Типы исследований и их структура
Исследование
опытно-практического
характера
| Исследование
опытно-экспериментального
характера
| Исследование
проектного
характера
|
По структуре ВКР опытно-практического характера состоит из:
| По структуре ВКР опытно-экспериментального характера состоит из:
| По структуре ВКР проектного характера состоит из:
|
- введения (см. п.2.1. настоящих рекомендаций), в котором необходимо обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы, сформулировать проблему и новизну исследования, цель исследования, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы исследования, составить глоссарий.
Объем введения должен быть в пределах 4 - 5 страниц.
|
- основной части (см. п.2.3. настоящих рекомендаций), которая обычно состоит из двух глав.
В первой главе содержатся теоретические основы исследуемой проблемы.
Во второй главе представлены:
- констатирующий эксперимент, доказывающий наличие исследуемой проблемы в практике,
- практическая разработка способа решения исследуемой проблемы,
- результаты проведения разработанных материалов (отзыв учителя, рефлексия детей, детские работы, фотографии и др.);
- практические рекомендации по использованию результатов исследования;
- выводы по второй главе, содержащие основные результаты практического исследования.
- экспертное заключение, полученное от внешнего эксперта
| - основной части (см. п.2.2. настоящих рекомендаций), которая обычно состоит из двух глав.
В первой главе содержатся теоретические основы исследуемой проблемы.
Во второй главе представлены:
- план проведения эксперимента по апробации способа решения исследуемой проблемы. Эксперимент может быть констатирующий, формирующий, контрольный.
- характеристики методов экспериментальной работы (не менее 2-х), обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов;
- описание эксперимента и его результаты;
- практические рекомендации по использованию результатов исследования;
- выводы по второй главе, содержащие основные результаты практического исследования.
| - основной части
(см. п.2.4. настоящих рекомендаций), которая состоит из двух глав.
В первой главе содержатся теоретические основы исследуемой проблемы.
Во второй главе представлены:
- констатирующий эксперимент, на основании результатов которого строится разработка проекта, содержащего способ решения исследуемой проблемы.
- продукт творческой деятельности (проект), к продукту прикладывается экспертное заключение;
- практические рекомендации по использованию созданного продукта;
- выводы по второй главе, содержащие основные результаты практического исследования.
|
- заключения (см. п. 2.5. настоящих рекомендаций), в котором содержатся основные выводы исследования (формулируются исходя из поставленных перед исследователем задач);
|
- списка использованной литературы, содержащего не менее 20 источников (см. п. 2.6. настоящих рекомендаций);
|
- приложения (не является обязательным) (см. п. 2.7. настоящих рекомендаций).
|
Оформление содержания исследования см. в Приложении 2.
2.1 Введение [8]
Объем введения должен находиться в пределах 4-5 страниц печатного текста.
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научной проблемы в области профессиональной подготовки, основание и исходные данные для выполнения ВКР. Во введении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.
Введение должно раскрывать следующие структурные научные характеристики[9]:
- проблема исследования;
- актуальность и новизна исследования;
- тема исследования;
- цель исследования;
- объект и предмет исследования;
- гипотеза исследования;
- задачи исследования;
- методы исследования[10];
- глоссарий.
Проблема исследования отвечает на вопрос что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?
Во введении должны быть обоснованы и сформулированы актуальность и новизна темы ВКР, отвечающие на вопрос: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?
В соответствии с проблемой исследования, актуальностью и новизной исследования, выявленных противоречий формулируется тема исследования (ответ на вопрос как это назвать?)[11]. Формулировка темы должна отражать исследуемую проблему.
Цель и задачи исследования [12]
Цельисследования отвечает на вопрос: какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?
Задачиисследования отвечают на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
Цель исследования
| Задачи исследования
|
Должна состоять из двух частей:
теоретической (изучение …, выявление …, анализ …, сравнение …) и практической (разработка …).
Цель формулируется через отглагольное существительное.
(Слова теоретическая и практическая не пишутся!)
| Формулируются через глаголы (изучить, рассмотреть, проанализировать, разработать, подобрать и т.д.).
Каждая задача раскрывается пунктом плана (сколько задач, столько и пунктов плана).
|
Объект и предмет исследования [13]
Объект исследования – какое явление в образовании рассматривается?
Предмет исследования – как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?
Объект исследования
| Предмет исследования
|
Весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя
| То, относительно чего исследователь обязуется получить новое знание. Указание на аспект или способ рассмотрения фрагмента объекта. Конкретная часть объекта.
|
Один и тот же объект может рассматриваться с разных позиций (предмет исследования), например:
Объект исследования
| Предмет исследования
|
Организация работы с учебником
| - как эффективное средство для повышения качества образования;
- как средство индивидуального подхода;
- как средство активизации познавательного интереса к изучаемому предмету и т.д.;
|
Проектная деятельность
| - как средство формирования ключевых компетентностей;
- как способ формирования универсальных учебных действий;
- как инструмент получения новых знаний;
- как метод организации групповой работы и т.д.;
|
Гипотеза (формулируется во ВСЕХ типах ВКР) [14]
Требования, предъявляемые к гипотезе:
- должна быть проверяема: это должно обеспечить или опровержение гипотезы (фальсифицируемость), или подтверждение (верифицируемость);
- должна содержать предположение;
- должна быть логически непротиворечивой.
Словесные конструкции, используемые при формулировке гипотезы:
« мы полагаем, что …», «если …, то …», «так …, как …», «при условии, что …» и т.д.
Глоссарий
Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой[15]. Глоссарий необходим для того, чтобы любой человек, читающий ВКР, мог без труда для себя найти объяснение научных слов и сложных терминов, которые используются в исследовании.
В глоссарии в обязательном порядке должны быть термины, содержащиеся в названии работы, определениях цели, гипотезы, объекта и предмета.
Последовательность действий при составлении глоссария:
- внимательно прочитайте текст ВКР;
- выделите наиболее часто встречающиеся термины, составьте из них список; слова в этом списке должны быть расположены строго в алфавитном порядке и записаны в именительном падеже;
- дайте определение (толкование) каждого термина, объемно раскрывающее смысл термина; стремитесь к максимальной точности и достоверности информации (ссылайтесь на достоверные источники, указывайте фамилии авторов и т.д.).
При необходимости в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: