Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства эргономики в артикуляции средового восприятия




Эргодизайн среды тесным образом переплетается с традиционным архитектурным анализом масштабных соотношений человека и средового наполнения.

Анализируя схему коммуникаций на значительной территории, например района, сообразно степени приближения человека к намеченному объекту, выделяются последовательные уровни соотношения человека и ориентира. В различных ситуациях доминирующими становятся объекты разной удаленности и масштаба. Первым уровнем в последовательном раскрытии видовых картин оказывается силуэт застройки с архитектурно-пространственной доминантой либо рельеф, озеленение и т.п., задающие точку для соотнесения наблюдателя, ориентира и желаемой точки приближения. От силуэтных доминант человек последовательно минует промежуточные масштабы к уровню отдельной детали, на котором становятся значимыми уличная реклама и указатели — вплоть до ступеней, ручек и кнопок в лифтовом холле. Архитектурный анализ визуальных картин на каждом уровне предопределяет размещение визуальных акцентов в среде.

Темой проектирования является и разработка системы ночной навигации в среде. Предпосылками для возникновения подобной темы становятся агрессивные воздействия внешней среды; наличие большого количества резких перепадов рельефа, ремонтные и строительные работы; низкий уровень безопасности на улице в темное время суток и т.д., что делает необходимым рассмотрение проекта навигации в различных аспектах.

В ходе учебного проектирования для конкретного городского района была проведена классификация объектов, представляющих интерес с точки зрения визуального разнообразия среды. Она включила в себя не только объекты несомненной архитектурно-художественной ценности, например «памятники архитектуры», но и пространственные архетипы среды («аллея», «арка» и т.д.), архитектурные детали и природные элементы. К т.н. «природным жемчужинам» были отнесены объекты естественного происхождения: деревья, камни, детали рельефа, которые специально выявляются или подчеркиваются в проекте искусственно созданными преградами, барьерами, пространственными рамами, элементами благоустройства и обособляются для восприятия в структуре микрорайона.

Памятники архитектуры имеют сложившуюся традицию их выделения в среде с помощью знаков, досок и указателей, создавая культурно-символическое поле восприятия среды. Но кроме объектов, имеющих статус памятника, существуют и другие объекты, ценные для среды и людей, ее населяющих. Поэтому для выявления деталей и характерных архитектурно-стилистических приемов было предложено создание архитектурных, дизайнерских, пейзажных «рам», перспектив, возвышенностей или пространственных пауз (пустот), которые бы фокусировали взгляд пешехода на отдельных «кадрах» среды, используя для этого эргономические принципы размещения знаковой навигации (дифференциация высот их расположения), устройство удобных мест «созерцания» в

270


 

I


непосредственной близости от объектов, либо специально созданных для этих целей преград и барьеров, нарочитой смены ориентации или типа покрытия и т.д.

Эргономика позволяет заострить внимание на экологической составляющей среды, которая является фактором, существенно влияющим на самочувствие человека, его психофизиологическое состояние. В рамках экспериментального проекта по эргономике среды были проанализированы такие составляющие, как вода, звук и шум, различные поверхности и свойства материалов как основа многообразия тактильных ощущений при соприкосновении с предметами, возможности творческой рукотворной деятельности по преобразованию природного «мусора» — веток, листьев, сухостоя и снега.

Тактильные ощущения, вызванные непроизвольными или осознанными контактами человека с поверхностями предметов, коренятся в детском способе исследования мира. Для взрослого человека текстура поверхностей продолжает оставаться средством познания объемной среды, осознания себя в сложном трехмерном пространстве. Поэтому интерес к разнообразным поверхностям и реакциям на них может быть рассмотрен как одна из тем эргодизайна среды.

Многообразие звуков в среде, разложенное на элементы, позволяет представить своеобразие звукового фона в зависимости от пространственно-средовой ситуаций. Пороговая чувствительность к уровню шума меняется в зависимости от возрастной группы. Звуковой фон, разложенный на составляющие элементы, представлен шагами, звуковыми сигналами (предупреждающими, информирующими), скрипами, разговорами, криками, звуками автомобилей, механическими звуками, шелестом листвы, пением птиц, журчанием воды, музыкой и т.п. В городской и интерьерной среде они меняются, переплетаются, создают различный агрессивный или комфортный звуковой фон. Эту составляющую среды также интересно учитывать в эргодизайнерских проектах.

Вода, являясь ключевым элементом организма человека, пронизывает все формы средового существования: от непосредственных контактов человека с естественными состояниями воды в озере, реке и т.д. до воды в кране городской квартиры. Многообразны формы проведения досуга человека на воде. Они связаны с различным временем года, специальным оборудованием, техническими средствами, предметным дизайном. Человек не только по-разному использует воду, но и интерпретирует ее состояния в искусственной среде. Так, в ванной комнате имитируется тропический дождь или бьющие струи в специальном многопозиционном душе; пенящаяся, бурлящая, каскадом льющаяся или спокойная вода в ванне. Мощные потоки водопада имитируются с помощью специальных ведер для обливания, подземные бьющие ключи — гидромассажными форсунками джакузи, водный пар — куполами турецких парных, водная гладь, в т.ч. с искусственным противотоком, — в бассейне. В сочетании с цвето-, свето- и ароматерапией эти элементы имеют оздоровительное, расслабляющее и тонизирующее значение. В связи с этим эргодизайнерское проектирование может вестись в различных ракурсах, рассматривая применение воды в открытых и закрытых пространствах, ее связи с человекам, способы использования в различных ситуациях проектирования дизайнерских изделий.

Вышеприведенными примерами не исчерпывается многообразие эргодизайнерских тем и направлений учебного проектирования. Дизайнерская среда, будучи динамично развивающейся системой, открыта для технологических новаций, поэтому возникают все новые темы студенческих работ. В конце данного раздела представлены лишь первые наметки учебного средового эргодизайна. Этому направлению еще предстоит развиться, пополняясь новыми идеями и примерами.


271



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задачи, которые встают перед проектировщиком при переходе от формирования «замкнутых» пространств интерьеров, а тем более отдельных предметов и вещей, к комплексному формированию «открытых» средовых ситуаций, существенно трансформируются и усложняются.

Специфика новой проектной профессии на стыке архитектуры и дизайна, организационное формирование которой началось около полутора десятков лет назад, проистекает из ее бивалентности. В ней все время идут рядом: дизайнерская идея как принцип решения функционально-технологических задач, архитектурно-художественная идея как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих процессу пространственных форм, нужный функциональному процессу комплекс предметно-пространственных форм, соединяющий архитектурную и дизайнерскую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде.

Сегодня не вызывает сомнения необходимость научно-обоснованного учета «человеческих факторов» в архитектурно-дизайнерском проектировании. Эргономика, по сути, уже стала краеугольным камнем методологии средового проектирования, поскольку именно она является соединительным звеном между его базовыми понятиями — «среда» (как конечный продукт проектного творчества) и «человек» (как его заказчик и потребитель). Одновременно растет понимание, что в средовом проектировании «недоучет» человеческих факторов не только вызывает неудобства и дискомфорт, но и пагубно сказывается на эмоционально-чувственной оценке состояния среды, а это ведёт к формированию негативных эстетических переживаний. Поэтому все актуальнее становится необходимость дополнить сложившийся вектор эргономики по обоснованию и выработке «ограничений» (рекомендаций) в проектировании элементов и их сочетаний новым направлением — генерированием вариантов размерных показателей и комбинаций, продиктованных не столько утилитарно-практическими, сколько художественными соображениями..

Первые два раздела предложенного пособия дают возможность студентам получить достаточный объём знаний, освоить методику их практического использования в проектной архитектурно-дизайнерской практике по первому, сложившемуся вектору эргономики. Более того, с учётом требований к специальности традиционное содержание дисциплины, посвященное обычно трудовой деятельности, дополнено сферами быта, досуга, учебы, а также социально-деловой деятельности (офис). Значительное место уделено особенностям проектирования среды для детей, в т.ч. с нарушением опорно-двигательного аппарата, престарелых и инвалидов.

Третий раздел по содержанию и характеру материала не традиционен для учебной литературы по эргономике. В нем, во многом впервые,-сделана попытка определения путей приложения достижений эргономики, знаний по психологии и психофизиологии в новом аспекте — повышение архитектурно-художественного уровня проектирования средовых объектов с учётом особенностей их восприятия и эмоциональной оценки.

Интерпретация человеком воспринимаемых образов и возникновение в результате этого эмоционально-эстетического состояния обусловлена личностными особенностями человека, в т.ч. внутренними установками, интеллектуально-культурным уровнем, темпераментом и пр. Человек констатирует и оценивает такие качества среды как характер общей объёмно-пространственной структуры, пластику поверхностей, цвето-фактурное решение, габариты, пропорции, масштаб и т.д. При этом восприятие и оценка пространственных форм зависят от их окружения, реальных условий наблюдения (время суток и года, погодные условия), точки наблюдения, которые редко остаются статичными.

Из-за сложности учёта комплекса факторов восприятия реальной среды на практике нередки случаи, когда здания, их группы производят во многом иное впечатление, чем на чертежах и в моделях.

272


Проблема учёта в проектной практике всех возможных негативных моментов восприятия реализованной среды и их компенсация существует столько же, сколько и сама архитектура. Она полностью не решена теоретически и методически до сих пор.

Первостепенное значение всегда имели талант, интуиция и опыт проектировщика. Римский архитектор второй половины I века до н.э. Витрувий в трактате о зодчестве писал: «Когда же будет установлено основание соразмерности и путём вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и путём сокращений и добавлений достичь такой уравновешенности, чтобы после этих сокращений или добавлений в соразмерности всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности» (Витрувий. Десять книг о зодчестве. — М., 1936).

В последние годы у архитекторов и дизайнеров появляется возможность избегать проектных ошибок за счёт новых методик, использующих виртуальные программы в компьютерной графике. С их помощью можно «проигрывать» многочисленные варианты восприятия средовых объектов и ситуаций, внося коррективы в их композиционный строй. Для создания этих практических методик архитектурно-дизайнерского проектирования необходим научно-теоретический базис, который пока ещё находится в стадии формирования.

Третий раздел пособия привлекает внимание студентов (а также педагогов, практикующих специалистов и исследователей) к поиску путей решения актуальных проблем нового вектора эргономики, связанного с эмоционально-эстетическим воздействием среды, созданием положительного эмоционального фона.


18Э-924




 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагменты из ведомственных
строительных норм 62-91*

Размеры отдельных элементов
архитектурной среды

Графические фрагменты из курсовых
студенческих работ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...