Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 7 глава
Правила успешной дрессировки (как себя, так и окружающих): 1) Точно представлять себе желаемое поведение клиента. 2) Знать, что именно для данного объекта является подкреплением (слово, интонация, прикосновение, пища...). 3) Подкреплять все шаги, ведущие к заданной цели. 4) Делать это достаточно последовательно. 5) Подкреплять сразу же вслед за желаемым действием. Хотелось бы рассказать о реальном опыте применения этой теории в непростой практике семейного консультанта. Во-первых, это помощь в освоении школьных навыков. Мать ребенка с плохой грамотностью (20 ошибок в диктанте из 200 слов) обратилась в консультацию, когда ребенок учился в 3-м классе. Мы посоветовали писать дома диктанты, но несколько иным способом, чем обычно. Мама считала слова в диктанте (весьма коротком — до 100 слов) и подчеркивала все правильные слова. Она хвалила ребенка за то, что из 100 слов он целых 90! смог написать правильно. Если же правильных слов оказывалось 92 — то это был маленький семейный праздник. А что же делать с 8—10-ю пока неправильными словами? Записать их яркими, крупными буквами на карточке (один раз!) и смотреть, открывая и закрывая глаза, пока не останется яркий зрительный образ правильного слова. Похвалить ребенка за это. Они делали эти упражнения каждый день в течение месяца, и мама с удивлением обнаружила, что ребенок стал писать 100% грамотно и не бояться этого занятия. Следующей ступенькой стала самоорганизация процесса письма: сын сам надиктовывал текст на магнитофон, потом включал его и писал. Теперь подкреплялись навыки самоорганизации в учебе. За каждый самостоятельно написанный диктант сын получал звездочку, и когда их накапливалось пять, мама с сыном отправлялись обедать в “Макдональдс”. Таким образом, учеба из причины постоянных ссор и скандалов в семье превратилась в повод для приятного времяпрепровождения.
А что в соответствии с этой теорией делать взрослому, уже страдающему нарушениями поведения? То же самое! Соблюдать правила дрессировки, но уже по отношению к самому себе. У меня самой была довольно существенная проблема. Признаюсь, я сильно боялась публичных выступлений, а о преподавательской деятельности не могла и думать — как только представляла себе, что читаю лекцию, начинался спастический кашель. Конечно, это очень мешало в профессиональной деятельности, да и просто произнести тост в дружеской компании было настоящим мучением. Я сформировала точный образ желаемого поведения: спокойно, ровным голосом читаю лекцию большой аудитории студентов. Затем подумала: “Что же для меня является достаточным подкреплением?” Оказалось, что карьерный рост, зарплата преподавателя и т.д. явно не мотивируют настолько, чтобы начать читать лекции... Больше всего я люблю читать детективы! Решено: я разрешаю себе прочесть 100 страниц любимого детектива, только если спокойно и без кашля разговариваю в течение этой недели в присутствии своего напарника по работе. На следующей неделе (после того, как этот результат был достигнут) — высказываюсь за общим столом во время рабочего перерыва. Следующая неделя — объясняю правила практики студентам... И вот я с удивлением заметила, что чтение лекций и проведение тренинг-семинаров стало удовольствием; и в выходные, вместо того чтобы лежать и читать новый том Марининой, я радостно бегу проводить 18-часовой тренинг, а кашля нет и в помине. Наиболее приятный рассказ о правилах дрессировки мне встретился у ======= змея Л28 ======= солнышко Л28 Однако, живя в человеческом обществе, мы усваиваем не только стереотипы поведения, но и стереотипы мышления (не всегда полезные и функциональные). Авторы некоторых теорий прежде всего обращают внимание именно на мыслительные (когнитивные) стереотипы, лежащие в основе неврозов и нарушений поведения. Однажды поставили эксперимент (на крысах и студентах одновременно). В лабиринте нужно было делать повороты только направо, и тогда в конце пути крыса получала сыр, а студенты — один доллар. Затем эксперимент прекратили — и крысы, не обнаружив два раза подряд свой сыр, стали бегать по всему лабиринту и искать его. А студенты еще месяц поворачивали только направо — ведь они знали, что за это дают доллар... А если серьезно, то человек нередко “знает”, что у него плохой характер или вредные привычки, и благодаря этому “знанию” не пытается ничего сделать с этой проблемой: “Уж таким я
Существуют теории и практики, позволяющие развить сознательный самоконтроль поведения. Альберт Бандура (автор социально-когнитивной теории личности) и его последователи — Уотсон и Тарп предложили следующие шаги формирования самоконтроля. 1. Определение формы поведения. Иными словами, поиск той конкретной формы поведения, которую следует изменить. Это достаточно сложно, ведь человек привык думать о себе в терминах, описывающих скорее черты характера, чем реальное поведение. Задача первого шага — перевести проблему в описание конкретных поведенческих актов: вместо “Я слишком неорганизован” — “Я опаздываю на работу ежедневно и не всегда планирую свой рабочий день”. 2. Сбор основных данных. Второй шаг самоконтроля — сбор информации о тех обстоятельствах, которые воздействуют на нежелательное поведение. Нужно определить повторяемость специфического поведения, вызывающие его стимулы, последствия — и затем по возможности изменить его. Так, в вышеприведенном случае стоит завести специальную тетрадь, в которой отмечать случаи опоздания, причины, реакцию окружающих — сорванные встречи, выговоры, сочувствие и т.д. 3. Разработка программы самоконтроля. В основе этого шага лежит самоподкрепление (см. “Ошибки дрессировки” в предыдущем разделе), самонаказание и планирование окружения. Самонаказание должно быть достаточно мягким, полезным для здоровья и безвредным для окружающих. Так, неорганизованный товарищ из нашего примера возвращался домой пешком 5 километров, если в этот день опаздывал на работу (при том, что он вел малоподвижный образ жизни и не любил прогулки).
Планирование окружения. Чтобы нежелательные реакции встречались реже, следует изменить либо стимулы, предшествующие этой реакции, либо последствия данного поведения. В нашем примере наиболее распространенным стимулом, предшествующем опозданиям, было стремление полежать в постели после звонка будильника. Когда будильник переставили на другой конец комнаты, пришлось вставать с кровати, чтобы его вы- 4. Выполнение и оценка программы самоконтроля. Человек заключает договор с самим собой — письменное обязательство придерживаться желаемого поведения, использовать соответствующие поощрения и наказания. Условия должны быть ясными, четкими и реально выполнимыми. Хорошо, если об этом договоре знает кто-то еще из близких — жена, друг и т.п. Публично взятое обязательство труднее отменить или отложить его выполнение “на понедельник”. 5. Завершение программы самоконтроля происходит, если желательное поведение автоматизировалось, начало приносить удовольствие само по себе и уже не требует специальных поощрений и наказаний. Конечно, можно и нужно вернуться к стратегиям самоконтроля, если вновь возникло нежелательное поведение. Джулиан Роттер выдвинул теорию локуса контроля. ======= солнышко М6 Локус контроля — это то, в какой степени человек контролирует свою жизнь. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи зависят от внешних обстоятельств, судьбы, других людей и т.д. Они чувствуют себя заложниками судьбы и окружения. Люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями. Как экстернальность, так и интернальность в своих крайних проявлениях могут способствовать нарушениям адаптации. Экстерналы более зависимы, легче становятся жертвами сект, вредных привычек, неблагоприятных компаний.
====== змея И7, И10. Они тяжелее переносят жизненные проблемы и затруднения, слабее сопротивляются болезням. В то же время позиция “от меня ничего не зависит” может быть достаточно мощной психологической защитой, снижающей уровень напряжения, избавляющей от необходимости изменять что-либо в своем поведении или поведении окружающих. Интернальность в своих средних проявлениях способствует большей ответственности человека за свою жизнь и здоровье, чаще порождает стремление к изменению себя и обстоятельств. Но зашкаливающий уровень интернальности заставляет человека ощущать глобальную ответственность за все на свете — начиная от настроения своего начальника и кончая погодой за окном... Понятно, что это тоже мешает спокойно адаптироваться к обстоятельствам. Интересный способ изменения уровня экстернальности-интернальности предложен в тренингах Эрхарда (методика ЭСТ). Таким образом, во всех подходах этого раздела предложены разнообразные методы, позволяющие человеку адаптироваться к требованиям общества, независимо от его переживаний, детских травм и личностных особенностей. Некоторые критики обвиняют авторов этих теорий в бездушности, в том, что они не отличают Человека от крысы... В своей практике я достаточно часто пользуюсь методами бихевиоральной терапии, воспринимая их скорее как экстренную помощь клиенту и его окружению. Часто бывает целесообразно сначала прервать странное или опасное для жизни поведение невротика и психопата (нервную анорексию, наркоманию, драки и т.п.), а уже потом анализировать глубинные причины этих нарушений и способствовать развитию гармоничной личности. А в некоторых случаях личность в целом достаточно целостна и адекватна, и человек действительно имеет дело с каким-то давним и бессмысленным условным рефлексом. Тогда мер, приведенных в этом разделе, и некоторых дополнительных упражнений бывает вполне достаточно, чтобы поведение человека стало адекватным окружающей среде, ушли ненужные уже страхи и привычки... Т3. Как стать личностью? Гуманистическая психология утверждает, что человек от природы хорош и способен к непрерывному самосовершенствованию. Сама сущность человека способствует его личностному росту, творчеству и самодостаточности, и только сверхнеблагоприятное окружение может помешать этому процессу. Человек — активный творец собственной жизни. Выдающимися представителями этого направления были А. Маслоу и К. Роджерс. А. Маслоу разработал представление о потребностях человека, присущих ему изначально. С его точки зрения, нижележащие потребности должны быть удовлетворены, прежде чем человек начнет достигать потребности следующего уровня: так, человек, испытывая сильную жажду, напьется воды из реки или ручья, не задумываясь о своей безопасности. Если жажда не очень сильна — то он сможет найти более подходящий источник или прокипятить ее...
Схематически иерархия потребностей по Маслоу представлена следующим образом: Физиологические потребности — это потребности в пище, питье, кислороде, физической активности, сне, сенсорной стимуляции. Хроническое неудовлетворение какой-либо из этих потребностей приводит к сильному физиологическому стрессу и накладывает отпечаток на все поведение человека. Он начинает стремиться к удовлетворению данной потребности любым способом, порой в ущерб всему остальному. Иногда недостаточное удовлетворение физиологических потребностей связано с внешними обстоятельствами: пребывание в местах лишения свободы, инвалидизация и вынужденное снижение физической активности, и т.д. Однако часто человек не удовлетворяет эти потребности, так как не понимает их значимости для личности: кажется, что усилием воли можно подавить свои “животные инстинкты”. В результате студент, который решил пару ночей не поспать во время подготовки к экзамену, на самом экзамене чувствует тяжесть в голове, замедление мыслей и не может ответить даже на знакомый вопрос... Член секты, который из соображений “духовного роста” ограничивает себя в еде, сне, сенсорной стимуляции, не общается с людьми, не читает книг, не смотрит телевизор, в результате приобретает не повышение активности и творческую самореализацию, а резкое усиление внушаемости, снижение критичности к постороннему воздействию. Ответственность за удовлетворение (либо неудовлетворение) своих потребностей, согласно данной теории, принадлежит самому человеку. Это дает возможность перейти от страдания по поводу неудовлетворенной потребности к поиску путей ее удовлетворения: “Мне зарплату не платят и поэтому я сижу голодный...” а “Я голодный, потому что мало зарабатываю” а “Я ищу хорошую работу и заработок, потому что хочу кушать!” Потребности в безопасности и защите. Когда физиологические потребности в основном удовлетворены, большее значение приобретают потребности в организации, стабильности, законе и порядке, предсказуемости событий. У человека есть такая же безусловная, как в пище и воде, потребность быть защищенным, жить в стабильном и предсказуемом мире. Эта потребность позволяет наработать навыки планирования, представлять себе, к каким результатам приводят те или иные действия. У детей любовь к определенному порядку выражена гораздо больше, чем кажется взрослым. Если у ребенка есть своя чашка, своя кроватка, мама всегда читает сказку перед сном, то ребенок чувствует себя в безопасности. Нарушения этого привычного мира — перестановка мебели, хаотический порядок (мы сегодня допоздна смотрим телевизор, а завтра ложимся спать в 8 часов, и т.д.) пугает ребенка, вызывает “неожиданные” слезы, истерики и капризы. Для взрослого человека стабильность его рабочего места, семьи, безопасность жилья также занимает одно из ведущих мест в системе ценностей и потребностей. В постсоветский период большинству наших сограждан пришлось выдержать большую нагрузку именно в связи с нарушением этой потребности. Оборонное предприятие, которое, казалось, обеспечит престижной работой и высокой оплатой до пенсии, — остановилось. Идеалы, которые пропагандировались десятилетиями, оказались ложью. Пограничные полосы внезапно разделили членов семьи... Можно продолжать искать “гаранта стабильности” во внешнем мире, верить в “твердую руку”, умного президента или нерушимую законность... Это поддержит должный уровень стресса и поможет сформироваться неврозу. Но можно решить, что о своей безопасности и стабильности следует позаботиться самому. Да, для этого придется обзаводиться не одной, а, возможно, несколькими специальностями, собственными (а не навязанными пропагандой) ценностями и убеждениями, сохранять хорошие отношения в семье. Делать все это, конечно, сложнее, чем обвинять окружающую среду, но и вероятность успешного выживания становится гораздо выше. Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности в принадлежности и любви. На этом этапе, когда относительно удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности, потребность принадлежать к какому-либо сообществу (семье, компании сверстников) становится доминирующей. Стремление объединиться в “мы” создает защиту от одиночества, наполняет жизнь особым смыслом, независимо от того, что объединяет понятие “мы” — “болельщики “Динамо” или “прихожане церкви свидетелей Иеговы”. Когда человек достигает этого объединения, он получает любовь от окружающих. Маслоу различал два основных вида любви — дефицитарную и бытийную. Дефицитарная любовь — это способ с помощью любви удовлетворить какую-то другую потребность: в сексе, пище, жилье, безопасности и стабильности. Такой тип любви не доставляет большого удовольствия, скорее это имитация любви с какой-либо целью (осознаваемая или неосознаваемая). В противоположность этому, бытийная любовь — это безусловное принятие другого человека со всеми его слабостями и несовершенствами. Это наслаждение от самого факта бытия в природе... Потребность в любви и принадлежности довольно часто не удовлетворяется, и тогда человек либо ищет суррогатные способы ее удовлетворения — принимая за любовь “братство” сектантов или криминальные структуры, либо начинает проявлять выраженные невротические реакции. ==== змея И14, 17, 21 Способности, навыки давать и получать любовь обычно закладываются в детстве, в родительской семье. ====== солнышко У24 Потребности самоуважения также делятся на две группы: потребность в самоуважении и потребность в уважении со стороны других людей. В самоуважение включаются такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Самоуважение является первичным по отношению к признанию со стороны других людей и базируется на реальных жизненных достижениях. Естественно, что критерии уважения к себе, на которых строится самооценка, значительно различаются в зависимости от возраста, пола, микросоциальной среды, в которой живет человек. Максимума эта потребность обычно достигает в юности и в зрелые годы, на которые приходится пик достижений в карьере и т.д. К пожилому возрасту человек уже осознает, что он успел сделать в жизни, и получает тот объем уважения и самоуважения, на который способен. Значительная часть конфликтов и нарушений взаимопонимания вызвана тем, что люди могут уважать себя и других за совершенно разные достижения; и то, что в одной микросреде является достижением, в другой может восприниматься как нечто достойное презрения или незначительное. Часто это столкновение может происходить в границах одной семьи: мать хвалит сына за успехи на конкурсе бальных танцев; отец считает это “недостойным мужчины”; дед ворчит, что лучше бы внук занялся математикой; а бабушка упрекает, что он плохо кушает... Такое столкновение ценностей вызывает затруднения в ориентации ребенка, и ориентиром могут стать ценности, громко и уверенно высказанные в дворовой компании: “Петька-качок — молодец! Только из зоны и уже опять под следствием. Авторитет!” Когда же трудности юношеского возраста преодолены и человек достиг определенного положения в обществе, на первый план выступают потребности самоактуализации. Самоактуализация — это желание человека достичь вершины своего потенциала — будь то в искусстве, науке, медицине или в чем-либо еще. По моим наблюдениям за клиентами и за самой собой я заметила, что у человека есть довольно отчетливое чувство-”компас”, указывающий на то, совпадает ли деятельность, которой он занят, с потребностью в самоактуализации либо отклоняется от нее. Бывает, что, достигнув определенных успехов в той или иной области, человек начинает чувствовать себя психологически, а потом и физически все хуже и хуже... “Я понимаю, что должен это делать. Это дает стабильный заработок (потребность в безопасности). Другие люди хвалят меня, да и я сам знаю, что у меня это неплохо получается (потребность в самоуважении). Но я чувствую, что это дело — не мое. Я не вижу смысла и перспективы заниматься этим дальше, но боюсь бросить...” В таких случаях могут помочь следующие упражнения: ==== солнышко У15 ==== солнышко У6 ==== солнышко У7 Жизнь, наполненная стремлением к самореализации, не так уж безоблачна — она имеет свои особенности, и прежде всего естественную и непреодолимую потребность в развитии, получении новой информации независимо от возраста и достигнутого положения в обществе. На второй план отходят “игры”, характерные для “нормальных” людей: просмотр телесериалов, употребление алкоголя, интриги, бесконечные беседы “ни о чем”... Поэтому попытки самоактуализации часто натыкаются на страх быть непонятым окружающими, перестать принадлежать к какой-либо группе, в результате лишиться стабильности в жизни. Опять же, по результатам наблюдений и собственному опыту знаю, что эти страхи могут быть очень сильными, но явно преувеличенными — ведь в конце концов, если человек делает то, что он действительно хочет и может, то его достижения вряд ли станут от этого меньше. Если окружающие выдерживали его в период неврозов и депрессий, то уж в довольном состоянии точно выдержат. Другое дело, что с некоторыми из них самому станет скучно часами разговаривать об уровне зарплаты у депутатов... Жизнь становится более разнообразной и менее стабильной, но, как ни удивительно, — более безопасной! Это происходит за счет уменьшения заболеваний (да, тех самых недомоганий, которые “от нервов”...), явно отходят на задний план многие вредные привычки; а некоторые полезные возникают сами собой... Заметно также уменьшение “суррогатных” способов достижения своих потребностей: если раньше для того, чтобы уважали, необходима была золотая цепь на шее, то теперь уважают за то, что хороший врач и специалист. Цепь оказывается не нужна. Да и уважают уже совсем другие люди... Интересно самому посмотреть, какие потребности преобладают в жизни в данный момент. В этом поможет материал У9, У23 и М11. Можно подсчитать процент желаний и потребностей, относящихся к той или иной группе ценностей в системе Маслоу. И начать реализовывать эти потребности снизу вверх — от физиологических к самоактуализации, ориентируясь на “компас” в своем организме. Это сложно, но на неврозы в результате явно не остается времени. К. Роджерс, также представитель гуманистического направления в психологии, считал, что человек по природе своей является конструктивным и разумным созданием, стремится развить свои способности, чтобы сохранять и совершенствовать личность. Роджерс утверждал, что человек естественным образом стремится к более активной и разнообразной жизни, но активность и разнообразие для каждого различны и зависят от того, как человек воспринимает себя — от его “Я-концепции”. “Я-концепция” — это целостная система представлений человека о самом себе. В нее включается как реальное описание себя (черт характера, социальных ролей и т.д.), так и представление об идеале, о том, к чему человек стремится. Структура “Я” начинает закладываться в раннем детстве и формируется в течение всей жизни. Базовой потребностью (от степени удовлетворения которой в значительной степени зависит основа “Я-концепции”) является потребность в позитивном внимании. Это потребность младенца в любви и заботе, потребности в одобрении и принятии, позитивной оценке со стороны значимых лиц... Для того чтобы получить это, ребенок способен делать (или не делать) то, что нравится другим людям. Позитивной стороной данного процесса является то, что таким образом ребенок усваивает нормы того общества, той культуры, к которой принадлежит. Но в то же время он учится “быть хорошим”, делать “то, что должен” в ущерб собственной спонтанной активности. Часто он даже не пытается сделать что-то, потому что твердо уверен: “это нехорошо”. В результате снижается активность, появляются страхи, невротические реакции. В основу “Я-концепции” закладывается неуверенность в себе: “Я плохой, но меня будут любить, если...” Таким образом, к юношескому возрасту формируется полный комплект страданий, особенно ===== змея С1, С2, С3, С8. Профилактикой столь печального развития событий К. Роджерс считал безусловную любовь и приятие в родительской семье. Это не означает умиление или разбалованность и проявляется в том, что родители любят своего ребенка и говорят ему об этом даже тогда, когда он совершает что-то нехорошее. “Я люблю тебя, я знаю, что ты умница. Меня огорчает двойка по русскому. Может, следует повторить правило?” Интересно оторваться от книги и на минуту задуматься, как часто мы в детстве слышали, а теперь сами говорим именно таким образом? По моим наблюдениям, высказывания средне-нормального родителя в нашей культуре звучат примерно так: “Ты меня в гроб вгоняешь со своими двойками! И в кого ты только уродился такой тупой?” Можно представить, какая “Я-концепция” сформируется при неоднократных повторениях в таком духе... ======= солнышко У17 ======= солнышко У20 ======= солнышко У19 ======= солнышко Ф7 Если же достаточная “доза” любви и всеприятия не была получена в родительской семье, то Роджерс предлагает получить ее в кабинете у психотерапевта. Психолог, придерживающийся именно этого мировоззрения, верит в то, что его клиент сам на бессознательном уровне знает, как ему выбраться из проблемы, и работа психолога заключается в том, чтобы помочь человеку осознать себя как Личность и обрести опору в самом себе. Актуализирующаяся личность (согласно концепции К. Роджерса) проявляется следующим образом. 1. Первая и главная характеристика — это открытость переживанию. Она проявляется в том, что человек осознает свои физические состояния, эмоции, потребности. Он способен дать себе отчет в этом: “Я сейчас злюсь” — и не бояться своей злости, не ругать себя за нее. Но это не означает, что его поведение бесконтрольно и импульсивно: “Я сейчас злюсь — набрасываюсь с кулаками на окружающих”. Напротив, полноценно развивающийся человек способен трезво оценить последствия проявления своего гнева и сдержать его либо выразить в другой форме. Формированию подобной открытости своим переживаниям помогает У21, Ф13, Ф7, Ф8, Ф25... 2. Экзистенциальный образ жизни. Это способность жить полно и насыщенно в каждый момент существования: “Это происходит!” вместо “Это обязано происходить”. Такая организация жизни позволяет быть достаточно гибким, свободным от заранее сформулированных суждений, ожиданий и предубеждений. 3. Организмическое доверие. Когда человек принимает решение, он может опираться либо на своеобразное внутреннее чувство (“туда” или “не туда”), либо на какие-то иные критерии: мнение других людей, свое поведение в подобных ситуациях раньше, нормы культуры. В концепции Роджерса первый способ, основанный на интуиции и доверии к своему организму, считается более естественным и полезным. 4. Эмпирическая свобода. Человек не может быть абсолютно свободен: есть генетические, экономические, социальные и прочие законы, которые он вынужден учитывать. Но в выборе своих действий и последствий своего поведения человек действительно свободен. Это дает большое чувство свободы и силы, но в то же время вынуждает быть более ответственным, ведь исчезают привычные отговорки: “Я не хотел, меня заставили...”, “Это не я, бес попутал...” 5. Креативность — творческая активность в течение жизни, которая проявляется не столько в создании каких-либо произведений, сколько в самой жизни. Человек легко приспосабливается к меняющемуся миру, требованиям культуры. И это не разрушает его личность, а позволяет творчески самовыражаться, расширять репертуар привычного поведения. ======= змея Ф24 ======= солнышко Ф18 ======= солнышко Г3 ======= солнышко Г5 ======= змея К15 Когда читаешь об этой концепции, то кажется, что таких людей, о которых мечтал К. Роджерс, наверное, не существует в природе... Но когда я задумалась об этом, то вспомнила вполне реального и хорошо знакомого человека — дядю Сашу! Инженер по образованию, главный инженер крупного цеха, совсем не психолог и никогда особенно не увлекавшийся духовным ростом... Но это человек, за которым по лесам и горам ходили в турпоходы 25-летние парни, вернувшиеся из Афганистана, Чечни, колоний. Вечером у костра с ним вместе эти ребята читали Пушкина наизусть... Дядя Саша даже зимой ходил босиком и без рубашки (в лесу), а в городе спокойно надевал костюм, чтобы не шокировать окружающих. Что бы ни происходило (а в такой группе могло происходить всякое), дядя Саша был действительно уверен, что люди нормальные и могут поступать разумно. Однажды, когда двое “ребяток” схватились за топоры и были готовы к бою не на жизнь, а на смерть, дядя Саша подошел к одному из них и вежливо попросил: “Дай, пожалуйста, топор — дров надо нарубить, костер гаснет...” Парень опешил и отдал. Когда дядя Саша злится, то он Злится — весь лагерь прячется кто куда, когда смеется — невозможно удержаться от смеха. И такой способности полностью отдаваться любому делу, чувству, состоянию он мог научить других. Группа слышала и слушалась этого Тренера, потому что знала: он любит нас, и мы никогда не могли предсказать, что он сделает или предложит в следующий момент. Все неврозы “рассасывались” сами собой — от его присутствия и огромной физической нагрузки... ======= змея У28 Т4. Как достичь гармонии? Результаты экспериментального изучения человека не всегда соответствуют представлениям о целенаправленном и логичном поведении человека, изложенным в Т3. Курт Левин проводил следующий эксперимент: студент колледжа оставался один в комнате в ожидании преподавателя. Экспериментатор в это время незаметно наблюдал за ним. Достаточно быстро студент вставал, начинал рассматривать картины на стенах, прикасаться к предметам, звонить в колокольчик... После эксперимента студенты не могли сообщить, с какой целью они производили эти действия, какие именно мотивы и потребности у них были: “Ну, этот колокольчик просто притягивал взгляд, хотелось взять его в руки...” Можно было заметить, что некоторые стимулы окружающего предметного поля “притягивают” больше, некоторые — меньше. Так помимо целевого поведения (направленного на достижение или поиск определенной цели) возникло описание “полевого” поведения, зависящего от стимулов внешней среды. При дальнейших исследованиях в этой области (она называется гештальт-психология) было обнаружено, что наибольшим “притяжением” обладают незавершенные действия. Каждому из нас знаком такой феномен: студент готовится к экзамену, и если экзамен перенесен на следующий день, то выученный материал весь день “преследует” студента. Но после получения оценки происходит естественный процесс — “Зазубрил, сдал, забыл”. О внезапной встрече с таинственной незнакомкой в поезде, где завязался, но не завершился роман, человек может мечтать годами. Мечтает ли он точно так же о знакомой женщине, отношения с которой давно и со скандалом завершены?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|