В.Обучение детей монологическим высказываниям типа рассуждений.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира.
Выделяют 3 типа монологической речи: 1) описание: -рассказ по игрушкам; по картине; из опыта; пересказ литерат. произв.; связные высказывания, расуждение (название, для чего используется, из чего сделано, форма, цвет); В мл. гр. игрушку вносят до занятия, чтобы дети могли лучше рассмотреть. В ст.гр. вносят прямо на занятие, но закрытыми к коробке. 2) Повествование (связный рассказ о каких-либо событиях) должно присутствовать: начало (однажды, жили-были); основная часть (кульминация – и вдруг); заключение (и пошли они…); 3) рассуждение (3-и части): тезис – доказательство – вывод. (для связи тезиса и доказ-ва используют союз «потому что».
Знания, умения и навыки, которые необходимо формировать у детей: - знание структуры рассуждения и следование ей; - умение обследовать предметы, выделять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов; - умение отбирать аргументы для доказательства; - умение устанавливать связи, прежде всего причинно – следственные; - владение навыками анализа, сравнения, обобщения; - Умение использовать различные языковые средства для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому» и др.) 33В.Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров. Интерес к книге у ребенка появляется рано.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка В среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой: 1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; 2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; 3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения; 4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух. У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения). Предлагается давать детям знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции.
34В.Ознакомление детей с поэзией. Заучивание стихотворений. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение. Выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка. Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др .).
В младшем возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи(А. Барто «Игрушки».) В среднем возрасте заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем. В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал. В старшем возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»). В подготовительной группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.
35В. Задачи и содержание подготовки детей к обучению грамоте. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 – 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению.
Во второймладшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук». В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Длительность звучания слов (короткие и длинные). Формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины. В подготовительной группе завершается работа по овладению основами подготовки к освоению грамоты. Следующие направления: - ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; - ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи; - ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений; - ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов; - ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысла о различительной роли фонемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|