Структурные особенности и основные характеристики законопроекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 7 ноября 2016 г. № 58К (1133) Общие положения
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Заключение) подготовлено в соответствии со статьями 13 и 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», а также на основании: результатов проведенного Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) контрольного мероприятия «Проверка обоснованности показателей проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов с подготовкой заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – контрольное мероприятие); результатов последующего и оперативного контроля исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее также – Фонд, ПФР) за предыдущий год и отчетный период текущего года; прогнозных данных об ожидаемом исполнении бюджета Фонда за 2016 год. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I (далее – Положение).
Согласно Положению Фонд осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, является самостоятельным государственным финансовo-кредитным учреждением, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства и в кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
2. Общая характеристика проекта федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» При расчете параметров проекта федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – законопроект) использованы следующие показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в том числе: фонд заработной платы по Российской Федерации в 2017 году – 20 476 млрд. рублей, в 2018 году – 21 637 млрд. рублей, в 2019 году – 22 737 млрд. рублей; размер средней заработной платы в Российской Федерации в 2017 году – 38 434 рубля, в 2018 году – 40 796 рублей, в 2019 году – 43 100 рублей; индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) на 2017 год – 104 %, на 2018 год – 104 %, на 2019 год – 104 %; прожиточный минимум пенсионера (далее – ПМП) на 2017 год – 8 540 рублей (104,5 % к уровню 2016 года), на 2018 год – 9 364 рубля (109,6 % к уровню 2017 года), в 2019 году – 9 729 рублей (103,9 % к уровню 2018 года). В соответствии с Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в размере 7 500 рублей.
В соответствии с частями 21 и 22 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) законопроектом предусмотрено увеличение стоимости пенсионного коэффициента (далее – СПК) на индекс роста потребительских цен за предыдущий год. С 1 февраля 2017 года СПК будет увеличена на 5,8 % и установлена с 1 апреля 2017 года в размере 78,58 рубля, с 1 февраля 2018 года СПК увеличена на 4 % и установлена с 1 апреля 2018 года в размере 81,72 рубля, с 1 февраля 2019 года СПК увеличена на 4 % и установлена с 1 апреля 2019 года в размере 84,99 рубля. Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, ежемесячных денежных выплат (далее – ЕДВ), а также социального пособия на погребение с 2017 года производятся с учетом прогнозного индекса роста потребительских цен за предыдущий год (5,8 % в 2017 году, 4 % в 2018 году, 4 % в 2019 году). Индексация социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также размеров дополнительного материального обеспечения (далее – ДМО) с 2017 года будет производиться с учетом прогнозного индекса роста ПМП за предыдущий год (2,6 % в 2017 году, 4,5 % в 2018 году, 9,6 % в 2019 году). Среднегодовой размер страховой пенсии исходя из параметров индексации по индексу роста потребительских цен на соответствующий год составит: в 2017 году – 13 168 рублей (154,2 % ПМП), в 2018 году – 13 556 рублей (144,8 % ПМП), в 2019 году – 13 950 рублей (143,4 % ПМП). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит: в 2017 году – 13 657 рублей (159,9 % ПМП), в 2018 году – 14 045 рублей (150 % ПМП), в 2019 году – 14 439 рублей (148,4 % ПМП). Среднегодовой размер социальной пенсии составит: в 2017 году – 8 803 рубля (103, 1% ПМП), в 2018 году – 9 159 рублей (97,8 % ПМП), в 2019 году – 9 926 рублей (102 % ПМП). Соотношение между средним размером страховой пенсии по старости и средней заработной платой в 2017 году составит 35,5 %, в 2018 году – 34,4 %, в 2019 году – 33,5 % (в 2014 году – 34,3 %, в 2015 году – 36,3 %, в 2016 году– 36 %). Показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов не являются благоприятными для оптимизации соотношения между средним размером страховой пенсии по старости и средней заработной платой.
Формирование основных показателей законопроекта осуществлялось на основании Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, который предусмотрен Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также квартальной формы статистической отчетности № 94 (пенсии)-краткая, утвержденной приказом Госкомстата России от 18 декабря 2009 г. № 303. При составлении законопроекта учтена численность пенсионеров на начало 2017 года – 43 329,1 тыс. человек, на начало 2018 года – 43 933,1 тыс. человек, на начало 2019 года – 44 546,4 тыс. человек, на начало 2020 года – 45 169,1 тыс. человек. Из них получателями страховой пенсии являются 39 756,7 тыс. человек, 40 278 тыс. человек, 40 806,1 тыс. человек и 41 341,2 тыс. человек соответственно. Численность пенсионеров по государственному пенсионному обеспечению на начало 2017 года составит 3 572,4 тыс. человек, на начало 2018 года – 3 655,1 тыс. человек, на начало 2019 года – 3 740,3 тыс. человек, на начало 2020 года – 3 827,9 тыс. человек, из них получателями социальной пенсии являются 3 174,4 тыс. человек, 3 240,3 тыс. человек, 3 307,5 тыс. человек и 3 376,1 тыс. человек соответственно. Кроме того, учтена среднегодовая численность неработающих пенсионеров, получающих страховую пенсию: в 2017 году – 31 406,2 тыс. человек, в 2018 году – 31 801,8 тыс. человек, в 2019 году – 32 198,4 тыс. человек. 2.1. Порядок и сроки формирования проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов В соответствии со статьями 11 и 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), пунктом 123 графика подготовки и рассмотрения в 2016 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (утвержден Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шуваловым 15 июня 2016 г. № ИШ-П13-3532) проект бюджета ПФР составлен в форме федерального закона на очередной финансовый год и плановый период и направлен ПФР в Минтруд России письмом от 23 сентября 2016 г. № АД-02-12/13659.
Законопроект был доработан в соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2016 г. № ДМ-П13-65пр и направлен Фондом в Минтруд России письмами от 10 октября 2016 г. № АД-02-12/14404 и № АД-02-12/14405. С учетом решений, принятых на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 13 октября 2016 г. № 33), и в связи с уточнением прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (письмо Минэкономразвития России от 14 октября 2016 г. № 33366-НП/Д03и) Законопроект был доработан Фондом и направлен в Минтруд России письмом от 15 октября 2016 г. № АД-02-12/14788. Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период», постановлением правления ПФР от 18 мая 2011 г. № 151п, распоряжением правления ПФР от 9 июня 2016 г. № 281р, распоряжением правления ПФР от 17 марта 2016 г. № 109р и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Законопроект согласован с Минэкономразвития России (письмо от 18 октября 2016 г. № 31511-ОФ/Д04и), Минфином России (письмо от 18 октября 2016 г. № 12-07-08/60778) и внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Законопроект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 28 октября 2016 года в срок, установленный статьей 6 Федерального закона от 2 июня 2016 г. № 158-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Структурные особенности и основные характеристики законопроекта Основными особенностями исполнения бюджета Фонда в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов являются: сохранение моратория на передачу страховых взносов на накопительную пенсию (проект федерального закона № 15475-7 «О внесении изменений в статью 333 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»);
осуществление единовременной выплаты пенсионерам в размере 5 000 рублей в январе 2017 года (проект федерального закона № 1177914-6 «О единовременной выплате пенсионерам»). Главным администратором доходов бюджета ПФР в части поступления страховых взносов с 1 января 2017 года определена Федеральная налоговая служба в связи с передачей ей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»). Главными администраторами доходов бюджета Фонда определены: Федеральная налоговая служба в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (на выплату страховой и накопительной пенсий), взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности, страховых взносов по дополнительным тарифам, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, а также недоимок, пеней и штрафов по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации; Федеральное казначейство в части денежных взысканий за нарушение законодательства о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Фонда); Федеральная антимонопольная служба в части денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, зачисляемых в бюджет Фонда; Пенсионный фонд Российской Федерации в части дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию; страховых взносов, уплачиваемых лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; доходов от инвестирования и временного размещения средств пенсионных накоплений; доходов от инвестирования средств резерва Фонда; доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда; прочих поступлений от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда; доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда (в части реализации основных средств по указанному имуществу), доходов от продажи нематериальных активов, находящихся в федеральной собственности, закрепленных за Фондом; денежных взысканий (штрафов) и иных сумм, взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемых в бюджет Фонда; денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части бюджета Фонда); прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджет Фонда; средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, компенсационных выплат отдельным категориям граждан. Законопроект состоит из 9 текстовых статей и 5 приложений. Статьей 1 законопроекта в соответствии со статьями 145, 146, 147 и 1841 Бюджетного кодекса определены основные характеристики бюджета Фонда по доходам, расходам и дефициту бюджета ПФР. Доходы Фонда предусмотрены в 2017 году в объеме 8 363 498 209,8 тыс. рублей, в 2018 году – 8 530 459 410 тыс. рублей, в 2019 году – 8 919 851 121,4 тыс. рублей. Расходы Фонда предусмотрены в 2017 году в объеме 8 583 930 168,2 тыс. рублей, в 2018 году – 8 727 152 665,9 тыс. рублей, в 2019 году – 9 087 712 128,8 тыс. рублей. Бюджет Фонда на 2017 – 2019 годы в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее – распределительная составляющая), сбалансирован. Бюджет Фонда сформирован с дефицитом в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее – накопительная составляющая): в 2017 году – в сумме 220 431 958,4 тыс. рублей, в 2018 году – 196 693 255,9 тыс. рублей, в 2019 году – 167 861 007,4 тыс. рублей. Статьей 2 законопроекта утверждаются перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда согласно приложению № 1 и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда согласно приложению № 2. В ходе контрольного мероприятия установлено, что приложение № 1 к законопроекту содержит код бюджетной классификации 392 2 04 06040 06 0000 180 «Средства пенсионных накоплений, полученные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации от негосударственных пенсионных фондов для зачисления их в резерв Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию в связи с отсутствием правопреемников умерших застрахованных лиц, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и средства, направленные указанным негосударственным пенсионным фондом на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности указанного негосударственного пенсионного фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования неправомерно полученных средств пенсионных накоплений застрахованных лиц». При этом Счетная палата ранее указывала что наименование данного кода бюджетной классификации не отвечает требованиям статьи 201 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Федеральный закон № 75-ФЗ), в соответствии с которыми средства пенсионных накоплений, полученные бюджетом Фонда от негосударственных пенсионных фондов для зачисления их в резерв ПФР по обязательному пенсионному страхованию в связи с отсутствием правопреемников умерших застрахованных лиц, не направляются в ПФР, а остаются в распоряжении негосударственных пенсионных фондов. В связи с изложенным наименование указанного кода бюджетной классификации требует уточнения и приведения его в соответствие с положениями Федерального закона № 75-ФЗ. Статьей 3 законопроекта в соответствии с пунктом 3 статьи 145 Бюджетного кодекса предусмотрены источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов согласно приложению № 3. В статье 4 законопроекта закреплено распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов согласно приложениям № 4 и № 5, а также общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств: на 2017 год – в сумме 8 098 488 371,8 тыс. рублей, на 2018 год – 8 232 123 756 тыс. рублей, на 2019 год – 8 592 117 351 тыс. рублей. Статьей 5 законопроекта предусмотрены условия определения объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых Фонду из федерального бюджета и направляемых Фондом в бюджеты субъектов Российской Федерации. Статьей 6 законопроекта устанавливаются особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда. Статьей 7 законопроекта определены особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики. Статьей 8 законопроекта устанавливается стоимость одного пенсионного коэффициента для определения размера страховой пенсии с 1 апреля 2017 года в размере, равном 78,58 рубля соответствии с частью 22 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена методика определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента, предусмотренная частью 23 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ. Статьей 9 законопроекта определены особенности исполнения бюджета Фонда в 2017 году. Частью 1 статьи 9 законопроекта устанавливается перечень видов расходов, по которым не использованные в 2016 году остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направляются Фондом в 2017 году на те же цели, а также на выплату страховых пенсий. Частью 2 статьи 9 законопроекта предусматривается, что в случае, если суммы средств пенсионных накоплений, а также объем фактической потребности на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, в показатели сводной бюджетной росписи бюджета ПФР вносятся соответствующие изменения. Частью 3 статьи 9 законопроекта предусматривается, что в 2017 году резерв бюджета ПФР в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, не создается. Расходная часть бюджета ПФР на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов сформирована с применением программного метода формирования бюджета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|