В. Методические приемы обуч-я рассказыванию.
1. совместное рассказывание, воспитатель начинает, ребенок продолжает 2. образец рассказа (краткое описание предмета) или изложение какого – либо события, доступные детям для подражания 3. анализ образца рассказа. Привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа, подсказывает план рассказа 4. план рассказа. 2-3 вопроса, определ его содержание и последовательность 5. коллективное составление рассказа 6. составление рассказов по подгруппам 7. составление рассказа по частям 8. моделирование, используется в ст и подготов группах. Модель – это схема явления отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные связи, стороны и свойства объекта 9. оценка. Анализ раскрытия темы рассказа, его последовательной связности, выразительности средств 10. указание 11. исправление ошибок 12. подсказка нужных слов 13. прослушивание своих рассказов записанных на магнитофон или диктофон 14. мотивационные установки. 27В. Пересказ литературных произведений. Занимались Тихеева, Берушина Требования к произведениям для пересказа: 1. 2. 3. 4. 5.
1. 2. 3. 4.
Со ср. группы. Структура занятия по пересказу:
1. 2.
3. 4. 5. 6.
Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.
Структура описательного рассказа: называется предмет (игрушка), указываются характерные признаки (цвет, форма, величина, мат-л, части), назначение и взаимосвязь частей, назначение предмета или о действиях с ним. Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на кот дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. На первом этапе обучения (в ср. гр.) желательно предъявлять детям образные игрушки, с яркой индивидуальностью, чтобы реб имел возможность уловить «состояние» героя или демонстрировать их в движении. Целесообразно внести игрушку за 5 мин до занятия – дать детям её рассмотреть, потрогать, в момент рассказывания – не давать, т.к. на первых порах это может помешать. Ведущие приёмы обучения: образец описания, кот даёт педагог, план рассказа, подсказ, дополнения детей. В ст. гр. Такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определение пространственного расположения её частей, а также их материала и формы. На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3-х предметов, указывая на их расположение на столе, составить описание пары игрушек, сравнивая их по элементам. На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа. Реб, выйдя к столу педагога, берет игрушку в руки, рассматривает её, ощупывает и, повернувшись лицом к группе, начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим.
Повысить интерес к рассказыванию помогают приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей. После ряда занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздаточным материалом. Допустимо подбирать разнородные игрушки, но они должны быть примерно одинаковой сложности, некрупные. Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору их педагог привлекает дежурных. В процессе занятия он предлагает дополнительные задания, напр для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.
Описание предметов. Большое восп-образоват значение имеют занятия, но кот предлагаются предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы, орудия труда и др. эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Воспит должен накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Напр, для старшей группы – умывательные, почтовые принадлежности, для подготовит – школьно-письменные принадлежности и т.д. Рассказывая, реб тут же объясняет назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах. На других занятиях, на прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов (небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства). Умения описывать предметы закрепляются и в другой деятельности – на занятиях по конструированию реб рассказывает о своей постройке и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|