Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиологические аспекты протекания синдрома ВСД




Содержание

 

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Физиологические аспекты протекания синдрома ВСД

1.2 Психологические реакции детей с вегето-сосудистой дистонией

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Выводы по практической части

Заключение

Литература


Введение

 

В последнее десятилетие в психолого-педагогической практике любого вида общеобразовательного учреждения всё чаще встречаются дети и подростки с проблемами в учёбе и поведении, в той или иной мере сочетающимися с проблемами их здоровья. Особенность этих проблем состоит в том, что в подавляющем большинстве они имеют полифакторную природу происхождения и развития, являясь результатом взаимоотягощающего переплетения внутренних и внешних причин: социально-психологических, индивидуально-психологических, медико-биологических, семейно-бытовых, макросоциальных и других факторов.

Здоровье ребенка - одна из важнейших предпосылок успешности его воспитания, обучения, стрессоустойчивости и социальной адаптации к сложным, постоянно изменяющимся условиям современной жизни. При этом все компоненты здоровья - соматическое, психическое, нравственное и социальное благополучие, как и во всякой иной системе, постоянно находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Если психо-соматическое здоровье и социальное благополучие ребёнка являются основными условиями для правильного воспитания и обучения, то последние, в свою очередь, должны соответствовать его индивидуальным особенностям: характеру и мере способностей, уровню психофизического развития и состоянию здоровья в целом. Известно, что детям, составляющим "группу риска", на достижение одинаковых образовательных целей необходимо затратить значительно больше времени и усилий, чем их здоровым сверстникам.

Поскольку между телесным, психическим и социальным компонентами здоровья человека существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, психическое самочувствие и степень психической работоспособности ребёнка можно рассматривать как индикатор его биопсихосоциального благополучия, интегративно отражающий как функциональное состояние различных сторон организма (в том числе - мозга) ребёнка, так и влияние внешней среды через его психику на мозг и внутренние органы.

В настоящее время, в образовательных учреждениях различного типа продолжает нарастать число детей с различными видами нарушений развития и заболеваний, которые, в свою очередь, накладывают свой отпечаток на процесс школьного обучения, успешность нравственного воспитания. Одним из таких заболеваний является вегето-сосудистая дистония.

Вегето-сосудистая дистония - это нарушения в работе сосудистой системы организма, приводящие к недостаточному снабжению тканей и органов кислородом. ВСД может развиться в результате острых и хронических заболеваний, недосыпания, переутомления на работе, неправильного режима питания и др. Однако, основной ее причиной является стресс.

Синдром вегето-сосудистой дистонии можно определить как состояние, обусловленное дисбалансом вегетативного обеспечения деятельности внутренних органов и систем. Наверное, не совсем правильно считать ВСД заболеванием. Скорее, это - пограничное состояние, которое при определенных условиях, под влиянием внешних и внутренних факторов может трансформироваться в болезненное состояние, причем, чаще всего - это заболевания так называемого психосоматического ряда: артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь), ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь и другие состояния.

Необходимость изучения и постоянство интереса к вегето-сосудистой дистонии объясняется тем, что при нарастающем ритме жизни, все большее количество детей и подростков страдают синдромом ВСД, что самым негативным образом влияет на процессы учебы, предпрофессиональной подготовки и на качество жизни в целом.

Цель работы: исследовать психологические реакции детей с вегето-сосудистой дистонией.

Задачи исследования:

. Провести теоретический анализ литературы по рассматриваемой теме.

. Определить наиболее характерные психологические реакции дете с ВСД.

Предмет исследования: психологические реакции детей с вегето-сосудистой дистонией

Объект исследования: Исследование проводилось на базе школы №585 г. С-Петербурга в марте 2007 года. В исследовании приняли участие 15 учащихся 3-7 классов, средний возраст - 12 лет.

Для достижения поставленной цели использовали общеклинические методы. Психологические особенности ребенка оценивали с помощью методики рисунковой фрустрации Розенцвейга и теста "рисунок несуществующего животного".

Методы исследования:

. Анализ психолого-педагогической литературы.

. Эмпирическое исследование

. Количественная и качественная обработка результатов исследования.


Теоретическая часть

Физиологические аспекты протекания синдрома ВСД

 

ВСД - это синдром, включающий в себя разнообразные по происхождению и проявлениям нарушения вегетативных функций, обусловленные расстройством их нейрогенной регуляции. Термин "дистония" отражает представление о дисбалансе тонуса симпатической и парасимпатической систем как источнике вегетативных расстройств. Причины ее возникновения достаточно разнообразны:

наследственно-конституционные факторы. В раннем детстве для возникновения ВСД имеет значение наследственная отягощенность, недостаток кислорода у плода во время беременности, родовые травмы и болезни младенческого возраста. Все эти факторы могут и не приводить к грубому органическому поражению мозга, но ведут к минимальной периферической дисфункции вегетативной системы.

психогенные или психоэмоциональные факторы: внезапные, неожиданные, потрясающие события или же состояния длительного эмоционального перенапряжения, приводящие к нервному срыву. Большое значение для развития болезни (как и для ее преодоления) имеет психологическая атмосфера в семье. Как правило, женщины при воспитании ребенка часто испытывают тревогу и сомневаются в своей компетентности, поэтому часто бросаются в крайности, чем могут вызвать недовольство "главы семейства". Подсознательная же неудовлетворенность, возникающая у ребенка из-за сложности отношений между матерью и отцом, нередко вызывает у него чувство протеста, агрессию, конфликтность и отражается на реакции вегетативной системы - появляются головные боли, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, головокружение.

вегетативный сосудистый дистония психологический

Вегето-сосудистая дистония может развиться также вследствие перенесенных хронических инфекции, возрастных эндокринных перестроек организма, интоксикации и др.

Страдающие вегето-сосудистой дистонией дети отличаются от своих сверстников: они капризны, конфликтны, часто болеют, плохо переносят физическую и интеллектуальную нагрузку, особенно в начале учебного года. При этом у ребенка могут отмечаться постоянно повышенная температура тела, снижение или полное отсутствие аппетита. Многие мнительные родители начинают постоянно дергать свое любимое чадо измерением температуры, доводить до сведения окружающих его "слабости", ограждать ребенка от занятий спортом, "лечить" его всевозможными народными средствами. Все это может привести к развитию "комплекса неполноценности" у ребенка: он не такой как все остальные, с ним сложно дружить, его нужно оберегать и щадить. Все это вредит детской психике.

В подростковом возрасте дистония может проявляться приступообразно. Именно из-за этих приступов подростков часто преследуют повышенное потоотделение, покраснение кожи, сердцебиение, головокружение, звон в ушах, головные боли. Таким приступам наиболее подвержены эмоционально-неустойчивые и часто волнующиеся подростки.

Гормональный всплеск и несогласованность в скорости развития мышечной и сердечно-сосудистой систем у школьников накладываются на интенсивную учебу, особенно во время экзаменов. Подросток может жаловаться на головокружение, тошноту, головные боли - к счастью, подобные недомогания не опасны и с возрастом проходят сами.

Выделены определенные возрастные периоды риска формирования вегетативных нарушений. Первый возрастной пик - 7-8 лет, время, когда ребенок поступает в школу, и появляются первые серьезные стрессовые ситуации. Особенно тяжело адаптация проходит у детей, недостаточно подготовленных к высоким требованиям современной школы. Второй пик - препубертатный и пубертатный возраст, часто сопровождается быстрым ростом, изменением росто-весовых показателей, значительными гормональными изменениями. Третий пик - 16-18 лет, реже - более старший юношеский возраст.

Механизм действия стресса на организм развития многочисленных психосоматических расстройств, как неотреагированных сердечно-сосудистых, эндокринных, мышечно-тонических и других сдвигов, связанных с физиологическим обеспечением реакции напряжения. Так, повышение артериального давления и частоты сердечных сокращений при стрессе лежат в основе развития гипертонической болезни (последний фактор провоцирует также возникновение аритмий сердца).

Изначальное же приспособительное значение этих физиологических изменений, как отмечалось ранее, направлено на усиление кровотока скелетных мышц. Общая тенденция к централизации кровотока - максимум крови, максимум энергии к скелетным мышцам и сердцу за счет экономии на кровоснабжении внутренних органов - негативно сказывается на состоянии последних.

К этому добавляются локальные сосудистые реакции, также связанные с перераспределением кровотока, со спазмом периферических сосудов в дистальных отделах конечностей - не случайно при стрессе ледяные руки и зябкие ноги (точнее, холодные кисти и стопы - синдром перчаток и носков). Первоначальное, эволюционно-приспособительное значение этих физиологических реакций - уменьшение риска кровопотери при травмах, так как при физическом противоборстве первобытного человека (с хищным зверем или с себе подобным) повреждение именно этих частей тела было наиболее вероятным.

Такие биохимические сдвиги, как повышение в крови уровня глюкозы (адаптивная цель которого - обеспечить мышцы источником энергии) и холестерина (строительного материала для стрессовых стероидных гормонов, вырабатываемых корой надпочечников) - предпосылка развития соответственно сахарного диабета и атеросклероза с такими грозными осложнениями, как инфаркты миокарда и инсульты. В сочетании же с повышением свертываемости крови (еще один адаптивный механизм предотвращения кровопотери при травмах) риск этих осложнений и других сосудистых тромбозов еще больше возрастает.

Итак, изначально приспособительная реакция напряжения при определенных условиях может становиться антиадаптивной, особенно если ей на смену вовремя не приходит противоположная по физиологической направленности реакция релаксации. Как же сочетаются реакция стресса и реакция релаксации в норме? В здоровом организме, как это и было изначально предусмотрено природой, они циклически чередуются, сменяя друг друга естественным образом. Как только стрессовая ситуация закончилась - и при этом связанные с ней физиологические сдвиги были должным образом использованы организмом либо истощились необходимые для реализации стрессовой реакции энергетические ресурсы, - автоматически включается реакция релаксации, призванная эти ресурсы восполнить и нормализовать физиологическое состояние. В противном же случае, если физиологическая подготовка к борьбе или бегству осталась не востребованной организмом, этого не происходит.

А отсюда недалеко и до психосоматических болезней, особенно если подобное состояние повторяется раз за разом и вызванные им телесные реакции накапливаются, становясь все более выраженными, постепенно переходя ту пограничную черту, за которой заканчиваются допустимые для здорового организма пределы физиологических изменений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...