Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы по практической части




 

По мнению А.В. Фролькиса, среди наследственных факторов большую роль в развитии соматических заболеваний играет наличие психосоматической патологии как у самого ребенка, так и у членов его семьи. Полученные нами результаты совпадают с данными Г.В. Скобло, О.Ю. Дубовика о том, что взаимосвязь "мать - ребенок" является наиболее мощной не только в плане наследственной передачи болезни, но еще и в связи с продолжительным взаимодействием с материнским организмом в период антенатального развития плода, на протяжении которого мать для ребенка играет роль и внешней среды.

У детей с ВСД наряду с наследственной отягощенностью, отмечались определенные особенности социально-бытовых условий жизни. Плохие жилищные условия выявлены в 39,5% семей. Конфликтные ситуации в семье, включая развод родителей, частые ссоры у (40 %). Дети с вегето-сосудистой дистонией имеют затрудненный контакт с ровесниками и учителями в 50% случаев.

Кроме констатированных нарушений социально-бытовых условий жизни мы обратили особое внимание на психоэмоциональное состояние детей. С этой целью нами использовались две методики: тест рисунковой фрустрации Розенцвейга и тест "рисунок несуществующего животного”. Методика Розенцвейга использовалась для оценки и сопоставления особенностей структуры мотива достижения и способа реакции на фрустрацию у больных детей. Каждый ответ оценивался с точки зрения двух критериев: направление реакции и тип реакции.

По данным теста нами были получены следующие результаты. Среди детей с хронической соматической патологией отмечалась тенденция к преобладанию екстрапунитивных реакций за счет снижения импунитивных, то есть дети предъявляли повышенные требования к окружающим, что усложняло процесс их адаптации. Более яркие отличия от здоровых детей были в показателях, характеризующих тип реакции. Характер реагирования у детей всех групп был с "фиксацией на препятствие", если препятствие, которое вызвало фрустрацию, интерпретировалось как своего рода благо, а не препятствие. Реакций "с фиксацией на самозащите", если в ответ звучит защита себя, признание вины, было значительно меньше.

При углубленном анализе психоэмоционального состояния по данным теста "рисунок несуществующего животного" были получены следующие результаты: тревожность выявлялась у детей с соматической патологией (достигала почти 100%). Тревожность оказывает существенное влияние на разные сферы жизнедеятельности человека. Школьная тревожность - это форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании насмешек со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Школьная тревожность отмечается, как правило, у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникает она под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; избыточное предохранение ребенка от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителей или полное предоставление свободы ребенку, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.


Заключение

 

ВСД можно рассматривать как самостоятельное полиэтилогичное, но монопато-генетичное заболевание с конституциональной предрасположенностью и как синдром, входящий в структуру отдельных нозологических форм (неврозы, органические поражения ЦНС, первичное поражение внутренних органов, желез внутренней секреции и др.)

Отсутствие до настоящего времени единого подхода к терапии ПСР в раннем детском возрасте, по мнению большинства исследователей, явно не способствует эффективности лечения.

Большинство авторов выделяет здесь три основные проблемы. Первая заключается в отсутствии возможности своевременно оказать помощь на уровне первичного звена (детской поликлиники) и педиатрических стационаров. Для этого требуется наличие необходимых специалистов - детских психотерапевтов и медицинских психологов, которые, осуществляя взаимодействие с педиатрами, могли бы взять на себя ответственность за данный аспект поликлинического лечения. Вторая проблема - преобладание в терапии ПСР симптоматического подхода (телесно-ориентированного), тогда как необходимо выявление (в том числе с помощью проективных тестов) содержания скрытого психотравмирующего конфликта, лежащего в основе депрессивных расстройств. Наконец, тот факт, что в подавляющем большинстве случаев психогенные конфликты детей вызваны и/или поддерживаются неблагоприятной семейной ситуацией и неадекватным воспитательным подходом, определяет обязательное вовлечение родителей в психотерапевтический процесс.

Таким образом, на первый план среди организационных задач лечения ВСД, в особенности у детей раннего возраста, выступает поиск альтернативных детских учреждений, где можно было бы осуществлять решение пограничных проблем, таких как реабилитация, на основе взаимодействия специалистов разных профессий - педиатров, психологов, педагогов.


Литература

 

1. Антропов Ю.Ф., Ю.С. Шевченко. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. - М.: Издательство: Речь, 2002.

2. Гиндикин В.Я. Справочник. Соматогенные и соматофорные расстройства. М., Триада-Х, 2000.

.   Ёлкина Т.Н., Воропай Л.А., Комосова Т.В. Синдром вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Сибмедиздат, 2003.

.   Курпатов А.В., Аверьянов Г.Г. Психические расстройства в практике врача общего профиля. - СПб.: "Издательство Петрополис", 2001.

.   Менделевич В.Д., Соловьева, С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М.: МЕДпресс-информ, 2002 г

.   Мурашко, Е.В., Осокина, Г.Г. Современные аспекты синдрома вегето-сосудисой дистонии у детей и подростков // Вестник аритмологии. - 2000. - №18. - стр.49-50

.   Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.

.   Овсянников С.А. Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое руководство. - Москва, Триада-фарпм, 2001.

.   Пути оптимизации стационарной помощи детям в современных условиях / под редакцией А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. - М. Издательство Литтерра, 2006.

.   Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства // Психиатрия и психофармакология, 2000, №2. - С.2-36.

.   Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1978.

.   Целибеев Б.А. Психические нарушения при соматических заболеваниях. М., 1972.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...