ВОПРОС. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Макроэкономическое равновесие - это состояние в экономике, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Макроэкономическое равновесие является таким состоянием, которое одновременно устраивает и потребителей и производителей. То есть их устраивает уровень цен в экономике, и они не собираются менять свои планы в отношении покупок и продаж. Макроэкономическое равновесие в реальной экономике определяется по двум индикаторам: инфляции и безработице. В условиях равновесия темпы инфляции минимальны и наблюдается только естественный уровень безработицы Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях). Совокупный спрос () — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие : потребительский спрос , инвестиционный спрос , спрос со стороны государства и чистый экспорт , и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие. Совокупный спрос
§ — Спрос населения страны на потребительские товары § — Спрос предприятий на инвестиции § — Государственные закупки (госзаказы) § — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт) Совокупное предложение Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.
6ВОПРОС. Потребление и сбережение в масштабе национальной экономики. Эффект мультипликатора. Наряду с моделью «AD - AS» проблемы макроэкономического равновесия могут быть рассмотрены и проанализированы при помощи кейнсианской модели «доходы - расходы». В ней совокупные расходы рассматриваются как функция от объема реального национального дохода. Основной принцип этой модели заключается в следующем: количество проданных товаров и уровень занятости находятся в прямой зависимости от совокупных расходов, т.е. совокупный спрос определяет совокупное предложение. Концепцию Дж. М. Кейнса также называют теорией эффективного спроса. Практическая ее направленность состоит в разработке методов стимулирования совокупного спроса, поскольку совокупный спрос определяет уровень экономической активности и занятость. В этой модели совокупные расходы общества состоят из личного потребления, инвестиционного потребления, государственных расходов и чистого экспорта. Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких категорий, как функция потребления и сбережения, являющихся функцией дохода. Располагаемый доход = расходы на потребление + сбережения. Из формулы видно, что общий объем потребления зависит от объема дохода. А личные сбережения – это та часть личного дохода после уплаты налогов, которая не потребляется. Дж. М. Кейнс открыл психологический закон, согласно которому с ростом дохода люди увеличивают потребление, но не в той мере, в какой увеличится доход. Поэтому он вводит новые понятия: предельную склонность к потреблению (MPC) и предельную склонность к сбережению (MPS).
ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА эффект, при котором приращение инвестиций в одной из отраслейпромышленности вызывает приращение потребления и дохода в сопряженных с нею отраслях. В итогепроисходит изменение в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чеминициирующее его изменение в расходах. При этом мультипликатором считается силовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста национального продукта, дохода или денежного обращенияпревышает первоначальную, инициирующую изменение, сумму инвестиций, правительственных расходов, налоговых отчислений или вкладов в кредитно-финансовые институты.
7ВОПРОС.Инвестиции и их функциональная роль.Валовые и чистые инвестиции. Факторы, влияющие на ивестиции. Инвестиции - долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, расходуемые на расширение производства, повышение качества и рост конкурентоспособности продукции. В отличие от сбережений, величина которых прямо и непосредственно определяется размером и динамикой ВНП и НД, инвестиции лишь в самом общем виде зависят от дохода. В большей мере они находятся под влиянием многообразных конъюнктурных факторов, которые делают их самой неустойчивой частью совокупною спроса (рис. 48.1). Рис. 48.1. Факторы, непосредственно влияющие на инвестиционные решения агентов рынка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|