Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие смыслы вкладываются в этих двух случаях в слово «делить» («деление»)?




9. Укажите, какие ошибки допускаются в следующих делениях:

Комедия делится на комедию ситуаций, комедию характеров, черную комедию, слезливую комедию, комедию идей и комедию нравов.

Умозаключению делятся на дедуктивные, индуктивные и аналогию.

Грамматические предложения делятся на простые, сложносочиненные и сложноподчиненные.

Леса делятся на хвойные и лиственные.

Международные договоры делятся на устные, письменные, справедливые и несправедливые.

Числа делятся на простые, четные и нечетные.

Электрические приборы делятся на измеряющие силу тока и измеряющие напряжение.

10. В старые времена в ходу были такого рода афиши и приписки к ним: «Виртуоз-пианист В.Х.Давингов. Играет головой, локтем и сиденьем; 1-е место – 50 копеек, можно сидеть; 2-е место – 30 копеек, можно стоять; 3-е место – 10 копеек, можно делать все, что угодно. Купившие первые 50 билетов, за исключением галерки, получат бесплатно портрет артистки – жены г-на режиссера…»

Какая ошибка допускается в делении мест в зрительном зале?

В каких из приведенных ниже примеров имеет место деление понятий? В каких примерах – другие логические операции?

Геометрические фигуры делятся на прямолинейные и криволинейные.

Полк делится на батальоны.

Треугольники делятся на разносторонние и равнобедренные.

Весна бывает ранняя и поздняя.

Обед состоял из трех блюд.

Члены предложения бывают главные и второстепенные.

Предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения.

История человечества делится на древнюю, среднюю, новую и новейшую.

Исторические события относятся к древней, средней, новой или новейшей истории.

Учебник состоит из 11 глав.

Имеет ли место деление понятий в следующих случаях?

Составление меню в столовой.

Составление железнодорожного расписания.

Составление предметного указателя к книге.

13. Некто купил следующие книги:

«Война и мир» Л.Н.Толстого, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Generation П» В.Пелевина, «Занимательная физика» Я.Перельмана, «Геометрия» А.Киселева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Апология Сократа» Платона, «Курс теоретической физики» Л.Ландау и Е.Лившица, «Логика» А.Ивина, «Эволюция физики» А.Эйштейна.

Распределите эти книги на 3-х книжных полках.

14.Разделите приведенные ниже понятия на различные группы:

Китай, Волга, окно, бесстрашие, мысль, легкомыслие, планета, краснота, скромность, бездушие, цвет кремлевских стен, А.С.Пушкин, русский поэт.

15. По приведенным ниже членам деления определите делимое понятие и основание деления:

Город, деревня, поселок, хутор. Определение, дополнение, обстоятельство. Книга, газета, журнал, плакат. Самолет, вертолет, дирижабль, воздушный шар. Религия, философия, искусство, наука.

 

Тема 3. Суждение. Высказывание. Вопрос

 

1. Суждение как форма мышления. Структура простого суждения. Виды суждений. Распределенность терминов в суждениях.

2. Общая характеристика высказывания. Простые и сложные высказывания. Модальность высказываний.

3. Логическая характеристика вопроса. Виды вопросов. Правила постановки вопросов. Виды ответов.

 

Литература

 

Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1998.

Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981.

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (фундаментальный курс). В 2-х книгах. М., 1994. Книга 2.

Ивин А.А. Логика. М., 2000.

Ивлев Ю.В. Логика. М., 1992.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

Евстратов В.Д., Конык Г.К. Логика и теория аргументации. Казань, 1999.

Упражнения

А. Суждение

 

1. Проанализируйте следующие пословицы и выделите те из них, которые выражают суждения.

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

Гляди не на человека, а на его дела.

Птицу узнают в полете, человека – в работе.

Не смотри на лицо, а смотри на дело.

Человека узнают не по речам, а по делам.

Дерево дорого плодами, а человек – делами.

Сперва подумай, а потом начинай.

Думай медленно, работай быстро.

Хороший кузнец и лягушку подкует.

Пословица не даром молвится.

2. Определите субъект, связку и предикат в суждениях, выраженных следующими предложениями, и сравните их с грамматическим подлежащим и сказуемым.

Винни-Пух – поэт.

Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца.

В науке – вот в чем секрет!

Учиться – всегда пригодится.

Мне хочется пойти в кино.

Он не стал чемпионом.

День умолк. Настала ночь.

Нет адъютанта без аксельбанта (К.Прутков).

Облако превратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо.

«Все течет, все изменяется» - это изречение, приписываемое Гераклиту.

3. В повести А.П.Чехова «Драма на охоте» умирающая героиня Ольга произносит фразу: «И ты… ты… убил». Что может здесь быть логическим субъектом и предикатом? Какую возможность желает устранить следователь, когда он вслед за словами Ольги говорит: «Кулика? После того, как я добил подстреленного кулика, вы поморщились и удалились от компании…»

4. Определите какие суждения являются: атрибутивными, суждениями отношения, существования.

Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются.

Май этого года по статистике теплее мая предыдущих пяти лет.

Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа.

Обычай – это правила, сложившиеся в результате многократного повторения определенных поведенческих ситуаций.

Каждая страна имеет свой гимн.

Со временем все тайное становится явным.

Поэт в России больше, чем поэт (Е.Евтушенко).

Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого.

В музее находится одна из последних работ известного художника.

Не существуют абсолютной повторяемости явлений.

Троицкая башня Московского Кремля построена раньше остальных башен.

Ничто не существует беспричинно.

«Дни поздней осени бранят, обыкновенно…» (А.С.Пушкин).

5. Суждения отношения и суждения существования упражнения 4 выразите в форме атрибутивного суждения.

6. Определите качество следующих суждений:

Стрелки, не сделавшие ни одного промаха, были зачислены в снайперы.

Мы попали не туда, куда думали.

Я смотрел не туда, куда думали.

«Не казнь страшна. Страшна твоя немилость»

Это белье долго не сохнет.

Это белье скоро не сохнет.

«Ничто человеческое мне не чуждо».

«Воюют не числом».

7. Определите количество следующих суждений:

Все понятия отражают существенные признаки предметов.

Большинство из нас хорошо учится.

Видимая половина Луны более богата морями, чем невидимая.

Несколько дюжих казаков схватили меня и связали.

Цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют.

Ветер между тем час от часу становился сильнее.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

8. Установите количество и качество следующих суждений:

В любой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко.

Среди диких растений флоры нашей страны многие представляют собой большую ценность для медицины.

У него нет возможности прочесть эту книгу.

У каждой лошади есть хвост.

На всякого мудреца довольно простоты.

Не все то золото, что блестит.

Люди в подавляющем своем большинстве хотят добра.

Все акты моей комедии при всем их разнообразии протекают в течение года (М.Монтень).

Когда-то считали, что летучие мыши не натыкаются в темноте на проволоку благодаря ясновидению.

Наукообразное преподнесение лжи гипнотически действует на доверчивого читателя.

Большое множество простых умов \ Живут постройкой карточных домов (Гете).

9. Какие из следующих суждений противоречат друг другу:

а) Каждый кашалот является водоплавающим.

б) Ни один кашалот не является водоплавающим.

в) Отдельные кашалоты не являются водоплавающими.

г) Некоторые кашалоты – водоплавающие.

д) Не все кашалоты дышат жабрами.

е) Нет кашалота, который дышал бы жабрами.

ж) Кашалот дышит жабрами.

з) Некоторые кашалоты дышат жабрами.

10. Какие из приведенных суждений не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными:

а) Все лыжники – мастера спорта.

б) Некоторые лыжники не являются мастерами спорта.

в) Ни один лыжник не является мастером спорта.

г) Отдельные лыжники – мастера спорта.

11. Какие из приведенных суждений могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.

а) Все врачи – окулисты.

б) Некоторые из врачей – окулисты.

в) Некоторые врачи не окулисты.

г) Среди врачей нет окулистов.

 

В. Высказывание

12. Укажите, какие из перечисленных высказываний являются описательными, а какие – оценочными:

Если металл нагревается, он плавится.

Неправда, что философские споры неразрешимы.

Сухая и теплая погода гораздо лучше сырой и холодной.

Этот город когда-то был намного меньше Парижа.

Я обещаю подумать над вашим предложением.

Он обещал больше не досаждать нам занятиями по логике.

Слушайте меня, пожалуйста, внимательно.

Я обещал сделать это, но никогда этого не сделаю.

Когда-то на этом месте стоял большой дом.

Благодарю вас, что вы сделали для меня это.

Я приказываю тебе уйти.

Настоящим объявляется перерыв.

Мы должны готовится к экзамену.

Не можете ли вы передать соль?

Вы могли бы вести себя немного тише.

Нам всем было бы лучше, если бы вы немного сбавили тон.

Я просил тебя, кажется, тысячу раз не есть с открытым ртом.

13. Укажите, какие из высказываний, приведенных в предшествующем упражнении, следует отнести к неопределенным.

14. Укажите, какие из следующих высказываний относятся к бессмысленным:

Александр Македонский мало чему научился у своего учителя, Аристотеля.

«Крекс, фекс, пекс» - вот наш ответ.

Самая высокая горная вершина была заметно ниже окружающих ее вершин.

Если паровоз, то идет снег или дует сильный ветер.

Мы шли вдвоем: он в пальто, а я в университет.

Тот, кто прыгает в длину в секторе для толкания ядра, определенно «играет в другую игру».

Астронавты долетели с Юпитера до Земли за полторы минуты.

Искренняя молитва преодолевает земное притяжение и возносит человека к Богу.

Микробы, как и мыши, зарождаются из грязи.

Человек появился на Земле сразу в таком виде, в каком он существуют сейчас.

Роза красная и одновременно голубая.

Дом – это не цвет, а оптическое явление.

Она была дама горячая, смелая, смуглая.

Вчера мы побывали к нему.

Обаяние его на нее было безмерным.

Он знал, что вертится Земля, но у него была семья.

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдачит бокрёнка.

15. Укажите, какие модальные понятия используются в приведенных высказываниях:

Доказано, что сила равна массе, умноженной на ускорение.

Запрещено распространять о другом человеке ложные, порочащие его сведения.

Если жидкость нагревается, она с необходимостью закипает.

Доказано, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов.

Отпуск на морском побережье лучше, чем отпуск в горах.

Возможно, что вечный двигатель будет все-таки создан.

Ньютон был убежден, что алхимия – наука.

Сомнительно, что жизнь есть и на других, кроме Земли, планетах.

То, что сегодня пошел дождь, - чистая случайность.

Невозможно и утверждать и отрицать одно и то же.

Необходимо, что металл – это металл.

Художники Возрождения считали, что интересовать человека должен прежде всего он сам.

Человек должен любить ближнего своего, как самого себя.

16. Пусть a представляет высказывание «Теория Дарвина является научной», b – высказывание «Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными» и c – высказывание «Теория Дарвина может быть опровергнута опытными данными». Сформулируйте высказывания, получающиеся из приведенных формул в результате подстановки вместо переменных a, b и с указанных конкретных высказываний:

а) a ® (b Ú c), д) (b Ù ~ c) ® ~ a,

б) a ® (b ® c), е) ~ a ® (~ b Ú ~ c),

в) (b Ú c) ® a, ж) (~ b Ù ~ c) ® ~ a,

г) (~ b Ù c) ® ~ a, з) b ® (c ® a).

17. Формализуйте следующие высказывания:

Если завтра выпадет снег, мы пойдем в лес на лыжах и возьмем с собой собаку.

Тот, кто ясно мыслит, ясно говорит.

Он – образованный человек и неправда, что у него неважная память.

Здесь холодно, и было бы хорошо, если бы ты закрыл окно.

Геометрия Евклида непротиворечива, но геометрия Лобачевского также непротиворечива.

Если вы были в Париже, то вы видели Лувр или видели Эйфелеву башню.

Если говоришь неправду, то либо ошибаешься, либо обманываешь.

Если какое-то вещество нагревать, оно расплавится или испарится, но оно может и взорваться.

Если свет имеет волновую природу, то, когда он представляется в виде потока частиц (корпускул), допускается ошибка.

Тот, кто изучал геометрию, знает теорему Пифагора или, во всяком случае, слышал о ней, а если эта теорема ему неизвестна, ему нетрудно будет понять ее.

 

C. Вопрос

 

18. Осуществите анализ следующих вопросов (укажите, к каким видам они относятся, каковы их предпосылки, правильны или они):

Когда будет построен вечный двигатель?

Кто в мире самый лучший?

А что, отец, - спросил молодой человек, затянувшись, - невесты у вас в городе есть? (И.Ильф, Е.Петров)

Верно ли, что студенты понимают, что они говорят?

Какие существительные не спрягаются?

Сколько лет королю Франции?

Господин поручик, считаете ли вы для себя приемлемым ездить на краденом коне? (Я.Гашек)

Что такое неклассическая логика?

Каким образом весна влияет на уравнения третьей степени?

19. Установите, какие из приведенных ниже вопросов поставлены неправильно, и укажите источник ошибки:

В этой комнате примусов не зажигают? (И.Ильф, Е.Петров)

Каковы размеры материальной точки?

Является ли субъект частноутвердительного суждения распределенным?

Отними у собаки кость – что останется? (Л.Кэрролл)

Как же называется эта книга?

В каких случаях после шипящих не пишется буква я?

 

Тема 4. Умозаключение

1. Общая характеристика умозаключения. Непосредственные умозаключения.

2. Опосредованные умозаключения. Состав простого категорического силлогизма и его общие правила.

3. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Специальные правила фигур.

4. Общая характеристика индуктивных умозаключений. Полная и неполная индукция. Виды неполной индукции.

 

Литература

 

Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1998.

Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

Асмус В.Ф. Логика. М., 1947.

Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. М., 1948.

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (фундаментальный курс). В 2-х книгах. М., 1994. Книга 2.

Челпанов Г. Учебник логики. М., 1994.

Ивин А.А. Логика. М., 2000.

 

Упражнения

 

1. Превратить следующие суждения:

Ни один свидетель не должен давать ложных показаний.

У нас много шахматистов, не относящихся к первой категории.

Ваше утверждение не является правильным.

Играть с огнем не безопасно.

Не все то золото, что блестит.

Не всякому слуху можно верить.

2. Обратить следующие суждения:

Все студенты сдают экзамены.

Некоторые студенты нашей группы занимаются спортом.

Все люди не совершенны.

Смертные не могут быть счастливы.

Не многие люди вполне довольны.

Некоторые кошки не являются домашними животными.

3. Противопоставить следующие суждения:

Все преподаватели высших учебных заведений имеют высшее образование.

Ни один невиновный не должен быть осужден.

Некоторые студенты нашей группы сдали логику.

Никто не любит бесчестия.

Некоторые удовольствия не позволительны.

Некоторые люди свободны от тщеславия

4. Сделайте заключение из посылок. Если вывод с необходимостью не следует, укажите, какие общие правила нарушены:

Древние греки внесли большой вклад в развитие философии. Спартанцы – древние греки.

Все слова служат для выражения мыслей. Все жесты служат для выражения мыслей.

Все литераторы грамотные люди. Сидоров не литератор.

Ярко красные цветы не имеют запаха. Этот цветок не имеет запаха.

Волки едят ягнят. Это животное ест ягнят.

Всякий справедливый человек благороден. Некоторые ученые люди справедливы.

Все негры имеют курчавые волосы. Этот человек имеет курчавые волосы.

«Пальто» - слово. Пальто – греет.

Ни один взяточник не честен. Некоторые чиновники – взяточники.

Все люди дышат легкими. Все рыбы не дышат легкими.

Все киты плавают. Все плавающие живут на деревьях.

Все события имеют начало и конец. Все события происходят во времени.

Все дельфины плавают. Все плавающие живут в воде.

Всякий предмет состоит из молекул. Логика не состоит из молекул.

Все деревья имеют листья. Все кустарники имеют листья.

Человек – живое существо. Гусь – живое существо.

Мысль – это движение. Движение есть свойство всей материи.

Все предметы, имеющие форму шара, отбрасывают круглую тень. Этот предмет отбрасывает круглую тень.

Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди – математики.

Ни одна правда не является ложью. Всякая лесть – ложь.

Многие из нас хорошие спортсмены. Многие из нас в то же время хорошо учатся.

Логика изучает законы и формы правильного мышления. Теория понятия – часть логики.

Джон трудолюбив. Ни один трудолюбивый человек не несчастен.

Все солдаты отлично маршируют. Некоторые дети не солдаты.

Ничто разумное никогда не ставило меня в тупик. Логика ставит меня в тупи.

Те, кто сохраняет самообладание, не вспыльчивы. Некоторые люди вспыльчивы.

Все осы злые. Всех злых существ необходимо остерегаться.

5. Выражают ли следующие предложения энтимемы?

Тут раздался легкий свист – и Дубровский умолк.

Рикки-Тикки лежал, не разжимая зубов, и глаза у него были закрыты, так как он считал себя мертвым.

Он был глубоко опечален, так как накануне был праздник, и весь народ собрался в трактире.

Не зная правил логики, он долго не мог понять, в чем же здесь заключается ошибка.

Ввиду того, что войска Кутузова преградили путь на юг, армии Наполеона пришлось отступать по смоленской дороге.

6. В следующих условных силлогизмах определите их вид, модус, исследуйте, будет ли силлогизм правильным, и если он ошибочен, то укажите, в чем состоит допущенная логическая ошибка:

Если в лесу вырастет густой ельник, то насекомых в этом лесу станет меньше; если насекомых в лесу станет меньше, то уменьшится число живущих в этом лесу певчих птиц; следовательно, если в лесу вырастет густой ельник, то певчих птиц в этом лесу станет меньше.

Если больной выздоравливает, то температура у него понижается; температура у больного не понизилась; следовательно, больной не выздоравливает.

Если бы земля не была когда-то покрыта морем, то в ней не могли бы встретиться пласты, состоящие из раковин морских животных; но в земле повсеместно встречаются пласты, состоящие из раковин морских животных; следовательно, земля когда-то была покрыта морем.

Если яблоки на яблоне созрели, то они должны осыпаться; яблоки на яблоне осыпались; следовательно, они созрели.

7. В следующих разделительных силлогизмах определите их вид, модус, исследуйте, будет ли силлогизм правильным, и если он ошибочен, то укажите, в чем состоит допущенная логическая ошибка:

Каждое растение принадлежит или к высшим, или к низшим; если растение принадлежит к низшим, оно всасывает вещества своей поверхностью; Следовательно, каждое растение есть или высшее, или всасывающее вещества своей поверхностью.

Позвоночные животные бывают или млекопитающие, или птицы, или рыбы, или земноводные; ящерица, будучи позвоночным животным, не есть ни млекопитающие, ни птица, ни рыба; следовательно, ящерица – земноводное.

Победа на состязании в беге обуславливается или природными данными, или тренировкой; победа N на состязании в беге обусловлена тренировкой; следовательно, победа N на состязании в беге не обусловлена природными данными.

Млекопитающие бывают или сумчатые, или одноутробные; кенгуру – сумчатое млекопитающее; следовательно, кенгуру не принадлежит к одноутробным.

8. Следующие сокращенные силлогизмы представьте в полной форме, восстановив пропущенные в них части:

Так как все лягушки в личиночном состоянии дышат жабрами, то лягушки не могут принадлежать к пресмыкающимся.

Не будучи математиком, вы не решите этой задачи.

Как все эгоисты, трус не может быть великодушен.

Так как кукуруза – злак, то она принадлежит к однодольным растениям.

9. Следующие сориты представьте в полной форме, восстановив в них посылки и заключения:

Все хамелеоны – ящерицы, все ящерицы – чешуйчатые, все чешуйчатые – пресмыкающиеся, все пресмыкающиеся – позвоночные, следовательно, все хамелеоны – позвоночные.

Все хвойные – семенные, все сосновые – хвойные, все кедры – сосновые, следовательно, все кедры – семенные.

10. В каких из следующих индуктивных умозаключений их заключения достаточно правдоподобны:

Земля движется вокруг Солнца; Марс движется вокруг Солнца; значит все планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца.

Венера движется вокруг Солнца; Юпитер движется вокруг Солнца; значит, все планеты Солнечной системы, включая и малые планеты, движутся вокруг Солнца.

Меркурий движется вокруг Солнца; следовательно, все планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца.

Плутон и Нептун движутся вокруг Солнца; значит, все планеты Солнечной системы, включая малые, а также все астероиды, движутся вокруг Солнца.

11. В каком из приведенных примеров индуктивный вывод более вероятен и почему?

Щука, лещ, салака, сом, налим, сельдь, акула, треска, скумбрия, морской окунь дышат жабрами. Следовательно, все рыбы дышат жабрами.

Слова «несешь», «спешишь», «стоишь», «идешь», «ползешь», «двигаешь», «работаешь» пишутся на конце с мягким знаком. Все это глаголы современного русского языка 2-го лица единственного числа. Следовательно, в современном русском языке в окончаниях второго лица единственного числа после «ш» пишется мягкий знак.

Азовское и Саргассово море имеет соленую воду. Следовательно, все моря имеют соленую воду.

На древнегреческом и японском языке можно выразить все тонкости теории силлогизма. Следовательно, на всех языках можно выразить все тонкости теории силлогизма.

12. Как показывает статистика, преобладающее большинство дорожно-транспортных происшествий приходится на долю машин, едущих с умеренной скоростью, и лишь малое число – на долю машин, едущих со скоростью свыше 100 км/час.

Какова правдоподобность сделанного на основе этой информации вывода, что водить машину на больших скоростях безопаснее?

13. Человек заходит в бар. Садится за столик, но не спешит делать заказ. Бармен подходит к нему и спрашивает:

- Что бы вы захотели выпить?

- Ничего. Я один раз попробовал спиртное – мне не понравилось.

Вежливый бармен предлагает ему сигару.

- Спасибо, я не курю. Попробовал, но мне это не доставило удовольствия.

- Может быть вы присоединитесь к играющим в карты джентльменам за соседним столиком?

- Нет уж, увольте. Я не играю в карты. Однажды попробовал, но игра меня не увлекла. И вообще, если бы не обстоятельства, я бы не пошел в бар. Но мы договорились встретиться здесь с сыном.

- Если я хоть что-то понимаю в жизни, это – ваш единственный ребенок, с уверенностью предположил бармен.

Насколько правдоподобно данное индуктивное заключение?

14. В химической лаборатории произошло отравление. В ней проводились опыты с реактивами, содержащими железо, медь, кадмий и ртуть. Было решено исключить из работы все материалы, содержащие ртуть. Поскольку отравлений после этого не случалось, был сделан вывод, что причиной отравления явились вещества, содержащие ртуть.

Какой метод установления причинных связей использовался в этом рассуждении?

15. В «Рассказах о детях» В.Вересаев приводит такой случай: «Мальчик Игорь. Всех изводил вечными надоедливыми вопросами «почему?». Один знакомый профессор психологии посоветовал:

- Когда надоест, отвечайте ему: «Потому что перпендикуляр!» Увидите, очень быстро отвыкнет.

Вскоре:

- Игорь, не лезь на стол!

- Почему?

- Потому что нельзя на стол лазить.

- Почему нельзя на стол лазить?

- Потому что ты ногами его пачкаешь.

- Почему ногами пачкаешь?

Строго и веско:

- Потому что перпендикуляр!

Игорь замолчал. Широко раскрыл глаза.

- Пек…пер…куляр?

- П-е-р-п-е-н-д-и-к-у-л-я-р! Понял? Ступай!

Так несколько раз было.

Дня через четыре. Утром входит Игорь.

- Игорь, почему ты не здороваешься?

- Не хочется.

- Почему ж тебе не хочется?

- Потому что я сердит.

- Почему сердит? Ах боже мой! Почему же ты сердит?

- Потому что перпендикуляр!

С большим трудом удалось отучить: во всех затруднительных случаях прикрывался перпендикуляром».

Здесь явно чувствуется, что ребенок рассуждает по аналогии.

Но что и с чем он сопоставляет и какой делает вывод?

16. Нередко «аналогией» называют рассуждения, заведомо не являющиеся умозаключениями по аналогии.

В сказке Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» есть такой диалог. Алиса спрашивает Чеширского кота:

- А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?

- Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?

- Допустим, - согласилась Алиса.

- Дальше, - сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен виляет хвостом. Ну а я ворчу, когда доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.

Кот сравнивает свое поведение с поведением пса в тех же обстоятельствах, или, как обычно говорят, «проводит аналогию». Однако, рассуждение кота – не умозаключение по аналогии. Покажите это.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...