Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три задачи на сообразительность (не предполагающих знания законов формальной логики).




а) Человек разглядывает портрет. У него спрашивают: чей портрет вы рассматриваете? Человек отвечает: «В семье я рос одни, как перст один, и все же, отец того, кто изображен на портрете, сын моего отца». Чей портрет разглядывает человек?

Предположим, что на поставленный вопрос человек отвечает так: «В семье я рос один, как перст один, но все же, сын того, кто изображен на портрете, сын моего отца». Чей портрет разглядывает человек?

б) В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но что ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия», заметил черноволосый. «Ты прав», сказал Белов. Каков цвет волос художника.

в) Каждый из пяти друзей имеет по одному сыну. Каждый сын одолжил книгу у одного из друзей своего отца. Все эти друзья имеют фамилии, обозначающие профессию, однако, ни у кого фамилия не совпадает с его профессией. Сын кузнеца взял книгу Кузнецова; он же тезка профессии сына Кузнецова и одновременно того, чью книгу взял сын Кузнецова. Известно, что фамилия плотника не Столяров и что плотник взял книгу Шорникова. Какова фамилия трубочиста? (Согласно старой традиции, сын наследует профессию своего отца).

 

1. Определите в случае каждого из понятий, является оно единичным, общим или пустым:

Книга. Самая высокая вершина Кавказа. Крупный город. Ромб с пятью углами. Санта Клаус. Самая длинная река России. Наименьшее натуральное число. Наибольшее натуральное число. Время года между осенью и зимой. Королева Англии. Вурдалак, живущий в Трансильвании. Менеджмент. Логическая связка. Кентавр.

2. Какие из следующих понятий являются конкретными, а какие абстрактными:

Водород. Получеловек-полулошадь. Белый, круглый, светящийся предмет. Симпатия. Химический элемент. Конкретность. Река, не впадающая ни в море, ни в озеро. Гигантский ящер мелового периода. Округлость форм и линий. Суффикс. Круг полномочий какого-либо органа или должностного лица. Главенствующая идея. Восхождение на труднодоступные вершины. Кабинет министров. Оркестр Большого театра.

3. Приведите по три примера понятий, являющихся одновременно:

а) конкретными и пустыми, конкретными и единичными, конкретными и общими; б) абстрактными и пустыми, абстрактными и единичными, абстрактными и общими.

4. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Логика. Страна. Усидчивость. Электричество. Мартовский заяц. Время года. Старик Хоттабыч. Истина. Страна невыученных уроков. Свобода. Религия. Ветер в ивах. Материя. Греческая мифология. Метафора. Родник. Солнечный свет.

5. Укажите, в каком отношении находятся объемы следующих понятий:

Суффикс – приставка. Дедушка – отец. Мать – дочь. Синий – красный. Логика – традиционная логика. Бьющийся предмет – небьющийся предмет. Венера – вторая по расстоянию от Солнца планета. Шахматист – гроссмейстер.

6. Укажите, какие из приведенных понятий являются противоречащими, а какие противоположными:

Высокий – низкий. Молодой – старый. Совершеннолетний – несовершеннолетний. Абстрактный – конкретный. Близкий – неблизкий. Большой красный предмет – небольшой коричневый предмет. Молотый кофе – растворимый кофе.

7. Представьте с помощью круговых схем отношения между объемами понятий:

Поэт – прозаик – драматург. Адмирал – английский адмирал – адмирал Нельсон – русский адмирал – адмирал Ушаков. Полководец – древнегреческий полководец – древнеримский полководец – Александр Македонский – Цезарь – русский полководец – Александр Суворов – Ганнибал. Дедушка – отец – сын. Отец – сын – брат. Дядя – брат – племянник. Человек – мужчина – женщина – ребенок. Водоплавающее животное – рыба – животное, дышащее жабрами, - кит – акула – треска. Поэт – русский поэт – русский поэт Х!Х века – русский поэт Х!Х века, родившийся в Москве, - Лермонтов. Планета – астероид – комета – планета Солнечной системы – планета Солнечной системы, имеющая атмосферу, - Земля – спутник Земли. Картина – реалистическая картина – сюрреалистическая картина – картина Репина – картина Дали.

Содержание какого понятия в следующих парах предполагает большее количество признаков?

Утро – зимнее утро. Русский язык – язык Блока. Человек – добрый человек.

9. Измениться ли содержание приведенных ниже понятий в следующих случаях?

Содержание понятия «луна» после того как была сфотографирована обратная сторона луны?

Содержание понятия «студент нашей группы», если студенты нашей группы будут учиться лучше?

Содержание понятия «зима», если она в этом году запаздывает?

Изменится ли объем приведенных ниже понятий в следующих случаях?

Объем понятия «атом», если будут открыты новые разновидности атомов?

Объем понятия «первокурсник» после того, как нынешние первокурсники перейдут на второй курс?

Объем понятия «чемпион мира по шахматам» после очередного матча претендентов?

Какие из следующих отношений между понятиями являются отношениями рода и вида, а какие выражают отношения части и целого?

Образное выражение – поговорка. Система права – гражданское право. Школа – средняя школа. Школа – выпускной класс школы. Часть Китая – часть Азии. Дерево – крона дерева. Драматическое произведение – комедия. Лицемерие – двуличие. Институт – факультет. Государственная власть – парламент.

12. Один из крупных ученых сказал о диссертации Х: «У Вас много правильного и много оригинального». При каком отношении понятий «правильное» и «оригинальное» в диссертации такое высказывание означает похвалу и при каком отношении понятий оно похвалой не является?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...