Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффекты социального влияния группы.




Стержнем функционирования группы является деятельность, потому, характеризуя группу по этому основанию, следует выявить те групповые эффекты и механизмы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.

Социальная психология исследовала множественность групповых эффектов достаточно широко. Рассмотрим важнейшие из них.

Эффект «социальной фасилитации» - это усиление мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него других людей.

Эффект влияния присутствия других людей на мотивацию человека может проявляться как в положительном, так и отрицательном планах. В положительном плане – это эффект «социальной фасилитации» (продуктивность деятельности увеличивается), в отрицательном плане (продуктивность уменьшается) он носит название «социальной ингибиции».

Следует сказать, что направление изменения уровня мотивации (фасилитация или ингибиция) возникает от множества факторов: степень значимости присутствующих людей; степени сложности задачи; подготовленности человека к решению данной задачи; его статуса в группе реакции остальных членов группы на его поведение (поощряющие, поддерживающие, награждающие реакции или, напротив, критикующие, наказывающие и пр.); значимости и величины награды за решение данной задачи, ситуации группового взаимодействия и т.д.

Эффект «конформизма» - это значимость группового давления на мнение индивида, степень подчинения его мнению группы.

Различают четыре типа поведения (степени конформизма) члена группы:

- внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне; внутренне, на уровне своего сознания он продолжает не соглашаться с группой, но вслух это не высказывает. Это тип приспосабливающегося к группе поведения;

- внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением. Это тип приспособившегося к группе поведения;

- негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляя об этом своем желании. Это тип поведения не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;

- нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип самодостаточного поведения, когда человек не меняет свою точку зрения в угоду большинству и не навязывает ее другим.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку он является одним из слагаемых принятия группового решения.

Эффект «подражания» - это следование людьми общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в их группе. Подражание – один из основных механизмов групповой интеграции, оно является основой любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Эффект подражания близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа, так или иначе, оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

Эффект «синергии» - это дополнительная интеллектуальная энергия, возникающая при объединении отдельных взаимодополняющих друг друга людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, то есть отвечает требованию 1+ 1 больше 2.

Это проявляется не только в интеллектуальности, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия.

Наиболее ярко эффект «синэргири» проявляется при проведении – «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей, без их критического анализа и логического осмысления.

Эффект Рингельмана означает, что по мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада участников в итоги общегрупповой работы.

Эффект «пульсара» - это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Изменение групповой активности проходит цикл: оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы – подъем активности – спад активности – возвращение к оптимальному уровню активности.

Эффект «мы» и «они» (эффект принадлежности) – это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности, размежевания с другими группами (эффект «они»). Возникновение в группе чувства «мы» является субъективным источником группообразования и развития.

Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта: эффект сопричастности и эмоциональной поддержки своих.

Эффект сопричастности выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы.

Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов своей группы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...