Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 3 глава
ДС Образцовая мать, хозяйка, сотрудница — казалось бы, в чем проблемы? А проблема есть, и очень существенная — отсутствие удовольствия от сексуальной жизни, когда счастье оргазма сменяется унылым “супружеским долгом”. Может показаться, что проблема связана с большой эмоциональной и физической нагрузкой в течение дня (большинство женщин и объясняют себе это таким образом), но при более внимательном анализе становится очевидным, что женщина сама загружает себя сверх меры. И получается замкнутый круг: чем больше неуверенность в своей сексуальной привлекательности, тем больше сил уходит на то, чтобы стать “образцовой домохозяйкой”, а “замученная хозяйка” не очень-то привлекательна и совсем не готова к получению удовольствия... Через несколько лет вращения в этом порочном круге у жены начинаются гинекологические заболевания, а у мужа — попытки уйти из семьи тем или иным способом (в алкоголизм, к любовнице, в круглосуточную работу...) Причиной такого нарушения часто является то, что в нашей культуре развитие женской сексуальности считалось “грязным”, “неприличным”. Девушка стесняется и стыдится своих влечений, делает все, чтобы не показывать их окружающим, а лучше и не осознавать самой. Найдя любимого, такая женщина начинает воспринимать себя как инструмент, предназначенный для деторождения и доставления удовольствия Ему, Любимому. Все внимание в интимные моменты концентрируется на ощущениях партнера и наблюдении со стороны за собой. Попытки имитировать оргазм еще больше фиксируют внимание на самоконтроле, а не на получении удовольствия. Как же разорвать эти круги? Как начать действительно жить с радостью и удовольствием?
======= змея Т1 ======= солнышко Ф15 ======= солнышко Ф14 ======= солнышко Ф16 ======= солнышко Д7 И21. Рискую... АС А что?! Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Ну, нужен мне адреналин в крови, как воздух, как вода. Помоложе был — автогонками увлекался. Какие призы брал! Ну, переворачивались, бились, конечно, я тоже три раза в реанимации лежал. Бог миловал, выжил, даже спину врачи склепали — хожу вот, хоть с палочкой, но не в коляске инвалидной. Говорите, что, если бы инвалидом остался? А что — ничего! Вот недавно по телевизору видел Олимпийские игры инвалидов, там так колясочники гоняют, куда здоровым! Да и я, не смотрите, что с палочкой. Вот сейчас собаку завел, питбуля. Говорят, рисковое дело, хозяина покусать может, да авось не покусает. Сейчас ее к собачьим боям готовлю. Я уж староват драться, так пусть она за меня порадуется. А мне на старости лет какие удовольствия?.. Нет, бывают, конечно. Летом я на плотах сплавлялся через пороги: в карты выиграл, думаю, куда бы деньги девать? Купил путевку и поехал на Урал. Здорово, пару раз чуть не утонули. Меня инструктор ругал, говорил: “Сниму с маршрута!” А что я такого сделал? Ну, проплыл через порог просто так, без плота, так ведь даже спасжилет надел. После такого приключения даже рабочий год выдержать могу. Работа у меня спокойная, особых стрессов нет. Кто по специальности? Судебный эксперт — ножи, оружие определять, которым преступление было совершено... Скучновато, конечно... Но ничего, я собаку дотренирую, а потом думаю таким спортом заняться — парапланинг называется, спуск с гор на парашютах. Просто так прыгать мне по здоровью запретили, а на парапланах вроде этой инструкции нет еще! ДС Повышенная склонность к риску — неотъемлемая черта многих профессионалов. Она необходима каскадерам, автогонщикам, сотрудникам спасательных отрядов. Хорошо, когда эта черта характера уравновешивается разумной осторожностью и способностью принимать ответственные решения в экстремальных ситуациях, в условиях дефицита времени. Когда эти дополнительные условия не выполняются, повышенная склонность к риску может стать реально опасной как для самого человека, так и для его окружения.
В некоторых случаях такие проявления личности могут быть результатом перенесенных в детстве травм, нарушивших представление человека о продолжительности своей жизни. Приходится встречаться с высказываниями такого типа: “А зачем мне беречь себя, все равно мне на том свете давно прогулы ставят!” За внешней бравадой и бесшабашностью часто скрывается глубокая неуверенность в себе, стремление скрыть и компенсировать собственную (чаще мнимую) неполноценность. Риск как способ доказать что-то себе и другим нередко заканчивается несчастными случаями. В то же время встречается, и нередко, буквально физическая склонность “лезть в самое пекло” и выходить оттуда целым и невредимым. Нарабатывается опыт преодоления экстремальных ситуаций; несмотря на всю нестандартность такого поведения, у человека с высокой склонностью к риску присутствует стремление к выживанию, забота о себе и других. Этот тип людей часто встречается в “горячих точках”, на службе в ОМОН... Может быть, это связано с так называемыми гипермаскулинными чертами характера — убеждениями, что мужчина должен быть сильным, храбрым, не показывать эмоций и в первую очередь страха. Помочь в профотборе и самодиагностике могут ====== змея М10, М6 И22. Не хочу жить... АС Болею... Все время, с самого детства — не одно, так другое. Мама рассказывала, что еще до года был сильный диатез, потом бронхиты, потом астма... В школу ходил изредка, в свободное от болячек время. Когда все ребята играли в футбол — лежал дома и читал. Мама была довольна, говорила, что нечего глупостями заниматься, учиться надо. Она у меня хорошая, заботливая, как только заболею — от меня не отходит. Приучила за собой следить — температуру, давление каждый день мерить, регулярно лекарства пить. Но все это мало помогает: как понервничаю на работе, так температура поднимается, кашель, тут и до астматического приступа недалеко. На работе все о моих болячках знают — раз с начальником поругался, так приступ прямо в кабинете начался, “скорую” вызывали, еле откачали. Теперь не ругаются — свои и мои нервы берегут, работник-то я хороший...
Одна беда — никак не могу с хорошей девушкой познакомиться. Уже заметил: когда знакомлюсь, влюбляюсь — и болячки вроде бы отступают. Но как подумаю, что ее надо домой привести, с мамой познакомить — кашель, приступ, прямо во время свидания! Кто ж такое выдержит! Одни говорят: “Пойди полечись”, а сами убегают; другие начинают жалеть: “Бедненький, несчастненький...” — так меня самого от такого тошнит... Болею... У кого только ни лечился — не помогает. Уже и у гомеопатов, и у экстрасенсов был. Вроде легчает, а потом с новой силой начинается. Последний врач меня к психотерапевту послал, а я что, псих, что ли? Ведь с головой у меня все в порядке. Или не все? Надо бы обследование пройти. ДС Уход в болезнь — один из способов психологической защиты от стресса. Если человек не наработал в течение жизни других, более эффективных методов взаимодействия с окружающим миром, то накопление стресса, напряжения достаточно быстро начинает проявляться в виде так называемых психосоматических и сердечно-сосудистых заболеваний. Они обостряются в периоды конфликтов, стрессов, изменений в жизни. Достаточно часто при исследовании жизни больного мы обнаруживаем “вторичную выгоду” от воздействия этой болезни. В период недомогания достается больше внимания со стороны близких и сотрудников. Можно избежать каких-то неприятных действий или решений и получать в ответ лишь сочувствие окружающих: “Он хочет это сделать, но не может — болеет ведь!” При этом уход в болезнь — это ни в коей мере не сознательная симуляция, это непроизвольное стремление организма справиться с неприятностями. Проявления такой защитной реакции усиливаются в том случае, если ее поддерживают окружающие, начинают старательно заботиться о страдальце, жалеть, справляться за него с возникшими проблемами. Реакции ухода в болезнь ослабевают, если сам человек осознает их и учится вежливо договариваться со своим организмом о том, как выходить из стрессовых ситуаций другим способом.
3. Упражнения В этом разделе описаны достаточно короткие и эффективные приемы самопомощи. Они особенно полезны, если мешает какое-то “страдание” или несколько надоело чувствовать себя главным героем “Историй”. ========== солнышко К22 У1. Нейрологические уровни Польза: можно проанализировать свою жизнь, свой способ взаимодействия с людьми, подготовиться к изменениям. Ограничение: не следует делать, если не хочется задумываться о себе, если есть ощущение пустоты и бессмысленности. Возможный дополнительный эффект: может оказаться, что это не одна конструкция, а несколько. ========= солнышко Д2 Базовая конструкция:
Инструкция №1 Найдите то окружение (дом, природу, место работы...), где вы чувствуете себя комфортно... Начинаем подниматься по уровням вверх: — Что ты там делаешь? — Какие твои способности, умения, знания проявляются в этих действиях? — Когда ты способен делать все это, чем оно особенно ценно? — Как ты можешь назвать себя, когда это реализуется в полной мере? — Позволь себе насладиться этим чувством столько, сколько это необходимо. Можно записать эту последовательность на отдельном листе. Инструкция №2 Если у тебя есть проблемы на каком-то из уровней: — Кто-то в моем окружении мне не нравится. — Я делаю не то (не так), как хочу. — Я не способен... — Я убежден, что... (см. “Страдания”) — И вообще я... Обнаружив проблему такого типа, постарайтесь задать себе вопрос на уровень выше. Например: “Меня достал Петров” б “Что я делаю, чтобы меня не доставал Петров?” “Мне не нравится, что я мало б “Какая моя способность лучше забочусь о доме” проявлялась бы в заботе о доме?” “Я не способен выучить б “Что ценного произойдет в жизни, английский” если я его выучу?”
Инструкция №3 Если вы планируете работу фирмы (организации), полезно задать себе эти же вопросы, как если бы организация была отдельной личностью: Потом можно это использовать при переговорах, в рекламе, в процессе принятия решений и т.д. У2. Логический квадрат Польза: позволяет взглянуть на привычное поведение под совершенно другим углом зрения, освободить время от лишней деятельности. Ограничение: не очень уместно делать это, если большую часть жизни организует не сам человек, а кто-то за него: учителя, родители, милиция... Возможный дополнительный эффект: прекрасно сидеть и страдать, иду и делаю! Ой! Базовая конструкция: Инструкция №1 Последовательность действий Пример Подставили вместо А и Б слова Хочу выучить английский язык,
“хочу” и “делаю”. Нашли проблему но не учу... из какого-нибудь квадрата: “Хочу, но не делаю...”, “Не хочу, но делаю...” и т.д. Что вижу, слышу, чувствую, делаю, Обращаю внимание на учебники по когда нахожусь в этом квадрате? английскому языку, покупаю кассеты, ругаю себя... Что увижу, услышу, почувствую, Буду учить, регулярно слушать если перемещусь в квадрат 1? кассеты, читать, переводить, хвалить себя. А в квадрате 3? Не хочу, но делаю! Если бы поехала в Англию? Вынужден... Наверное, учила бы устно и быстро. Курсы — тоже такой тип учебы. А в квадрате 4? Не хочу и не делаю! Если бы расслабилась? Ну, наверное, меньше бы ругала себя, не покупала ненужные учебники, не приставала с ненужной проблемой к подругам... Инструкция №2 Представим себе последствия пребывания в каждом квадрате достаточно долго... задавая себе вопрос: “Что произойдет потом?” Например: 2' Еще год страдаю из-за невыученного английского, не могу поехать по контракту за рубеж. 2'’ Замедляется карьерный рост, могут уволить; но и не ищу себе работу, где бы английский был совсем не нужен. 3' Иду на дорогостоящие курсы с “полным погружением”, не могу их бросить — дорого! 3'’ Выучиваю наконец, свободно разговариваю, еду по контракту в США, а там уж точно — хочу не хочу, но должна... 4' Расслабляюсь, перестаю страдать, ищу что-то другое. Может, больше займусь личной жизнью, буду встречаться с С... 4'’ Да, так недолго и замуж выйти! Решено: Иду вместе с С. на курсы! Долой самоучители! У3. Звездочка Польза: это подробный анализ жизни — как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне. Хороший способ планировать будущее — оценивать, к каким последствиям приведет достижение планируемого результата. Ограничения: это упражнение следует воспринимать как некоторую игру, не относясь к нему слишком серьезно. Возможный дополнительный эффект: некоторое (возможно, довольно сильное) чувство огорчения, беспомощности после выполнения инструкции №1, это довольно естественно. Если такое произошло — сразу же взяться за выполнение инструкции №2 или послать автора и его упражнения подальше и жить себе спокойно! Базовая конструкция:
Инструкция №1 Для выполнения потребуется 5 листков формата А4, на которых стараемся максимально честно ответить на вопросы: Листик 1. Материальный полюс
Листик 2. Иерархический полюс Листик 3. Эмоциональный полюс Листик 4. Мотивационный Листик 5. Интеллектуальный Листик 6. Центральный
Инструкция №2 Повторить этот процесс в отношении желаемого будущего: что я хочу иметь, кем хочу являться, что чувствовать, добиваться, думать... Пока не получится действительно согласованное и желаемое будущее. У4. Двадцать пять желаний... Польза: можно осознать, что же вы действительно хотите, и начать этого достигать. Ограничения: 1) Желания должны быть сформулированы как “Хочу”, а не “Что не хочу” (“Хочу билет в Париж”, вместо “Хочу билет не в Жмеринку...”). 2) Желания должны быть свои (“Хочу, чтобы мне было тепло” вместо “Хочу, чтобы солнышко выглянуло”). Возможный дополнительный эффект: желания начинают реализовываться, и довольно быстро. Если их не больше десяти, то ========= солнышко У6 Базовая конструкция: листик бумаги, на котором пишется список из 25 “Я хочу...” (не меньше!) Инструкция №1 Те желания, которые можно произнести вслух, следует сообщить окружающим. Может быть, они помогут в их осуществлении или знают кого-то, кто хочет и может помочь. Часто мы не достигаем желаемого просто потому, что боимся сообщить об этом... Инструкция №2 Посчитайте, сколько желаний относятся к следующим категориям: 1) Хочу иметь... 2) Хочу уметь... 3) Хочу быть... 4) Хочу, чтобы они... Попробуйте перевести из одной категории в другую и посмотрите, что изменится? Например: Хочу иметь зарплату в 500$ б Хочу быть высокооплачиваемым специалистом Хочу быть счастливым б Хочу иметь жену и ребенка Хочу, чтобы мама не ругалась б Хочу уметь поддерживать мирные отношения с мамой... Инструкция №3 Записав в наиболее удобной формулировке (см. инструкцию №2), прочитывать список каждое утро. Инструкция №4 Выбрать самое актуальное сейчас желание и направиться с ним в ====== солнышко У5 У5. Хорошо сформулированный результат Польза: Ваше желание из несбыточной мечты превращается в конкретный план действий. Ограничения: не делать, если хочется лежать и мечтать... Возможный дополнительный эффект: результат не выдерживает проверки по какому-то из критериев — переформулировать с уточнениями. Базовая конструкция: 1) Позитивная формулировка. 2) Зависит от собственных возможностей. 3) Достаточен уровень конкретизации. 4) Можно предположить, что произойдет после ее достижения. 5) Эти последствия позитивны. 6 Учтено воздействие на других людей. 7) Знаю первый шаг. 8) Иду и делаю! Инструкция Найдя то желание, которое действительно хочется выполнить, задаем себе эти вопросы, пока желание не превратится в ясно видимую цель с понятным способом ее достижения. У6. Последний день Польза: помогает избавиться от тех убеждений и правил, которые связаны с окружением (не всегда благоприятным), и сформулировать собственные потребности и желания. Ограничения: сильный страх смерти и (или) навязчивые мысли о самоубийстве. Возможный дополнительный эффект: сильное чувство замешательства, страх “потери себя”. Если такое появилось: ========= солнышко У2 или ========= солнышко У10 Базовая конструкция: Некоторое время (около 2 часов), бумага и вера в бессмертие души... Инструкция №1 Если бы по какой-то причине вы знали, что неизбежно должны умереть через 24 часа, то чем бы заполнили это время? Напишите по часам график событий. Например: 12:00—12:30 — обедаю в ресторане 12:30—16:00 — навещаю друзей и т.д. Инструкция №2 И все-таки вы умерли. Что напишут на надгробном памятнике? Каким он будет? Что скажут о вас родственники? Друзья? Враги? Чем они займутся после вашей смерти? Постарайтесь ответить на все эти вопросы максимально честно, может быть, нарисовать эскиз памятника... Инструкция №3 Попрощавшись с ближними, ваша душа направилась к Богу. И он даровал вам еще один день (24 часа) на Земле, но при условии, что прошло 100 лет, и все знающие вас давно умерли. У вас молодое, здоровое тело и достаточно денег. Задача та же, что в Инструкции №1 — график своих дел, по Инструкция №4 Отдохнуть, погулять, поспать и не раньше чем через сутки посмотреть на все эти записи: №1, 2, 3... Что в этом нравится? Что можно позволить себе делать прямо сейчас, не откладывая на последний день? Какие новые желания возникли? ======== солнышко У4 Что показалось давно устаревшим и ненужным? Сколько лет хотелось бы прожить? ======= змея Д4 У7. Боюсь — хочу Польза: это упражнение позволяет достичь сразу двух полезных целей: прояснить свои желания и избавиться от надоевших страхов. Ограничения: требуется достаточно мужества, чтобы взглянуть в глаза собственным страхам и вступить с ними в диалог. Более эффективно при работе со “взрослыми” страхами (типа “Боюсь потерять работу”), чем с “детскими” страшилками (типа “Боюсь черных собак”). Возможный дополнительный эффект: негативные эмоции при заполнении колонки № 2. Базовая конструкция: Лист бумаги, разделенный на три части: Боюсь Хочу Хочу на самом деле Инструкция В первую колонку в любом порядке пишем все, чего надоело бояться. Когда чувствуется, что список исчерпал себя, добавляем еще два-три страха (Я боюсь х...). Затем (набравшись мужества) признаемся себе, что каждый страх — это стремление, потребность какой-то части вашей души. ======= солнышко Т4 Медленно, достаточно осознавая это, переписываем страх в колонку №2, представляя в виде: “Я хочу х...” А теперь — представляем себе последствия этого х... Какая польза от него может быть на самом деле... Как достичь этого результата иначе, не используя страх? Например: Боюсь Хочу Хочу на самом деле Остаться без работы Хочу остаться без Хочу отдохнуть, работы хочу найти новую, более интересную работу У8. Польза? Плата? Польза: можно найти те причины, по которым странное (с точки зрения окружающих) действие не прекращается, и научиться добиваться полезного результата своим, более приемлемым способом. Ограничения: при выполнении этого упражнения следует точно осознавать, что ответственность за твое поведение лежит на тебе, а не на других людях. Возможный дополнительный эффект: уменьшение количества и интенсивности угрызений совести и обид. Базовая конструкция: Лист бумаги, разделенный на три части: Поведение Польза Плата Инструкция №1 1. В колонку №1 записываем в случайном порядке те проявления своего поведения, которые требуют более пристального внимания. 2. В колонке №2 указываем любую пользу от этого поведения (как для себя самого, так и для окружающих). 3. В колонке №3 перечисляем последствия от этого поведения. Например: Поведение Польза Плата Выкуриваю пачку Успокаиваюсь Страдаю бронхитом сигарет ежедневно Заняты руки С трудом общаюсь с некурящими Инструкция №2 Принимаем решение в отношении данного поведения (действия) в зависимости от его пользы и цены за это. У9. Работа с убеждениями Польза: если во время предыдущих упражнений удалось найти какое-то странное высказывание, несколько мешающее жить и достигать успеха (см. “Страдания”), и страдать таким образом определенно надоело, то эта схема позволит либо расстаться с данным убеждением, либо использовать его более осознанно. Ограничения: страдание должно быть действительно надоевшим, а не горячо любимым. Базовая конструкция: рисуется горизонтально, лучше на листе формата А3. Инструкция №1 Начинаем заполнять с квадрата (1), отвечая себе на вопрос: “Почему я считаю, что убеждение А верно?” Когда список ответов исчерпался, переходим в сектор (2): “Что я вижу, слышу, представляю себе, когда имею это убеждение? Как я узнаю о его существовании?” Затем сектор (4): “К каким результатам (последствиям) в моей жизни приводит наличие убеждения А?: Следует обратить внимание как на неприятности, возникающие в результате этого убеждения и соответствующего поведения, так и на позитивные последствия. После этого переходим в сектор (3) — “Какие ощущения в теле и эмоции сопровождают убеждение А? Внимательно познакомившись со всеми проявлениями данного убеждения, можно перейти в сектор (5) — “Что важнее, чем иметь убеждение А? Как эту ценность можно сформулировать максимально точно и коротко?” Инструкция №2 Имея ценность из сектора (5), прописываем на новом листике все, что с ней связано, — причины и результаты ее присутствия в жизни, способы, которыми вы убедитесь в ее существовании, эмоции и чувства... Пока не появится ощущение, что эта ценность для вас действительно важна и является само собой разумеющейся нормой. У10. Молекула Польза: помогает осознать и справиться со своими страхами, сильными (и малообоснованными) эмоциями. Ограничения: лучше в первый раз делать с посторонней помощью, чтобы другой человек помогал направлять движения глаз в нужную сторону. Возможный дополнительный эффект: яркое и отчетливое воспоминание о конкретном психотравмирующем событии прошлого; тогда можно перейти к другим упражнениям. ========= солнышко У11 ========= солнышко Ф3 ========= солнышко Ф8 Базовая конструкция: Инструкция №1 Обратить внимание на то, где в норме у вас расположены зрительные воспоминания (1), слуховые ощущения (2), воспоминания об ощущениях в теле (4); куда направлен взгляд, если человек говорит о чем-то сам с собой (3). Это определенные “места в пространстве” и соответствующие движения глаз. Определили? Тогда переходим к Инструкции №2. Инструкция №2 Сосредоточьтесь на своем страхе или другой необоснованной эмоции. Зафиксируйте место расположения “этого” в пространстве (обычно это серое, расплывчатое пятно “молекулы” прямо перед глазами (5)). Теперь начинаем “растаскивать” ее на исходные “атомы”, размещая их там, где им полагается быть (исходя из Инструкции №1). Теперь можно точно вспомнить, что вы видите, слышите, чувствуете, говорите в то время, когда есть этот страх. На месте бывшей “молекулы” осталась “дырка”. Инструкция №3 Собираем приятные эмоции: что хотел бы видеть, слышать, чувствовать, говорить себе? Склеиваем это в новую “молекулу” и помещаем ее в “дырку”. Проверим, как эта новая реакция включается в тех ситуациях, где раньше была “молекула”. У11. Перепросмотр Польза: иногда жизнь начинает казаться фильмом ужасов, а вы себе — жертвой, которая с трудом выжила вопреки обстоятельствам. Если хочется изменить такое восприятие себя и окружающей среды, то это упражнение следует сделать своей ежедневной практикой примерно на месяц. Ограничения: трудно выполнить при нарушениях памяти и внимания. Возможный дополнительный эффект: в результате выполнения этого упражнения несколько снижается способность эмоционально реагировать на ситуации, повышается уровень собственной ответственности за происходящие события (не “Меня обидели”, а “Я решил обидеться”). Базовая конструкция: Инструкция №1 Вечером, когда все дела окончены, вспоминаем прошедший день, шаг за шагом, кадр за кадром в обратном направлении, стараясь не упускать ни одной детали. Инструкция №2 Если обнаружилось какое-либо “страдание” ========= солнышко “Страдания” либо странное напряжение в теле, можно начать вспоминать ситуации, когда это ощущение было раньше... Точно так же двигаемся в обратном направлении — от “сейчас” к моменту первого возникновения ощущения. Этот момент раскладываем на мелкие составляющие кадры, задавая себе вопрос “Что было до этого?”, пока не восстановится запись конкретного события. Просматриваем ее от конца к началу, обращая внимание на свою фигуру как участника (или наблюдателя) события. Инструкция №3 Если событие оказалось очень эмоционально насыщенным и вызывает плач, гнев и т.п., то сопровождаем перепросмотр медленным выдохом и поворотом головы во время выдоха справа налево. Это помогает сохранить направление перепросмотра “задом наперед” и способствует сохранению относительно спокойного, отстраненного отношения к событию. Завершается упражнение тогда, когда устаревшее событие перестает влиять на эмоциональные реакции, поведение, отношения с людьми “здесь и сейчас”. У12. Метапрограммы Польза: упражнение помогает лучше понимать других людей, разговаривать на их языке. Ограничения: явное нежелание изменять свой природный способ жить и думать. Возможный дополнительный эффект: изменение реакций в привычных ситуациях. Базовая конструкция: “Линейка” поведения в реальном пространстве: два маркированных места на полу, на расстоянии 2—3 м друг от друга, и место для наблюдателя со стороны (метапозиция). Инструкция №1 Представляем себе по краям линейки такие способы мышления, как “цель” и “процесс”. Способ мышления, ориентация на “цель” — это когда человек прежде всего задает себе вопрос, чего хочет достичь, и в меньшей мере обращает внимание на способы достижения. “Процесс” — это когда внимание концентрируется на вопросе “как”: какая последовательность действий является правильной, и результат считается достигнутым, если выполнены все действия. Теперь можно вспомнить те моменты, когда ваше собственное внимание было в максимальной степени сконцентрировано в точке 1 — “процесс”, в точке 2 — “цель”. Находясь в “МП”, можно вспомнить эти ситуации, свое поведение в них, самочувствие... А теперь найти точку 3 — свое состояние сейчас: ближе оно к “цели” или к “процессу”? Где расположено на линейке? Войти в точку 3 и начать движение к одному из концов линейки, чувствуя, как нарастает это состояние. Дойдя до границы “линейки”, начинаем движение в обратном направлении... Теперь можно найти точку 4, наиболее комфортную, которая в зависимости от обстоятельств может смещаться либо к “цели”, либо к “процессу”. Выйти через “МП”, еще раз вспомнив все, что тут происходило. Инструкция №2 Если понравилось, аналогичным образом можно пройти следующие метапрограммы: Мотивация “к” Мотивация “от” Хочу достичь определенного Хочу избежать негативных позитивного результата последствий Внутренняя референция Внешняя референция Я сам знаю, когда выполняю дей- Другие люди лучше знают, когда ствия успешно. Оценивая результат, результат достигнут; ориентируюсь ориентируюсь на себя самого на мнение окружающих Совпадение Несовпадение При восприятии новой информации Прежде всего обращаю внимание на думаю, в чем она похожа на уже несходство, различия, спорные известную, с чем можно согласиться. утверждения. “Нет, но...” “Да, и...” У13. Световые картины Польза: приобретение новой информации и нового поведения в “тупиковых” ситуациях. Ограничения: требует некоторого навыка представлять себе зрительно различные ситуации. Возможный дополнительный эффект: приобретение большей свободы Базовая конструкция: Инструкция №1 Найти в помещении три удобных места: l для метапозиции (МП) — откуда удобно смотреть и оценивать происходящее со стороны; l для ситуации №1 — стоя в этой позиции, вспоминать ту ситуацию, которая кажется “тупиковой”; l для ситуации №2 (приятной, благополучной).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|