Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциация ситуаций в средовой системе с позиций эргодизайнерского подхода




Формирование городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей населения города в целом и каждого отдельного человека — многосторонняя сложная проблема. Коснемся только некоторых моментов, непосредственно связанных с тематикой данного пособия.

Многообразие средовых ситуаций возникает не только в связи с конкретными особенностями места и характером его функционального освоения, но и с интенсивностью использования и разнообразием средовых ожиданий различных возрастных и социальных групп. Универсальные эргономические методы позволяют более детально соотносить потребности населения с элементами городского пространства. Очевидна связь проблемы мобильности в архитектуре со средствами эргодизайна, которые могут способствовать развитию современных пространственных условий.

Наиболее очевидно проявляют себя элементы когнитивной эргономики и законы формообразования знаковых систем с использованием различных типов и длин алфавитов для кодирования средовой информации. Прежде всего они задействованы при создании различных навигационных систем города.

Обширное информационное пространство включает в себя среду объектов культуры, тематических парков, транспортно-коммуникационных узлов, зоопарков, спортивных сооружений, объектов с интерактивной системой общения с потребителем, пространств фестивалей и приключений, научно-познавательных центров и т.д. Оперативная информация зачастую представляется в виде карт, схем и указателей. Форма ее представления обычно базируется на стереотипах восприятия и пространственного поведения, которые сложились в ходе практической деятельности. Контакты человека со средой зависят от степени погружения в среду, от возможности удовлетворения как самых общих потребностей, так и индивидуальных.

Среда должна отвечать ожиданиям людей, предвосхищая их, и будучи исчерпывающей, не становиться избыточной. Практически визуальные решения информационных включений делятся при этом на три типа: определяющие ориентацию, подсказывающие формы поведения и формирующие эмоциональные состояния. Каждому типу отвечают отработанные дизайнерские приемы и средства, при этом на практике эти типы пересекаются и формируют разнообразные пограничные ситуации.

Типы ситуаций, в которых информационные системы играют важную роль, дифференцируются по интенсивности их использования. Так, наиболее концентрировано комплексная навигация представлена в системе метро, аэропортов, железнодорожных вокзалов, мест активного перемещения

261


человеческих потоков. Целью создания любой навигационной системы является считывание информации путем восприятия простых знаковых систем и их интерпретация с помощью образного видения. Навигационные системы в виде карт-схем, указателей, информационных блоков, пиктографических изображений плотно пронизывают структуру городского центра, крупных функциональных узлов, спортивных и функциональных комплексов и т.д., развиваясь от центра к периферии в системах коммуникации и локальных узлах (как, например, автобусные остановки, входы в ландшафтные комплексы и т.п.).

Существуют интересные примеры проектных воплощений, когда информационные структуры отвечают познавательным запросам различных возрастных групп. Такие решения встречаются в среде научно-познавательных комплексов, в музеях, зоопарках и т.п.

Знаки, диаграммы, такие стереотипные представления информации, как устойчивые фольклорные формы или их инновационные изображения, пронизывают внутреннюю и внешнюю среду различных объектов. В комплексных информационных программах выбранные цветовые сочетания могут приобретать устойчивую ассоциацию во всей гамме продукции: от интерьера к экстерьеру, уличным

баннерам и другим средовым элементам. §.

Q-U

Типы пользователей также могут различаться. Зачастую в неравных условиях при использовании тех 5
или иных фрагментов среды оказываются люди, ограниченные физическими или возрастными

особенностями, языковыми преградами или национальными привычками. Им приходится использовать |

большие ресурсы для того, чтобы получить определенный набор услуг в среде, преодолевая В

ориентационные, языковые или адаптивные барьеры. Для разрешения данных ситуаций эффективно £■

привлечение сведений и рекомендаций по эргономике, разработанных для разных возрастных групп. *

Наиболее типичные средовые конфликты возникают: в транспортных узлах (проблема безопасности, §-

комфортного освещения, наличие достаточного набора элементов благоустройства и информации); о

в местах пересечения транспортного и пешеходного движения; в зонах отдыха и пешеходных путей, =

зонах проведения досуга, прогулок, выгула собак и пр. Эти проблемы должны каждый раз |
выстраиваться сообразно конкретной ситуации, но вместе с тем они достаточно типичны и влияют

на комфорт повседневного проживания, который во многом и определяет ощущения благополучия |

и защищенности горожан в среде. £

s. о


о. (Т)

Увеличение габаритов и массы зданий, протяженности и площадей пространств, укрупнение масштаба

застройки городов являются объективной реальностью. Поэтому очень важно в этих условиях

создание зон сомасштабных человеку, позволяющих ему чувствовать себя комфортно в сложном д

урбанистическом «организме». Оборудование, информационное наполнение, ландшафтный дизайн

могут обеспечить достижение этой цели. <£?

Ле Корбюзье более 60 лет назад в своей работе «Планировка города» прозорливо отметил: «Огромные конструкции будущей планировки раздавят нас: нужно найти общую меру между нами и этими гигантскими произведениями». И там же: «Улица будет перестроена главным образом при помощи элементов, соответствующих человеческому масштабу».

Городское оборудование и выполняет роль носителя человеческого масштаба (рис. 143). Понятия «городское оборудование» и «элементы наполнения городской среды» охватывают широкий круг объектов, сооружений и малых форм всех сфер жизнедеятельности на пространствах улиц и площадей, скверов и парков (рис. 144, 145), в т.ч.:

• торговля и питание (киоски, павильоны, тенты и пр.);

• связь и информация (телефоны-автоматы, почтовые ящики, информационные установки);

• транспорт (навесы и павильоны у остановок, опоры контактных сетей, светофоры,
дорожные знаки);

• коммунально-хозяйственные службы (фонари и др. установки освещения, емкости для
мусора, туалеты и пр.);


О)

s

X

О о.

Ш о

О-

I

О-

0)

о

о

I

О-


Рис. 143. Городская среда: примеры из отечественной (А, Б, В) и зарубежной практики (Г, Д, Е)




I

CL

Ф О


Рис. 144. Типы оборудования для города: пиктограммы (А); светильники (Б); оборудование для связи и транспорта (В); для детских площадок (Г); киоски и павильоны (Д)

264


О)

о

Q-

О) О-

!

о

X

о


Рис. 145. Объекты городской среды



• уличная мебель, оборудование площадок во дворах, парках и скверах (детских, спортивных,
для животных и пр.);

• устройства разграничения зон улиц и площадей (ограды, барьеры, турникеты);

• визуальная информация (указатели, названия улиц и площадей, номера домов, табло,
пиктограммы и пр.).

Перечень можно продолжить, включив элементы декоративного оформления и пр.

Объекты оборудования городской среды чаще всего встраиваются в сложившуюся градостроительную ситуацию, соседствуют с архитектурой, дополняют ее, позволяют добиться сомасштабности с человеком. Это существенно усложняет задачу проектировщиков, требует гибкости, нахождения компромиссных решений с учетом конкретных условий.

Для многих элементов городского оборудования характерен относительно короткий срок «жизни», периодическая сменяемость, подвижность во времени и пространстве: оформление витрин, информационные системы, реклама и т.д. Существует сезонная изменчивость, особенно для средней полосы и, тем более, северных районов: тенты, легкие павильоны, мебель, цветочницы (рис. 146) убираются на конец осени, зиму и начало весны. Но есть объекты, которые по своей долговечности вполне могут соперничать с архитектурными сооружениями. Они в первую очередь обеспечивают нормальное функционирование систем предметно-пространственной среды и являются связующим звеном между человеком и архитектурой в контексте материальной и духовной культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...