Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, экономическое и социальное значение качества продукции




УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

КуРС ЛЕКЦИЙ

Cоставитель: Ларионова А.О.

Улан-Удэ

Издательство ВСГУТУ

ББК 65.2/4-80 (Я7)

УДК 658.56 (042.4)

 

Рецензенты:

директор ООО «Бурятский центр сертификации» к.т.н., доц. Урбанов Игорь Исакович;

начальник управления качеством образования ВСГУТУ, к. т.н., доц. Сундарон Эржэна Михайловна

 

Курс лекций по дисциплинам «Управление качеством» (для бакалавров по направлению «Стандартизация и метрология»), «Основы обеспечения качества», «Системы менеджмента качества» (для бакалавров по направлению «Управление качеством») представляет краткое содержание основных разделов и тем курсов в соответствии с рабочими программами дисциплин. Здесь изложены основные понятия в области управления качеством; представлена эволюция подходов к менеджменту качества; рассмотрены методологические основы управления качеством; организационно-правовые основы стандартизации и сертификации продукции и систем менеджмента качества; раскрыты особенности управления затратами на обеспечение качества; рассмотрена методология построения систем качества на основе международных стандартов ISO серии 9000.

 

Редактор

Подписано в печать хх.хх.хххх Формат 60х84 1/16

Усл. п. л.5,81 уч.-изд. л. 5,0 Тираж 100 экз. Заказ № ххх

 

Издательство ВСГУТУ. Г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 в.

 

© ВСГУТУ, 2014 г.

 
 
 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….4

РАЗДЕЛ 1. КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ………………..5

1.1. Сущность, экономическое и социальное значение

качества продукции………………………………………………………...5

1.2. Методологические основы управления качеством……………….14

1.3 Управление качеством на этапах жизненного

цикла продукции...............................................................................36

РАЗДЕЛ 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К

МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА…………………………………………...53

2.1. Становление и развитие менеджмента качества……………….…..53

2.2. Основные этапы развития систем качества…………………………56

РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА……………………………………………87

3.1.Основные положения концепции TQM

(Total Quality Management – Всеобщее управление качеством)………..87

3.2. Стратегические цели и приоритеты управления качеством………93

РАЗДЕЛ 4. СИСТЕМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА………….…103

4.1. Системный подход к менеджменту организации…………………103

4.2. Современные подходы к управлению качеством…………………108

РАЗДЕЛ 5. СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ

СТАНДАРТОВ ISO СЕРИИ 9000……………………………………….115

5.1. Нормативное обеспечение СМК………………………………….115

5.2. Процессная модель СМК. Интерпретация

требований ISO 9001……………………………………………………122

РАЗДЕЛ 6. РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И

ПОДГОТОВКА К СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ

МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА…………………………………………135

6.1. Основные этапы формирования систем менеджмента

качества…………………………………………………………………135

6.2. Документация системы качества…………………………………143

6.3. Мониторинг, анализ и улучшение процесса…………………….159

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема качества никогда не теряет своей актуальности, она – постоянна. Качество воспринимается как стратегическая задача, успешное решение которой во многом определяет стабильность российской экономики, ее место в мировом производстве и распределении.

Недооценка значения проблемы качества и необходимости систематической работы над его повышением приводит многие ключевые отрасли российской промышленности к потере своих позиций. Там, где осознана стратегическая роль качества и предпринимаются шаги по повышению конкурентоспособности продукции, появляется шанс остановить развитие кризисных явлений и стабилизировать производство. Это полностью подтверждает исторический опыт разных стран (США, Японии, Германии, стран Юго-Восточной Азии и др.) и многих зарубежных фирм, которые выходили из кризиса, направив усилия на повышение качества.

Дисциплина «Управление качеством» входит в стандарт подготовки бакалавров по направлению «Стандартизация и метрология», дисциплины «Основы обеспечения качества», «Системы менеджмента качества» - бакалавров по направлению «Управление качеством». Изучение проблем управления качеством – настоятельное требование времени, так как эти знания крайне необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкурентной среды производителей товаров и услуг.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводит к снижению затрат и повышению доли рынка. Отсюда вытекает и объективная связь курса «Управление качеством» практически со всеми техническими и социально-экономическими дисциплинами, а также его непрерывное пополнение и развитие новыми знаниями о процессах управления качеством.

Курс лекций составлен в соответствии с программами учебных дисциплин «Управление качеством», «Основы обеспечения качества», «Системы менеджмента качества» и содержит системное изложение основных понятий в области качества, факторов и условий, влияющих на качество продукции, методов оценки уровня качества, принципов и подходов к управлению качеством, изложены методологические основы управления качеством, правила и процедуры сертификации продукции и систем качества в соответствии с российскими и международными стандартами, законодательные нормы по защите прав потребителей от некачественной продукции.

 

РАЗДЕЛ 1. КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Сущность, экономическое и социальное значение качества продукции

1. Введение в курс. Предмет и задачи курса.

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое пoложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, ее процветание, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1.).

 

 

Рис. 1.1. Пирамида качества

 

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы веду­щих фирм мира.

Нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, определяемых техническими условиями (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции, т.е. ее оценка на соответствие требованиям.

Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:

- технический уровень, материализующий в продукции научно-технические достижения;

- эстетический уровень, характеризующийся комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

- эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т. п.);

- техническое качество – гармоничная увязка предполагаемых и факти­ческих потребительных свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока службы).

Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров, поэтому изготовление того или иного изделия воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость товара. Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

Усиление конкуренции требует от руководителей всех уровней целенаправ­ленного решения проблемы повышения качества продукции и процессов ее проектирования, производства и реализации. Для достижения этих целей широко используются идеология и положения международных стандартов серии ИСО 9000. Указанные стандарты ориентированы на рыночные отношения; аккумули­руют положительный опыт организации управления (менеджмента) в промыш­ленности ведущих индустриальных держав; универсальны для применения предприятиями различных отраслей промышленности и к различным видам деятельности; признаны практически всеми развитыми странами в качестве основы для организации взаимовыгодных торгово-экономических взаимоотно­шений предприятий.

Внедрение стандартов серии ИСО 9000 создает базу для независимой сертификации продукции, ориентированную на подтверждение соответствующего уровня ее качества, определяющего ее конкурентные возможности. Чтобы эффективно осуществлять такую деятельность, необходимо знать, как оценивать потребительские свойства продукции, какие условия и процессы и в какой мере влияют на нее, как организовать людей и управлять работой по созданию таких условий. Отсюда цель курса «Управление качеством» – изучение систем управления качеством, факторов, влияющих на их функционирование и развитие, показателей оценки и контроля их деятельности.

Предметом курса является изучение параметров, определяющих потребительские свойства продукции и социально-экономические и организационно-технические характеристики процессов ее создания, потребления (эксплуатации) и утилизации, а также деятельность по совершенствованию таких свойств и процессов.

Задачи курса «Управление качеством»:

-определение основных понятий, характеризующих потребительские свойства продукции;

-рассмотрение критериев качества изделий и процессов;

-изучение систем управления качеством продукции (услуг);

-изучение видов и особенностей контроля качества продукции;

-анализ процессов стандартизации и сертификации продукции.

Курс «Управление качеством» охватывает широкий круг проблем и связан практически со всеми дисциплинами, которые преподают в вузах, т. к. его цель – улучшение качества социально-экономических и психологических сторон жизни людей, на что и ориентированы все предметы и науки.

Главная идея методологии обеспечения качества основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, поскольку качество продукции – следствие качественного выполнения всех видов работ.

Качество – не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда. Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг – разработка – производство – потребление – утилизация), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.

Разработка и внедрение системы управления качеством – одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией. Качество – это здоровье, деньги, уровень душевного комфорта и достоинство нации и государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...