Обучение решению задач, раскрывающих смысл функциональной зависимости (прямой и обратной пропорциональности).
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Такие задачи вводятся после того, как ученики усвоят конкретный смысл умножения и деления. Группы пропорциональных величин: - цена, количество, стоимость - скорость, время, расстояние - масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов При решении таких задач ученики усваивают: - связь между пропорциональными величинами (как найти стоимость, зная цену и количество) - терминологию (стоимость 1 предмета = цена предметов) - первые образцы табличной формы краткой записи условия Методика обучения решения составных задач: - Учащимся одновременно предлагаются две задачи, связанные общим сюжетом: (2) «У Сережи 3 тетради, а у Наташи на 2 тетради больше. Сколько тетрадей у Наташи?»; (3) «У Сережи 3 тетради, а у Наташи 2. Сколько тетрадей у Сережи и Наташи вместе?» Задачи таких типов школьникам знакомы, и, решая их, они не будут испытывать трудностей. Затем из задач (2) и (3) конструируется задача (1). Обсуждаются особенности задач (2) и (3), с одной стороны, и задачи (1) — с другой. Выясняется, что, решив задачи (2) и (3), фактически решили и задачу (1). Поэтому ее решение записывается так: 3+(3+2). - Возможен и другой подход при введении задач в два действия. Рассматривается задача с недостающим данным: «У Сережи 3 тетради, а у Наташи... тетрадей. Сколько тетрадей у Сережи и Наташи вместе?» Ученики согласятся, конечно, что такую задачу решить нельзя — не сказано, сколько тетрадей у Наташи. Учитель, например, говорит, что он не знает, сколько тетрадей у Наташи, но ему известно, что у нее на 2 тетради больше, чем у Сережи. Поэтому сначала вычисляется, сколько тетрадей у Наташи (3+2), а затем — сколько всего тетрадей у детей: 3+2+3. В заключение формулируется полный текст решенной задачи.
№ 17 Методика знакомства младших школьников с дробями 1. Методика знакомства с дробями: Обыкновенная дробь – это число вида а\б, где а и б – натуральные числа, Число а – называется числителем, б – знаменателем. Доли – это равные части, на которые делится целый предмет. Название доли зависит от того, на сколько равных частей делили единицу (целое) На 2 – половина На 3 – треть На 4 – четверть На 5 - пятая На 6 – шестая…….на 100 – сотая….. Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку, её называют дробной чертой. На ней ставится единица, а под чертой пишется число равных чатей, на которые делится целый предмет. Например: 1\2 - вторая, 1\17 - семнадцатая….. Подсчёт числа равных долей на которое разделено число:
- 1\9 - 1\4 - 1\2 Но над чертой ставится не только 1, но и другие числа: 3\7, 2\4, 5\8
- 4\9 Дробь 3\5 – число 3 – числитель, 5 - знаменатель Числитель дроби – над чертой, знаменатель – под чертой Числитель – показывает сколько частей необходимо взять Знаменатель – показывает на сколько равных частей делится единица (целое).
2. Сравнение дроби:
- 2\4 - 1\2
Две части составляют половину круга, и 1\2 тоже, значит 2\4 круга равны 1\2, поэтому говорят, что дроби 2\4 и 1\2 – равные и пишут 2\4 = 1\2. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель больше. Точка на координатном луче, имеющая меньшую координату, лежит слева от точки, имеющей большую координату. Правила чтения равенств и неравенств, содержащих дробные числа, те же, что и правила чтения равенств и неравенств с натуральными числами. Например: 2\4 = 1\2 - две четвёртые равны одной второй
5\7 и 4\7 – пять седьмых больше четырёх седьмых….
3. Система упражнений для знакомства и отработки понятия дроби: Упражнений №1 Покажи на предмете (яблоке, мозаике, учебнике…..) часть от целого. Упражнение №2 a) Закрась 3\5 прямоугольника b) Закрась жёлтым цветом 2\7 фигуры, синим – 4\7 фигуры. c) Напиши, какая часть фигуры осталась не закрашенной….. Упражнение №3 Запиши под диктовку: треть, четверть, девятую долю, сороковую долю……2\7, 3\5, 6\9…..
4. Наглядные пособия, которые используются при изучении данной темы Изучение долей начинается в 3 классе. Тема находится в разделе «Умножение и деление». «Доля. Решение задач на нахождение доли от числа». Основные требования к подготовке учащихся в 3 классе: · К концу обучения в 3 классе должны уметь решать простые задачи на нахождение доли (величины).
№ 18. Общие вопросы методики изучения алгебраического материала в начальных классах. Методика изучения числовых выражений и выражений с переменными. Методика изучения уравнений и неравенств, содержащих переменную. В начальных классах решаются следующие общие вопросы методики изучения алгебраического материала: · Формирование представлений о математическом выражении · Формирование представлений о равенстве (числовые, уравнений с переменной) · Формирование преставлений о неравенствах · - - - о переменной и о функциональной зависимости. 1) Математическое выражение – это запись чисел, знаков, действий, скобок без знака равенства Задачи: · Научиться находить выражение · Научить детей читать выражение · Записывать 2) Чтение и запись числового выражения: · Простое выражение (сумма и разность) Этапы: ¾ Показать практическое действие на наборном полотне ¾ Запись арифметического действия ¾ Название компонентов выражения: 3+2=5 3 – первое слагаемое 2 – второе слагаемое сумма 5 – сумма значение суммы ¾ Чтение: к 3 прибавить 2; 3 увеличить на 2; 3+2; от 5 отнять 3; из 5 вычесть 3; 5 уменьшить на 3; 5-3: 5-3=2 5 – уменьшаемое 3 – вычитаемое 2 – разность ¾ Новые способы чтения с помощью слов «сумма» и «разность»: - Сумма чисел три и два - Сумма трёх и двух - разность чисел пять и два - разность чисел пяти и двух
5х3=15 5 – первый множитель 3 – второй множитель произведение 15 - произведение значение произведения Чтение: пять умножить на три; пять увеличить в три раза. 15:3=5 15 – делимое 3 – делитель 5 – частное Чтение: 6 разделить 15 на 3; частное чисел 15 и 3; частное пятнадцати и трёх; 15 уменьшить в 3 раза.
· Сложное выражение ¾ со скобками 5-(2+1) ¾ без скобок 5-2+1 Знакомство с правилом порядка действий позволяет познакомить с разнообразными способами чтения выражений: 5-2+1=2 (или 4) – проблемную ситуацию создать! (правильно 5- (2+1)=2) - А теперь запиши, что мы сделали? Почему у нас получилось 2 разных ответа? Наверное мы что-то забыли? Поставить символ ()? 3) Методика изучения уравнений: Уравнение - верные равенства с переменной Решение уравнений – поиск неизвестного числа (переменной), при которой раверство становится верным. Способы решения уравнений: ¾ Способ подбор а значений переменной ¾ Способ связи между компонентом и результатом Этапы обучения решения уравнения: I. Знакомство с уравнением · Вводится термин «уравнение» · Переход от равенства с окошком: 5+ =7 к записи компонентами латинских букв, переменной х и у: 4+х=6 (уравнение не требует проверки) II. Решение простых уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатом 4+х=4 Х=6-4 Х=2 Проверка: 4+2=6 III. Решение сложных уравнений, правая часть которых задана числовым выражением: 14+х=50-14 14+х=36 Х=36-14 Х=22 Проверка: 14+22=50-14 36=36 IV. Решение сложных уравнений в левой части которой один из компонентов задан числовым выражением: 30+14+а=66 44+а=66 А=66-44 А=22 + проверка V. Решение уравнений один из компонентов которго выражение с переменной: (а+8)х4=96
Алгоритм решения: 1) Находится действие, которое выполняется последним и называется записанное выражение 2) Называются компоненты: один известный, 2 неизвестный (переменная) 3) Находится значение компонента с неизвестным числом через известный компонент и результат действия: (а+8)х4=96 а+8=96:4 а+8=24 а=24-8 а=16 + проверка (а+8) – компонент с неизвестным числом
96:4 – результат действия 4) Выполняются вычисления и записывается итоговое простое уравнение 5) Решение простого уравнения: 60-24ха=12 60 – уменьшаемое 24ха – вычитаемое 12 – разность 24ха=60-12 24ха=48 (решаем как простое) 6) Способ подбора: Х+74=74+х У+у=20
№19 Методика изучения элементов геометрии В начальной школе геометрический материал не является самостоятельным разделом, тесно связан с изучением арифметики, величин, алгебраического материала. Задачи: -Сформировать представление о геометрических фигурах (ГФ) (научить узнавать геом.фиг., называть ее, называть элементы фигур(углы,вершины,стороны), рассмотреть некоторые свойства фигур, дать определение некоторым фигурам) -Научить строить ГФ (с и без чертежных инструментов) -Научить измерять ГФ (с и без измерительных приборов) Формирование представлений о ГФ В дошкольном возрасте дети знакомятся больше, чем в нш, где уменьшается количество изучаемых фигур, но уровень овладения становится глубже(обобщение геометрических понятий, исследование свойств фигур) Идея обобщения в нш: каждой ГФ можно дать определение, тем самым обозначить ее место в ряде ГФ. Как выстраивается определение: 1. Указывается ближайшее родовое понятие, более старшее понятие (четырехугольник - многоугольник) 2. Указывается видовое отличие (4-угольник – многоугольник, у которого 4 угла)
В нш знакомим только с «основными» геометрич понятиями. Всей системы фигур мы не даем. 20. Общие вопросы методики знакомства учащихся нш с величинами и их измерением В нш величина – свойство предмета, связанное с измерением. К основным величинам в нш относят те, значения которых получено с помощью измерительных приборов: Длина- линейка, площадь – палетка, масса – весы, время- часы, емкость- сосуд. Этапы изучения величин: сравнение и измерение -сравнение величин без процедуры измерения; - измерение возникает как способ решения проблемной ситуации 1. сравнение на глаз 2. сравнение с помощью мерки(условной и стандартной) 3. сравнение с пом измерительных приборов 4. работа с «отвлеченными значениями величин» 1. сравнение на глаз( посмотреть, наложение приложение) 2. сравнение с помощью мерки (условной и стандартной) Проблемная ситуация№1: невозможно сравнить на глаз – введение условной мерки Проблемная ситуация№2: сравнение одинаковых величин разными условными мерками – введение стандартной мерки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|