Электронные каналы маркетинга и рекламы туризма в ИНТЕРНЕТ
Концепция маркетинга за многие годы своего существования претерпела ряд изменений. Сегодня наибольшую популярность приобрела модель «маркетингового управления», то есть долгосрочного планирования и прогнозирования, опирающаяся на исследования рынка, поведения и привычек покупателя, использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования посредников, удовлетворение потребностей конкретных целевых групп покупателей. В центре современной концепции маркетинга находится потребитель. И если до последнего времени возможность получения его «рентгеновского снимка» представлялась практически нереализуемой, то со становлением интерактивных каналов связи мечты о «прозрачном» покупателе стали приобретать реальные формы. Отличительной особенностью Internet как новой инфраструктуры маркетинга и сбыта является тот факт, что здесь пока не действует основной принцип рыночной экономики: спрос рождает предложение. Опыт многих стран свидетельствует, что не потребитель определяет объем цифровых услуг. Напротив, поставщики и производители приходят к выводу о необходимости вспрыгнуть на подножку отходящего экспресса «Internet». И объясняется это не только вопросами престижа, но и опасением, что лучшие места на этом перспективном рынке расхватают другие. Кроме того, производители товаров и прямые поставщики услуг надеются с помощью нового канала дистрибуции избавиться от сонма посредников, которые заполонили дорогу к розничному торговцу и потребителю. В докладе «От посредника к ПО промежуточного слоя» исследовательской компании Meta Group прогнозируется, что благодаря виртуальному каналу многие из них и в первую очередь дистрибуторы, страховые агенты и вторичные распространители туристических услуг потеряют источник дохода. Еще один довод в пользу присутствия в электронной среде высказал Рагнал Нильссон, директор информационного отдела одного из крупнейших торговых домов в ФРГ Karstadt: его руководство опасается, что в перспективе новоиспеченные маклеры, обосновавшись в Internet и других компьютерных сетях, смогут вытеснить традиционных торговцев, установив прямые взаимоотношения потребителей с производителями. Эту перспективу предсказывает и фирма Andersen Consulting. По ее прогнозу, в начале этого века до 50% универмагов прекратят свое существование. Им на смену придут так называемые Consumer Response Center – что-то типа электронных столов заказов, которые будут располагать значительно большим ассортиментом товаров по сравнению с современными супермаркетами.
Не менее важным преимуществом электронных каналов является более тесный контакт с покупателем. «В сети клиенты сообщают о себе многие данные, которые мы можем использовать в своем бизнесе», – рассказывает Нильссон. Он мечтает о том времени, когда однажды купившему горные лыжи можно будет сообщать (по факсу, электронной или обычной почте) о поступлении товаров, соответствующих этой же целевой группе, например альбомов на CO-ROM с описанием горнолыжных курортов. Интерактивный контакт с потребителем обеспечивает также более тесную привязку их к фирме. Нильссон не сомневается в том, что в век глобальной электронной торговли внимательное отношение к покупателю станет решающим фактором в конкурентной борьбе, поскольку соперник будет находиться на расстоянии одного щелчка мышью. Стремясь как можно раньше обозначить свое присутствие в киберпространстве, многие фирмы забывают, «а некоторые и не подозревают, что электронные каналы требуют новой маркетинговой стратегии, рассчитанной на получение отдачи через определенное (иногда измеряемое годами) время. Ошибаются те, кто ждет увеличения сбыта и прибыли после нескольких десятков или сотен обращений к своему серверу.
Виртуальные каналы в первую очередь могут быть использованы компаниями, чья продукция ориентирована на конечного пользователя. К продвижению по электронным каналам пригодны любые товары, которые нужны широкому кругу потребителей, но далеко не всегда имеются в магазине за углом. К этой категории относятся и туристические путевки. Сегодня в Европе, Америке и Азии насчитывается более 50 млн. пользователей сети Internet. В нашей стране количество пользователей электронной почты не превышает 650 тыс., а «Всемирной паутины» – 80 тыс. человек. Однако не следует забывать, что в России и странах СНГ темпы развития услуг Интернет в 2001 году стали опережать соответствующие американские показатели. Только в Москве рост числа пользователей Сети за этот год составил 400%. За тот же период число русскоязычных серверов во всем мире увеличилось почти в 30 раз. Значение этих фактов лучше всего понимают профессионалы в области маркетинга и рекламы. Сейчас они ищут возможность охвата новых информационно-рекламных рынков. И одним из самых привлекательных считается рынок русский. Русский – наиболее распространенный язык в Европе: его понимает 35% европейского населения, составляющего 555 млн. человек. Западные профессиональные маркетологи знают это прекрасно. Более того, по оценкам Билла Данлопа из Ассоциации евромаркетинга, русскоязычное информационное пространство – одно из самых перспективных для воплощения новых информационных проектов. Он также считает, что Интернет в Европе будет развиваться в ближайшие годы преимущественно как многоязычное образование, ибо 72% европейского населения попросту не понимает английского языка. Распространенный язык – это перспективное информационно-рекламное пространство. И оно не ограничивается Европой. Ведь есть еще и русскоговорящая Азия, есть обширная русская диаспора в США. Это гигантский рынок, где со вниманием отнесутся к товару или услуге, рекламируемым на родном и понятном языке. Портрет «среднего» пользователя Internet – это мужчина от 20 до 40 лет, обычно представитель среднего класса, с достатком выше среднего, принимающий решения в семье и на работе. Однако, нельзя упускать из виду тот факт, что стопроцентные потребители электронного рынка, которых в России, как указывалось выше, не более полумиллиона, имеют родственников и друзей, в большинстве своем еще не познавших возможностей кибернетического мира, но являющихся его косвенными потребителями. Наверное, каждый пользователь Internet сможет припомнить не один случай, когда он делился со своими знакомыми информацией, полученной в электронных каналах, в том числе и по их заказу.
Электронный канал маркетинга и сбыта – слишком общее понятие. В сетях присутствует целый ряд служб, позволяющих его реализовать. Одна из них – WWW (World Wide Web – «Всемирная паутина») – стремительно завоевывает популярность во всем мире. Главное преимущество WWW заключается в высокой скорости распространения информации любого вида (текстовой, графической, аудио, видео) и отсутствии дополнительных расходов на изготовление печатной продукции и оплату междугородных и международных почтовых или транспортных тарифов. Важным свойством Web-публикаций является возможность внесения в них в любое время изменений. Все это побуждает компании во всем мире использовать «Всемирную паутину» в качестве канала маркетинга и получения заказов на свою продукцию на электронном рынке. Стремительное развитие Internet постепенно меняет отношение туристических фирм к рекламе. Так, например, некоторые европейские агентства стали сокращать объемы публикуемой газетной рекламы, отдавая предпочтение размещению своей информации в Internet. Вместо больших рекламных объявлений, в газетах теперь часто можно встретить маленькие блоки с указанием адреса информационной страницы агентства в Internet.
Этот аспект отмечается при разработке проектов продвижения российского турпродукта на иностранных рынках, в частности – на американском. Сегодня 92 страны имеют в Нью-Йорке свои представительства, и все они наперебой приглашают американцев посетить эти страны. В национальных офисах Франции, Германии, Греции, Скандинавских стран представлено огромное количество информационного материала и литературы об этих государствах. В российском же представительстве печатной продукции о России практически нет, так что приходится рекламировать страну «на пальцах», причем от такой «рекламы» теряются миллионы долларов. Очевидно, для финансирования туристической рекламы необходимо объединить усилия туроператоров, создающих турпродукт, и государственных структур, поскольку у государства сейчас нет средств для рекламы страны, а частный бизнес еще недостаточно окреп, чтобы самостоятельно издавать необходимые красочные буклеты и литературу. Например, за издание в США красочной брошюры в 30 страниц тиражом 10000 экземпляров надо заплатить $40-50 тыс. И вот тут разрешение проблемы видится в использовании международных компьютерных сетей: этот путь гораздо дешевле и может быстро окупиться. Особенно это относится к INTERNET, у которой огромное количество пользователей. Сейчас уже введены в сеть двадцать компьютерных страниц, которые доступны потребителям практически всего мира. Только за март 2000 года эти страницы просмотрели две тысячи потребителей. А в апреле, по информации американского сервера, количество потребителей удвоилось, т.е. за два месяца затраты, связанные с подготовкой российских страниц для INTERNET, практически окупились. Когда вошел в строй сервер «Весь туристский Санкт-Петербург», его создатели с удивлением обнаружили, что кроме иностранцев его услугами стали активна пользоваться петербургские пользователи Internet, запрашивая фирмы, организующие туры в Одессу и на Соловки. Содержание информации, размещенной в сервере, разнообразно. Прежде всего, это общие сведения о туристском потенциале и достопримечательностях города на Неве, его дворцах, музеях и пригородах, гостиницах, прокате машин. В информационных блоках-страницах помещена информация о ряде турфирм, их реквизитах, данные о турах и другая коммерческая информация партнеров. Реклама на страницах сервера размещается как в сжатой, так и развернутой форме.
Пока говорить об эффективности и значительных результатах от работы сервера «Весь туристский Санкт-Петербург» рано. Но по его адресу еженедельно обращаются до 250 пользователей из России и из-за рубежа. Большая часть обращений приходится на желающих приехать в Петербург (до 90%). Примерно 10% – на потенциальных партнеров турбизнеса из-за границы, среди которых – турфирмы и сети отелей. Несколько петербургских турфирм воспользовались сервером для заказа билетов и бронирования мест в гостиницах, хотя для большинства местных фирм бронирование через сервер пока экзотика – психологически они еще не готовы к работе в сети Internet. Тем не менее, вероятно, уже в ближайшем будущем петербургские фирмы и их клиенты начнут шире использовать огромные возможности Internet, позволяющей, в числе прочего, с наименьшими затратами рекламировать С‑Петербург на международном рынке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|