Библия как древний источник сведений о праве и морали
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Возникновение права
Взаимодействие права и морали (нравственности) в обществе сложный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому её укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет и т.д. Право и мораль - дополняющие друг друга средства нравственного социального регулирования. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организационного общества. Право основывается на морали и является одной из форм её существования. Характерной чертой права является то, что право должно отражать требования общественной справедливости, служить интересам общества в целом и личности. Таким образом, я считаю, что такая точка зрения может стоять наравне с другими. Право зародилось в первобытном обществе, на заключительном этапе его развития, когда стали образовываться протогосударства, право ещё было трудно отличимым от обычаев, которые являлись одним из основных средств регулирования жизни первобытного общества. Постепенно отличия становились всё более явными, но всё же до нашего представления о праве, как о социальном явлении ещё было далеко. И лишь тогда, когда сложились соответствующие социально-экономические условия, право полноправно заявило свои претензии на роль главного средства социального регулирования. По моему мнению, основной причиной возникновения древнейшего права являются противоречия, возникшие между имущими и неимущими слоями общества. Для того, чтобы регулировать эти отношения, подчинить волю бедных более богатым, установить определенные нормы поведения государство установило:
· Правовой обычай · Судебный (административный) прецедент · Правотворческую деятельность государственных органов Первый известный нам свод законов Эшнунны - древнего города Месопотамии, датируется XX в. до н.э. и является одним из древнейших памятников законодательства. Верхний слой египетского общества составляли жрецы, чиновники военная знать. Рабовладение в Египте появилось еще до образования централизованного государства. Наряду с рабами подвергались эксплуатации свободные крестьяне и ремесленники. Форма правления государственного строя Египта в период древнего и Среднего царства - восточная деспотия, при которой власть принадлежит одному лицу - царю-фараону. Ей присуще наличие трех ведомств, общественных работ, военного и финансового. В связи с этим, на мой взгляд, характерные черты восточной модели древнего права следующие: · Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации · В брачно-семейном праве пережитки матриархата. Женщины пользовались равными правами с мужчинами · В уголовном праве особо тяжким преступлением считалось посягательство на власть фараона · В судопроизводстве не было гласности · В Древнем Египте отсутствовала частная собственность на землю · В обязательном праве - договор займа, договор найма рабов, скота, имущества. Обязательства из-за причинения вреда личности (деликты) или имуществу. право мораль закон хартия 2. Свод законов Вавилонского царя Хаммурапи» (XVIII в. до н.э.)
Важнейшей частью древневавилонского права являются законы царя Хаммурапи (первая половина XVIII в. до н.э.) Структура свода законов: Ст. 1-5 Положения процессуального характера Ст. 6-126 Положения о регулировании имущественных отношений Ст. 127-195 Положение о семейных и наследственных правоотношениях Ст. 194-214 Положение о защите личности
Согласно своду законов Хаммурапи, если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит детей, и отец при своей жизни скажет детям, рождённым ему рабыней: «мои дети», причислит их к детям супруги, а потом отец умрёт - дети супруги и дети рабыни должны делить имущество в доме их отца поровну; наследник - сын супруги при разделе должен выбрать и взять свою часть первым (ст. 170). А если отец при своей жизни не скажет детям, рождённым ему рабыней: «мои дети», дети рабыни не могут делить с детьми супруги имущество в доме их отца. Рабыня и её дети должны быть отпущены на свободу. Дети супруги не могут предъявлять к детям рабыни иска об обращении в рабство. Закон делал различие между детьми от первого и второго законных браков. Первые делили между собой 2/3 наследственной массы, а вторые только 1/3. Наследниками являлись прежде всего сыновья, дочери же получали часть наследства в виде приданного. Старшему сыну - недвижимость (земля, домовладение). Между другими сыновьями имущество делилось поровну. Виды наказаний предусмотренных законами Хаммурапи определялись их целью. Такою целью было возмездие, к тяжким преступлениям относились кража и грабёж, кроме других. За тяжкие преступления предусматривалась, безусловно, карать смертью, смертная казнь в свою очередь квалифицировалась на различные варианты (сожжение, утопление, и т.д.) Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: • Против личности; Например, неосторожное убийство (строитель, построивший дом, который обвалится и причинит вред живущим в нем людям, будет нести соответствующее наказание); членовредительство (повреждение человеку глаза, зуба, костей и т.д.) Во всех случаях действуют принципы талиона - виновного настигает та же участь, что и потерпевшего. За побой - штраф. • Имущественные; Например, кража скота, имущества, рабов. Укрывательство рабов. Грабеж Имущественные преступления карались сурово. Либо смертная казнь, либо членовредительство, в некоторых случаях огромный штраф. • Против семьи; Например, прелюбодеяние, кровосмешение. Преступные действия, подрывающие отцовскую власть. Во всех случаях целью наказания является возмездие. Процесс был одинаков как по уголовным делам, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления, потерпевшей стороны. Средства доказывания - показания свидетелей, клятвы, ордалии (божий суд). Судья не мог изменить своего решения. Если он это делал, то платил штраф в 12-тикратном размере к сумме иска и лишался своего места, без права судить кого-либо.
Статья 23 и 24 судебника Хаммурапи характеризует родоплеменной обычай. В статье 23 кодекса, например, обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку грабителем, если преступника не удалось поймать. «Если при этом загублена жизнь, община и рабианум (старейшина) должны отвесить одну мину серебра его (убитого) родственником». Все это говорит о сохранившихся в кодексе пережитках прошлого, о родоплеменных обычаях. Сборник законов Хаммурапи являлся не чем иным, как записью судебных обычаев, сложившихся прежде всего на Севере. · Обычай письменно оформлять совершение сделок · Кровная месть заменена наказаниями, налагавшимися органами государственной власти, и вознаграждениями, уплачиваемыми преступниками. Наказания отличались суровостью. • Определяются государственные и религиозные преступления, а так же преступления против личности. Возникновение государства и права - это огромный шаг вперед в динамике развития общества. Так, во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Как видно, Законы даже предоставляют защиту слабому против сильного. Другой вопрос, насколько удавалось слабому в реальной жизни отстоять свои права бедняком, каким к нему попадал, и ему предстояло либо сейчас же вновь идти в кабалу, либо прибегнуть к «защите» царского или храмового хозяйства. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия. Библия как древний источник сведений о праве и морали
Ясчитаю, что в приведенных фрагментах из Ветхого Завета и Нового Завета представлены моральные заповеди. Юридические нормы - это официальные государственные акты правотворчества. Юридические нормы закреплены в официальных источниках. Государство может заставить строго соблюдать и выполнять юридические нормы. Юридические нормы принимаются по определенным правилам, для них определена четкая процедура исполнения. За неисполнение юридических норм наступает правовая ответственность. Моральные заповеди записаны в религиозных книгах. Существуют различные религии. Приверженцы той или иной религии следуют моральным заповедям своей веры. Но все они обязаны соблюдать юридические нормы, установленные государством, где они проживают. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (политенсизм-многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или над национальные религии - буддизм (IV-V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации религиозных отношений - церковь, духовенство и миряне. Получает развитие теология (учение о боге).
К. Маркс утверждал, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм…». Однако «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо в конечном счете, и право, и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия, «» (профессор Е.А. Лукашева). На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы, как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм: на религию, право, мораль. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Я считаю, что взаимосвязь формирования мировых держав и возникновение мировых религий существует. Взять хотя бы пример с Россией, перед тем как принять веру князь Владимир отправил 10 человек в разные земли, чтобы узнать какой народ лучше всех других понимает бога истинного. В то время в Киеве были и магометяне, и греки. В конечном итоге была выбрана вера христианская, которая зародилась в Константинополе. Механизм действия права как воли божества таков. Бог открывает человеку свою сущность и свою волю «Отсюда откровения», а человек, вступая в этот союз и пребывая в общении с божеством, делает его волю своей нормой и отдаёт свои силы на её осуществление. Понятно, что религиозный человек воспринимает волю божью в качестве нормы поведения и видит в божестве установителя этих заповедей. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить, прежде всего, богу, а уже потом людям, обществу. Заповеди созвучны с современными нормами права. Ведь и сегодня все уголовное право настроено на защиту прав и свобод граждан, на защиту личности. Нормы права мы должны четко соблюдать и не нарушать. В случае их нарушения гражданин несет уголовную или иную ответственность. В Библии тоже говорится о соблюдении всех заповедей. Иначе Бог не прости греха. Призывает, соблюдая все заповеди, служить Богу, за что он благословит, отвратит болезни. Когда Моисей пересказал народу все слова Господа и все законы, весь народ сказал, что сделает все, что сказал Господь.
Наставления Ману в дхарме
На мой взгляд, подобные требования можно назвать нормами древнего международного правового обычая. Сборник «Законы Ману» явился законом государства, источниками права которого были обычаи, складывавшиеся в течение нескольких веков. Поэтому данное наставление, я считаю не законом государства, а обычаем. Слова «варна» и «каста» являются синонимами. С развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Постепенно все прежде равноправные стали свободными, стали, делится на группы неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия - варны всё больше становились замкнутыми. Таким образом, варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы - касты. Принадлежность к касте обуславливалась рождением человека и наследовалась. Поэтому по качественному показателю я считаю, что понятия «варны» и «касты» считаются синонимами. Варна - замкнутые социальные группы, неравные по своему правовому положению. В Древней Индии они имеют четыре основных сословия (буквально означает «цвет» и «качество»). Иначе это звучит касты (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры). Брахманы занимаются изучением священных книг, они сама святость и истина. Это жрецы. Кшатрии - управление, наказание и защита. Их удел приносить жертвы и давать дары. Они воины. Вайшии - земледельцы, торговцы, ремесленники. Шудры - низшая варна. Слуги брахманов. Батраки. Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том числе и государство Маурьев, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а «милым богам». В Законах Ману обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который может, быть «глупым, жадным, необразованным, приверженным к порокам». Лишь свободная воля индийских царей давала им возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели его самого и управляемый им народ. Царю-человеку предписывается почитать брахманов, знающих веды. Царь являлся главой административного аппарата. Я думаю, что в данной юридической норме имеется ввиду право собственности. Законами Ману охраняются движимое имущество, к которому относится скот, рабы, инвентарь. В этой норме имеется в виду, что человек являющийся рабом относится к категории движимого имущества, как и скот (домашние животные).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|