Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несколько полезных советов




 

Как показывает опыт, наиболее трудной операцией является вхождение в текст — уж очень мы отвыкли активизировать свои ощущения. Поэтому перед началом работы с текстом давайте себе установку не только видеть содержание, но и слышать, и осязать.

При формировании ЕИ не пытайтесь включить в нее буквально все, до последней мелочи. Больше полагайтесь на свою интуицию, на мышление — запоминание не только не ухудшится, но наоборот, станет мощнее.

— Нужно обязательно выработать у себя привычку: по окончании работы с текстом убеждаться, что вы можете мгновенно просканировать общую картинку и войти в любую ЕИ.

— У многих людей складывается мнение, основанное на собственном неудачном опыте, что запоминание — это трудная, неприятная работа. Постарайтесь убедить себя, что это не так, что запоминание — это скорее игра, забавная и познавательная. Чем меньше вы будете напрягаться в работе, тем быстрее и прочнее будете запоминать, тем легче будет впоследствии извлекать материал из ДВХ и производить с ним умственные операции.

ЛЁСС

Лёсс — необычная горная порода. Лёссовые толщи залегают почти всегда близ поверхности (ниже почвы), имеют светло-желтый или светло-коричневый цвет. Лёсс содержит больше воздуха, чем твердого минерального вещества. Иначе говоря, в нем очень много пор, многие канальцы видны невооруженным глазом.

Толщи лесса не обнаруживают заметной слоистости, исключительно однородны. Под пальцами он рассыпается в порошок, потому что состоит из пылевых частиц диаметром в сотые доли миллиметра. В нем содержится до 7 % известковых частиц, и он вскипает от соляной кислоты.

В сухом состоянии лесс крепок и способен держать высокие вертикальные стенки. Его название происходит от немецкого слова «нетвердый, рыхлый». Однако сухой лесс прочен. Но если он увлажнен, то в этом случае проявляются его просадочные свойства: способность резко уменьшаться в размерах под нагрузкой (например, в основании инженерных сооружений). Лесс боится воды. Эта его особенность доставляет немало неприятностей людям.

На сухом лессе дом (или другое не очень массивное сооружение) стоит прочно. Но вот, предположим, лопнула водопроводная труба. Началась утечка воды. И вскоре по стенкам здания зазмеятся трещины: в лессе рушатся тонкие перегородки между порами, порода сжимается. От этого резко оседает часть здания, стоящая на увлажненном лессе.

Впрочем, строить на лессе можно без опаски, если предварительно провести мелиорацию (улучшение) грунта. Для этого в толще грунта бурят скважины глубиной до 6—8 м, в них опускают горелки. Лесс спекается, превращаясь в прочную полускальную породу. На этих подземных колоннах, как на сваях, возводится сооружение.

Главная загадка лесса связана с его происхождением. На этот счет мнения ученых расходятся. По всей вероятности, возник лесс под действием великих оледенений, при переносе пыли ветром из районов, испытывавших действие ледников. Пылеватые толщи накапливались и перерабатывались корнями растений и почвенными организмами.

Запоминание связанных текстов несколько отличается от запоминания сообщений, но может быть не менее прочным, если вы позаботитесь о создании опоры для ЕИ. Такой опорой может стать воображаемый сюжет-маршрут, по которому вы двигаетесь, рассматривая конкретную информацию. Важную роль в запоминании играет речь. Необходимо постоянно тренироваться в пересказе текстов, чтобы научиться свободно выражать свои мысли. Пересказ обеспечивает также прочное запоминание. Повторное чтение по сравнению с ним — пустая трата времени. Группирование 2-го уровня не связано с опорой в виде сюжета. Конечная картинка довольно абстрактна, но трудности в выполнении приема окупаются большими возможностями. Старайтесь не включать в ЕИ каждую мелочь, доверьтесь своей памяти — она вас не подведет. Но обязательно нужно уметь охватывать общую картинку одним взглядом и быстро входить в любую ЕИ

ЧАСТЬ 6. МНЕМОТЕХНИКА В УЧЁБЕ И В ОБЩЕННИ.

Исторические даты

 

Все исторические даты можно разделить на три вида:

1) событие с годом;

2) событие с годом начала и с годом окончания;

3) событие с числом, месяцем и годом.

 

Каждый вид исторической даты запоминается по-своему, поэтому рассмотрим подробнее запоминание каждого вида.

Событие + год

Как мы уже знаем, запоминание числовых данных начинается со слова, таким словом является событие. Значит, представляем событие в виде «картинки», а потом в него помещаем образ числа, т.е. даты. Остается лишь отметить, что годы запоминаются как трехзначные числа, а первая единичка отбрасывается. Довольно часто спрашивают: «Не будем ли мы забывать про первую единичку?» Как мы уже говорили выше, мы запоминаем информацию не только образно, представляя ее, и на слух, проговаривая ее, но и зрительно. Таким образом, наше зрение точно фиксирует количество цифр в исторической дате. И мы смело можем сказать, что еще ни разу никто не забыл добавить единичку перед трехзначным числом. Проблема, на наш взгляд, в другом, в считывании с «картинки» даты. Ведь нужно правильно назвать историческую дату, а не просто назвать числа. Например, нужно сказать не «ноль шестьдесят восемь», а «тысяча шестьдесят восьмой год». Чтобы вы правильно произносили историческую дату, нужно просто немного потренироваться.

Итак, запомним следующую дату: 1068 – Восстание в Киеве.

Как видите, здесь получается следующая цепочка: купола церквей (Киев), мужики с вилами (восстание), нашивка (068). Запоминать ее лучше комбинацией методов «Рассказ» и «Наложение». Сначала представляем «картинку» события, т.е. место, героя и ситуацию. Например, в данном случае представляем место – Собор, герои – мужики с вилами, ситуация – восстание. Желательно, чтобы вы представили событие по описанию учебника, но вместо незнакомых названий и имен представляли знакомых людей и известные предметы. Например, слово «Собор» можно представить, как известный вам собор, который вы часто видите или посещаете. А мужики с вилами – это ваши соседи, например. Что касается ситуации, сами догадайтесь…

Итак, представили ситуацию со своими знакомыми и в известном вам месте. Как вы догадались, мы использовали метод «Рассказ».

А теперь выделяем из этой ситуации ключевой образ, т.е. самый яркий образ. В нашем случае, ключевой образ – мужик с вилами. И потом «накладываем» на ключевой образ число 068, т.е. «нашивку».

Удерживая в воображении этот ключевой образ одновременно произносим вслух «Восстание в Киеве – 1068 г.»

Запомним следующую дату: 1240 – Взятие татаро-монголами Киева.

Представляем «картинку»события и в нее помещаем число 240, т.е. «лучника».

Запомним еще одну историческую дату: 1612 – Создание Второго ополчения под руководством Минина и Пожарского.

Представляем «картинку» события и в нее помещаем 612, т.е. «шакала».

А теперь потренируйтесь самостоятельно и запомните следующие исторические даты:

882 – Завоевание Киева Олегом

907 – Поход Руси на Византию

1116 – “Повесть временных лет” в редакции Сильвестра

1136 – Восстание в Новгороде

1223 – Битва на Калке

1262 – Восстание против татаро-монголов в Ростове, Владимире,

Суздале и Ярославле

1327 – Восстание в Твери против ханского посла Чолхана

1382 – Оборона Москвы от Тахтомыша

1456 – Поход Василия Темного на Новгород

1471 – Победа московского войска над новгородцами на реке Шелони

1503 – Присоединение Чернигово – Северской земли

1569 – Объединение Польши и Литвы. Люблинская уния.

1581 – Начало похода Ермака в Сибирь. Отмена права перехода крестьян в Юрьев день.

1611 – Создание Первого ополчения

1613 – Избрание на царство Михаила Романов

 

Событие + год + год

Исторические даты, в которых есть год начала и год окончания события, запоминаются или методом «Наложение», или методом «Рассказ». Отличительной особенностью подобной исторической даты является то, что ключевым образом является человек. Кроме того отличительной особенностью является и запоминание чисел. Если в датах первые две цифры одинаковые, то первая дата запоминается как трехзначное число, а вторая – как двузначное. Если же первые две цифры разные, то первая и вторая даты запоминаются как трехзначные числа.

Рассмотрим это подробнее на примере запоминания этой исторической даты: 1019 – 1054 гг. – правление князя Ярослава Мудрого.

Представляем Ярослава Мудрого, сидящего на троне и задумчиво смотрящего вперед. Теперь обращаем внимание на даты. Обе даты имеют одинаковые первые цифры, значит, первую дату будем запоминать как трехзначное число, а вторую – как двухзначное, т.е. 019 – накидка, 54 – печь. Представляем числа и помещаем их в «картинку».

А теперь запомним следующую дату: 1389 – 1425 гг. – правление князя Василия Первого.

Представляем вашего знакомого Василия, сидящим на троне. В руках он держит 389 – творог дырявый. А слуги ему принесли и показывают «заморскую диковинку» - 425 – чулок пятнистый.

Запомним эту историческую дату: 1667 – 1671 гг. – восстание под предводительством Степана Разина.

Представляем Степана Разина, т.е. известного певца, сидящим у стола, а на столе лежат 667 – шишки согнутые и стоит 71 – сок.

Потренируйтесь самостоятельно и запомните следующие исторические даты.

 

912 – 945 гг. – правление князя Игоря

962 – 972 гг. – правление князя Святослава

980 – 1015 гг. – правление князя Владимира Святого

1078 – 1093 гг. – правление князя Всеволода

1113 – 1125 гг. – правление князя Владимира Мономаха в Киеве

1125 – 1157 гг. – правление князя Юрия Долгорукого в Суздале

1234 – 1264 гг. – правление князя Даниила в Галиче

1251 – 1263 гг. – правление князя Александра Невского во Владимире

1325 – 1340 гг. – правление князя Ивана Калиты в Москве

1359 – 1389 гг. – правление князя Дмитрия Донского в Москве

1425 – 1462 гг. – правление князя Василия 2 Темного

1425 – 1453 гг. – усобицы между сыновьями и внуками Дмитрия Донского

1462 – 1505 гг. – правление Ивана 3

1533 – 1584 гг. – правление Ивана 4 Грозного

1558 – 1583 гг. – Ливонская война

1565 – 1572 гг. – опричнина

1598 – 1605 гг. – правление Бориса Годунова

1613 – 1645 гг. – правление Михаила Романова

1654 – 1667 гг. – русско-польская война

1666 – 1667 гг. – церковный собор

1676 – 1681 гг. – русско-турецкая война (Чигиринские походы)

1687, 1689 гг. – Крымские походы В.В.Голицына

1682 – 1725 гг. – правление Петра 1 Великого

1700 – 1721 гг. – Северная война

Событие + число + месяц + год

Подобные исторические даты называются точными. К точным датам относятся также даты дни рождений, даты принятия законов и т.д. Такие точные даты запоминаются с помощью метода «Рассказ». Запоминание отличается наличием числа и месяца. Так вот, давайте договоримся, что к числу подберем соответствующее слово из нашего число-буквенного списка, а к месяцу подберем слово по смыслу. Например, давайте запомним эту историческую дату: 27 июня 1709 – Победа над шведами под Полтавой.

Представляем поле битвы и на коне Петра Первого, потом выделяем фигуру Петра Первого. Петр Первый гонится за лисой (27). Лиса прячется на земляничной полянке за огромной земляникой (июнь). Погоня прекращается и лиса находит на полянке красивые сандалии (709).

19 февраля 1861 – Отмена крепостного права в России

Представляем толпу крестьян, которым читают указ царя об отмене крепостного права. Крестьяне радуются. Один крестьянин (ключевой образ) снимает с себя кеды (19) и с любовью (февраль) привязывает их на смотровой вышке (861).

14 мая 1905 – Морское сражение у острова Цусима. Гибель русской эскадры.

Представляем морское сражение и выделяем подбитый корабль. С подбитого корабля по качелям (14) солдаты с медалями (май) перебираются на берег острова. На берегу они достают из карманов порванные деньги (905)

А теперь запомните следующие исторические даты.

21 июня 971 – Битва при Доростоле

15 июня 1240 – Победа новгородского князя Александра

Ярославовича над шведами на реке Неве

5 апреля 1242 – Разгром новгородцами немецких рыцарей

на Чудском озере (Ледовое побоище)

8 сентября 1380 – Куликовская битва

15 июля 1410 – Грюнвальдская битва

17 мая 1606 – Восстание в Москве против Лжедмитрия Первого

17 августа 1610 – Занятие поляками Москвы

27 октября 1612 – Освобождение Москвы ополчением Минина и

Пожарского

27 июля 1714 – Победа русского флота при мысе Гангут

1 августа 1759 – Победа русской армии над Фридрихом Вторым при

Кунерсдорфе

24 – 26 июня 1770 – Морское сражение при Чесме

21 июля 1770 – Сражение при Кагуле

11 декабря 1790 – Взятие Измаила

26 августа 1812 – Бородинское сражение

14 декабря 1825 – Восстание декабристов

 

Стихи

В отличие от текстов, которые можно пересказать своими словами, стихи надо запоминать дословно. В этом, навер­ное, самая большая сложность. Но есть и большой плюс: в стихах присутствует рифма, что значительно облегчает усвоение.

При заучивании стихов активно работает речевая па­мять, которая хорошо фиксирует эмоциональную состав­ляющую слов, паузы и интонацию. А самый действенный инструмент запоминания стихотворных произведений — образы.

Инструкция по запоминанию

Порядок действий, необходимых для запоминания стихо­творения, таков:

Шаг 1. Читаем полностью все стихотворение.

Шаг 2. Читаем две строки и запоминаем их с помощью образов (картинок).

Шаг 3. Три-пять раз повторяем вслух строки по образам.

Шаг 4. Читаем следующие две строки, запоминаем и повторяем их.

Шаг 5. Три-пять раз повторяем по памяти все четыре строки.

Шаг 6. Повторяем шаги №2-5, сначала по две строки, а после по четыре.

Шаг 7. Повторяем стихотворение целиком три-пять раз.

Схематично процесс будет выглядеть так:

Поэзия мнемонических образов

Теперь подробно разберем, как следует создавать образы и картинки при запоминании стихов.

Шаг 1. Создание (подбор) образов для отдельных строк.

Шаг 2. Выбор локаций для размещения этих образов (локи должны быть подготовлены заранее).

Шаг 3. Соединение образов с локациями.

А теперь посмотрим, как этот алгоритм работает на практике.

Возьмем отрывок из стихотворения Николая Рубцова:

Я буду долго гнать велосипед,

В глухих лугах его остановлю.

Нарву цветов. И подарю букет Той девушке, которую люблю.

Для запоминания этой строфы нам понадобится четыре локации. Например: дверь, стол, стул и окно.

Первая строка: образ велосипеда (или парня, сидящего на велосипеде и крутящего педали). Локация — дверь. В дверном проеме парень крутит педали на велосипеде.

Вторая строка: представляем пустынный луг. Локация — луг. На столе расположен луг.

Третья строка: букет цветов. Локация — стул. На стуле лежит красивый букет.

Четвертая строка: можно представить девушку, держа­щую в руках сердце. Локация — окно. На окне сидит де­вушка и держит в руках сердце

Зрительная память является хорошим вспомогатель­ным средством при запоминании стихов. Но рассчитывать исключительно на нее не стоит. Придерживайтесь алго­ритма, и тогда визуальные представления станут вам от­личным подспорьем. Кроме того, следует повторять строки согласно представленной схеме и одновременно обращать внимание на образы, размещенные на локациях. Сочетая разные приемы, вы получите более мощный инструмент запоминания стихотворений!

Использование мнемотаблиц

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Описание методики

Берем заданное на изучение стихотворение.

Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

 

Таблица Менделеева

 

Давайте запомним порядковый номер и относительную атомную массу Калия.

 

Калий 19. K 39

кедет – калитка – порошок «Тайд»

 

Это мы будем запоминать методом «Наложение». Сначала представим большую калитку (калий).

Затем представим порядковый номер и сверху «приклеим» его на калитку (Калий - название химического элемента), потом представим относительную атомную массу и снизу «приклеим» ее на калитку.

Желательно удержать эту «картинку» в воображении несколько секунд и вслух назвать сначала название химического элемента, потом его порядковый номер и относительную атомную массу, т. е. произносим вслух: Калий – 19 – 39.

 

Как видите все очень просто, только нужно немножко потренироваться.

Бериллий 4. Be 9

чай – брилиант – дом

Железо 26. Fe 56

лошадь - железная ванна - паштет

Молибден 42. Mo 96

человек- мольберт - душа

 

Что бы запоминание происходило просто, нужно воспользоваться методиками которые были описаны раньше.

 

Водород 1. H 1

краб – водород – краб

Гелий 2. He 4

юла – шарик – чай

Литий 3. Li 7

таракан – батарейка (литиевая) – сыр

Бериллий 4. Be 9

чай – балерина – дом

Бор 5. B 11

пират– сосновый бор – кактус

Углерод 6. C 12

шарф – уголь – колбаса

Азот 7. N 14

сыр – зонт – качели

Кислород 8. O 16

вор – мыльные пузыри – кошелек

Фтор 9. F 19

дом – фоторамка – кадет

Неон 10. Ne 20

книга – неоновая лампа – луна

Натрий 11. Na 23

кактус – нутрия – улитка

Магний 12. Mg 24

колбаса – магнит – лечо

Алюминий 13. Al 27

кит – алюминиевая посуда – лесник

Кремний 14. Si 28

качели – крем – лев

Фосфор 15. P 31

кепка – фосфорная статуэтка – ткань

Сера 16. S 32

кошелек – коробок спичек – тюльпан

Хлор 17. Cl 35,5

коса – хлорка – труппа

Аргон 18. Ar 40

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...