Методологические основы управления качеством
В МС ИСО 8402:86: «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». В этом определении выделим термины: «объект», «характеристика», «потребность». Объект – то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом, в частности, может быть: - любой вид деятельности (научная, производственная, общественная и т.д.) или процесс; - продукция (технические средства, программные средства, перерабатываемые материалы, услуги); - организация, система или отдельное лицо; - любая комбинация из перечисленных объектов. К объекту предъявляются требования, чтобы определиться в его качестве, которые могут выдвигаться и потребителем, и заказчиком, и документацией (например, стандартом). Под характеристикой понимается отличительное свойство объекта. Характеристиками могут быть показатели качества, а также любые физические, органолептические, эргономические или функциональные свойства объекта. Потребность – это состояние неудовлетворенности требований организма, личности, предприятия или общества, необходимых для его нормального функционирования. С повышением уровня жизни возрастает степень неудовлетворенности потребителя качеством выпускаемой продукции, а следовательно, и возрастает степень его требований к новой продукции, которая должна быть более качественной. Качество продукции Продукция – это материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера.
Свойство продукции – это объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. По общепринятой классификации выделяют следующие основные свойства и характеристики качества: - назначение, - надежность, - стойкость к внешним воздействиям, - безопасность для людей и окружающей среды, - эргономика, - ресурсо- и энергопотребление. Главными являются характеристики назначения, выражающие те основные свойства, ради которых создан и предназначен данный объект. Все остальные свойства и характеристики выражают эффективность реализации основного свойства. При этом, в некоторых случаях одна и та же характеристика может выражать различные свойства объекта, например, физико-химические показатели (показатели назначения) и санитарно-гигиенические покаатели (эргономические показатели), характеризующие питательность и гигиеничность продукта. Требования к качеству продукции, как правило, выражены в определенных количественных характеристиках. Свойства (характеристики), выражающие качество товара, в отечественной практике принято называть показателями качества. К ним можно отнести те свойства и характеристики, которые можно измерить, оценить, проверить. Только в этом случае их можно прогнозировать, выбирать, планировать, нормировать, контролировать, а, следовательно, воздействовать на них, управлять ими, а значит и обеспечивать. Показатель (уровень) качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Отсюда следует: а) качество любого товара только тогда может стать объектом управления и обеспечения, если его можно выразить через измеряемые показатели качества;
б) обнаруживая, предугадывая, предлагая потребителю, заказчику, клиенту новое свойство товара, разработчик должен сразу же найти для него свои показатели качества; в) требования к качеству выражаются через состав и значения показателей качества. Прогнозирование, выбор, установление, нормирование требований к качеству являются первыми и важнейшими проектными решениями в цепочке решений, которые в результате обеспечивают искомое, надлежащее качество продукции, поскольку ошибки при выборе показателей качества, как любые проектные ошибки, наиболее тяжелы и трудноисправимы. Требования к качеству товара устанавливаются с учетом доступных процессов, персонала, ресурсов и финансов. Эти требования в решающей степени определяют затраты на производство и обслуживание, а следовательно, и цену. Причем, если потребителю предлагается «новое» качество, то цена может существенно превышать себестоимость товара. Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающая ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Для качества продукции имеют значение четыре аспекта: а) Спрос на продукцию Первым аспектом является качество продукции в целях удовлетворения требований и возможностей рынка. b) Проектирование продукции Вторым аспектом является качество проектирования характеристик продукции, позволяющее удовлетворить требования и возможности рынка и обеспечить ценность для потребителей и других заинтересованных лиц. Качество продукции, обусловленное проектированием (показатель проектирования), влияет на характеристики продукции и их стабильность в различных условиях производства и использования. с) Соответствие продукции проекту Третьим аспектом является качество соответствия продукции проекту и обеспечение характеристик для потребителей и других заинтересованных лиц. d) Материально-техническое обеспечение продукции Четвертым аспектом качества является материально-техническое обеспечение продукции на протяжении ее жизненного цикла с целью достижения спроектированных характеристик для потребителей и других заинтересованных лиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|