Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В-11В. Сущность слов. работы в д/с, её знач-е для разв-я детей. Особ-ти овладения словарём детьми слов. работы в д/с.




А. П. Усова

Процесс обучения родному языку рассматривала в связи с ознакомлением с окружающим, с усвое­нием знаний приобретаемых ребёнком в общении со взрослым.

 

Л. П. Пеньевская

Занималась содержанием обучения родному языку, обучение рассказов.

 

Е. Е. Радина

Обучение детей правильному произношению звуков.

 

Р. И. Жуковская

Чтение, рассказывание и заучивание наизусть литературных произведений.

В конце 50-х годов активно исследуется и обсуждаются проблемы речевого развития детей ран­него возраста. Связанно это с появлением учреждения ясли-сад.
4В. Цель и задачи развития речи детей.

Основная ц.работы по рр детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружаю­щими на основе овладения литературным языком своего народа, т.е формирование грамот­ной, точной, богатой и выразительной речи.

Речь состоит: -слово; - предложение; - текст; - звук.

Задачи ррд:

-развитие словаря – словарная работа в д/с проводится на основе ознак. с окруж. жизнью.

- воспитание звуковой культуры речи – связано с разв-ем восприятия звуков родной речи и произно­шением. К 5 годам должен быть сформирован.

- формирование грамматического строя речи – предполагает формир-е морфологической сто­роны речи (род, число, падеж), синтаксической стороны речи (предложение, словосочетание), словообраз-е. Дети усваивают грамматику путем подражания речи взрослых и языковых обще­ний.

- развитие связной речи (основ. задача) – включает разв-е диалогической и монологич. речи

- подготовка к обучению грамоте;

- ознакомление с художественной литературой.

 

В. Методические принципы развития речи.

Метод. принципы – общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

- принцип развития речевого чутья («чувства языка»)

- принцип обеспечения активной речевой практики

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Методы и приёмы рр в д/с

Метод рр – способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навы­ков и умений:

- наглядные

- словесные

- практические

Приёмы:


- словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка дет. речи, вопрос)

- наглядные (показ иллюстративного материала, экскурсии, рассматривание натур. предметов, показ положения органов артикуляции, осмотры помещений)

- игровые (дидактические игры и дидактические упр-я, игры-драматизации и инсценировки, хоровод­ные игры и пластические этюды)

- продуктивные – придумать, н-р, сказку др. класс-я

- репродуктивные – повторение, проговаривание, заучивание стих.

Репродукция – повтор.

 

В. Программа р.р. в д.с.

Руководство для воспитателей д.с. 1938:

Задачи р.р носят общий хар-р; связь содерж-я речи с современной социалистической действит-ю. Основной акцент – работа с книгой, картинкой.

 

Программа воспитания в д.с. 1962г:

Определены задачи речевого развития детей от 2 мес до 7 лет. Программные требования отде­лены от методических указаний; пересмотрен репертуар худож.произвед-ий; в подгото­вит.группе предусмотрена подготовка к обучению грамоте. Задачи рр указаны вместе с задачами ознакомления с окр.жизнью.

 

Типовая программа воспитания и обучения в д.с. 1983-84г:

Простроена на основе деятельностного подхода. Задачи р.р выделяются в самостоятельный раз­дел. Наблюдается тесная связь с программой работ по ознакомлению с окружающим, прослежива­ется идея о единстве сенсорного,умственного, речевого развития. Большинство задач речевого развития определяется возрастн.особенностями детей. Устанавливается преемствен­ность содержания речевого воспитания в возрастных группах. Прослеживается перспективность развития речи детей, а также преемственные связи с программой по русскому языку в нач.классах.

 

Программа воспитания и обучения в д.с под ред.М.А.Васильевой 1985г:

Основная программа, действующая на терр.РФ. Во многом повторяет содерж-е программных за­дач «Типовой прогр». Учитывает специфику культурно-национальных условий России.


7В. Анализ современных вариативных программ речев.разв-я детей в доу.

«Радуга» Доронова, Гербова 1993-97:

Содержит общепринятые разделы работы по рр. Основное ср-во рр дошкольников-созд-е развиваю­щей речевой среды, развитие диалогической речи. Тщательно продуман литературный репертуар.

 

«Развитие» Венгер, Дьяченко 1994-99:

Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с худ.лит-рой. Со средн.группы начинается подготовка к обучению грамоте, в старшей и подготовительной груп­пах- обучение чтению.

 

«Истоки» Парамонова, Алиева. 1997 Введены новые разделы «Речь и речевое общение», «Гра­мота». Диалог рассматривается в кач-ве основной формы общения и р.р. В языковом развитии подчеркивается роль словотворчества.

«Детство» Логинова, Бабаева 1996-97 Выделены разделы «Развиваем речь детей», «Ребёнок и книга», которые содержат традиционные задачи. Предлагаются критерии оценки уровня рече­вого развития детей.

«Программа развития речи детей дошк.возраста в д.с.»Ушакова 1994:

Базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных рече­вых з-ч при ведущей роли развития связной речи.


8В. Средства развития речи ребёнка

- общение взрослых и детей. Общение – взаимод-е 2-х и более людей, направ-ное на согласова­ние и объед-е усилий с целью налаживания отнош-й и достижения общего рез-та.

- культурная языковая среда, речь воспитателя. Речь воспитателя д.б. эмоциональная, без дефек­тов, без слов-паразитов. Дефекты: многословие, частое употреб-е уменьшительно-ласкательных сущ-ных, небрежное произношение звуков, монотонная речь, бедность языка, ограниченный слов. запас, слова-паразиты.

- обучение родной речи на занятиях (грамота, связная речь, словарный запас) – позволяет умень­шить дефецит общения. Основ. вид деят-ти – речевая. Занятия очень сложны, т.к. дети одновре­менно занимаются разными видами мыслительно-речевой деят-ти (слушают, формулируют, гово­рят).

- худож.лит-ра

- различные виды искусства

 

9В. Обучение родной речи и языку на занятиях: классификация занятий по рр, дидактиче­ские требования к занятиям по рр.

Подразделяются на:

1. Интегрированные и комплексные.

2. По применению наглядного материала:

- предметы реальной жизни

- изо наглядность

-словесный хар-р

3. По кол-ву участников

-фронтальные

- подгрупповые

-индивидуальные

4 По ведущей задаче

- развитие словаря

-формирование ГСР

-воспитание ЗКР

- развитие связной речи

- ознакомление с худ. лит-рой

5. По этапам обучения

-сообщение нового материала

- закрепление материала

- обобщение и систематизация знаний

-учётно-проверочные занятия

-смешанные занятия

Дидактические требования:

- определение цели, задач, содержания и места занятия в системе пед.работы

-чёткая структура занятия: вводная, основная, заключительная

- соответствие материала занятия возр-м и индивидуальным особенностям речевого и умствен­ного развития детей.

- учёт результатов занятия

- правильная организация занятия

- воспитательный характер занятия

- эмоциональный характер занятия

- соблюдение гигиенических и эстетических требований

- связь занятия с последующей работой по рр

- оптимальной сочетание коллективного хар-ра обучения с индивид. подходом

 

В-11В. Сущность слов. работы в д/с, её знач-е для разв-я детей. Особ-ти овладения словарём детьми слов. работы в д/с.

Исслед-ем словаря занимались психологи - Выготский, Эльконин, Рубинштейн; педагоги – Со­хин, Ушакова.

Разв-е словаря – длительный процесс количественного накопления слов, а также пр-с освоения их социально-закрепленных значений и формир-е умения использовать их в конкретных усло­виях общения.

Зачем? Коммуникативность, кругозор, интеллект, память, мышление, воображение, эстетич. об­зор.

Количественный рост словаря:

Осмысленные слова появляются в конце 1 года жизни. Норма: 10-12 слов.

2 год жизни – 100 слов.

3 год жизни – 300 слов.

4 год жизни – 1 900 слов.

5 лет – от 2 000 до 2 500 слов

6, 7 лет – 3 500-4 000 слов

Словарь реб-ка мал, т.к. мало знаний, опыта, реб-к не всегда четко, точно знает знач-е слова.

Принципы слов. работы:

1.
Единство раз-я словаря с разв. восприятия, и мышления.

2.
Опора на активное и действенное познание окр. мира.

3.
Решение всех задач слов. работы во взаимосвязи м/у собой.


12В. Задачи и содержание словарной работы в д/с:

Над проблемой работали Тихеева, Соловьева.

- Обогащение словаря – даём новые слова. ознак. с окр., чтение худ. лит-ры;

- Закрепление и уточнение словаря – даём уточн. значение слова;

- Активизация словаря – стараемся, чтобы реб-к это слово употребил в речи;

- Устранение нелитературных слов – ненорм. лексика, устар. слова – устранять.

 

Приёмы слов. работы:

 

1.
Худ. лит-ра. Методы: чтение, рассказывание, объяснение значений слов, проговаривание слов детьми, замена авторских слов, подбор слов для хар-ки героя.

2.
Загад-е и отгадыв. загадок. Методы: рассуждение и док-ва, описание, игр. приёмы.

3.
Дидактич. игры и упр-я.

4.
Рассм-е игрушек и картин. Методы: беседа, состав-е описательных рассказов, подбор слов-синонимов.

5.
Наблюдение, экскурсии, осмотры. Методы: сравнения, обобщение, классификация.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...