Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Источники финансирования на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации





Главным администратором источников финансирования дефицита бюджета Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов является ПФР, администрирующий 27 источников финансирования, из которых наиболее значимыми являются движение остатков денежных средств пенсионных накоплений бюджета ПФР и остатков, временно размещенных в ценные бумаги.

В соответствии со статьей 32 Бюджетного кодекса доходы, расходы и источники финансирования дефицита отражены в бюджете Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Законопроектом дефицит бюджета Фонда по распределительной составляющей бюджета в 2017 – 2019 годы не запланирован.

Объем дефицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, запланирован в 2017 году в объеме 220 431 958,4 тыс. рублей, в 2018 году – 196 693 255,9 тыс. рублей, в 2019 году – 167 861 007,4 тыс. рублей. Источником покрытия указанного дефицита являются остатки средств бюджета ПФР по накопительной составляющей (средства пенсионных накоплений, находящиеся в доверительном управлении и во временном размещении). Объем средств пенсионных накоплений на начало 2017 года прогнозируется в сумме 1 367 547 292,9 тыс. рублей, на начало 2018 года – 1 147 115 334,5 тыс. рублей, на начало 2019 года – 950 422 078,6 тыс. рублей.

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета ПФР в 2017 году составит (-) 230 014,9 тыс. рублей, в 2018 году – 21 122,8 тыс. рублей, в 2019 году – 285 649,6 тыс. рублей. Иные источники внутреннего дефицита бюджета ПФР составят в 2017 году 220 661 973,3 тыс. рублей, в 2018 году – 196 672 133,1 тыс. рублей, в 2019 году – 167 575 357,8 тыс. рублей.

8. Анализ достаточности средств федерального бюджета, направляемых из Фонда национального благосостояния в соответствии со статьей 9610 Бюджетного кодекса на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Выделение средств федерального бюджета, направляемых из Фонда национального благосостояния на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в 2017 – 2019 годах не предусмотрено.



Выводы и предложения

Выводы

1. Законопроект разработан на основании и в соответствии с Бюджетным кодексом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года.

2. Основными особенностями исполнения бюджета Фонда в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов являются:

сохранение моратория на передачу страховых взносов на накопительную пенсию;

осуществление единовременной выплаты пенсионерам в размере 5 000 рублей в январе 2017 года.

Главным администратором доходов бюджета ПФР в части поступления страховых взносов с 1 января 2017 года определена Федеральная налоговая служба в связи с передачей ей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Главными администраторами доходов бюджета Фонда определены:

Федеральная налоговая служба в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (на выплату страховой и накопительной пенсий), взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности, страховых взносов по дополнительным тарифам, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, а также недоимок, пеней и штрафов по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

Федеральное казначейство в части денежных взысканий за нарушение законодательства о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Фонда);

Федеральная антимонопольная служба в части денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, зачисляемых в бюджет Фонда;

Пенсионный фонд Российской Федерации в части дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию; страховых взносов, уплачиваемых лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; доходов от инвестирования и временного размещения средств пенсионных накоплений; доходов от инвестирования средств резерва Фонда; доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда; прочих поступлений от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда; доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда (в части реализации основных средств по указанному имуществу), доходов от продажи нематериальных активов, находящихся в федеральной собственности, закрепленных за Фондом; денежных взысканий (штрафов) и иных сумм, взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемых в бюджет Фонда; денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части бюджета Фонда); прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджет Фонда; средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, компенсационных выплат отдельным категориям граждан.

3. Общий объем доходов на 2017 год установлен в сумме 8 363 498 209,8 тыс. рублей, из них 8 202 097 455,8 тыс. рублей – по распределительной составляющей, на 2018 год – 8 530 459 410 тыс. рублей (8 333 300 937,9 тыс. рублей), на 2019 год – 8 919 851 121,4 тыс. рублей (8 689 885 541,8 тыс. рублей).

Доходы бюджета Фонда по накопительной составляющей предусмотрены с учетом сохранения моратория на уплату страховых взносов на накопительную пенсию в 2017 году в объеме 161 400 754 тыс. рублей, в 2018 году – 197 158 472,1 тыс. рублей, в 2019 году – 229 965 579,6 тыс. рублей.

Общий объем расходов запланирован на 2017 год в сумме 8 583 930 168,2 тыс. рублей, из них по распределительной составляющей – 8 202 097 455,8 тыс. рублей, на 2018 год – 8 727 152 665,9 тыс. рублей (8 333 300 937,9 тыс. рублей), на 2019 год – 9 087 712 128,8 тыс. рублей (8 689 885 541,8 тыс. рублей).

Дефицит бюджета Фонда предусмотрен по накопительной составляющей в 2017 году в объеме 220 431 958,4 тыс. рублей, в 2018 году – 196 693 255,9 тыс. рублей, в 2019 году – 167 861 007,4 тыс. рублей. Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда определены средства пенсионных накоплений, находящиеся на счетах Фонда и в доверительном управлении управляющих компаний. Прогнозируемый остаток средств пенсионных накоплений на 1 января 2017 года составит 1 367 547 292,9 тыс. рублей, на 1 января 2018 года – 1 147 115 334,5 тыс. рублей, на 1 января 2019 года – 950 422 078,6 тыс. рублей.

4. Доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в общей сумме доходов бюджета ПФР составит в 2017 году 45,2 %, в 2018 году – 42,6 %, в 2019 году – 41,6 % (в 2015 году – 42 %, в 2016 году – 42,3 %), что свидетельствует о зависимости бюджета Фонда от трансфертов из федерального бюджета.

Сохраняется практика применения пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, что усугубляет проблему зависимости бюджета ПФР от федерального бюджета.

Бюджет Фонда на 2017 – 2019 годы по распределительной составляющей сбалансирован за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обязательное пенсионное страхование, а также на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Суммы трансфертов, передаваемых из федерального бюджета бюджету ПФР, соответствуют показателям расходов федерального бюджета, установленным в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», внесенном Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 28 октября 2016 года.

5. До настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, принятие которой предусмотрено абзацем четвертым части 2 статьи 17 Федерального закона № 167-ФЗ. Отсутствие методики позволяет осуществлять расчет трансфертов из федерального бюджета исходя из доведенных Минфином России предельных объемов финансирования.

6. До настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена методика определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента, предусмотренная частью 23 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ.

7. Наименование кода бюджетной классификации «Средства пенсионных накоплений, полученные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации от негосударственных пенсионных фондов для зачисления их в резерв Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию в связи с отсутствием правопреемников умерших застрахованных лиц, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и средства, направленные указанным негосударственным пенсионным фондом на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности указанного негосударственного пенсионного фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования неправомерно полученных средств пенсионных накоплений застрахованных лиц» не отвечает требованиям статьи 201 Федерального закона № 75-ФЗ, в соответствии с которым средства пенсионных накоплений, полученные бюджетом Фонда от негосударственных пенсионных фондов для зачисления их в резерв ПФР по обязательному пенсионному страхованию в связи с отсутствием правопреемников умерших застрахованных лиц, не направляются в ПФР, а остаются в распоряжении негосударственных пенсионных фондов.

8. Страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным для отдельных категорий страхователей в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение пенсии, определены с учетом введения с 1 января 2014 года специальной оценки условий труда на рабочих местах, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». В зависимости от установленных классов и подклассов условий труда дополнительный тариф применяется дифференцированно в размерах от 0 % до 8 %.

В период проведения аккредитованными организациями поэтапной специальной оценки условий труда (до 1 января 2019 года) плательщики, не прошедшие оценку и не имеющие результатов аттестации, уплачивают страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 статьи 332 Федерального закона № 167-ФЗ в размере 9 % и 6 % соответственно.

В законопроекте не предусматривается разделение кодов бюджетной классификации по признаку применяемых тарифных ставок. В то же время страхователи начиная с 2014 года переходят на оплату дополнительного тарифа с учетом класса условий труда по результатам специальной оценки. Оценить численность таких страхователей и объем уплаченных ими страховых взносов не представляется возможным.

9. При расчете базы для начисления страховых взносов свыше установленной предельной ее величины Фондом применялся показатель фонда заработной платы, установленный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, измененный с учетом применения коэффициента корректировки фонда заработной платы.

Применение коэффициента корректировки фонда заработной платы ни положениями пункта 1 статьи 169 Бюджетного кодекса, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

В связи с применением указанного коэффициента объем поступлений страховых взносов с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, в 2017 году Фондом завышен на 47,49 млрд. рублей, в 2018 году – на 50,19 млрд. рублей, в 2019 году – на 53,47 млрд. рублей (расчетно).

Сложившаяся ситуация создает риски неисполнения прогнозных показателей доходов от взносов на пенсионное страхование, что может повлечь дополнительные расходы федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР.

Кроме того, в 2017 – 2019 годах соответственно снижен объем трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов, при расчете которого учитываются в том числе поступления страховых взносов с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.

10. До настоящего времени в нарушение Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» не обеспечен обособленный учет средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, а также резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию.

11. Правительством Российской Федерации до настоящего времени не утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие пенсионной системы», сроки ее подготовки и принятия отодвинуты. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2016 г. № 1964-р срок разработки и период реализации государственной программы был изменен, в частности, согласно новой редакции наименование государственной программы изменено на «Развитие пенсионной системы на 2018 – 2035 годы». При этом отсутствие государственной программы как инструмента формирования бюджетных расходов на пенсионное обеспечение оказывает негативное влияние на решение задач сбалансированности пенсионной системы Российской Федерации и обеспечения ее долгосрочной финансовой устойчивости.

12. В законопроекте и представленных одновременно с ним материалах информация о финансовых последствиях трансформации системы государственного досрочного пенсионного обеспечения в систему негосударственного досрочного пенсионного обеспечения в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года изменений в Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих создание механизмов досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, не содержится.

13. В нарушение пунктов 2.21, 2.23, 2.25, 2.26, 2.37, 2.41 Методических рекомендаций № 281р показатели прогнозных поступлений доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР; прочих неналоговых поступлений по распределительной составляющей бюджета ПФР; поступающих в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ПФР; от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР (в части реализации основных средств и материальных запасов); прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба Фондом не рассчитаны, и в прогнозе доходов на 2017 – 2019 годы не предусмотрены. По оценке Счетной палаты, объем поступлений указанных доходов составит в плановом периоде более 43 млн. рублей ежегодно.

14. В ходе контрольного мероприятия установлено, что средства федерального бюджета на осуществление выплаты материального обеспечения специалистам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в 2018 и 2019 годах не предусмотрены. Потребность в указанных средствах составит в 2018 и 2019 годах 8 300 000 тыс. рублей ежегодно.

По мнению Счетной палаты, отсутствие средств на осуществление выплаты материального обеспечения специалистам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, на 2018 и 2019 годы содержит риски неисполнения обязательств Российской Федерации.

15. Законопроектом не предусмотрены средства на выплату пенсий в связи с ратификацией Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Южная Осетия, а также Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Достоверные данные о прогнозной численности граждан Государства Израиль, имеющих право на получение страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, отсутствуют, что не позволяет оценить объем средств, необходимых для реализации указанного Договора.

16. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства предусмотрены в 2017 году в объеме 890 118,6 тыс. рублей, или 104,9 % к показателю 2016 года, в 2018 году – 771 954,1 тыс. рублей, или 86,7 %, в 2019 году – 754 988,1 тыс. рублей, или 2,2 % к показателю предыдущего года. При этом общая сметная стоимость 23 проектов ПФР, не учтенных в общих объемах капитальных вложений на 2017 – 2019 годы, составляет 2 479 100,4 тыс. рублей.

Предложения

Государственной Думе рекомендовать Правительству Российской Федерации:

обратить внимание на то, что в проекте федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» средства на осуществление выплаты материального обеспечения специалистам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в 2018 и 2019 годах не предусмотрены;

обратить внимание на то, что при ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Южная Осетия, а также Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения могут потребоваться дополнительные бюджетные ассигнования на выплату пенсий указанным категориям получателей;

провести сверку с компетентными органами Государства Израиль численности граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках реализации Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения;

разработать и утвердить методику расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР;

разработать и утвердить методику определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента;

Пенсионному Фонду Российской Федерации:

привести наименование кода бюджетной классификации «Средства пенсионных накоплений, полученные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации от негосударственных пенсионных фондов для зачисления их в резерв Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию в связи с отсутствием правопреемников умерших застрахованных лиц, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и средства, направленные указанным негосударственным пенсионным фондом на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности указанного негосударственного пенсионного фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования неправомерно полученных средств пенсионных накоплений застрахованных лиц» в соответствие с требованиями статьи 201 Федерального закона № 75-ФЗ;

оценить финансовые последствия трансформации системы государственного досрочного пенсионного обеспечения в систему негосударственного досрочного пенсионного обеспечения в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года изменений в Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих создание механизмов досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

пересмотреть и доработать Методические рекомендации по формированию прогнозов доходов бюджета ПФР, утвержденные распоряжением правления ПФР от 9 июня 2016 г. № 281р.

Учитывая изложенное, Счетная палата полагает, что законопроект может быть принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении и доработан ко второму чтению с учетом высказанных замечаний и предложений.

 

 

Приложение: 1. Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов положениям Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года на 3 л. в 1 экз.
  2. Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов статьям Бюджетного кодекса Российской Федерации на 1 л. в 1 экз.
  3. Перечень законов и иных нормативных правовых актов на 8 л. в 1 экз.
     

 

Председатель Счетной палаты Российской Федерации   Т.А.Голикова

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.