Особенности сантехнического оборудования
В современном сантехническом оборудовании заложен целый ряд требований к изделиям, которые объединяют эргономические, экологические, объемно-пространственные и прочие решения. Среди них: • механизм «большого» (4—6 л) слива и наличие «экологической кнопки» для экономного • реостат для поддержания постоянной температуры даже при ее перепадах в • мягкие или жесткие крышки унитазов; • подлокотники для унитазов; • моечно-сушильная установка для унитаза; • ванна с переливом; • умывальник—столешница (керамическая или из литого мрамора); • душевая штанга с подъемным устройством на любую высоту, с мыльницей и пр.; • сидение, верхний купол, паронагреватель в душевой кабине; • душевой поддон с передним съемным обрамлением и регулируемыми ножками; • цоколь с уплотнением; • душевая полка с вращающейся дверцей; • смесители с экономным расходом воды. Мебель для ванных комнат Обтекаемые формы мебели и сантехнического оборудования предоставляют большие возможности для использования пространств ограниченной площади. Основное требование к мебельным покрытиям — их водонепроницаемость. Встречаются напольные и навесные, угловые и вертикальные пеналы, в которых верхние и нижние полки оснащены галогенными лампами с защитными стеклами; они дают мягкий естественный свет, который создает ощущение свежести. Встречаются металлические полки и блоки освещения с антикоррозийным покрытием и лакировкой. Мебель может иметь различную внутреннюю комплектацию: самозакрывающимися ящиками на направляющих, корзинами для белья, ящиками с прозрачным дном, аптечкой на замке и т.п. Раздвижные дверцы навесных шкафчиков могут быть выполнены из безосколочного сантехнического зеркала. Шкафчики могут быть оборудованы встроенными розетками, а все размещаемые розетки, предусмотренные для помещений с повышенной влажностью, должны иметь защитную крышку.
Встречаются решения потолочных плит, в которых размещен динамик, подключенный к домашней стереосистеме, обеспечивающий музыкальное сопровождение ванных процедур. Аксессуары ванных комнат обеспечивают дополнительный комфорт и группируются в зонах тяготения к основному сантехническому оборудованию, учитывая оптимальную доступность. Среди них: перекладина для полотенец, держатель туалетной бумаги, мыльница, держатель зубных щеток (со стаканчиком); вешалка для полотенец — крючки, полочки, кольца для полотенец, щетка для унитаза и т.д. Существенной деталью интерьера ванных комнат является полотенцесушитель, который дает дополнительное тепло. Его температура может регулироваться термостатом до +55°С. о 1 о \о о 142 Безопасность Прочность и долговечность безосколочных стекол, рам и их соединений — одно из основных требований к душевым кабинкам (в течение 10 лет семья из 4 человек в среднем приводит дверь в движение более 14 тысяч раз). Специальные требования предъявляются к керамической напольной плитке для ванных комнат, препятствующей скольжению на влажном полу. Психофизиологические аспекты На примере ванной комнаты рассмотрим возможность обеспечения комфорта в широком толковании этого понятия. Для этого, кроме решения утилитарных задач, необходим одновременно учет психофизиологических и психологических моментов для достижения чувства эмоционального удовольствия. Ванная комната, как и спальня, предназначена для отдыха. В отличие от спальни — кратковременного — и именно поэтому требующего большей эффективности и интенсивности воздействия. Поэтому здесь более активно могут использоваться различные средства, стимулирующие первичные каналы чувственной информации (а значит и пути получения удовольствия):
• слух — музыка (или шумовые эффекты, имитирующие живую природу), льющаяся из • зрение — цветы, картины, арт-композиции, все большую роль (это уже результат прямой • тактильность (кожное чувство) — разнофактурные ткани халатов, полотенец, плетеных • обоняние — различного рода установленные на унитазах ароматизаторы и соединенные с • мышечное (кинестетическое) чувство — размещение в ванной тренажеров или • вкус — вообще-то еда плохо совместима с мытьем, однако индустрия лишенных Возможно также задействование дополнительных каналов: чувства равновесия и ритма (покачивание ванны, меняющийся напор и температура душа и т.д.); чувства жизни (живые рыбки в ванной). 6.4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Эргономика безопасной и комфортной среды для детей Детская комната в квартире — это особое место, в котором предполагается учет целого ряда специфических требований, обусловленных особенностями развивающегося организма. Комната ребенка, вышедшего из грудного возраста, представляет собой мир с особыми размерами и масштабом, обусловленными детской антропометрией (табл. 24). Обстановка комнаты ребенка в возрасте от 2 до 7 лет в дальнейшем трансформируется с учетом требований подростка, которые уже приближаются к запросам взрослого человека. Предпочтительна ориентация детской комнаты окнами на юг или юго-восток.
143 Комната маленького ребенка представляет собой целую Вселенную, в которой ребенок получает первые навыки ее освоения, Вселенную, являющуюся источником получения тактильных навыков, развития мелкой моторики, расширения круга знаний, получаемых в безопасных и удобных условиях. Детская комната предназначена для осуществления в ней самых разнообразных функций — это и пространство для сна, игр, развития интеллекта, хранения необходимых вещей, а также одежды, игрушек, книг и прочего материала для развития и образования малыша, установки спортивных или игровых комплексов. Двигательная активность ребенка по продолжительности в течении дня занимает не менее 50 % времени бодрствования. Таблица 24. Зависимость роста и веса детей от их возраста
Детская мебель Мебель, находящаяся в комнате ребенка, должна соответствовать его анатомической структуре и антропометрическим данным. На рис. 71 представлены основные параметры детей дошкольного возраста, а соответствующие им размерные характеристики приведены в табл. 25 в соответствии с различными ростовыми группами.
При проектировании отдельных зон в детской комнате — пространства для занятий, игр, хранения вещей и игрушек и т.п. — можно использовать универсальные основы эрго-дизайнерского проектирования, изложенные в разделе проектирования рабочих пространств. При определении компоновочных и габаритных размеров пространств в комнате ребенка особенно важно сохранить для него ощущение доступности всех элементов в комнате, удобства подхода к мебели, открывания дверок, выдвигания ящиков, чувство его равноправного существования наряду со взрослым человеком и т.д. (рис. 72).
Рис. 71 (Б). Антропометрические параметры детей (по Alvin R. Tilley) Параметры сгруппированы по перцентилям: верхнее значение соответствует 97,5 перцентилю; среднее — 50 перцентилю; нижнее — 2,5 перцентилю
10 Э-924 Рис. 71 (В). Антропометрические параметры детей (по Alvin R. Tilley) Параметры сгруппированы по перцентилям: верхнее значение соответствует 97,5 перцентилю; среднее — 50 перцентилю; нижнее — 2,5 перцентилю
146
Таблица 25. Антропометрические данные детей (пробел означает отсутствие конкретного значения)
Ширина спинки стула, толщина крышки стола и т.п. должны учитывать возможность свободного их обхвата рукой ребенка. Детская мебель должна соответствовать всем требованиям безопасности, быть экологически чистой, не должна иметь острых углов и выступающих деталей (болтов, гаек, механизмов и т.д.). Поверхности мебели должны быть гладкими, хорошо отшлифованными, без ворсистости, легкими и доступными для проведения уборки. При использовании мебели с трансформируемыми элементами в шарнирных соединениях должны быть предусмотрены фиксирующие устройства. 147
Таблица 26. Зависимость высоты письменного стола и стула от роста ребенка
При размещении настенной визуальной информации в детской комнате нужно учитывать особенности восприятия ребенка. Оптимальный угол восприятия в вертикальной плоскости лежит в пределах 0—30°, допустимый угол — 30° вверх и 40° вниз от линии взора. Наилучшее восприятие обеспечивается в условиях, когда изображение перпендикулярно лучу зрения в пределах 30°. В связи с этим вся визуальная информация должна располагаться в пределах оптимальной зоны видения (рис. 73, табл. 27). В пределах угла 50—60° (зона неясного различения формы) информация воспринимается периферийным зрением, для точного ее рассмотрения необходимо перевести взгляд. Рис. 73. Основные визуальные данные: а — основные визуальные данные; б — оптимальные зоны видения в вертикальной плоскости; 1 — верхний предел зрительного поля; 2 — оптимальное движение глаз; 3 — усредненная линия зрения; 4— нормальная линия взгляда стоя; 5 — оптимальное движение глаз; б — нижний предел зрительного поля 149 I Таблица 27. Основные визуальные данные
В детской комнате, помимо общего освещения, следует предусмотреть т.н. «дежурный свет» в виде настольной лампы или бра. Светильники-ночники создают минимальный уровень освещенности и помогают ориентироваться ребенку в случае его внезапного пробуждения. Выключатель света следует размещать на высоте 114 см от чистого пола, что позволяет ребенку самому включать и выключать свет по своему желанию. При выборе цветового решения, акцентов и деталей необходимо помнить, что в возрасте 5—9 лет красный (у девочек — пурпурный и розовый) — самый предпочтительный цвет; от 9 до 11 предпочтение отдается оранжевому, желтому и зеленому, а по мере развития абстрактного мышления к 12 годам предпочтение отдается синему цвету. При этом надо помнить об общем спокойном цветовом климате в детской комнате и обширные поверхности оформлять в светлых тонах, а цветовые акценты использовать в элементах меньшей площади. Рабочие поверхности столов для занятий и игр также должны быть нейтральными. 150 ГЛАВА 7. ОБОРУДОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ Понятие общественное здание охватывает широкую гамму строений и помещений различного функционального назначения. В частности: • административные учреждения государственного и местного управления, общественных • залы ожидания вокзалов, аэропортов, предприятия связи, банки; • больницы, поликлиники, оздоровительные учреждения; • детские учреждения, учебные заведения (от начальных до высших); • предприятия торговли, бытового обслуживания, гостиницы, рестораны, кафе и т.д.; • театрально-зрелищные учреждения, музеи, выставочные залы; • юридические консультации, нотариальные конторы, посреднические фирмы по оформлению Приведенный далеко не полный перечень показывает, сколь разнообразны по функциям, характеру деятельности и, следовательно, оборудованию и оснащению эти здания. Комплексное оборудование общественных зданий требует всестороннего учета многих факторов и требований, в частности необходимо реализовать организацию функциональных процессов на основе возможностей строительных конструкций и отделочных материалов, использования инженерного оснащения, применения оборудования для различных видов жизнедеятельности, содействуя достижению целостности восприятия среды и ее эмоциональной выразительности. Оборудование общественных зданий подразделяются на две большие группы: • «бытовое», общее для всех видов общественной среды (мебель, сантехника, • технологическое, обусловленное спецификой функциональных процессов (медицинские Второй тип оборудования имеет чрезвычайно разнообразные формы эргономического контакта с потребителем и подробно освещается в специальной литературе. Нами рассматриваются только некоторые аспекты эргономического формирования «бытового» оборудования общественных зданий, прежде всего на примере зданий административного назначения. 7.1. РАБОЧЕЕ МЕСТО В ОФИСЕ Для офиса эстетические соображения, являющиеся неотъемлемой частью любого дизайн-проектирования, красота и гармония интерьера не могут быть главными, самодостаточными факторами. Офис — рабочее помещение, предназначенное для определенных процессов, которые необходимо осуществлять с максимальной полнотой и в заданные временные сроки. Промышленное здание создается при участии технолога, т.к. процесс производства подразумевает определенную оптимальную технологическую организацию. Лучшие современные офисные здания следуют этому принципу; работа в офисе рассматривается как специфический процесс со своими четкими технологическими требованиями. 151 Своя специфика присуща офисам (представительствам): • юридических фирм; • проектных бюро; • торговых компаний; • банков; • арт-салонов; • издательств; • страховых компаний и пр. Однако при всей специфике и многообразии функций можно выделить две основные категории офисной работы: • концентрация; • общение. В зависимости от основной специфики офиса соотношение этих категорий меняется; нахождение оптимальных условий для конкретного равновесия между концентрированной работой и общением — одна из главных задач, от решения которой будет зависеть конкретный дизайн-проект. Для сосредоточенной, с максимальной концентрацией внимания работы лучше всего подходит отдельный кабинет, а для общения — открытое в большей или меньшей степени пространство. Основные принципиальные решения: • офис закрытого коридорного типа; • единое общее пространство; • комбинированный офис. Офис кабинетного типа характерен для компаний, разделенных на отделы с небольшим количеством сотрудников, когда важнее изоляция, а не общение. Различают два вида офисов кабинетного типа: • кабинеты для одного—двух человек (Западная Европа до 1970) с четкой пространственной • комнаты большого объема, рассчитанные на пребывание трех и более сотрудников Офис «открытого пространства» (открытый план) — большие многометровые помещения, рассчитанные на значительное количество людей — родился и был популярен многие годы в Америке. Пространство ограничено только наружными стенами; рабочие места отделяются невысокими мебельными перегородками. Подобная организация работы дает возможность быстрой перепланировки при смене профиля деятельности фирмы; имеет достаточно высокую гибкость и мобильность. Такие офисы имели распространение в 1980-е годы и в Европе (для растущих компаний, больших корпораций). В последней трети XX века в Америке они дополнились понятием «горячий стол», когда одно рабочее место интенсивно используется в течении дня несколькими чередующимися сотрудниками, что позволяет в 2—3 раза уменьшить необходимую офисную площадь, количество оборудования и мебели. Разновидностью открытого пространства является групповой офис, когда общее пространство делится на отдельные зоны невысокими перегородками. Имеются общие зоны для обмена информацией, встреч и пр. В этом случае усиливается чувство коллективизма, обеспечивается максимально эффективное использование пространства, гибкость плана, динамичность впечатлений. Отрицательный момент — недостаточная звукоизоляция. 152 Комби-офис — сочетание преимуществ двух предыдущих планировочных решений, которые наиболее ярко сконцентрировались в «скандинавской» модели. Социальные моменты (понимаемые в России, в лучшем случае, как комнаты гигиены женщин, комнаты приема пищи, т.е. учет физиологических процессов) стали одними из основополагающих факторов в конце 90-х годов XX века в Западной Европе и, прежде всего, в Скандинавских странах. Доминирование социал-демократических идей, высокий уровень занятости привели к кардинальным изменениям не только в сфере социальной защиты населения (сфера распределения), но и в промышленности, а также в сфере услуг и бизнесе. Идеи социального партнерства изменили сам подход к проектированию офисов. Доминирующими I Так, в комплексе зданий «Скандинавских авиалиний» (Стокгольм, Швеция), воздвигнутом в конце 1980-х годов на берегу искусственного озера, вокруг обширного центрального пространства (улица с карманами) формируются коммунальные пространства второго ранга (кафе, магазины, бассейн, фитнес-центр, которыми пользуются как 1,5 тыс. служащих, так и все желающие), а также локальные «коммунальные» зоны собственно офисной части. Такая зона на 30—40 человек включает в себя сектор для переговоров и неформального общения, кустовой центр оргтехники и телекоммуникационного оборудования, кухню-столовую. Главные функциональные модули — персональные кабины площадью около 12 м2 — группируются вокруг «коммунальных зон». Перегородки и двери кабинетов, входящих в эти зоны, сделаны из стекла, что устраняет эффект физической изоляции, обеспечивает «перетекание» пространства компактных кабинетов в более просторные объемы. Поэтому каждый сотрудник может себя хорошо чувствовать психофизиологически. Мебель и оборудование, детали кабинетов решены в местном шведском духе, хотя в целом доминирует интернациональный стиль. Мебель из древесины — «грубоватая», функциональная, простых форм — создает деловую атмосферу. В то же время каждый сотрудник может дополнить интерьер кабинета по своему вкусу декоративно-художественными изделиями, предметами крестьянского и домашнего быта, личными вещами. Коммунальные зоны для неформального общения сотрудников между собой и с посетителями расположены на открытых террасах, выходящих на озеро; мебель здесь как на курортах — плетеная, дополненная вьющимися растениями и декоративными элементами. Все вместе взятое обеспечивает оптимальный психологический климат в коллективе, способствует психофизиологическому комфорту каждого сотрудника. В концентрированном виде эргономичность офиса включает в себя комплекс следующих понятий (факторов): • планировка помещения (нормативы площади, изолированность рабочих мест, возможность контактов и общения, вариабельность оборудования, многофункциональность или узкая специализация помещения, его поочередное использование, коллективное использование, индивидуальное с учетом не только общих 153
тенденций, но, в первую очередь, конкретных функций: банк, юридическая контора, управление фирмой и пр.); • эргодизайн оборудования: регулировка по высоте столов, возможность смены положения в • микроклимат (температура, влажность, состав воздуха); • оптимальное освещение и цветовой климат; • психологические моменты (общая удовлетворенность и удовольствие от работы, • социально-психологические факторы, ставшие приобретенными (социальное партнерство Мебель последнего поколения создается с учетом изменений в организации работы и новейших достижений в техническом обеспечении. Если в 1990-е годы персональный компьютер стал доминирующим на каждом столе, то теперь — портативные компьютеры, плоские экраны, мобильные телефоны, беспроводные средства связи. Общая тенденция — переход к небольшим, мобильным рабочим столам, которые легко приспосабливаются к конкретным работникам по высоте и компоновке. Стол дополняется подвижными разнообразными элементами (тумбочки, шкафы, столы для переговоров и пр.). Офисный работник проводит за столом более 80 тыс. часов своей жизни, поэтому такое большое внимание уделяется столу и креслу, обеспечивающим более здоровую рабочую обстановку. Смена положения при работе (высота стола, трансформация кресла), правильное положение при сидении позволяют существенно снизить риск возникновения болей в пояснице и спине, сохранить работоспособность и высокий тонус в течение всего рабочего дня. Ассортимент офисной мебели включает: • многофункциональные гибкие рабочие места (как для индивидуальной творческой работы, • престижные комплекты для кабинетов руководителей; • гарнитуры для приемных и переговорных помещений, комнат отдыха. В качестве рекомендаций по проектированию рабочего места в офисе можно представить наработки, сделанные компанией BENE, которые базируются на принятых международных стандартах. «Оборудование рабочего места должно давать возможность выполнять максимум рабочих операций с минимумом перемещений» — рекомендация Европейского Сообщества 90/270. 2 м2 — единый стандарт оборудования рабочего места на 1 человека. Эта площадь включает в себя поверхность письменного стола и место, занимаемое работником офиса. Глубина этого пространства составляет приблизительно 100 см {рис. 74). При планировании рабочего места принимается во внимание соблюдение организационных и индивидуальных требований к среде. В основе этих требований лежат вышеизложенные принципы гибкого сочетания габаритных и компоновочных параметров. Для полноценного использования рабочего места к базовым параметрам необходимо добавить площади для дополнительного хранения деловых бумаг, установки принтера, ксерокса и для I X о. (X) 154 , X 01 Vo о M О о VO о Га m та Рис. 74. Рабочее место. Рабочее пространство. Рекомендации по оборудованию современного офиса компании
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|