Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

PR и пропаганда, PR и реклама — в чем разница?




 

Эти понятия тоже частенько путают, подменяя одно другим. Но разве можно их ставить на одну ступень? Геббельс, признанный ас в теории, и особенно в практике пропаганды (при всех ее катастрофических последствиях), считал, что пропаганда — «инструмент политики, средство социального контроля...». И его же слова: «Мы добиваемся не правды, а эффекта, ибо чем ложь грубее, тем легче ей верят».

Пропаганда отбрасывает в сторону этические аспекты как ненужный мусор и почти всегда само это слово употребляется для того, чтобы обозначить те виды убеждения, которые основаны лишь на персональной выгоде, те методы и способы, в которых, по необходимости, уродуются или даже фальсифицируются факты. PR, напротив, позиционирует долговременную ответственность; он обещает достижение взаимопонимания путем диалога, и в процессе же диалога — уверенное принятие идей и должных представлений.

Если вы решили стать пиарщиком, никогда не оправдывайте целью, какой бы высокой она ни была, использования ложных или сомнительных средств. Конечно, успешно проведенная PR-кампания может обнаружить отрицательные качества объекта, именно поэтому подчеркивается, что PR надо начинать с себя, и только потом с обстановки внутри фирмы, которую вы пропагандируете.

Мы еще поговорим о внутреннем и внешнем PR, сейчас привожу только правила. Итак:

♦ Не используйте PR для поддержки неправого дела. Собственно, тогда это будет уже не PR.

♦ Политика, в глобальном ее смысле, процесса PR должна всегда быть вдумчивой и конструктивной.

♦ PR-техники должны быть неизменно этичными.

♦ Прежде чем браться за PR заказчика, «наведите порядок» у себя в компании (это правило для PR-агентств). В противном случае огласка ваших собственных проблем может навредить и вашему клиенту.

♦ Если вы хотите наладить конструктивное сотрудничество с партнерами (будь то клиенты или СМИ, так необходимые вам в работе, или потенциальные заказчики), используйте конкретные и убедительные факты, для того чтобы заставить их прислушаться к вам.

Весомое отличие PR от пропаганды состоит в том, что настоящей целью PR является достижение согласия, то есть получение конечного результата. А цель пропаганды — создание движения, всепоглощающего вихря, в котором аудитория может увязнуть надолго. PR стремится к достижению прямого открытого диалога, к пониманию и взаимопониманию. А пропаганда такой цели не ставит и, для собственной выгоды, скрывает реальные факты.

Отклонение от основного курса PR не принесет плюсов вашей работе. Многие пиарщики шутят, мол, если не знаешь чего-либо досконально, то не грех и выдумать. В этой шутке есть изрядная доля правды, но только доля! Да и фантазия к PR не имеет никакого отношения, путать такие вещи вредно для работы.

Что касается еще одного понятия, которое тоже часто путают с пиаром, то единого мнения о сравнительном тезисе рекламы и PR быть не может. Поскольку реклама является одним из средств связи с общественностью, есть все основания отнести ее к PR. Реклама фирмы или товара безусловно служит созданию образа объекта в глазах общественности.

Рекламный отдел — явление уже стандартное, привычное, а поскольку расход значительной части средств приходится именно на него, то руководителем такого звена обычно бывает кто-то из представителей верхушки предприятия.

Отделы PR (их называют еще «отделами по связям с общественностью») — менее частое, хотя в последнее время уже не уникальное явление. Плохо только, что на «отделы по связям» сваливают много излишней и мешающей первостепенным целям работы. Но у нас еще все впереди, тем более что за последние годы Россия и другие страны постсоветского пространства далеко продвинулись в формировании и развитии PR-бизнеса. Многие крупные компании сейчас имеют независимые отделы PR и рекламы, с разной формой руководства (иногда один человек совмещает оба поста и отлично справляется, потому что необходимая связь между отделами обеспечена изначально). Хотя — идея довериться специалистам извне, то есть нанимать для цели PR-кампании сторонние агентства, пожалуй, все же более привлекательна. Потому что очень важно соблюдать такт, норму, не переборщить с общим весом PR-действий. А на это способны только хорошо обученные спецы. Правда, их маловато, прямо скажем. Но ведь именно для пополнения своих знаний в данной области вы и взяли эту книгу в руки, верно?

 

Глава 2. С чего начать и как действовать?

 

Агентство или собственная PR-служба?

 

Для начала все же выясним: что лучше — иметь собственную PR-службу или все-таки обращаться к сторонним специалистам? Это, конечно, существенно для тех, кто не ставит целью сформировать организацию, основной вид деятельности которой будет состоять именно в предоставлении услуг рекламы и PR. Но и для них последующие рассуждения будут весьма полезны, тем более что вам, креативные рекламщики-пиарщики, надлежит убедить будущих заказчиков в том, что использование специализированного консультационного агентства гораздо более выгодно стратегически, чем..., и так далее.

 

Консультационное агентство: за или против?

 

ЗА:

♦ Оплата за услуги PR прямо связана с объемом этих услуг, и смету можно каждый год модифицировать.

♦ Сотрудники, работающие сдельно, исполняют заказы массы всевозможных клиентов в разных сферах PR и накапливают благодаря этому обширный опыт. Более того, можно применять совместный опыт сотрудников для решения особо сложных вопросов.

♦ Руководители консультационных агентств суверенны, не зависят от клиентов или заказчиков и могут поэтому дать беспристрастный совет. К советам сторонних экспертов прислушиваются, как правило, более внимательно, чем к столь же качественным консультациям своего штатного сотрудника.

♦ Если вас не устраивает работа агентства, всегда можно разорвать договор после соответствующего предупреждения.

 

ПРОТИВ:

♦ Сторонняя фирма может не обладать достаточной информацией о политике и будничной деятельности предприятия-заказчика, и ее доведется посвящать в каждую подробность, объяснять суть каждого планируемого мероприятия.

♦ Вероятна и неустойчивость взаимоотношений, поскольку штат рекламных предприятий в силу разных причин предрасположен к текучести.

♦ Требования СМИ проще рассматривать самим, кроме того, часто возникают ситуации, которые требуют оперативности в принятии решений, а наличие посредника замедляет процесс.

 

Собственная служба PR

 

Этот материал стоит прочитать руководителям предприятий, для которых PR не является основным видом деятельности.

♦ Работники службы отождествляют себя с вашей компанией и заинтересованы в общем успехе.

♦ Они могут автономно, без дополнительных директив, сотрудничать со средствами массовой информации.

♦ Они гораздо глубже знакомы с работой предприятия и имеют дружеские и рабочие контакты с другими сотрудниками на всех уровнях. Это создает подходящие условия для воплощения в жизнь мероприятий PR.

♦ В зависимости от масштабов предприятия, можно увеличить результативность собственной службы путем создания отделов по всевозможным направлениям PR — прессы, печатных изданий, телевидения и прочего.

Бесспорно, выбор между созданием собственной службы PR и обращением к услугам стороннего агентства зависит от величины вашего предприятия и характера PR-кампании, которую вы намереваетесь воплощать в жизнь. В некоторых случаях достаточно пользоваться услугами сторонних консультантов. Для проведения же постоянных кампаний лучше располагать собственной службой.

Однако для мелких и средних фирм создание новых постов и нового отдела может оказаться просто экономически не под силу. Оплата даже одного серьезного специалиста по PR обходится недешево, посему руководителям предприятия следует хорошенько просчитать все «за» и «против» увеличения штата.

Даже организации, имеющие собственные сильные службы PR, могут оказаться в условиях, когда выгоднее обратиться к консультативному агентству. Это чаще всего происходит, когда речь идет о досадных, но краткосрочных заданиях. Нерентабельно расширять отдел только ради того, чтобы преодолеть какие-то временные трудности, гораздо рациональнее воспользоваться помощью специалистов. Например, предоставить им проведение работы в парламенте или организацию специальной демонстрации для прессы, требующую особых навыков и подходов. Кстати, мировой опыт свидетельствует, что даже внутренний PR иногда удобнее поручать «пришлым» спецам, незаинтересованность и объективность которых очевидны.

Если вы все же не желаете обращаться за услугами в PR-агентство, а считаете, что вернее будет обойтись услугами собственного отделения по связям с общественностью, тогда прежде всего нужно решить, каким именно будет ваш PR-отдел. Если вы уверены, что это должен быть не маленький и скромный участок, а серьезная служба, тогда лучше разбить ее на несколько отделов. Например: отдел прессы, отдел пропаганды и рекламы, отдел общих проблем, отдел информации и так далее. При этом задачей отдела общих проблем станет формирование имиджа фирмы, поддержание контактов с общественностью. Отдел информации займется контактами, сбором информации и ее анализом. Отдел прессы будет заниматься публикациями и другими деловыми связями со СМИ.

Если большой отдел не планируется, то маленький дробить на отдельные части весьма непрактично. И в таком случае чрезвычайно важно подбирать сотрудников безусловно надежных, гибких, с эластичной и крепкой психикой. Они должны уметь воплощать в жизнь любые ваши приказы и наказы. Поскольку в практике PR редко удается заниматься каким-то одним делом, то сотрудники должны быть настолько многоопытны и в такой степени взаимозаменяемы, чтобы ни один из проектов не был оборван или отодвинут из-за чьего-то отсутствия.

Просчитайте свой финансовый потенциал. Имейте в виду, вам понадобится некоторое количество оргтехники — ксероксы, факс, компьютеры и программное обеспечение, фотоаппараты, возможно, видеокамера и др. Притом желательно, чтобы это была профессиональная аппаратура. Нужно позаботиться и о соответствующей обстановке для плодотворной работы коллектива. Но все же основная часть затрат по отделу PR придется не на эти расходы, а на зарплату, поскольку, повторим, специалисты такого плана стоят недешево. И поэтому, акцентирую еще раз, беспристрастное сопоставление затрат по собственному отделу PR и по консультативному агентству на основании только реальных издержек, без учета накладных расходов обнаружит, что разница в затратах невелика. И если на содержание постоянного отдела PR есть возможность выделить лишь мизерную сумму, то имеет смысл обратиться к консультативному агентству, а не учреждать собственную службу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...