В-11В. Сущность слов. работы в д/с, её знач-е для разв-я детей. Особ-ти овладения словарём детьми слов. работы в д/с.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ А. П. Усова Процесс обучения родному языку рассматривала в связи с ознакомлением с окружающим, с усвоением знаний приобретаемых ребёнком в общении со взрослым.
Л. П. Пеньевская Занималась содержанием обучения родному языку, обучение рассказов.
Е. Е. Радина Обучение детей правильному произношению звуков.
Р. И. Жуковская Чтение, рассказывание и заучивание наизусть литературных произведений. В конце 50-х годов активно исследуется и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Связанно это с появлением учреждения ясли-сад. Основная ц.работы по рр детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, т.е формирование грамотной, точной, богатой и выразительной речи. Речь состоит: -слово; - предложение; - текст; - звук. Задачи ррд: -развитие словаря – словарная работа в д/с проводится на основе ознак. с окруж. жизнью. - воспитание звуковой культуры речи – связано с разв-ем восприятия звуков родной речи и произношением. К 5 годам должен быть сформирован. - формирование грамматического строя речи – предполагает формир-е морфологической стороны речи (род, число, падеж), синтаксической стороны речи (предложение, словосочетание), словообраз-е. Дети усваивают грамматику путем подражания речи взрослых и языковых общений. - развитие связной речи (основ. задача) – включает разв-е диалогической и монологич. речи - подготовка к обучению грамоте; - ознакомление с художественной литературой.
В. Методические принципы развития речи. Метод. принципы – общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; - принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; - принцип формирования элементарного осознания явлений языка; - принцип развития речевого чутья («чувства языка») - принцип обеспечения активной речевой практики - принцип обогащения мотивации речевой деятельности - принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Методы и приёмы рр в д/с Метод рр – способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений: - наглядные - словесные - практические Приёмы:
- наглядные (показ иллюстративного материала, экскурсии, рассматривание натур. предметов, показ положения органов артикуляции, осмотры помещений) - игровые (дидактические игры и дидактические упр-я, игры-драматизации и инсценировки, хороводные игры и пластические этюды) - продуктивные – придумать, н-р, сказку др. класс-я - репродуктивные – повторение, проговаривание, заучивание стих. Репродукция – повтор.
В. Программа р.р. в д.с. Руководство для воспитателей д.с. 1938: Задачи р.р носят общий хар-р; связь содерж-я речи с современной социалистической действит-ю. Основной акцент – работа с книгой, картинкой.
Программа воспитания в д.с. 1962г: Определены задачи речевого развития детей от 2 мес до 7 лет. Программные требования отделены от методических указаний; пересмотрен репертуар худож.произвед-ий; в подготовит.группе предусмотрена подготовка к обучению грамоте. Задачи рр указаны вместе с задачами ознакомления с окр.жизнью.
Типовая программа воспитания и обучения в д.с. 1983-84г: Простроена на основе деятельностного подхода. Задачи р.р выделяются в самостоятельный раздел. Наблюдается тесная связь с программой работ по ознакомлению с окружающим, прослеживается идея о единстве сенсорного,умственного, речевого развития. Большинство задач речевого развития определяется возрастн.особенностями детей. Устанавливается преемственность содержания речевого воспитания в возрастных группах. Прослеживается перспективность развития речи детей, а также преемственные связи с программой по русскому языку в нач.классах.
Программа воспитания и обучения в д.с под ред.М.А.Васильевой 1985г: Основная программа, действующая на терр.РФ. Во многом повторяет содерж-е программных задач «Типовой прогр». Учитывает специфику культурно-национальных условий России.
«Радуга» Доронова, Гербова 1993-97: Содержит общепринятые разделы работы по рр. Основное ср-во рр дошкольников-созд-е развивающей речевой среды, развитие диалогической речи. Тщательно продуман литературный репертуар.
«Развитие» Венгер, Дьяченко 1994-99: Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с худ.лит-рой. Со средн.группы начинается подготовка к обучению грамоте, в старшей и подготовительной группах- обучение чтению.
«Истоки» Парамонова, Алиева. 1997 Введены новые разделы «Речь и речевое общение», «Грамота». Диалог рассматривается в кач-ве основной формы общения и р.р. В языковом развитии подчеркивается роль словотворчества. «Детство» Логинова, Бабаева 1996-97 Выделены разделы «Развиваем речь детей», «Ребёнок и книга», которые содержат традиционные задачи. Предлагаются критерии оценки уровня речевого развития детей. «Программа развития речи детей дошк.возраста в д.с.»Ушакова 1994: Базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых з-ч при ведущей роли развития связной речи.
- общение взрослых и детей. Общение – взаимод-е 2-х и более людей, направ-ное на согласование и объед-е усилий с целью налаживания отнош-й и достижения общего рез-та. - культурная языковая среда, речь воспитателя. Речь воспитателя д.б. эмоциональная, без дефектов, без слов-паразитов. Дефекты: многословие, частое употреб-е уменьшительно-ласкательных сущ-ных, небрежное произношение звуков, монотонная речь, бедность языка, ограниченный слов. запас, слова-паразиты.
- обучение родной речи на занятиях (грамота, связная речь, словарный запас) – позволяет уменьшить дефецит общения. Основ. вид деят-ти – речевая. Занятия очень сложны, т.к. дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деят-ти (слушают, формулируют, говорят). - худож.лит-ра - различные виды искусства
9В. Обучение родной речи и языку на занятиях: классификация занятий по рр, дидактические требования к занятиям по рр. Подразделяются на: 1. Интегрированные и комплексные. 2. По применению наглядного материала: - предметы реальной жизни - изо наглядность -словесный хар-р 3. По кол-ву участников -фронтальные - подгрупповые -индивидуальные 4 По ведущей задаче - развитие словаря -формирование ГСР -воспитание ЗКР - развитие связной речи - ознакомление с худ. лит-рой 5. По этапам обучения -сообщение нового материала - закрепление материала - обобщение и систематизация знаний -учётно-проверочные занятия -смешанные занятия Дидактические требования: - определение цели, задач, содержания и места занятия в системе пед.работы -чёткая структура занятия: вводная, основная, заключительная - соответствие материала занятия возр-м и индивидуальным особенностям речевого и умственного развития детей. - учёт результатов занятия - правильная организация занятия - воспитательный характер занятия - эмоциональный характер занятия - соблюдение гигиенических и эстетических требований - связь занятия с последующей работой по рр - оптимальной сочетание коллективного хар-ра обучения с индивид. подходом
В-11В. Сущность слов. работы в д/с, её знач-е для разв-я детей. Особ-ти овладения словарём детьми слов. работы в д/с. Исслед-ем словаря занимались психологи - Выготский, Эльконин, Рубинштейн; педагоги – Сохин, Ушакова. Разв-е словаря – длительный процесс количественного накопления слов, а также пр-с освоения их социально-закрепленных значений и формир-е умения использовать их в конкретных условиях общения.
Зачем? Коммуникативность, кругозор, интеллект, память, мышление, воображение, эстетич. обзор. Количественный рост словаря: Осмысленные слова появляются в конце 1 года жизни. Норма: 10-12 слов. 2 год жизни – 100 слов. 3 год жизни – 300 слов. 4 год жизни – 1 900 слов. 5 лет – от 2 000 до 2 500 слов 6, 7 лет – 3 500-4 000 слов Словарь реб-ка мал, т.к. мало знаний, опыта, реб-к не всегда четко, точно знает знач-е слова. Принципы слов. работы: 1. 2. 3.
Над проблемой работали Тихеева, Соловьева. - Обогащение словаря – даём новые слова. ознак. с окр., чтение худ. лит-ры; - Закрепление и уточнение словаря – даём уточн. значение слова; - Активизация словаря – стараемся, чтобы реб-к это слово употребил в речи; - Устранение нелитературных слов – ненорм. лексика, устар. слова – устранять.
Приёмы слов. работы:
1. 2. 3. 4. 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|