Правовые обычаи области Бовэзи
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Сословно-классовая структура общества французского феодального государства XIV-XV вв. включала следующие сословия: · Духовенство · Дворянство · Горожане и крестьяне Эти сословия подразделялись на высшие, средние и низшие. Первые два считались привилегированными, что, прежде всего, освобождало их от налогов и повинностей, которые были возложены на «третье сословие». Между правами дворян и других свободных людей, существует большая разница. Крепостное состояние двояко. Одни крепостные так подчинены, что их сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют над ними право смерти и жизни, могут держать их в заключении. С другими обращаются более мягко, если только они не провинятся. Филипп де Бомануар в своем трактате отдает явное предпочтение письменным доказательствам, чем судебной дуэли. Это связано, на мой взгляд, с тем, что на судебной дуэли правят эмоции, а письменные доказательства более реалистичны и объективны. Правовые обычаи Бовэзи настаивают на объективном исследовании дела, поэтому и советуют больше уделять внимания осязаемым (письменным) доказательствам. В IХ-ХI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории его проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами. В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права. Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары - «страна писаного права», так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался «страной обычного права», так как там основным источником были местные обычаи - кутюмы.
Письменными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы. Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на «Юге» оно выступало в качестве основного источника права, то на «Севере» оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник «писаного разума». 3 ответ. Кутю ́ мы (от фр. coutume - обычай) - правовые обычаи некоторых провинций, территорий, городов в средневековой Франции, или французское местное обычное право (также называемое публичным) эпохи феодализма. Существовали как в устной форме (преимущественно в северной части страны), так и в письменной - на юге Франции. Различия заключались не только в форме, но и в содержании - на севере кутюмы представляли собой совокупность преобразованного канонического права, грамот, прецедентов локальных судов. На юге - смесь местных обычаев на основе римского права. В XIII веке появились первые письменные сборники При крестьянских восстаниях местные территориальные обычаи - кутюмы, уничтожались, т.к. их отсутствие мешало господам привлекать крестьян к ответственности, т.к. не существовало единого права и на территории разных провинций существовали свои «кутюмы», что в дальнейшем создавало трудности при судопроизводстве.
Городское право в Средние века
Конституция - это нормативный акт, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории. Исходя из этого понятия, следует, что городская хартия - это своего рода конституция города, так как она фиксировала городские вольности. Она строго определяла финансовые и иные повинности городов.
Например, Великая Хартия вольностей Англии XIII века, затрагивает интересы всех слоев общества. В ней оговорены следующие моменты: освобождение баронов от произвола при обложении денежных повинностей, свобода церковных выборов, право иноземных купцов свободно въезжать в Англию и выезжать из нее, вести торговлю и многие другие. Хотя города Англии имели свои органы управления и суды, государство не представляло им полной самостоятельности, вмешиваясь прежде всего в экономические отношения, процессы торговли и производства. Как следствие такого вмешательства были изданы: Ордонас «О рабочих и слугах», «Статус о рабочих», «Статус о рабочих», «Статус об учениках». Например в Германии в средние века не существовало общей правовой системы. Население жило по партикулярным правам. Указанное наказание я считаю, относится к категории позорящих, бесчестящих. Ст. 9,15-18,30 Хартии вольностей города Лорриса гласит, что никто с жителей Лорриса не будет требовать тальи (тальи с фр. Taille - постоянный прямой налог во Франции XV-XVIII вв, главным образом на крестьянство, взимавшийся в основном в произвольных размерах. Отменен Великой французской революцией), никаких подмог и вымогательств; никто из жителей не будет исполнять барщину, исключая одного раза в год; никто не будет задержан в тюрьме, если только представит поручительство, что явится в суд; каждый может продавать своё имущество и, получив деньги свободно покинуть город, если он не совершит в нём преступление; если человек проживёт больше года в городе, и за ним не числятся, правонарушение он может спокойно оставаться в городе. По особенностям имущественных прав сказано, что всякий владеющий имуществом не будет лишён никакой его части, если только не совершит проступок, направленный против короля и его подданных. Средневековые Монархии Феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как например, у германских и славянских племен).
В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина. Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1) ее иерархический характер; 2) сословный характер; 3) ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например церковные земли, вообще были изъяты из гражданского Оборота. Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти. Сословное деление феодального общества будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения. Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделенные закрепленными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде. Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.
Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии. Вассально-сеньориальная монархия (Х-Х111 вв.) - в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей. Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях. Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права. «Рецепция» римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие: 1) римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства; Национально-освободительные мотивы сыграли не последнюю роль в формировании централизованных монархий. Например, установление абсолютной монархии во Франции стало возможным не только потому, что сила крупных феодалов бывших серьёзными противниками королевской власти и централизации управления была подорвана, а буржуазия была ещё недостаточно сильна, чтобы захватить в руки политическую власть. Но и важную роль сыграли известные религиозные войны между католиками и гугенотами. В итоге этих войн (1559-1589 гг.) была перебита значительная часть дворянства, что серьёзно ослабило его силу и способствовало укреплению французских королей.
К 1500 году в Англии, Франции, Германии сложилось правление в форме сословно-представительной монархии. В Англии сословно-представительная система сложилась в результате острой борьбы феодалов с королем, и знаменовало собой политическую победу сословий над монархией. Создание в Англии во второй половине XIII века сословно-представительного учреждения - парламента - повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновении монархии с сословным представительством. Парламент - представительный орган. В данном периоде нельзя не сказать о союзе джентри с молодой буржуазией, который содействовал укреплению парламента и сделал его в последствии главным орудием в борьбе с королевской властью. Он содействовал сохранению самоуправления в графствах и не позволил обессилить парламент. В Германии развитие сословно-представительной монархии началось в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей империи. Большую роль в этом сыграли ландаги - сословные представительства духовенства, дворянства и горожан. С конца XII века в Германии начался процесс децентрализации и ослабления императорской власти. А с XIII века фактически начали складываться отдельные центры политической власти и управления. Императорская власть окончательно утрачивает контроль над княжеской. В XIV-XVI вв. Германская империя представляла собой большое число независимых образований (сословно-представительных монархий), не подчиненных императору. Управление Германии сосредоточилось в руках семи курфюрстов - крупнейших светских и духовных феодалов («Золотая булла» 1356 г.). Во Франции процесс формирования сословно-представительной монархии был сложным и противоречивым. Он начался с усиления королевской власти, что было неразрывно связано с преодолением феодальной раздробленности.
Литература
1. Борисеевич М.М., Бельчук О.А., Евтушенко С.Г. История государства и права зарубежных стран: краткий учебный курс. - М.: Юриспруденция, 2001 2. Кучер В.В. История государства и права зарубежных стран: Словарь справочник. - Новосибирск: Сибир. соглашение. 2000 . Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права: История государства и права зарубежных стран. - М., 2002 . Алексеев Н.Н. Идея государства. - 2-е изд. - Спб.: Лань, 2001
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|