Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические реакции детей с вегето-сосудистой дистонией




 

Еще в 20-е годы физиологом У. Кэнноном была разработана теория эмоций, рассматривающая стенические отрицательные эмоции как защитные реакции борьбы или бегства. С этой точки зрения, негативные эмоции (гнев, страх и др.) биологически целесообразны: они подготавливают организм к тому, чтобы развить максимально интенсивную мышечную активность, вступая в схватку или спасаясь бегством. При этом происходит активация симпатического отдела вегетативной нервной системы - в кровь выбрасывается адреналин, вызывающий учащенное сердцебиение, повышается артериальное давление, перераспределяется кровоток; учащается дыхание, в крови повышается уровень глюкозы и холестерина. Такая симптоматика характерна для ВСД.

Все эти физиологические сдвиги необходимы организму для того, чтобы подготовиться к двигательной активности - соответственно, лучше обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, чтобы развить максимальное мышечное усилие - вступить в схватку или спастись бегством.

Этот механизм унаследован человеком от эволюционных предшественников и работает у него так же, как и у животных. Но если у первобытного человека такой механизм был исключительно важен для его физического выживания, то для человека современного он создает одни лишь проблемы, ибо вступает в противоречие с правилами поведения в цивилизованном обществе.

Ведь в большинстве ситуаций ни физическая агрессия, ни простое бегство в решении проблем не помогают. И хотя человек, столкнувшись с неприятной информацией, внутренне напрягается, готовясь к действию (и так же повышается давление, и учащается пульс, чтобы обеспечить мышцы энергией, и напрягаются мышцы), но самого действия не происходит. Физиологические же сдвиги, представляющие собой вегетативное обеспечение неотреагированных эмоций, остаются. Со временем они могут становиться хроническими и приводить к формированию тех или иных заболеваний. Можно сказать, что согласно этой модели причина психосоматических расстройств кроется в противоречии биологической и социальной эволюции человека.

Менее описана в литературе обратная сторона медали - противоположная по направленности совокупность закономерных регуляторных сдвигов, призванных нейтрализовать, уравновесить изменения в организме, вызванные острым стрессом.

Поиск связей между характером психического стрессового фактора и поражением определенных органов и систем лежит в основе психосоматического направления в медицине. В детской практике оно связано с изучением влияния эмоций на процессы познания, сравнения и узнавания предметов, памяти, развития; становления игровой деятельности и обучения; формирования ассоциативной деятельности, межличностных отношений и особенностей изменения эмоций при нарушениях поведения. При этом многие авторы (В. Кеннон, 1927; К.Е. Изард, 1980; Ю.М. Губачев, Е.М. Стамбровский, 1981; А. Адлер, 1995; Л.С. Выготский, 1997; Ж. Пиаже, Б. Интерхельдер, 2003 и др.) подчеркивали двойственное (психологическое и телесное) выражение эмоций.

По мнению большинства исследователей (Д.Н. Исаев, 1996; П.И. Сидоров, А.В. Парняков, 2000 и др.), психосоматический подход, как принцип врачебной деятельности, заключается в как можно более тщательном изучении влияния различных психотравмирующих факторов на возникновение и течение любых соматических болезней и психотерапевтическом лечении больных с учетом этих факторов.

О роли неотреагированных эмоций в формировании соматических расстройств, в частности, писал Г.Ф. Ланг в 1932 г.: "Печаль, не выплаканная слезами, заставляет плакать другие органы".

Ребенок тонко воспринимает эмоции окружающих лиц, быстро начинает копировать эмоциональные реакции взрослых, особенно, матери. Определенная специфичность эмоциональных (поведенческих) реакций у детей отмечалась многими исследователями (А.И. Модина, 1971; К.Е. Изард, 1980; Р. Кайл, 2002 и др.) К таким специфическим свойствам относятся следующие:

) эмоции ребенка кратковременны;

) эмоции ребенка интенсивны;

) эмоции ребенка разнообразны.

Среди многочисленных эмоционально-негативных состояний, таких как тревога, эмоциональная напряженность, депрессия, враждебность (агрессия), фрустрация, эмоциональный стресс, наиболее частыми и характерными для детей-дошкольников являются тревога, депрессия, враждебность (агрессия) (Д.Н. Исаев, 1996; Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко, 2000 и др.).

Например, мальчики с дистонией испытывают высокую тревожность, ощущение неудобства в различных частях тела, что еще больше затрудняет их взаимоотношения с внешним миром, способствует погружению в себя, зацикливанию на своих мнимых проблемах. У девочек также имеется склонность к тревожным оценкам, активной, эгоцентрической деятельности, в их поведении легко прослеживаются истерическая наклонность, завышенная самооценка, длительное муссирование неприятных событий. Все эти отрицательные черты только подпитывают дистонию. Ребенок оказывается как бы в порочном круге, и далеко не всем женщинам удается по мере взросления навсегда избавиться от этих черт характера и самой дистонии.

Большое значение для развития болезни (как и для ее преодоления) имеет психологическая атмосфера семьи. Тяжелее всего переносят дистонию дети, в чьих семьях наблюдается противоречивый подход к проблеме воспитания детей. Отцы, как правило, полностью отстраняются от этой задачи, а матери испытывают тревогу по поводу своей компетентности и ее результатов и поэтому часто бросаются в крайности. Подсознательная неудовлетворенность во взаимоотношениях с матерью и отцом вызывают у ребенка чувство протеста, агрессию, конфликтность и отражаются на реакции вегетативной системы. Как реакция появляются головные боли на уроках и во второй половине дня, головокружения, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость.

Также наблюдается эмоциональная лабильность, плаксивость, нарушение сна, ощущение страха, кардиофобии. У больных ВСД более высокий уровень тревожности, они склонны к самообвинению, испытывают боязнь в принятии решений. Преобладают личностные ценности: большая забота о здоровье (ипохондрия), активность в период болезни снижается.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...