Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

с церебральным параличом с членами семьи 10 глава




Болезнь может давать о себе знать постоянно или периодически. На психиче­ское здоровье более всего влияют эпизодические варианты. В периоды, когда сим­птомов нет, дети и подростки не признают хронического характера болезни. Та­кой механизм защиты нормален и часто адаптирует человека к болезни, но спустя некоторое время происходит адаптация к ситуации и развитие компенсаторных стратегий. Характер симптомов болезни таков, что ребенок нередко стыдится ее, не хочет, чтобы о ней знали друзья, поэтому часто вынужден лгать, скрывать ис­тинную причину того, почему он не ходит в школу, чувствует себя усталым и т. д. Не слишком охотно говорят о болезни в семье.

Отрицание болезни может привести к депрессии и страху, что, в свою очередь, приводит к плохому взаимодействию с врачами при лечении и риску ухудшения состояния.

' Психиатрия детского и подросткового возраста / Под ред. К. Гиллберга и Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 315.

И. Энгстрём, Б. Ларссон (I. Engstrom, В. Larsson)

ПОДРОСТКОВЫЙ РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ*

Дети с таким заболеванием часто подвержены психическим проблемам. В норвежском исследовании (Vandvik, 1990) 64% детей с ПРА имели психические нарушения (чаще депрессию и беспокойство), но зачастую мягкого или умерен­ного характера. Такую депрессию невозможно проследить родителям, и доста­точно умный ребенок может скрыть ее симптомы.

Другие исследования показали четкую связь между уровнем заболевания и про­явлением психических симптомов (Billings et al., 1987). Решающим фактором был, однако, не соматический уровень болезни, определяемый согласно объективным медицинским критериям, а уровень сдерживания социальной активности.

Функция семьи при ПРА зависит от течения болезни. Большая часть матерей реагирует на диагноз стрессом и беспокойством, которые не связаны с уровнем тяжести заболевания. Стресс в семье оказывает негативное влияние на течение болезни и на психическое здоровье ребенка (Vandvik et al., 1989).

Уровень боли у детей с ПРА может значительно варьировать и зависеть от ак­тивности развития болезни и ее локализации. Существуют также исследования, указывающие, что на психический статус ребенка и функции семьи влияют пере­живания боли (Ross et al., 1993). Лечение боли при ПРА должно заключаться не только в назначении анальгетиков, но и влиянии на психологическую ситуацию индивида и семьи в целом. Нужно также поддерживать самоконтроль ребенка в отношении болезни, поощрять его социальную деятельность.

' Психиатрия детского и подросткового возраста / Под ред. К. Гиллберга и Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 315.

Часть III

СЕМЬИ ДЕТЕЙ

С НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

Ю. Г. Демьянов

ЧЕЛОВЕК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО МИКРОСОЦИАЛЬНЫЙ МИР*

Изучение заболеваемости и оказание психиатрической помощи людям на про­тяжении их жизненного цикла показывают, что одни психические расстройства возникают преимущественно в определенные возрастные периоды, другие могут появиться в любом возрасте, но при этом они имеют особенности, связанные с возрастными возможностями психических процессов и личности на момент за­болевания. Клиническая картина болезни при этом проявляется не только на лич­ностном, но и на межличностном пространстве жизнедеятельности больного. Прежде всего, это касается его жизни в семье.

В период раннего детства особенно отчетливо у детей проявляются признаки резидуально-органического поражения головного мозга в виде отставания в пси­хическом развитии или в расстройствах поведения и взаимодействия с членами семьи.

При отставании ребенка в психическом развитии родители, особенно с невы­сокой образованностью и низким культурным уровнем, мигранты, слабо владею­щие русским языком и плохо интегрирующиеся в жизнь российского города, в первое время нередко категорически сопротивляются диагнозам ребенку, выска­зываемым специалистами даже в предположительной форме. В период дошколь­ного детства ребенка родители, согласившись с диагнозом врожденная умствен­ная отсталость или задержка психического развития, часто ищут виновного в от­ставании, обвиняя друг друга с неуклонно нарастающей напряженностью взаимоотношений. При этом стиль воспитания ребенка, особенно со стороны отца, нередко носит неадекватный, чрезмерно требовательный и даже деспотич­ный характер. Мать обычно занимает более мягкую позицию в воспитании, а ба-

' Мнухинские чтения: Материалы конференции. СПб.: ИП К «Синтез-Полиграф», 2004. С. 36-40.

бушка проводит линию потворствующей гиперопеки. Конфликты из-за разно­гласий в стиле воспитания переходят из родительской подсистемы в супружескую, приводя к супружеской дисгармонии. Отеи_постепенно все больше дистанциру­ется от семейных проблем и в период обучения ребенка в начальных классах кор-рекционной школы нередко уходит из семьи.

В семьях с достаточно высоким культурным и (или) материальным уровнем жизни после принятия родителями диагноза ребенка следует зачастую гипертро­фированный поиск «лучших» специалистов и лечебно-коррекционных и образо­вательных учреждений с целью «полного выздоровления». Постепенно родители убеждаются, что их ожидания, несмотря на предпринимаемые усилия, не дают полностью желаемого результата, а ребенок все больше времени проводит в спе­циализированных учреждениях и дома бывает все реже, происходит нарастание эмоциональной изоляции ребенка, тем более что у родителей может появиться следующий ребенок, на которого они перенесут всю свою надежду и любовь.

Нарушения поведения, обусловленные резидуально-органическим поражени­ем головного мозга, у детей раннего возраста больше всего проявляются в виде синдрома гиперактивности, повышенной агрессивности, неврозоподобной или аутистической симптоматики.

Проявления расстройств поведения в процессе роста и развития ребенка ме­няют свои структурные и содержательные характеристики; а стиль воспитания их родителями и прародителями, как правило, остается неизменным. При «демо­кратическом» укладе внутрисемейных отношений чаще наблюдается попуститель­ство или противоречиво непоследовательный стиль воспитания. При «доминант­ном» укладе преобладает деспотично-авторитарный стиль воспитания. При этом если на первом году жизни младенца близкие родственники достаточно адекват­но помогают функционировать диаде мать—дитя, то в период раннего возраста ребенка (по мере нарастания трудностей его поведения) отцы нередко начинают уклоняться от воспитательских функций, погружаясь в работу, хобби, алкоголи­зацию и пр. В период дошкольного детства в расширенных нуклеарных семьях в процесс воспитания активно подключаются бабушки, ибо матери выходят на ра­боту, а пребывание ребенка в дошкольных детских учреждениях бывает затрудне­но осложненными отношениями ребенка с ровесниками и воспитателями. Взаимоотношения отца и матери в этот период становятся еще напряженнее и функциональнее, граница между супружеской и родительской подсистемами раз­мывается, а нарушения поведения ребенка еще больше усугубляются.

В дошкольном возрасте у детей начинают проявляться и фиксироваться от­дельные поведенческие реакции, свойственные конституциональным психопа­тиям (астероидной, эпилептоидной, шизоидной, гипертимной и др.), психопа-топодобным формированиям личности вследствие негрубого органического по­ражения головного мозга, либо появляются признаки патохарактерологического формирования личности ребенка под влиянием неудачного стиля его воспита­ния в семье.

С началом школьного обучения к расстройствам поведения ребенка, как пра­вило, присоединяются проблемы с успеваемостью. Мать и бабушка жестким кон­тролем и силовыми методами безуспешно пытаются исправить ситуацию. Посте­пенно мать самоустраняется от воспитания, ссылаясь на необходимость зараба-

тывать деньги и устраивать личную жизнь. Если в семье появляется отчим, то он нередко отказывается принимать участие в воспитании ребенка после несколь­ких неудачных попыток вмешательства, заявляя, что это же не его ребенок и раз мать так его раньше воспитала, так пускай и дальше воспитывает и перевоспиты­вает. Мать же, в свою очередь, начинает обвинять бабушку в неправильном вос­питании внука. Учителя в школе начинают относиться к такому ребенку с преду­беждением в виде определенного ярлыка, а одноклассники придумывают ему кличку в соответствии с его ведущим стилем неудачного поведения и взаимоот­ношений. Таким образом, подобная реорганизация на данном этапе жизненного цикла такой семьи без профессиональной психологической коррекции и психо­терапевтической помощи часто не дает положительной динамики в развитии бо­лее адекватного поведения ребенка.

В подростковом возрасте дезадаптивность поведения таких детей раскрывает­ся с особой отчетливостью. Обостряются акцентуации характера, в значительном объеме выступают психопатические черты личности. У детей с синдромом гипер­активности, например, за годы обучения в младших классах обычно удается до­биться относительной адекватности поведения, но у подростков вновь резко на­растает их энергетический напор.

Стремление к лидерству, хаотичность планов, неустойчивость интересов и сум­бурность действий и деятельности. После окончания школы адаптивность их по­ведения связана в большей степени с кругом общения за пределами своей семьи. Такие люди зачастую характеризуются необязательностью и безответственностью в делах, часто меняют места работы, профессию, жену, друзей. При общении они стремятся подавлять чужую инициативу, навязывая свои желания. Они упрямы, придирчивы, неуемны в различных начинаниях и так же, как гипертимные пси­хопаты, никогда не унывают при крушении каких-либо планов. К собственным детям относятся легковесно и поверхностно. Во второй половине жизни у них нередко наблюдается гипертоническая болезнь, инфаркты миокарда, но к своим заболеваниям они относятся без глубоких переживаний, унынья или депрессии. Дети с аутистическим синдромом вследствие органического поражения голов­ного мозга в период младенчества у большинства родителей особой озабоченнос­ти не вызывают, но уже в раннем возрасте от оцного года до трех лет жизни осо­бенности их контакта прежде всего с матерью и остальными родственниками, отсутствие потребности в общении с детьми, своеобразие игрового и неигрового поведения побуждают родителей обратиться за советом к специалистам. На этом этапе родители действуют обычно довольно сплоченно и активно, стремясь вы­лечить ребенка. Они стараются найти для этого «лучших» специалистов, лекар­ства и учреждения. Однако динамика адаптивности и адекватности поведения у таких детей обычно идет медленно. Интенсивность усилий членов семьи вокруг этой проблемы постепенно слабеет. За период обучения ребенка индивидуально или в школе того или иного типа отцы все больше и больше, как правило, зани­маются своей карьерой, формально уделяя своей жене и ребенку все меньше вни­мания и в конце концов часто создают другую семью. Мать прикладывает огром­ные усилия, чтобы ребенок окончил школу, пытается с разной степенью успеш­ности его трудоустроить, женить, однако такие попытки нередко заканчиваются неудачами. От своего повторного замужества мать чаще всего отказывается и жи-

вет вдвоем со своим сыном, как бы неся свой крест с чувством жертвы. В семьях некоторой части «новых русских» медленная динамика позитивных сдвигов у ре­бенка начинает раздражать отцов, и они с головой погружаются в дела бизнеса. Матери все более начинают заниматься своими личными делами, поручая заботу о ребенке няне, гувернантке или бабушке. Решение вопроса об обучении ребенка в структуре коррекционной школы или в виде надомного обучения еще больше провоцирует у них подобное отношение. В конечном счете такие родители на­столько дистанцируются от своего ребенка, что вообще перестают о нем забо­титься, лишь выделяя для этого деньги людям, которые это делают.

Если у ребенка в раннем или дошкольном возрасте начинается психическое заболевание, например шизофрения, особенно на фоне опережающего ровесни­ком интеллектуального развития больного, то родители при первых диагности­ческих сомнениях психолога или психиатра, к которому они пришли для кон­сультации, редко серьезно оценивают такую возможность. Обычно они игнори­руют первые психопатологические проявления у заболевшего, фиксируя свое внимание на высокой одаренности ребенка в каком-либо направлении и радуясь его необычным успехам и достижениям. По мере нарастания симптомов болез­ни, чаще уже в школьные годы заболевшего, родители наконец осознают серьез­ность положения и дают согласие на лечение ребенка. В процессе лечения у роди­телей обнаруживается двойственное отношение к терапии. С одной стороны, они довольны исчезновением острой психопатологической симптоматики, но, с дру­гой стороны, появившиеся начальные негативные симптомы болезненных лич­ностных изменений и психического дефекта родители склонны расценивать как «перегрузку» лекарствами и дома, часто без ведома врача или даже вопреки его рекомендациям, снижают дозировки препаратов или полностью отменяют при­ем лекарств, перестают посещать психиатра и психолога, полагая, что ребенок поправился и не нуждается ни в какой помощи.

При этом часто родители требуют от ребенка не меньших успехов в увлечени­ях и в учебной деятельности, чем до начала заболевания. Учителя в школе, не зная о характере болезни ученика, тоже высказывают свое неудовольствие по поводу нарастания школьной неуспеваемости при его «хороших способностях», а роди­тели еще больше усиливают к нему требования дома. Нарастание дезадаптации сопровождается и постепенной потерей прежних приятельских отношений с ро­весниками.

Однако столь же неудачным оказывается паническое отношение родите­лей к заболеванию ребенка, с переживанием безнадежности и бесперспектив­ности каких-либо усилий по противостоянию шизофрении. Родители могут занять в таких случаях воспитательскую позицию в стиле потворствующей ги­перопеки, полагая, что они должны обеспечить ребенку сейчас все возможное и удовлетворять любые его желания, так как ему немного осталось радоваться жизни. Либо пессимистическое отношение родителей может приводить к эмо­циональной изоляции ребенка в семье с сосредоточением родителей на своих личных проблемах.

В зрелые годы жизни суть взаимоотношений больного с близким кругом лю­дей может быть примерно так же, несмотря на иное содержание, соответствую­щее жизни взрослого человека.

Психическое заболевание в пожилом и старческом возрасте тоже сопровожда­ется изменением межличностных отношений больного человека с его окружени­ем. Например, при инволюционных психозах, психозах вследствие атеросклеро­за сосудов головного мозга, при поздно начавшейся шизофрении очень часто ве­дущими психопатологическими проявлениями становятся аффективные и бредовые синдромы, при которых в сюжет бредовых идей вплетается бытовая те­матика с вовлечением родственников в качестве персонажей бредовых событий. На ранних этапах болезни возникший у больного бред преследования, ревности, сутяжничества или воздействия нередко расценивается родственниками, друзья­ми, сотрудниками как возрастное заострение черт его характера, поэтому окру­жающие сначала пытаются не обращать внимания на высказывания больного или пытаются его разубедить, но постепенно, эмоционально вовлекаясь в обсужде­ние фабулы бреда, начинают активно противодействовать больному и конфлик­товать с ним до тех пор, пока со всей очевидностью не вскроется нелепость содер­жания утверждений и действий заболевшего человека, после чего произойдет его госпитализация. Однако после выписки больного из больницы у окружающих людей часто остается недоверчивое и подозрительное к нему отношение, вслед­ствие чего любые его сомнительные для окружающих иди малопонятные выска­зывания расцениваются ими как болезненные с попытками вновь (уже не обо­снованно) госпитализировать больного, что резко обостряет и даже делает враж­дебными взаимоотношения больного с близкими людьми, превращая его в человека, страдающего от непонимания и одиночества.

Рассмотренные нами проблемы взаимоотношений заболевших людей разно­го возраста с окружающими требуют своего решения и при удачно налаженной комплексной психологической, психиатрической, психотерапевтической, коррек-ционно-педагогической и реабилитационной работе с больным и его родствен­никами неудачных и неперспективных вариантов их взаимоотношений можно избежать.

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ*

В исследовании влияния семьи на пациента не нужно ограничиваться изуче­нием только родителей. Необходимо учитывать роль и других членов семьи (в так называемой расширенной семье).

Информация о пациенте, исходящая от членов семьи, является чрезвычайно важной. Члены семьи, как правило, сообщают о пациенте информацию, отлича­ющуюся от информации, предоставляемой пациентом, которая является непол­ной и недостаточно достоверной, проходя сквозь призму его нарушенного пси­хического состояния.

Семья должна приниматься во внимание специалистами и при выписке паци­ента из стационара. Информация о том, что представляет собой заболевание, под­готавливает членов семьи к адекватному восприятию состояния пациента, настра­ивая их на определенную его апперцепцию. Такое восприятие может совпадать или не совпадать с их собственными представлениями о заболевании, а может и усиливать эти представления.

Современные исследователи семьи характеризуют ее как основную социокультур­ную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, подходы, привычки и отношения. При этом нужно понимать возможность анализа семьи как комплексного образования в нескольких направлениях:

• исследования членов семьи;

• исследования субсистем семьи;

• исследования жизненного цикла семьи;

• исследования взаимодействия семьи как группы с другими группами;

• исследования семьи как полной системы.

Исследования отдельных членов семьи включают в себя фокусировку внимания на личности, на ее психологии, на поведении каждого из членов семьи. Семья рассматривается как аккумулированный результат поведения всех ее членов. Се­мья как целое состоит из членов, которые в совокупности создают качественно новую функцию семьи. Взаимодействия отдельных членов семьи могут быть очень разными. Например, нормальное, функциональное взаимодействие родителей и детей является благоприятным для развития каждого из членов семьи. Здесь со­здаются более благоприятные условия для реализации своего потенциала, духов­ного развития, в отличие от обстановки дисфункциональной семьи. Возможны и другие варианты взаимодействия.

' Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психоанализ и психиатрия: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. С. 603-616.

Примером целесообразности учета такого подхода может быть анализ обра­за Лауры в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса. Героиня внутри своей семей­ной системы живет в нереальном мире фантазий, что может быть квалифици­ровано как серьезное психическое заболевание, например, шизофрения. В то же время понимание роли Лауры в семье, ее интеракций с матерью и братом, подтверждает необходимость такого поведения с целью сохранения баланса в семье. Возникшее напряжение во взаимоотношениях членов семьи снимается и контролируется присутствием и поведением Лауры. «Принимая огонь на себя», она препятствует распаду семьи. Таким образом, сохранение единства семьи является неосознаваемой Лаурой целью, реализуемой ею в характере своего по­ведения. Лаура является одним из патологических «симптомов» своей дисфунк­циональной семьи.

Такой сдвиг от изучения патологии индивидуума к изучению внутрисемейных межличностных отношений — не просто иной способ изучения патологии, а но­вая концепция патологии, расширяющая границы традиционного диагностиче­ского мышления.

Изучение субсистем семьи подразумевает анализ отношений между супругами, родителями и детьми, сиблингами. Анализируются межличностные отношения, эмоции, роли, которые играют члены субсистем по отношению друг к другу, кон­фликты, возникающие между членами субсистемы.

Исследование жизненного цикла семьи включает в себя анализ семейных собы­тий, таких, например, как рождение, взросление, воспитание детей, уход детей из

дома.

Изучение семьи как сравнительно изолированной группы предполагает учет вида иерархии в семье, способов осуществления коммуникации, ролевого пове­дения. Изучаются взаимодействия семьи с другими социальными структурами, оценивается выполнение семьей конкретных жизненных задач, поведение семьи в ситуации стресса, использование ею социальных и других ресурсов сопротив­ления стрессу, опыта других семей и собственного прошлого опыта.

Исследование семьи как системы основывается на теории систем, согласно кото­рой семья воспринимается как существующая в системе единица, включающая в себя интрапсихические, межличностные, внутрисемейные и экстрасемейные со­бытия и перспективы, взаимодействующие между собой как целостная система.

Изучение семьи должно включать в себя необходимость учета культуры добрач­ных сексуальных отношений. Подходы к добрачным отношениям варьируют в раз­личных культуральных группах, даже живущих недалеко друг от друга. Отноше­ния различных поколений к добрачным связям могут изменяться с течением вре­мени, что может способствовать возникновению конфликтов.

Hoebel (1972), исследуя отношения к добрачным сексуальным связям в Евро­пе и в США, показал, что большинство респондентов акцептирует добрачные сек­суальные отношения, не возражая против них и не давая им отрицательных оце­нок. Из этнографического атласа Murdock (1967) следует, что из опрошенных 863 семей 67% не возражали против добрачных сексуальных отношений. Пермис-сивные общества, допускающие такие отношения, находятся в тихоокеанской зоне. Рестриктивные общества, ограничивающие эти отношения, расположены в бассейне Средиземного моря. Учет этих факторов необходим при анализе возни-

кающиху пациентов скрытых стрессовых состояний как реакций на нарушение ими запретов на добрачные отношения. Эти состояния проявляются по-разному и спо­собствуют возникновению таких нарушений, как нарушения приспособления и де­компенсация некоторых личностных расстройств.

Существуют общества, в которых браки ранжируются родителями, предвари­тельно заключающими добрачные контракты. К таким обществам относятся не­которые восточные страны и страны бывшего СССР. В Китае, например, брач­ные контракты заключаются еще до появления детей на свет. Описан случай, ког­да родители маленькой девочки на Тайване, облачив ее в традиционный свадебный костюм красного цвета, отправили для проживания и воспитания в дом будущего мужа. Девочка росла вместе с будущим «женихом». Жених и невеста воспитыва­лись как сиблинги с получением возможности пережить длительный период ин­тимных контактов с инцестным табу. Современные исследования, проведенные Wolf (1966) на Тайване, свидетельствуют о том, что большинство «женихов», вос­питывающихся в аналогичных условиях, в дальнейшем не хотели жениться на невестах, напоминающих им сестер. Более того, у этих «женихов» диагностиро­вались психологические проблемы, препятствующие их вступлению в брак вооб­ще. Эти молодые люди, поддерживая с псевдоневестами дружеские отношения, вступали в брак с другими женщинами, часто посещали проституток и вступали во внебрачные сексуальные отношения. Таким образом, диагностированные нару­шения включали в себя, с одной стороны, тенденцию к промискуитету, а с другой стороны, затруднение сексуальной ориентации с неуверенностью в себе.

В семейных субсистемах прежде всего выделяют субсистему муж—жена. С психологической точки зрения целью брака, по мнению Lidz (1974), является получение безопасности, которую обеспечивает брачный союз, облегчающий жизнь партнеров посредством получения ими сексуального удовлетворения, удов­летворения от рождения и воспитания детей и других способов взаимодействия друг с другом. Основная природа брака состоит в реализации этических и мо­ральных ожиданий, посредством которых достигается определенное членство партнеров в обществе с получением возможностей удовлетворить биологические, психологические, социальные и экономические требования. Брачные отношения могут рассматриваться или как обязательный контракт на длительный период, или как функциональное образование, основанное на взаимном удовлетворении потребностей и отношений. Если эмоциональные потребности и отношения не удовлетворяют друг друга, супруги могут разорвать эти отношения.

В области клинической психиатрии и патологической психологии многие лица с психическими нарушениями традиционно описывались и понимались как лица, которым присуща та или иная индивидуальная психическая патология. При рас­смотрении семьи в целом эти расстройства следует квалифицировать в контексте семьи. Всякое нарушение, возникающее у отдельного члена семьи и имеющее индивиду­альное проявление, вместе с тем представляет собой определенный признак, отража­ющий психическое неблагополучие семьи, которое могло существовать до возникнове­ния этого нарушения или служить проявлением тотальной психопатологии всей се­мьи. Индивидуальная психопатология, в частности, отражает патологическое функционирование целостной семьи. Более тщательные исследования позволяют диагностировать комплекс дисфункциональных отношений в семье, которые нуж-

даются во вмешательстве для их устранения. Например, психосоматические рас­стройства члена семьи позволяют установить связь этих расстройств с характером повседневной жизни пациента в семье. В таких случаях, как правило, диагностиру­ются ригидность отношений, хронический стресс и внутрисемейные конфликты. Если у кого-то из членов семьи развивается психическое нарушение, оно в той или иной степени передается другому члену семьи и, таким образом, один член семьи «за­ражает» психическим расстройством другого, что может проявляться такими кли­ническими признаками, как диссоциация, конверсионные расстройства, подозритель­ность, психоэмоциональное напряжение, бредовые проявления и др. Анализ описывае­мого контагиозного феномена у одного из членов семьи свидетельствует о том, что возникновение психического нарушения у него является вторичным. Иногда такая диагностика бывает возможной только в результате длительного наблюдения в условиях разъединения членов семьи, в результате которого первичные психи­ческие нарушения не проходят, а вторичные, индуцированные у другого члена семьи, обусловленные влиянием «истинного» больного, через какое-то время ис­чезают. Процесс, затрагивающий двух членов семьи, носит название «болезнь двоих». В случае включения в этот процесс большего количества людей использу­ется термин «семейное безумие». Наибольшее количество такого рода индуциро­ванных контагиозных психических нарушений, включающих в себя 103 случая, проанализировал Granlick (1942).

Gregory (1959) описал ситуацию передачи таких нарушений от мужа к жене и наоборот. Waltzer (1963) приводит казуистические данные, описывая психотиче­скую семью, в которой заболевание, возникшее у одного члена семьи, индуциро­вало болезнь у 12 членов семьи. Tseng (1969) описал параноидную семью на Тай­ване, в которой брат индуцировал бредовыми идеями преследования свою сестру, «передавшую» индуцированные у нее симптомы своему мужу, с дальнейшим ин­дуцированием пяти детей. Описан случай возникновения бредовой идеи пресле­дования у тайваньского мужчины по отношению к находящимся в подполье ком­мунистам. Появлению таких симптомов способствовали реальные стрессы, имев­шие место в жизни больного, такие как кража, отсутствие возможности устроиться на работу, соматические недуги. Появившиеся идеи преследования индуцирова­лись всеми членами семьи, считавшими окружающих опасными и принимавши­ми необходимые меры для самозащиты.

Исследования обнаруживают наличие преморбидных особенностей у членов се­мьи, предрасполагающих их к развитию индуцированных психотических состояний. К этим преморбидным особенностям относятся: определенные биологические детерминанты; наличие между членами семьи сильных эмоциональных связей, обеспечивающих их привязанность друг к другу; наличие стрессовых ситуаций.

Существующие в семье эмоционально стойкие связи способствуют возникно­вению у ее членов стремления к семейному единству, желания разделять семей­ные невзгоды между собой, быть ближе друг к другу. Тем не менее в таких семьях могут создаваться условия для возникновения индукции психотических наруше­ний. Индукция чаще развивается, если заболевает член семьи, имеющий особый авторитет, связанный с возрастом, с интеллектуальным превосходством, а при­вычно сложившаяся система внутрисемейных отношений способствует тому, что все члены семьи доверяют заболевшему и в какой-то степени зависят от него.

Влияние семейного фактора прослеживается при индуцировании не только бредовых расстройств, но и других нарушений, в частности социальной фобии.

Социальная фобия характеризуется стойким, иррациональным страхом контакта с другими людьми, при котором человек старается избежать ситуаций, представ­ляющих для него потенциальную угрозу. Некоторое время назад это расстройство не диагностировалось или терялось в массиве различных навязчивых страхов. В на­стоящее время выделяют общества и социальные структуры, в которых социальная фобия возникает чаще, чем в других (Kitanishu и Tseng, 1989). В Японии соци­альная фобия диагностируется как страх боязни людей, возникающий, прежде всего, среди лиц молодого и особенно подросткового возраста. Причиной рас­стройства является свойственная этому возрасту озабоченность, связанная с впе­чатлением, которое производит подросток на окружающих. Озабоченность приводит к страху перед близким контактом, к опасению вербализовать свои мысли не тем тоном, не с тем выражением лица, с чрезмерным эмоциональным выражением и пр.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...