Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Методические приемы обуч-я рассказыванию.




1. совместное рассказывание, воспитатель начинает, ребенок продолжает

2. образец рассказа (краткое описание предмета) или изложение какого – либо события, доступ­ные детям для подражания

3. анализ образца рассказа. Привлекает внимание детей к последовательности и структуре рас­сказа, подсказывает план рассказа

4. план рассказа. 2-3 вопроса, определ его содержание и последовательность

5. коллективное составление рассказа

6. составление рассказов по подгруппам

7. составление рассказа по частям

8. моделирование, используется в ст и подготов группах. Модель – это схема явления отражаю­щая его структурные элементы и связи, наиболее существенные связи, стороны и свойства объ­екта

9. оценка. Анализ раскрытия темы рассказа, его последовательной связности, выразительности средств

10. указание

11. исправление ошибок

12. подсказка нужных слов

13. прослушивание своих рассказов записанных на магнитофон или диктофон

14. мотивационные установки.

27В. Пересказ литературных произведений. Занимались Тихеева, Берушина

Требования к произведениям для пересказа:

1.
Должно иметь воспитательную ценность;

2.
Доступно по содержанию;

3.
Должно иметь четкую композицию, динамичность (Чуковский, Маршак);

4.
Д. иметь хороший язык;

5.
Произведения д. быть доступные по объему.


Требования к пересказу:

 

1.
Осмысленность

2.
Полнота передачи произведения

3.
Связность пересказа

4.
Выразительность


В мл. гр. – нет.

Со ср. группы.

Структура занятия по пересказу:

 

1.
Вводная часть – создать интерес к занятию: картинки, загадки

2.
Первичное чтение произведения (автор, название, жанр) – происходит без предупрежде­ния, что будет пересказ, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие

3.
Беседа по сод-нию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста

4.
Повторное чтение с установкой на пересказ

5.
Пересказ детей

6.
Заключительная часть занятия – когда произведение можно разыграть.


28В. Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам (описательная речь).

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.

 

Структура описательного рассказа: называется предмет (игрушка), указываются характерные при­знаки (цвет, форма, величина, мат-л, части), назначение и взаимосвязь частей, назначение предмета или о действиях с ним.

Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на кот дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. На первом этапе обучения (в ср. гр.) желательно предъявлять детям образные игрушки, с яркой индивиду­альностью, чтобы реб имел возможность уловить «состояние» героя или демонстриро­вать их в движении. Целесообразно внести игрушку за 5 мин до занятия – дать детям её рассмот­реть, потрогать, в момент рассказывания – не давать, т.к. на первых порах это может помешать. Ведущие приёмы обучения: образец описания, кот даёт педагог, план рассказа, подсказ, дополне­ния детей.

В ст. гр. Такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описа­ние такой игрушки требует определение пространственного расположения её частей, а также их материала и формы. На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3-х предметов, указывая на их расположение на столе, составить описание пары игрушек, сравни­вая их по элементам.

На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа. Реб, выйдя к столу педагога, берет игрушку в руки, рассматривает её, ощупывает и, повернувшись лицом к группе, начинает рассказы­вать, демонстрируя объект описания всем присутствующим.

 

Повысить интерес к рассказыванию помогают приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

После ряда занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздаточ­ным материалом. Допустимо подбирать разнородные игрушки, но они должны быть при­мерно одинаковой сложности, некрупные. Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору их педагог привлекает дежурных. В процессе занятия он предлагает дополнительные задания, напр для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим иг­рам различных видов.

 

Описание предметов. Большое восп-образоват значение имеют занятия, но кот предлагаются предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы, орудия труда и др. эффективнее сразу использовать ком­плекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Воспит должен накапливать подоб­ные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Напр, для старшей группы – умывательные, почтовые принадлежности, для подготовит – школьно-письменные принад­лежности и т.д.

Рассказывая, реб тут же объясняет назначение предмета и правила использования, демонстри­рует действия с ним. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

На других занятиях, на прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов (небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведе­ний прикладного искусства).

Умения описывать предметы закрепляются и в другой деятельности – на занятиях по конструирова­нию реб рассказывает о своей постройке и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...