Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 4 глава
Войдя в ситуацию №1, как можно подробнее вспоминаем, что там происходит, какие это вызывает ощущения в теле, эмоции, как реагирует другой человек. Затем, отступив в МП, представляем ситуацию №1 в виде потока света, энергии, информации. Отвечаем себе на вопросы: — Как я выдаю эту информацию? — Что с ней происходит потом (рассеивается, отклоняется, преры- — Как мой партнер (партнеры) выдают информацию? — Как я ее принимаю? — Какие потери и трансформации происходят в процессе этого обмена? Созерцание ситуации №1 продолжается до тех пор, пока вместо реального обмена словами, жестами не возникает голографическая световая картина обмена энергией, светом... Нарисовать это изображение. Теперь обратимся к ситуации №2 (в которой все обстоит благополучно). Войти внутрь, ощутив максимальное удовольствие от взаимодействия в этой ситуации. Выйдя в МП, сформировать “световую картину” ситуации №2 и также нарисовать ее. Инструкция №2 Имея всю информацию об этих ситуациях, сосредоточиться на том, какое изменение в свое взаимодействие с информацией следовало бы внести в ситуации №1: l выдавать ее иным способом? l делать это более концентрированно (более свободно)? l как лучше воспринять встречный поток? Продолжать это до тех пор, пока “световая картинка” №1 не превратится в полный шедевр. Войти в ситуацию №1, оценив, как эти изменения повлияют на реальное поведение в данной ситуации, к каким последствиям это приведет. Если результат показался неудовлетворительным — войти в МП и трансформировать “световую картину” в нужном направлении. Вновь проверить, находясь внутри ситуации. Собрать все ситуации внутрь! У14. Мандалы прошлого,
настоящего и будущего Польза: можно проверить отношение со стороны бессознательной части своей личности к тем планам, мечтам и проектам, которые возникли в результате упражнений: “Звездочка” (У3), “25 желаний” (У4) и других. Ограничения: упражнение требует времени, одиночества и некоторого навыка самососредоточения. Не требует навыков рисования! Возможный дополнительный эффект: планы могут оказаться не такими уж приятными, как казалось... Это естественно, и их можно изменить прямо сейчас, не ожидая, пока появятся непонятные препятствия. Если это необходимо, то можно навестить У10 (“Молекула). Базовая конструкция: Собственноручно нарисованный на бумаге формата А4 круг, плюс набор цветных карандашей или мелков. Инструкция №1 Взяв в руки мелок понравившегося цвета, начинаем описывать круг над бумагой. Когда рука начнет двигаться точно и уверенно, опускаем ее чуть ниже и позволяем провести круг по бумаге. Может быть, это потребуется сделать несколько раз, повторяя движение, на том же листе, чтобы круг был действительно ровным. При этом он может стать несколько толще... А теперь позволяем руке брать любые цвета и рисовать свое состояние сейчас... Таким, какое оно есть в настоящем. Когда рисунок окончен, можно прикрепить его на стену и посмотреть со стороны. Нравится ли? Как можно было бы назвать? Какая это эмоция? Какое ощущение в теле? Есть ли что-то, чего в нем не хватает? Было ли это чувство у меня раньше? Инструкция №2 И вновь круг... А в нем — то состояние прошлого (может быть, недавнего, а может — и раннего детства), когда было то чувство, состояние, которого не хватает сейчас... Когда рисунок готов, размещаем его на стене выше или ниже предыдущего. Смотрим на них по отдельности и вместе... Пока не появится образ желаемого будущего, того состояния, в котором всего достаточно... Инструкция №3 Еще один круг... И еще одно состояние — на сей раз состояние будущего. Что это — восхождение? Или спуск к глубинам своего “Я”? Что значит этот рисунок? Как его можно назвать?
======= солнышко Т1 ======= змея Т1 Можно сохранить его и смотреть время от времени, если это состояние действительно нравится и воспринимается как желаемое будущее... А если явно нет, то, может быть, навестить У10 (“Молекула) или У9 (“Работа с убеждениями”). У15. Творец — творение Польза: повышение творческих возможностей. Ограничения: весьма желательно, чтобы произведение, выбираемое для данного упражнения, не только нравилось вам, но и имело позитивный эмоциональный заряд (например, “Реквием” подходит мало...) Возможный дополнительный эффект: обретение на некоторое время эмоционального состояния, характерного для избранного произведения ис- Базовая конструкция: Инструкция №1 Вспомните произведение искусства, которое вам действительно нравится. Легче работать со скульптурой, картиной, несколько сложнее — с произведениями музыки и литературы (хотя для кого как). Отметьте места на полу (на расстоянии около 2 метров) для спокойного наблюдения (“МП”), творца-создателя этого произведения и самого произведения. Инструкция №2 Выйдя в “МП”, постарайтесь как можно точнее представить себе Автора-Творца этого произведения. Его возраст, время, когда он это создавал, его настроение в тот момент. И когда почувствуете себя готовым, войдите в состояние Творца: как создается замысел произведения, как ему придаются новые очертания, дополняются последние детали и возникает совершенное творение. Насладитесь этим процессом и возвращайтесь в “МП”. А теперь можно обратить внимание на Творение. Как оно жило, стремилось воплотиться, использовало автора как проводника, для того чтобы реализоваться в мире, иметь возможность говорить с людьми... Войдите внутрь и ощутите себя Творением (картиной, скульптурой...) Как ощущается изнутри процесс созидания? И вновь — в МП. Инструкция №3 Когда обе позиции станут достаточно ясными и в обеих появится прекрасное ощущение творчества, можно обратить внимание на то, как между ними возникают силовые линии напряжения, взаимодействия, Творчества... И войти внутрь, между ними, ощутив энергию Творчества, единства Творца и Творения...
У16. Уличные практики ======= змея К23 Польза: вынуждает преодолеть собственные ограничения. Ограничения: может быть, то, что преодолевать не хочется, если не нужно? Упражнение не рекомендуется делать одному! Возможный дополнительный эффект: оказывается, проблемы не у окружающих людей, а в нас самих... Базовая конструкция: Пара людей, выполняющих упражнение, и улицы родного города. Инструкция №1. “Слепой и поводырь” “Слепой” закрывает глаза (и рот) и полностью доверяется своему “поводырю”. Так они бродят по улицам родного города. “Поводырь” заботится о безопасности “слепого” и рассказывает ему обо всем, что видит. Затем они меняются ролями. Время работы “в одну сторону” для малознакомой пары 10—15 минут, для родителя и ребенка или для супругов — 30—40 минут. По окончании упражнения полезно задать себе и партнеру некоторые вопросы: — Легко ли было расслабиться и доверять партнеру? — Что мешало и что помогало доверию? — Что нового о себе и партнере я узнал во время упражнения? Инструкция №2. “Темп подвига” Пара выходит на улицу. Один находит подходящего прохожего и просит своего партнера задать какой-либо вопрос. Партнер подходит и спрашивает. Но темп, в котором задан вопрос, должен быть раза в два медленнее обычной человеческой речи: “Ск-а-а-а-ж-и-и-т-е-е, п-о-о-ж-а-а-а-л-у-у-й-с-т-а-а...” и т.п. Работа одного партнера — до пяти вежливых и понятных ответов, данных прохожими. Мастер-класс — ответы в том же темпе. Затем партнеры меняются ролями. Инструкция №3. “Собери-отдай...” И вновь партнер страхует, помогая в выборе собеседника. Задача второго — собрать у прохожих определенную сумму денег (эквивалентную цене пачки печенья). Собирать можно любым способом, кроме краж и грабежей — просить, продавать, менять, петь песни, гадать по руке... Когда сумма набрана — купить пачку печенья и раздать его прохожим на улице. Затем партнеры меняются ролями. Это помогает задуматься о следующем: — Как я зарабатываю? — Могу ли попросить деньги?
— Могу ли их заработать? — Могу ли расстаться с ними? — охотно ли мне дают? — охотно ли я беру? — Берут ли у меня? — Что нового я узнал о себе? У17. “Кто я?” Польза: четкое осознание того, что действительно важно в данный момент, а что представляет собой случайные проявления. Ограничения: наверное, не существует. Возможный дополнительный эффект: “Жил-был великий аскет... И с каждым днем он понимал все больше: то, что он считал своим “Я”, вовсе таковым не является. И вот однажды он пришел к берегу ручья, увидел свое отражение и внезапно понял: “Мое тело — тоже не Я?! Что же тогда Я?” Базовая конструкция: Чистый лист бумаги и 20 минут времени. Инструкция №1 В течение 10 минут, в любом, совершенно произвольном порядке пишем все, что приходит в голову в ответ на вопрос “Кто я?” (не меньше 15 вариантов ответа). Инструкция №2 Следующие 10 минут посвящаем вычеркиванию того, без чего можно обойтись, что не является “Я”, пока не останется 3—4 высказывания, действительно определяющих в данный момент. Если появились дополнительные эффекты — ======== солнышко У15 ======== змея У18 У18. Инвертированное “Кто я” Польза: расширение своих возможностей, увеличение поведенческой гибкости. Ограничения: если и предыдущее упражнение вызывало эмоциональный дискомфорт — ни в коем случае не делать! Возможный дополнительный эффект: некоторое размывание границ личности и связанные с этим трудности в принятии решений. Базовая конструкция: Лист бумаги со списком “Кто я” и 20 минут времени. Инструкция №1 Взяв полный список из У17, дописываем противоположные (со своей точки зрения) определения. Например: “мужчина” — “женщина”, “трудоголик” — “лодырь”. Продолжим, пока весь список не превратится в “нечто противоположное”. А теперь можно пофантазировать, как бы выглядела, была организована жизнь, если бы я определял себя словами из списка №2 (“Как бы я жил, если бы был женщиной?” “Как бы я проводил время, будучи лодырем?”) Если понравилось — ======= солнышко Ф9 Инструкция №2 (только для ====== змея!) Отобрать те определения, которые вызывали наибольшую неприязнь, и задать себе вопросы: — Для чего я не позволяю себе быть х? — Как я отношусь к людям, которые х? — Как часто они становятся моими клиентами? — Могу ли я отнестись к ним с полным принятием? Если мало показалось — ======= змея Т1 Если не поможет — ======= змея Т4 ===== солнышко Ф4 ===== солнышко Ф9 У19. Самооценка “качества” Польза: можно обратить внимание на то, в какой мере особенности собственной личности зависят от окружающих. Ограничения: незнание смысла слов, написанных на этой странице.
Возможный дополнительный эффект: некоторые качества могут явно не понравиться, и появится потребность в изменении... ===== солнышко Ф4 ===== солнышко Ф9 Базовая конструкция Перечень личностных черт: Пассивность Подозрительность Решительность Общительность Отзывчивость Вспыльчивость Ленивость Жизнерадостность Скупость Раздражительность Терпеливость Медлительность Пунктуальность Энергичность Застенчивость Нерешительность Эгоизм Холодность Спокойствие Любопытство Инструкция №1 Пронумеруйте эти черты (от 1 до 20) в зависимости от того, насколько они вам свойственны... Инструкция №2 А теперь пронумеруйте так, как хотелось бы, чтобы они проявлялись. Инструкция №3 Запишите первые пять качеств из списка №1 в табличку. По горизонтали запишите тех людей, с кем постоянно общаетесь. Оцените в баллах от 1 до 5, насколько данное качество проявляется в общении с этим человеком. Например: Качества Окружение мама папа девушка начальник друг Общительность 2 1 5 1 5 Возбудимость 4 5 1 2 4 Продолжение Качества Окружение мама папа девушка начальник друг Жизнерадостность 3 3 5 3 5 Застенчивость 1 3 1 4 1 Спокойствие 3 3 5 5 2 Оцените, какие люди помогают Вам тренировать желаемые качества? С какими людьми следовало бы проявлять что-то большее или меньшее, чем сейчас? Как в идеале должна выглядеть эта таблица? У20. Ограничения П. Террены Польза: можно понять, каким образом родительский стиль воспитания продолжает влиять на вашу сегодняшнюю жизнь. Ограничения: очень конфликтные отношения с родительской семьей. Возможный дополнительный эффект: стремление предоставить боґльшую свободу себе и своим домашним. Базовая конструкция: Таблица следующего вида: Обстоятельства Ограничения В детстве Я Сейчас Я меня ограничивал меня ограничиваю ограничивали ограничивают Физические Временные Пространственные Интеллектуальные Религиозные Национальные Духовные Сексуальные Инструкция Оцените (по 5-балльной шкале), в какой степени в вашей жизни были представлены эти ограничения: l физические — физические наказания, драки, требования заниматься (либо не заниматься) тем или иным видом спорта; l временные — требования типа “Делай быстрее!”, “Ты должен быть дома в таком-то часу”, “Заниматься музыкой 2 часа!”; l пространственные — запирание в комнате, стояние в углу, запрещение перемещаться по городу. Те же требования к родителям: “Не уходи, мама!”; l интеллектуальные — требования изучать (либо не изучать) тот или иной предмет, осваивать какую-то конкретную специальность, думать определенным образом. Запрет на чтение книг и изучение какой-либо информации: “Ты не имеешь права смотреть этот фильм...”; l религиозные — запрет (либо предписание) придерживаться определенных религиозных убеждений: “Мы православные, и ты должен быть православным, а не ходить в непонятную секту!”; l национальные — запреты и ограничения, связанные с общением и дружбой с людьми других национальностей, подчеркивание своей национальной принадлежности; l духовные — запреты (либо предписания), касающиеся определенных духовных и моральных ценностей вне зависимости от контекста: “Нужно всегда быть добрым!”, “Христос терпел и нам велел...”; l сексуальные — раннее вовлечение в сексуальную жизнь, развратные действия, сексуальные посягательства со стороны родственников или знакомых. Запреты на секс и информацию о сексе после достижения совершеннолетия, запугивание: “Все мальчики хотят только одного...”, “Ты не имеешь права думать о девочках, это неприлично”. Как эти ограничения представлены сейчас: каким из них вы следуете сами, какие навязываете своим близким, какие они продолжают навязывать вам? У21. “Жую, жую, жую...” Польза: помогает справиться со многими вредными привычками — от курения до разбрасывания носков по комнате... Ограничения: не рекомендуется прибегать к этому упражнению во время напряженной работы или в экстремальных ситуациях. Возможный дополнительный эффект: снижение эмоционального отношения к каким-либо действиям или событиям. Сосредоточенность на настоящем, а не на прошлом или будущем. Базовая конструкция: Выполнение любого привычного действия: обеда, утренних сборов на работу. Инструкция №1 Постоянное внутреннее проговаривание всего, что происходит в данный момент: “Спускаю ноги с кровати... нахожу правой ногой тапок... нахожу левой ногой тапок... встаю... иду... иду... открываю дверь рукой...” и т.д. У22. Сказка о себе Польза: осознание своего жизненаполнения. ====== солнышко Т1 Ограничения: нежелание думать о себе в форме этой теории. Возможный дополнительный эффект: выход из привычного сценария, особенно при выполнении инструкции №3. Базовая конструкция: Лист бумаги или магнитофон и достаточно времени: 1,5 — 2 часа. Инструкция №1 Если бы вы были сказочным персонажем (может, знакомой сказки, а лучше своей), то какая бы это была сказка? Сочините и запишите ее... Инструкция №2 Когда сказка написана, можно прочитать ее и подумать: — Кто я в этой сказке? — Что я там делаю? — Что со мной делают? — Какой у нее финал? — Как она называется? — Нравится ли она мне? — Похожа ли она на мою жизнь? Инструкция №3 А теперь можно выйти из своего образа и побыть другими живыми и неживыми персонажами своей сказки. Что каждый из нас хочет, как живет, чего добивается. Ведь это тоже ваши части, ваши возможности... Как их можно использовать — какие постоянно, а какие — время от времени... ====== змея Т4 ====== солнышко Д2 У23. Потребности Польза: позволяет осознать и начать удовлетворять свои базовые потребности. Ограничения: может понадобиться знакомство с соответствующей теорией. ===== солнышко Т3 Возможный дополнительный эффект: итоги могут вызвать страдание в связи с тем, что многие потребности не удовлетворяются. Если эта “страдалка” не нравится — то ====== солнышко У5 Базовая конструкция: Инструкция №1 Оцените в процентах, насколько каждая из потребностей у Вас сейчас удовлетворяется. Инструкция №2 А как хотелось бы удовлетворять? Оцените также в процентах. У24. Формула семьи Польза: осознание и возможность изменить сложившиеся семейные стереотипы. Ограничения: желательно, чтобы в этом упражнении участвовали все члены семьи, включая детей, бабушек и дедушек. Возможный дополнительный эффект: выяснение причин давней взаимной напряженности. Базовая конструкция: Кружочки с именами всех членов семьи (нарисованные или вырезанные). Инструкция №1 Положив свой кружок в центре, расположите относительно него других “членов семьи” в зависимости от того, какую степень близости с ними вы ощущаете. Например: Инструкция №2 Проведите линии к ним и от них. Какие это эмоции, которые вас связывают или отталкивают? Инструкция №3 Как хотелось бы изменить свои отношения с членами семьи, чтобы они были оптимальными? Инструкция №4 Когда первые три шага выполнены всеми членами семьи по отдельности, вы можете показать результаты третьего шага друг другу, согласовать свои желания, чтобы в итоге получилась оптимальная для всех “формула семьи”. У25. Формула организации Польза: позволяет оптимизировать свою работу и (в некоторых случаях) работу всей организации. Ограничения: для качественного выполнения упражнения может потребоваться помощь других сотрудников, администрации. Возможный дополнительный эффект: некоторое (иногда значительное) перераспределение обязанностей. Базовая конструкция: Инструкция №1 Продумайте, что является результатом деятельности вашей организации? Например, продажа холодильников. Что является необходимым входным условием? Поставка холодильников от фирм-производителей. Какие нужны дополнительные средства? Аренда помещения и т.д. Инструкция №2 По тому же принципу опишите деятельность подразделений организации и их взаимосвязь: Постарайтесь обнаружить слабые места в структуре — те, где: 1) отсутствует обратная связь, 2) не передается информация, 3) нет ответственного лица, 4) непонятны функции подразделения. С учетом конечной цели проведите оптимизацию структуры: Инструкция №3 В каждом процессе выделите человека, ответственного именно за этот процесс, и сообщите ему об этом. Обсудите с ответственными лицами, могут ли они реально контролировать и управлять вверенным им процессом. У26. Мешок с долгами Польза: помогает отказаться от ненужных долгов и обязательств, а оставшиеся выполнять с удовольствием! Ограничения: если вам удобно делать все с помощью волевых усилий, а удовольствие является не ценностью, а грехом — ни в коем случае не делайте это упражнение! Возможный дополнительный эффект: чувство легкости в плечах и спине, уменьшение приступов радикулита и шейно-плечевого остеохондроза. Базовая конструкция: Инструкция №1 Вспомнить все, что начинается со слов “я должен” (например, “я должен ходить на работу”). Записать все это внутри “мешка с долгами”. Когда работа будет закончена, мысленно взвалить его на плечи и почувствовать привычную тяжесть... Инструкция №2 Достаем из мешка по одному долгу и задаем себе следующие вопросы: — Что будет, если я вообще не буду это делать? — Могу ли я прекратить эту деятельность? — Если не могу, то чего я хочу достичь в результате? Получившиеся желания — в ======= солнышко У5 Продолжаем до тех пор, пока на дне мешка не останется один-два долга, которые действительно хотелось бы сохранить именно в таком виде. ======= змея И9 Например: Должен ходить на работу каждый день... — останусь без денег а Помру с голоду а Начну зарабатывать другим — Могу оставить эту надоевшую работу, но надо найти более подходящую. — Хочу иметь более интересную работу с тем же уровнем заработка! У27. Оживление сна Польза: можно избавиться от привычных кошмаров или использовать их для роста и развития личности. Ограничения: нежелание расставаться с любимым кошмаром. Возможный дополнительный эффект: узнавание о своей личности чего-либо достаточно неожиданного и не самого приятного. Базовая конструкция: Сон (повторяющийся или просто достаточно яркий и вызывающий беспокойство). Инструкция №1 Вспомните (возможно, письменно) содержание сна, свои чувства как героя сновидения. Посмотрите сон еще раз “со стороны”, наблюдая и свою фигуру. Что бы вы хотели сказать, посоветовать герою этого сна? Как изменить его поведение? Инструкция №2 Постарайтесь “перевоплотиться” в других героев сновидения. Что они думают? Чувствуют? Чего хотят? Какими полезными качествами обладают? Можно постараться перевоплотиться не только в одушевленные существа, но и в другие сопутствующие обстоятельства и предметы (если они запомнились). Например, “На стене комнаты висел топор. Какой топор? Что он хочет?..” Инструкция №3 Если бы все персонажи сновидения постарались вежливо договориться, начать сотрудничать, как бы это было? Посмотрите сон еще раз в новом У28. Четыре неизбежности Польза: осознание неизбежности того, чего так хочется избежать... Ограничения: стремление сохранить юношеский энтузиазм (или источники собственного невроза). Возможный дополнительный эффект: чувство некоторой депрессии. ======== солнышко У6 ======== солнышко У4 ======== змея Т3 Базовая конструкция Лист бумаги, разделенный на четыре квадрата: Неизбежность Отсутствие одиночества видимого смысла жизни
Необходимость Неизбежность свободы смерти выбора Инструкция №1 Полностью принять неизбежность того, что человек одинок по определению... Что ни с кем (кроме мамы во время внутриутробного периода) невозможно полное слияние — возможно лишь соприкосновение... Что ты один идешь по дороге своей жизни. Что тогда изменится? Что станет более важным, а что менее? Какие новые возможности появятся? Запишите это в соответствующем квадрате. Инструкция №2 Проделайте ту же процедуру — полного вхождения и осознания — последовательно и с другими квадратами. Запишите результаты. Инструкция №3 Зная, что ты один в этом мире и никому не обязан делать что-либо... и жизнь как таковая не имеет определенного смысла... и в каждый момент ты совершаешь выбор и несешь ответственность за это... и смерть неизбежна и может наступить в любой момент... Позволь себе черпать силу из этого знания... ====== солнышко У23 (если раньше делал — то повторить еще раз!) У29. Кого забыл? Тренер берет чистый лист бумаги и начинает вспоминать имена... внешний вид... голоса... движения участников группы. Записывать имена следует в том порядке, в котором они приходят в голову, не прикладывая никаких специальных усилий. Может случиться так, что удастся вспомнить всех участников группы, но иногда ситуация другая: есть имя, но нет зрительного образа участника, или не помните, как и что он говорил, или есть обозначение “девочка в розовой кофточке”, но нет имени... Не спешите сразу свериться со списком участников группы, попробуйте еще несколько минут восстанавливать имя и внешний вид участника. Если не получается, посмотрите в список и вспомните, кто “пропал”. Затем, сосредоточившись на этом человеке, постарайтесь выписать все, что вы о нем думаете, чувствуете: “незаметная, серая мышь, так и хочется вытащить из угла, раздражает... Похожа на участницу прошлой группы — та тихо сидела, сидела, а потом пришлось индивидуально дорабатывать полночи... (и т.д.)”. Может быть, это кандидат в “выпадающие” члены группы? На следующий день стоит обратить внимание на специфику поведения этого участника, характер его взаимодействия с тренером и группой, помочь “включиться” в работу. Если обнаружится, что забыл, потому что участник не нравится, — перейти к следующему упражнению. ======== змея У30 У30. Возлюби ближнего... Если к концу первого дня группы тренер обнаружил, что кто-то из участников вызывает досаду, раздражение или неприязнь, желательно разобраться со своими чувствами, если они мешают работе. Если это тот самый вариант, когда участник вообще-то человек хороший, но его поведение (что именно он делает?) вызывает раздражение, причем не только у тренера, но и у всей группы, — вероятно, следует подумать, как вежливо сообщить ему об этом. Если же трудно вычленить конкретное поведение, а есть чувство, что сам участник “человек нехороший”, то можно взять лист бумаги, написать имя “противного” участника и разделить лист на три части: “—”, “=” и “+”. Затем сосредоточиваемся на своем негативном отношении и записываем по пунктам все свои претензии к нему. Желательно быть точным и писать именно те формулировки, которые приходят в голову. Затем переходим к графе “=” и думаем, как то, что перечислено, можно использовать в полезных целях. И последняя графа “+” содержит все то, что нравится в этом человеке, вызывает сочувствие, желание помочь (или чему-то у него научиться). Например: Анатолий — 1) Скептичен, постоянно противоречит
2) Не хочет перемен
Продолжение
3) Делает все упражнения в два раза дольше
4) Задерживает всю группу!
и т.д. У31. “Стратегическая социометрия” Каждому тренеру знакомо ощущение “вязкой” группы: любая инструкция обсуждается по полчаса, разбиться на пары — непосильная задача, попытка ответить на один вопрос тут же пресекается тремя другими вопросами, не относящимися к теме... И сам начинаешь смотреть на часы: когда же это наконец кончится?! Сегодняшняя группа была именно такая? Если да, то, может быть, поможет метод, предложенный Энтони Вильямсом, — “Стратегическая социометрия”. Обычно группа ведет себя так в результате “подводных течений” — скрытых группировок, занятых не тренингом, а выяснением статуса друг с другом. Сила этих группировок именно в их скрытности, отсутствии обсуждения и осознавания процесса. Суть стратегической социометрии заключается в том, что проблема каждого участника рассматривается не как личностная, а как межличностная. Тренер обращается к группе с вопросами, построенными по следующей схеме: а) констатируется и описывается проблемное поведение одного участника группы (“Михаил не может выбрать себе партнера для упражнения уже второй раз”); б) затем тренер немедленно оборачивается к другому члену группы и спрашивает у него, как на поведение первого участника реагирует кто-то третий или четвертый (“Тоня, кто в группе хотел бы сам подойти к Михаилу, но стесняется?”) Полезно задать подобные вопросы самому себе после группы: — Кого в группе раздражает активность Петра? — Кто в группе радуется, когда Лена очередной раз задает не относящиеся к теме вопросы? — Кто мешает Михаилу заявить о своих личных затруднениях? И так далее, пока не осознаются “подводные течения” группы... У32. “Метафоры” Если после первого дня (или после первых 3-4 часов группы) возникает смутное беспокойство, ощущение, что что-то явно не так, то следует к нему прислушаться и, отправив группу на обеденный перерыв, ответить себе (устно, письменно, в виде рисунка — все равно, главное — честно) на такие вопросы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|