Бюджетно-налоговая, финансовая политика (фискальная политика)
1. Цели и инструменты финансовой политики 2. Дискреционная финансовая политика 3. Недискреционная финансовая политика 4. Эффективность финансовой политики 5. Бюджетный дефицит и государственный долг
1. Бюджетно-налоговая (финансовая) политика – система мероприятий государственного регулирования экономики посредством изменения объёма государственных расходов (расходная политика) и налогообложение (налоговая политика). Цели финансовой политики: Ø Сглаживание колебаний экономического цикла Ø Обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста Ø Достижение высокого уровня занятости и стабильного уровня цен Инструментами использования государственных финансов (бюджетно-налоговой политики) являются манипулирование ставками налогов и изменения правил платежа налогов; изменения государственных расходов. В зависимости от используемых инструментов различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) финансовую политику. Инструменты дискреционной политики: 1) Изменение объёма государственных закупок 2) Изменение объёма трансфертных платежей 3) Манипулирование налоговыми ставками и налогами Встроенные стабилизаторы автоматической политики: 1) Автоматические изменения в налоговых поступлениях 2) Пособия по безработице и другие социальные выплаты 3) Субсидии фирмам В период экономического спада проводится стимулирующая финансовая политика увеличения совокупного спроса. Она предполагает увеличение государственных расходов и снижение налогов, что приводит к появлению бюджетного дефицита. Если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, проводится сдерживающая финансовая политика уменьшения совокупного спроса. Она предполагает уменьшение государственных расходов и увеличение налогов, что приводит к появлению бюджетного профицита (обратное дефициту).
2. Дискреционная финансовая политика – активная финансовая политика, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Мероприятия дискреционной финансовой политики оказывает влияние на величину совокупных плановых расходов (совокупный спрос). Мультипликатор государственных расходов. (График 1) Увеличение государственных расходов сдвигает график совокупных плановых расходов вверх на величину изменения государственных расходов #G. Макроэкономическое равновесие на рынке благ смещается из точки A в точку B, и национальный доход возрастает с Y1 до Y2 на величину #Y, большую, чем #G благодаря действию мультипликатора. Сокращение государственных расходов вызовет обратный эффект. Формула мультипликатора государственных расходов: mG=#Y/#G=1/(1-mpc) Налоговый мультипликатор. (График 2) Уменьшение автономных налогов на величину #T увеличит на эту же величину располагаемый доход. И, следовательно, потребление возрастёт на величину mpc*#T. График совокупных плановых расходов сдвинется вверх на величину прироста потребления, равную mpc*#T. Макроэкономическое равновесие на рынке благ сместится из точки A в точку B, а национальный доход возрастёт с Y1 до Y2 на величину #Y, увеличение налогов вызовет обратный эффект. Формула мультипликатора автономных налогов: mT=#Y/#T=-mpc/(1-mpc) Мультипликатор сбалансированного бюджета. Увеличение государственных расходов, либо уменьшение налогов сопровождается появлением бюджетного дефицита. Чтобы бюджет был сбалансирован, увеличение государственных расходов должно сопровождаться увеличением налогов на такую же величину. На эту же величину (#G=#T) возрастёт равновесный национальный доход. Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, то есть #G=#T=#Y. Это утверждение получило название теоремы Хаавельмо.
Доказательство. #Y=#G*1/(1-mpc) -#Y=#T*mpc(1-mpc) Если #G=#T=M, то #Y=M*1/(1-mpc) – M*mpc/(1-mpc), отсюда #Y=M(1/(1-mpc)-mpc/(1-mpc)), то есть #Y=M((1-mpc)/(1-mpc))=M
3. Недискреционная (автоматическая) финансовая политика – пассивная финансовая политика, основанная на использовании автоматических или встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор – любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его профицит) в период спада и увеличивать его профицит (или уменьшать его дефицит) в период инфляции, без необходимости проведения каких-либо регулирующих мероприятий со стороны государства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоговая система, обеспечивающая рост налоговых поступлений по мере роста национального дохода и система трансфертных платежей, обеспечивающего во время экономического подъёма сокращение объёма выплат пособий по безработице и бедности, а также субсидий фирмам и их увеличение во время спада производства. (График 3) Если государственные расходы имеют обратную зависимость от величины национального дохода, а налоговые поступления изменяются в том же направлении, что и национальный доход, то во время спада в государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику. Напротив, в период подъёма в бюджете автоматически формируется антиинфляционный профицит. Сила воздействия встроенных стабилизаторов на состояние бюджета определяется степенью прогрессивности налоговой системы. Встроенные стабилизаторы уменьшают, но не устраняют полностью колебание национального дохода, поэтому их действие может дополняться мероприятиями дискреционной финансовой политики. Вследствие этого различают: 1) Циклический дефицит – бюджетный дефицит, являющийся результатом действия встроенных стабилизаторов в условиях движения экономики к спаду. 2) Структурный дефицит – бюджетный дефицит, являющийся результатом проведения стимулирующей дискреционной финансовой политики.
4. При проведении финансовой политики существуют следующие проблемы, снижающие её эффективность: · Наличие временных лагов: лаг распознания – промежуток времени между моментом шока совокупного предложения или совокупного спроса и моментом осознания наступления их последствий; административный лаг – промежуток времени от момента осознания необходимости принятия финансовых мер до момента их действительного принятия; функциональный лаг – промежуток времени между моментом принятия мер финансовой политики и временем, когда они начнут давать результаты. · Политические проблемы. Проведению стабилизационно-финансовой политики может мешать необходимость достижение политических целей. Например, бюджетные дефициты имеют тенденцию быть политически привлекательными. · Эффект вытеснения. (График 4) Стимулирующая финансовая политика (увеличение государственных расходов, уменьшение налогов) приведёт к сдвигу кривой IS вправо. Высоте процента i1 будет теперь соответствовать больший объём потребительских расходов и инвестиций, что должно сдвинуть экономическую систему в положение E2. Однако рост национального дохода повышает трансакционный спрос на деньги, что способствует увеличению нормы процента. Повышение нормы процента снижает уровень частных инвестиций (эффект вытеснения частных инвестиций), что ослабляет стимулирующий эффект финансовой политики. Экономическая система достигает нового положения равновесия в точке E3. Эффект вытеснения будет нейтрализован, если национальный банк в ответ на дополнительный спрос на деньги, возникший в результате правительственных займов, в достаточной степени увеличит предложение сделок, что сдвинет кривую LM вправо. · Инфляция. (График 5) Если экономика находится в состоянии близком к полной занятости, то часть воздействия, стимулирующую финансовую политику на совокупный спрос проявится в ускорении инфляции, а не в возрастании реального объёма национального производства и уровнем занятости. · Эффект чистого экспорта. Стимулирующая финансовая политика повысит ставку процента. Это будет привлекать финансовый капитал из-за рубежа, что повысит спрос на национальную валюту и её курс. Более высокий курс национальной валюты увеличит импорт и уменьшит экспорт. Сокращение чистого экспорта, как компонента совокупных расходов, будет противодействовать стимулирующей финансовой политики.
5. Если государственные расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит, а превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит. Существуют следующие концептуальные подходы к формированию бюджета: 1) Ежегодно балансируемый бюджет. Этот подход исключает финансовую деятельность государства для стабилизации экономики. 2) Бюджет балансируемый на циклической основе. В соответствии с этим подходом бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла за период в несколько лет. Ключевая проблема в данной концепции бюджета состоит в том, что подъёмы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и длительности. 3) Функциональные финансы. В соответствии с этим подходом целью финансового регулирования является обеспечение безинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Данная концепция предполагает проведение государственной активной финансовой политики, которая может сопровождаться большими бюджетными профицитами или значительным дефицитом бюджета. Бюджетный дефицит финансируется следующими способами: · Эмиссия кредитных денег (монетаризация государственного долга). Этот метод имеет прямое инфляционное воздействие на денежное обращение. · Выпуск государственных займов. Выплата процентов по государственным облигациям способствует дальнейшему увеличению бюджетных расходов Бюджетный дефицит порождает государственный долг. ü Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за всё время существования страны. ü Внутренний долг – задолженность государства гражданам и организациям своей страны. ü Внешний долг – задолженность государства гражданам и организациям других стран. Погашение государственных займов и выплата процентов по ним производится либо из бюджетных средств, либо путём рефинансирования. Рефинансирование – выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого государственного займа. Экономические последствия государственного долга: v Выплата процентов по внутреннему государственному долгу, перераспределяя национальный доход в пользу держателей государственных облигаций, что усиливает неравенство доходов.
v Выплата процентов или основной суммы внешнего долга переводит часть национального дохода за рубеж и сокращает возможности к потреблению для населения данной страны. v Заимствования правительством на финансовом рынке могут вызвать эффект вытеснения частных инвестиций. v Увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга, выступая в качестве антистимула экономической активности. v Крупные дефициты государственного бюджета и растущий государственный долг обуславливает сокращение экспорта и рост импорта, что сдерживает экономическое развитие страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|