воспринимать с помощью органов чувств — видеть, слышать, осязать и проч. А под абстрактными будем понимать тексты, в которых речь идет о вещах, которые трудно или невозможно увидеть, услышать, потрогать руками... Запоминание по сюжету рассчитано, главным образом, на конкретные тексты. Чтобы разобраться в этом приеме, сначала пробегите глазами текст «Острова Фиджи», а потом внимательно прочтите комментарий, одновременно просматривая текст. ОСТРОВА ФИДЖИ Архипелаг Фиджи — это крупные и мелкие острова, различные по происхождению, в том числе и атоллы. Больше всего здесь островов вулканического происхождения. Все большее значение для экономики Фиджи приобретает создание пансионатов, туристских баз — объектов «туристической индустрии». Многие километры песчаных пляжей, окаймленных пальмовыми рощами, также укромные бухты, коралловые постройки рифов с вечным грохотом морского прибоя, зеленые мангровые острова, поразительные пейзажи коралловых мелководий со стайками пестроокрашенных рыб, доступных для обозрения не только аквалангистам, но и туристам, путешествующим на специальных катерах с прозрачным дном, — все это сделало Фиджи одним из самых притягательных курортов в Тихом океане. Столица государства — город Сува — находится на краю восточного полушария, поблизости от международной линии перемены дат. Фиджийцы говорят, что их столица первой в мире встречает каждое утро восход солнца.
Облик города типично тропический: всюду виднеются кокосовые пальмы с гроздьями плодов. Из декоративных растений распространена китайская роза, особенно популярная на Фиджи. Внешность местных жителей своеобразна. Лица темные, широкие. Особенно удивляют волосы — пышная черная курчавая копна, словно большая шапка. Прическа одинакова как у мужчин, так и у женщин. Мужчины-фиджийцы носят юбки. В юбках ходят полицейские, служащие отелей, солдаты. Мужские юбки выглядят щеголевато, они белые, с крупными зубцами внизу. Как правило, тексты-описания запоминаются плохо. Не случайно многие нетренированные читатели, встречаясь с описаниями пейзажей, интерьеров и проч., стремятся пробежать их глазами как можно быстрее, а то и вовсе перелистывают страницы. Происходит это потому, что текст-описание является обычно длинной последовательностью мелких элементов информации. Попытка читать их механически приводит к быстрому переполнению регистра оперативной памяти. И тогда читатель перестает видеть общую картину: перед ним проходят только те образы, которые попали в узкое поле его внимания. Представьте, что вы находитесь в лесу во время густых сумерек; вы видите только то, что выхватывает из полутемноты узкий луч вашего фонарика. Общая картина не видна, ориентироваться трудно, из такого леса хочется побыстрее выбраться. В то же время те страницы книги, в которых есть динамика, развитие сюжета, читаются с интересом и запоминаются без труда. Если придумать для текста-описания свой сюжет, то мелькание образов прекратится, станет видна общая картина, и запоминание тут же пойдет на лад. Правда, придется немного пофантазировать, но это небольшое напряжение с лихвой окупается. Итак, активизируем наши ощущения, включая фантазию и... начинаем снимать фильм об островах Фиджи. С этого момента вы режиссер, оператор, звукорежиссер и даже герой этого фильма. Первый план: острова Фиджи с птичьего полета... Стараемся охватить все одним взглядом: и острова, и атоллы, и вулканчики (их, конечно, нет на самом деле, но мы введем их в ЕИ, чтобы они напоминали о вулканическом происхождении многих островов). Опускаемся с видеокамерой и низко-низко пролетаем над одним из островов, рассматривая «туристическую индустрию»: пансионаты, туристские базы, загорелых людей, кафе и проч. (Можем испытать и чувство зависти — нехорошее чувство, но запоминающееся).
При соответствии сюжета нужно видеть не только тот объект, о котором мы в эту секунду читаем, но важно одновременно удерживать на «картинке» и то, что уже проскочило. При этом прожектор вашего внимания, освещая изучаемый объект, время от времени стремительно скользит к началу — и снова к объекту. То есть время от времени мы сканируем пройденный сюжет-маршрут. Вылетаем из населенного пункта на природу... В третьем абзаце дается длинное перечисление однородных элементов информации, поэтому будем составлять маршрут своего движения и представлять его зрительно как непрерывную цепочку ярких образов, время от времени сканируя ее....Промчимся над пляжами, ощущая жар их горячих песков; свернем в пальмовую рощу, потрогаем руками прохладные зеленые листья; присядем на мгновение у воды тихой бухточки, вдохнем морской воздух, понаблюдаем, как трепещут на воде солнечные блики. Вылетаем дальше в море и мчимся над коралловым рифом, прислушиваясь к яростному грохоту прибоя, ощущая разгоряченным телом прохладные брызги. Забираемся еще дальше в морские просторы, к мангровым островам, дотронемся до шершавой коры деревьев, оторвав мягкий нежный листок. Теперь можно плюхнуться в мелководье, ощутить приятное сопротивление воды, когда пытаемся поймать руками рыбку из проплывающей мимо пестрой стайки. Вдруг рядом выныривает аквалангист, что-то хочет сказать нам, но наше внимание уже привлечено проплывающим мимо катером, пассажиры которого, как зачарованные, что-то рассматривают на дне катера. Нам любопытно, мы тоже перегибаемся через борт... Ба! Да у катера дно прозрачное! Какая красота!.. Снова взлетаем ввысь, охватываем взглядом архипелаг — хорошо на Фиджи! Вдалеке виден город. Сува! Прямо по океану прочерчиваем пунктирную линию — линию перемены дат. Всходит солнце, группа каких-то людей радостно приветствует его...
Влетаем в город, с интересом осматриваемся. Садимся на кокосовую пальму, отрываем гроздь плодов. Под пальмой — большой цветок. Это китайская роза! Опустившись на землю, бредем по городу, рассматриваем местных жителей, рисуем их портрет: лица, прически, юбки... После того как весь маршрут пройден, снова сканируем его. Вы должны уметь пробегать взглядом весь путь почти мгновенно, не останавливая внимание на деталях — только узловые -моменты. В то же время вы должны иметь возможность в любой момент притормозить и «войти» в картинку: увидеть и ощутить все мелкие детали. Пробегаем взглядом сюжет-маршрут: вид сверху, «туристическая индустрия», пляж, роща, бухта, риф, мангровые острова, мелководье, рыбки, аквалангист, катер, Сува, пальма, цветник, жители... При этом выборочно останавливаемся то в одном месте пути, то в другом, чтобы глубже войти в текст. Важную роль в аппарате памяти играет речь. Важно уметь легко, свободно излагать свои мысли, озвучивать проходящие на внутреннем экране образы. Если вы вполне уверены, что ваш уровень развития речи позволит легко описать зрительные образы, то достаточно раз-другой просканировать сюжет-маршрут. В ином случае после сканирования следует приступить к пересказу. Пересказ это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения активность мозга очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти. Давным-давно в одном из московских университетов провели эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей — два чтения и два пересказа, в четвертой — один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала оказалась столь разительной, что вывод был сделан однозначный: повторное (и многократное) чтение учебного материала — пустая трата времени!
ЕИ и сюжет Следующий текст вы проработаете самостоятельно. Но сначала обратите внимание на то, в каком виде хранится в вашей памяти текст «Острова Фиджи». Нарисуйте воображаемый маршрут. Вы обнаружите, что элементы информации не столько выстроились в цепочку, растянутую по сюжету-маршруту, сколько собрались в группы. Например, вид сверху и «туристическая индустрия» стоят особняком в этом ряду, а пляж, роща, бухта, рифы составляют другую группу. Таким образом, весь сюжет-маршрут состоит из нескольких групп — ЕИ. А воображаемая ломанная линия cюжeтa маршрута служит как бы матрицей для их закрепления. А теперь постарайтесь сами составить сюжет маршрут, сознательно формируя ЕИ. Не упусти те из виду необходимость постоянного сканирования сюжета.
Группирование 2-го уровня Этот прием, по существу, немногим отличается от запоминания по сюжету, но все-таки имеется разница, благодаря которой проще становится запоминать довольно абстрактный материал. (Начнем мы, конечно, с конкретного.) Кроме того, группирование 2-го уровня больше приближено к логическому запоминанию, поэтому желательно детей среднего школьного возраста уже приучить к этому приему. Итак, пробегите текст глазами, а затем внимательно прочитайте комментарий. ЛАТЕКС Резина, или каучук, получаемый из сока некоторых тропических деревьев, — ценный продукт, добываемый в амазонском лесу. Многие виды каучуковых деревьев встречаются в лесах Амазонки. Наиболее распространенный и ценный — гевея бразильская — растет почти исключительно на правом ее берегу. В северной части амазонского леса встречается еще 20 других видов. Высота этих деревьев примерно 30 метров. Плод образует семенную коробочку. Достигнув зрелости, она лопается с такой силой, что содержащиеся в ней три зерна выбрасываются на расстояние 15—18 метров. Кора деревьев-каучуконосов надсекается, и сок, так называемый латекс, собирают в сосуды. В 19 веке каучук использовался мало, экспорт латекса был затруднительным. Затем американский изобретатель Чарльз Гудийар открыл возможность постоянного использования каучука. Спрос на него так повысился, что в долину Амазонки стали стекаться любители наживы. Территория была поделена между крупными концессиями. До 1873 года Бразилия была монополистом каучука, но затем англичанин Генри Уикхем сумел тайно вывезти семена гевеи в знаменитый ботанический сад в Кью, близ Лондона. После многих попыток семена все же дали ростки. Молодые растения перевезли на остров Шри-Ланка, и там были заложены плантации. Вскоре Бразилия потеряла свое монопольное право, поскольку каучук, получаемый с плантаций, почти полностью вытеснил добываемый в естественных условиях. Формируем первую ЕИ (в целях экономии места мы описываем только зрительные образы). Представляем Южную Америку, Бразилию, Амазонку. Это общий план. Укрупняем на нем Амазонку, видим на правом ее берегу гевею (не важно, как вы представили себе это дерево). На левом берегу растут другие деревья, мы можем вставить в образ цифру 20 — столько видов деревьев-каучуконосов растет на левом берегу. Одно из деревьев стоит отдельно — можем, как на чертеже, стрелочкой обозначить его высоту: 30 м. Видим семенную коробочку этого дерева (в любом виде) и три вылетающие на 15—18 метров зерна (половина высоты дерева). Под деревом человек надрезает кору и подставляет сосуд для латекса. ЕЙ довольно велика, ее трудно увидеть всю целиком. Но это не страшно, достаточно просканировать картинку 15—20 секунд. Если же она видится хорошо, то время сканирования можно сократить. У тренированного человека на закрепление не очень сложного образа уходит 3—5 секунд. После того как ЕИ закрепилась в КВХ, ее нужно упростить. Можно, например, оставить в воображении только очертания Южной Америки и Амазонку. До сих пор формирование ЕИ происходило у нас по двум вариантам. Первый: из мелких деталей постепенно складывалась общая картинка. Второй: сразу появлялся общий план, который постепенно обогащался мелкими деталями, конкретизировался. На сей раз мы поступим иначе: начнем формирование новой ЕИ, имея уже на внутреннем экране первую (упрощенную) ЕИ. Прямо на нее станем наслаивать новые детали. Образ расширяется, появляется Северная Америка; в одной из ее точек видим Чарльза Гудийара, изобретающего, например, резиновые калоши. От него проводим вниз, к Амазонке, стрелочку, по которой устремляются любители наживы. Затем делим земли Бразилии по Амазонке на территории, захваченные крупными концессиями. Полученное изображение закрепим в КВХ, подержав несколько секунд, а затем снова упростим. Третью ЕИ начнем формировать с этой последней картинки. Представляем подробности вывоза семян в Англию. В ней видим Лондон и ботанический сад в Кью. От Англии прокладываем линию до острова Шри-Ланка (если в момент чтения вы не представляете, где он находится, поставьте точку в любом месте — потом уточните). На острове видим плантации и корабли, загружаемые латексом... Затем и эта ЕИ упрощается. Полученная картинка является ключевым образом к тексту «Латекс». Мы должны убедиться, что это действительно так. Подержав в воображении общий план, будем поочередно разворачивать каждую ЕИ, входить в нее. Например, взглянув на Амазонку, мы должны увидеть всю ЕИ: гевею на правом берегу, 20 других видов на левом, отдельное дерево, семенную коробочку, три зерна, человека...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|