Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие социализации в социальной психологии.




Представление как психический процесс

 

Представление - это психический процесс, при котором происходит отражение явлений или предметов, которые в настоящий момент не воспринимаются, но при этом воссоздаются на базе прошлого опыта.

Это образ ранее воспринимаемого.

Типы представлений

Представления памяти – происходят на основе восприятия

Представления воображения – на основе полученной информации.

Представления возникают в результате практической деятельности и связаны с другими психическими процессами (мышление, память, речь, воображение)

Характеристики

1.Наглядность – наглядность образа внешнего мира

2.Фрагментарность

3.Непостоянство и неустойчивость – образ то исчезает, то появляется

4.Представление – обобщающие образы.

Виды представления

По типу анализатора:

1.Зрительные

2.Слуховые

3.Осязательные

4.Вкусовые

5.Температурные

6.Обонятельные

По степени обобщенности:

1.Частные представления (единичные)

2.Общие представления (географические, математические)

По степени волевых усилий:

1.Непроизвольные

2.Произвольные

Функции представлений

1.Сигнальная, связана с получением сигналов

2.Регулируемая, связана с сигнальной

3.Настроичная - ориентировка, имеет связь с регулируемой.

Адаптация личности в социальной и профессиональной среде.

Психологическая адаптация - это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально- деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.

Классификация адаптации (по М.А.Кибанову) Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности

Адаптация человека к профессиональной деятельности подразделяется на ряд этапов: первичная адаптация, период стаоилизации, возможная дезадаптация,и вторичная адаптацияи, возрастное снижение адаптационных возможностей. Если началом первичной адаптации считать первый рабочий день, то своеобразным прологом к ней является процесс становления готовно­сти к деятельности, включающий профессиональное самоопределение, формирование мотивации, накопление знаний, развитие профессионально значимых свойств и т. д. Адаптированность, т. е. динамическое равновесие в системе «человек — профессиональная среда», проявляется прежде всего в эффективности деятельности. Эффективной можно назвать деятельность, характеризующуюся высокой производительностью и качеством продукта, оптимальными энергетическими и нервно-психическими затратами, удовлетворенностью профессионала. Ф. Б. Березин (1988) формулирует три критерия, в соответствии с которыми целесообразна оценка психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности:
1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами, оказывающее влияние непрофессиональную эффективность);
2) способность избегать ситуа­ций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);
3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья. Е. А. Милерян ввел понятие «качество трудовой деятельности», которое характеризуется надежностью, эффективностью, разносторонностью, гибкостью и темпом работы. При этом надежность может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности в экстремальных условиях труда, за которой стоит способность работника к экономной трате сил и распределению их во времени. Гибкость проявляется в способности человека своевременно изменять стратегию или способ осуществления действий в соответствии с изменениями условий труда. Показателем гибкости может служить время или скорость смены стратегий в ответ на изменение ситуации.

 

Понятие социализации в социальной психологии.

В широком смысле социализация – это процесс и результат социального развития человека.

И. С. Кон полагал, что социализация – это совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

С позиции Г. М. Андреевой, социализация – усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта в процессе жизни.

Целесообразно рассматривать социализацию как двусторонний процесс, поскольку происходит не только усвоение, но и воспроизводство социального опыта; из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на процесс становления личности, внешнего и внутреннего содержания. Целенаправленные процессы воздействия реализуются через систему воспитания и обучения; стихийные – через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и др. Внешний процесс – это совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности. Социализация может изучаться в филогенетическом плане – формирование родовых свойств человечества и онтогенетическом – формирование конкретного типа личности.

Учитывая вышесказанное, Г. М. Андреева дает следующее понятие социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

В процессе усвоения и воспроизводства социального опыта человек выступает и как субъект, и как объект социализации. Б. Г.Ананьев определял человека прежде всего как объекта. Он полагал, что, определив человека как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития.

Протекания социализации зависит от конкретного исторического периода. Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. Детство как первичный период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими поколениями, оно характеризуется гуманизацией, т. е. ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества. Особая роль отводится образованию и приобретению профессии. Необходимым для общества становится развитие творческой личности.

 

Психология лидерства.

Слово лидер в переводе с английского (Lead) означает вести. Т.е лидер – это ведущий, идущий впереди. Так же этот термин в переводе означает «руководство». Однако в отечественной психологии феномены лидерства и руководства рассматриваются как два различных явления.

Руководитель – это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения.

Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д. Парыгина. Различия лидера и руководителя:

1. Лидерство возникает стихийно (благодаря, например, каким-то личностным качествам), руководитель же либо назначается, либо избирается, то есть процесс выдвижения руководителя целенаправленный.

2. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации.

3. Лидерство – это элемент микросреды (как правило лидер выдвигается в малой группе). Руководство – это элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений.

4. Явление лидерства менее стабильно, так как выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель – явление более стабильное (официальное, так как руководителя чаще всего назначают либо выбирают на какой-то срок).

5. Руководитель обладает определенными санкциями, которых у лидера нет.

6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, ориентируясь, в большей мере на интересы группы.

7. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

В этом различия руководства и лидерства. Но, нужно сказать, что нередко лидерство способно переходить в руководство (например, группа может выбрать своего лидера официальным руководителем), а руководитель зачастую становится лидером.

К. Левин выделил три стиля лидерства, в основе классификации которых лежит подход лидера к принятию решения. Согласно указанному критерию следующие стили лидерства:

1. Авторитарный или директивный. Характеризуется единоличным принятием решения со стороны лидера, жесткой регламентацией деятельности подчиненных, пресечение инициативы с их стороны и обсуждения принимаемых решений.

2. Демократический (коллегиальный) – лидер стимулирует инициативу подчиненных, поощряет их участие в процессе принятия группового решения, полномочия делятся между всеми участниками группы.

3. Свободный, анархичный (или попустительский)- лидер избегает участия в принятии решений, предоставляя подчиненным полную свободу действий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...