Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа психолога с методиками диагностирования особенностей памяти, внимания логического мышления




а) особенности памяти

Память — это форма психического отражения, реализующаяся в запоминании, сохранении, и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память состоит из следующих основных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Память делят на кратковременную, оперативную и долговременную. Различают следующие виды памяти: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

По характеру целей деятельности виды памяти можно разделить на непроизвольную и произвольную. Индивидуальные различия памяти проявляются в объеме, скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.

Основоположником экспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г.Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти. Г.Эббингаузу принадлежит разработка ряда методов количественного учета процессов заучивания и сохранения.

«Оперативная память». В этом методе все элементы ряда (слоги, числа, фигуры, слова) предъявляются обследуемому последовательно. Такое предъявление может осуществляться в разных модальностях (зрительно или на слух). В зависимости от целей эксперимента ряд может предъявляться один или несколько раз. После предъявления всего ряда обследуемому предлагают либо сразу, либо через определенный промежуток времени воспроизвести (устно или письменно) все, что он запомнил, независимо от порядка элементов ряда. Количество правильно воспроизведенных элементов является показателем степени запоминания материала. Такой метод можно использовать для определения непосредственного объема памяти, зависимости процессов запоминания от содержания и структурных особенностей материала.

«Память на числа». Процедура диагностики включает четыре опыта. Она производится на цифровом материале (метод Джекобса). Для каждого опыта необходимо изготовить 7 рядов цифр (в каждом опыте элементы в рядах должны быть разными), содержащих последовательно 4, 5, 6,... и 10 элементов. Необходимо следить за тем, чтобы отдельные элементы ряда не были связаны друг с другом какими-либо смысловыми отношениями. Диагност по одном разу читает по очереди целый ряд чисел, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда через 2—3 с по команде «Пишите» обследуемый должен письменно воспроизводить в заранее заготовленном протоколе элементы ряда в той же последовательности, в которой они читались диагностом. Независимо от показываемых результатов читаются все 7 рядов. Это необходимо проделывать, т.к. иногда обследуемые успешнее справляются с более длинными рядами, чем с короткими. Эксперимент повторяется 4 раза для повышения надежных данных. Стимульный материал зачитывается громко, отчетливо и одновременно не выделяя отдельных элементов с интервалом между ними в одну секунду. Промежутки времени между предъявлениями каждого стимульного ряда зависят от длины ряда — они должны быть достаточными для воспроизведения. Временные интервалы между опытами — 5—7 мин.

«Память на образы». Методика состоит из одного опыта. Обследуемому предлагается ряд из 12 не связанных между собой слов с просьбой воспроизвести ряд в любом порядке. Диагност фиксирует в протоколе удержанные элементы знаком «+» и повторяет опыт для полного заучивания всего ряда стимулов.

б) особенности внимания

Внимание — это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. Внимание — это динамическая сторона всех познавательных процессов. Можно указать несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, подвижностью и распределением.

«Корректурная проба». При диагностике внимания для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости может быть использован корректурный тест, предложенный французским психологом Б.Бурдоном в 1895 г. В этом тесте испытуемому предлагается бланк с набором напечатанных в строчку букв или других знаков. Он должен за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенным способом некоторые из них.

«Расстановка чисел». При исследовании процесса переключения внимания определяют способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой, осознанного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой или с одних качеств или свойств на другие.

Существует несколько способов диагностик переключения внимания. Прежде всего, следует указать метод Шульте. Сущность этого метода заключается в том, что обследуемому предъявляется большой квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратиков, в которых размещаются в случайном порядке различные знаки, например, арабские или римские цифры.

Для диагностики процессов переключения внимания часто используют черно-красные таблицы (Ф.Д.Горбов, 1964). Эти таблицы представляют собой модифицированный квадрат Шульте, в котором в случайном порядке размещены черные и красные цифры. Обследуемый должен попеременно и в определенном порядке находить и показывать указкой черные и красные цвета. Обследуемый оказывается перед необходимостью не только быстро переключать внимание с одного раздражителя на другой, но и отвлекаться от помех (уже указанных чисел).

в) особенности логического мышления

Мышление представляет собой социально обусловленный психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление как процесс включает следующие мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизацию, классификацию, систематизацию.

«Сложные аналогии». Методика выявления условий нахождения решения задачи посредством использования принципа решения, найденного обследуемым при решении наводящей задачи. Такая методика предполагает наличие некоторой задачи.

Тест возрастающей трудности Равена. Тест применяется для диагностики уровня интеллектуального развития испытуемых в возрасте от 8 до 14 лет и от 20 до 65 лет. Тест Равена относится к культурно-инвариантным тестам, так как в минимальной степени показатели по этому тесту зависят от наличия знаний, обусловленных жизнью в определенной культуре.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...