Тест на эмоциональное выгорание В.В. Бойко
По мнению автора методики (В.В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов. При проведении теста сотрудникам предлагалось прочитать суждения и ответить «да» или «нет». Обращалось внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты профессиональной деятельности - люди, с которыми отвечающий ежедневно работает.
. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. . Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. . Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). . Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). . Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого. . От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров. . Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. . Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). . Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. . Моя работа притупляет эмоции. . Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. . Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. . Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. . Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. . Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. . Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. . Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. . Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. . Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. . Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. . Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. . Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. . При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. . Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. . Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. . Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. . У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п. . Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. . В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла». . Я охотно рассказываю домашним о своей работе. . Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). . Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. . Я очень переживаю за свою работу. . Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. . При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. . У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. . Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. . Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе. . Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. . Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. . Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно. . Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. . Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. . Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. . Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души. . По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. . На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. . Успехи в работе вдохновляют меня. . Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). . Я потерял покой из-за работы. . На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов). . Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. . Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. . Я часто работаю через силу. . Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. . В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье. . Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. . После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. . Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный. . Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. . Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. . Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы. . Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. . Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. . Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами. . Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. . Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. . Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. . Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. . Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. . Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. . Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. . Моя карьера сложилась удачно.
. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой. . Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать. . Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. . Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями. . Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. . Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. . Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство. . Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. . Работа с людьми явно подрывает мое здоровье. Обработка данных Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов. «Напряжение» . Переживание психотравмирующих обстоятельств: + 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), -37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), -73 (5) . Неудовлетворенность собой: (3),+ 14 (2),+ 26 (2), -38 (10), -50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3) . «Загнанность в клетку»: + 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), -75 (5) . Тревога и депрессия: + 4 (2).+ 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3) «Резистенция» . Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: + 5 (5), -17 (3),+ 29 (10).+ 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5) . Эмоционально-нравственная дезориентация: + 6 (10), -18 (3),+ 30 (3), '+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), -78 (5) . Расширение сферы экономии эмоций: + 7 (2),+ 19 (10), -31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), -79 (5) . Редукция профессиональных обязанностей: + 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), -44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10) «Истощение» . Эмоциональный дефицит: + 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), -45 (5),+ 57 (3), -69 (10),+ 81 (2) . Эмоциональная отстраненность: + 10 (2),+ 22 (3), -34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10) . Личностная отстраненность (деперсонализация): + 11 (5),+ 23 (3).+ 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 72 (2),+ 83 (10) . Психосоматические и психовегетативные нарушения: + 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5) Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: - 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; - 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; - 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|