Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В душе каждого христианина дремлют хорошие страсти. Они лишь ждут подходящего момента, чтобы выйти на волю. 1 глава




I Важность поисков Бога

Личный путь человека
Жизнь – это нечто большее, чем существование
Природные страсти
Сверхъестественная страсть

II Препятствия на пути к Богу

Что-то всерьез неправильно
Когда Бог не позволяет нам найти Его
Основа природы порочной человеческой личности: сомнение в Боге
Почему Бог не позволяет нам найти Его?
Основа непоколебимой природы: доверие Богу
Первый уровень: я нуждаюсь в тебе
Второй уровень: я ненавижу тебя
Третий уровень: я ненавижу себя
Четвертый уровень: я выживу!
Пятый уровень: вот как я выживу

III На пути к Богу

Тьма сгущается перед рассветом
Какие ошибки совершают люди
Наши хорошие страсти слишком слабы
Природа хороших и дурных страстей: как избавиться от дурных и дать волю хорошим
Как рассказать свою историю
Истории, которые способствуют разрушению плохого и привлекают к хорошему
Опять дома

Эпилог

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОТ СЕБЯ

Позвольте мне объяснить вам, почему я написал эту книгу.

В моей жизни настал момент, когда я должен был или как можно лучше узнать Бога, или погибнуть. Жизнь порой бросает меня в бездну такого ослепляющего смятения и такой жестокой боли, что я теряю всякую надежду. Радость уходит. Не на что больше опереться.

Возможно, самый важный урок, извлеченный мной из этих мрачных периодов, состоит в следующем: в этой жизни нельзя избежать боли и проблем. Я могу жить в повиновении Богу, следовать духовной дисциплине и исповедовать свою приверженность ко Христу, но проблемы все равно останутся.

Больше всего я нуждаюсь в ком-то, кому можно довериться, кто посреди непредсказуемых житейских бурь дал бы мне надежду и радость. Мне недостаточно иметь план, которому я намерен следовать. Применение библейских принципов отнюдь не всегда гарантирует желательный для меня поворот событий. Без такого надежного друга мне остается либо притворяться, что дела обстоят лучше, чем есть на самом деле, либо сделать целью своей жизни облегчение боли. Но ни отрицание, ни попытки облегчить боль не принесут ничего, кроме погибели. Тогда безнравственность, безумие или самоубийство положат конец моей жизни.

Ставшая привычной для нас напыщенная риторика типа: «доверяй Богу, больше молись, побеседуй со специалистом, более тщательно сообразуйся с Божьим замыслом», должна уступить дорогу реальным поискам Бога.

Я написал эту книгу в ответ на отчаянный крик моего сердца, жаждущего узнать Бога лучше. Сейчас больше, чем когда-либо я убежден, что желание Бога быть с нами несравненно сильнее нашего желания быть с Ним. Цель той работы, которую Он в нас совершает, – усилить стремление к познанию Его до такой степени, чтобы оно стояло выше всех других стремлений. Это долгий и трудный процесс, но Бог непременно доведет его до конца. Путь труден, поэтому и путешественников здесь гораздо меньше, чем на других дорогах, но путешествие стоит того. Благодать Божья неизмерима. Ему можно доверять!

Я хочу поделиться с вами своим опытом, чтобы помочь вам преодолевать проблемы на пути поисков Бога. Я от всей души надеюсь, что эта книга пробудит в вас любовь к Богу, желание познать Его и что это желание достигнет неведомой прежде вам силы.

С радостью и надеждой, Лэрри Крабб.

ВВЕДЕНИЕ: ДЕЛО НЕ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ

Джордж Макдональд начал как-то одну из своих проповедей такими словами: «Если я не сумею зародить в вас желание немного лучше понять Иисуса Христа, то буду считать свой труд бесполезным. Если я не смогу помочь хотя бы одному человеческому сердцу приблизиться к Живому Богу, то все мои усилия будут напрасны».

Далее он продолжил: «Приходила ли вам когда-нибудь в голову мысль, что вы находитесь здесь, в этом мире, исключительно для того, чтобы лучше понять Иисуса Христа, и что никакого иного смысла нет?»

В этой книге я хочу поговорить о тропе, которая приближает нас к Богу. Если бы я писал эту книгу не сейчас, а двадцать лет спустя, то она, вероятно, была бы гораздо лучше. Но есть своя ценность и в нынешнем моем повествовании, представляющем собой описание этапов пути к Богу. Специалисты-психиатры никогда не задумываются о том, что они изучали на уроках математики в седьмом классе. И это вовсе не потому, что основы математики им больше не нужны, просто они усвоили их достаточно хорошо.

Если вы употребляете духовную пищу, которая способна сломать мои неразвитые зубы, но которая придает вам неведомые еще мне силы и знание, то эта книга, возможно, пробудит в вас воспоминания о давно ушедших днях. Вы осознаете, как далеко вперед продвинулись с тех пор, и благодарность Богу согреет ваше сердце.

Но если вы все еще изучаете алфавит христианства, его основополагающие истины, то я призываю вас заглянуть немного вперед. Не стыдитесь своего нынешнего состояния. Помечтайте немного. Попытайтесь представить себе, в какое несказанное место Божий Дух хочет вас привести. Возможно, вы сумеете сразу перейти в следующий класс. Но не планируйте этого. Постарайтесь решить те задачи, которые Главный Учитель ставит перед вами сегодня. Прилагайте все усилия, чтобы усвоить эти уроки. Доверьтесь Богу, у Него есть разработанная специально для вас учебная программа. Он безошибочно проведет вас через все ее этапы. А затем, после многих неудач и разочарований, Он однажды даст вам право получить диплом из рук Христа. Мы здесь для того, чтобы узнать Господа Иисуса Христа, – другого смысла в жизни нет.

НАЙТИ БОГА ИЛИ НАЙТИ СЕБЯ

Сегодня в нашем мире произошло смещение ценностей: мы ищем не Бога, а себя. Нежное отношение к самому себе стало величайшим достоинством, а ненависть – величайшим грехом.

Начало было вполне невинным. Церковь осознала, какую ужасную боль испытывают верующие. Эта боль окутывала их души, подобно мрачному и непроницаемому туману, не пропускающему внутрь яркие и согревающие лучи познания Христа. Церковь оказалась лицом к лицу с неприятным фактом: последователи Христа, которые должны быть счастливее всех людей на земле, часто пребывают в жалком и несчастном состоянии. Они подавлены, неудовлетворенны, им не нравится ни Бог, ни они сами, ни кто-либо еще.

В поисках объяснения мы обнаружили, как глубоки нанесенные в детстве раны и что время не всегда их лечит. Обычная деятельность, которой занимаются люди в христианской общине (посещение церкви, изучение Библии, молитва и работа в бесплатном буфете), не является достаточно эффективным лечебным средством. Под ровной поверхностью веселого общения часто скрывается испытываемое многими людьми отчаянное одиночество, жгучая ненависть к себе, хроническое ощущение несостоятельности, несоответствия стандартам. Они прилагают усилия, стремятся поступать правильно, но лишь обостряют создавшееся положение.

В одной из философских школ стремление избавиться от боли, чтобы чувствовать себя лучше, называется личным переживанием. Приверженцы этой школы предостерегают нас против чрезмерной озабоченности собственной персоной и растлевающего влияния психологии. Они настаивают на том, что попытка разобраться в своих неудовлетворенных страстях и желаниях – это безбожная уступка «языческой» психологии. Они далее провозглашают, что исцеление ран личности и восстановление целостности своего «я» – вздор, опасный гуманистический вздор.

Эти люди не правы! В нас обитает целое полчище коварных, вводящих в заблуждение и причиняющих боль сил. Наши души вопиют о том, чтобы мы разобрались в этих силах и научились с ними обращаться. Когда мы чувствуем обязанность повиноваться Богу, подавляя боль и смятение, наши взаимоотношения со Христом теряют нечто жизненно важное. Твердая вера во Христа и Его Слово не означает, что надо стесняться неприятных воспоминаний или глубоких ран. Господь приглашает нас прийти к Нему такими, какие мы есть, не пытаясь казаться лучше или здоровее. Мы предстаем перед Ним испытывающими боль, признающими свой гнев и страстно желающими насытить свою душу духовной пищей. Слава Богу, многие восприняли призыв Господа именно таким образом.

Сейчас, как никогда раньше, церковь осознает страдание и боль верующих людей. Но эта столь желанная чуткость оказалась не такой уж полезной для нас. Вместо того чтобы приблизить нас к Богу и освободить наши душевные силы для заботы о других, она заставила нас более остро осознать собственное страстное желание лучше относиться к себе и исполнила решимости найти способы достижения этого! Мы теперь предстали в виде раненых, нуждающихся людей, с которыми плохо обращались. А Бог принял облик Высшей Силы, ожидающей, дрожа от нетерпения, намека, чтобы избавить нас от боли и восстановить в нас способность отвечать за свою жизнь.

Чувствовать себя лучше – вот наше основное желание.
Оно заслонило от нас поиски Бога.

Помочь людям ощутить себя любимыми и достойными уважения – вот что стало основной миссией церкви. Мы не учимся отрекаться от самих себя, поклоняясь Богу, и платить дорогую цену, следуя за Христом. Мы учимся холить своего внутреннего ребенка, облегчать боль воспоминаний, преодолевать пристрастие к наркотикам и дурные привычки, выходить из депрессии, повышать самооценку, устанавливать защищающие нашу личность границы, заменять ненависть к себе любовью к себе, а стыд – успокоительным принятием себя в своем сегодняшнем состоянии.

Церковь помогает людям восстановиться после переживаний. Это поглощает огромную долю ее энергии, и доля эта непрерывно растет. Это тревожно. Да, Евангелие действительно делает нас новыми людьми, то есть благословляет нас новой личностью. Этой новой личности Бог дает возможность постоянно радоваться. Но то же самое Евангелие призывает нас к более высоким ценностям, например: подставлять другую щеку, ставить других выше себя, помогать другим в трудную минуту, стойко выносить отвержение и гонения, жить не ради удовольствий этой жизни, а для радостей грядущей жизни и верить в Божьи обетования, даже не ощущая Его доброты. Но, испытывая трудности, люди порой утрачивают эти высокие ценности. А ведь именно они сформировали тех, «которых весь мир не был достоин» (Евр. 11:38).

Наши проблемы заставляют нас страдать. И мы, вместо того чтобы направить свою энергию на страстное желание познать характер Бога и приблизиться к Нему, всеми силами стремимся облегчить нашу боль. Улучшить свое состояние для нас гораздо важнее, нежели найти Бога. И что еще хуже, мы принимаем как факт, что люди, нашедшие Бога, чувствуют себя лучше.

В результате мы принимаем только те библейские идеи, которые помогают нам чувствовать себя любимыми и упускаем призывы Священного Писания посвятить себя более высоким целям. Мы искажаем прекрасные истины о том, что Бог принимает нас, о Его искупительной любви и о новой личности, в которую Он нас превращает. Мы используем их в качестве базиса для самопочитания. Мы не видим в этих истинах того, чем они в действительности являются: поразительного откровения о Боге, милосердном настолько, чтобы любить ненавидящих Его, достойном почитания превыше всего в этом мире.

Мы восхваляем Бога так же, как даем чаевые особо расторопному официанту. Мы ждем хорошего обращения, а исключительно хорошее обращение заслуживает признания. Бог старается напитать наши души и поддержать нашу самооценку. За это мы, будучи гордыми от сознания собственной щедрости и благородства, даем Ему большие чаевые. А Он в Свою очередь, услышав слова: «Хорошо! Ты послужил нам, как положено», должен, по нашему представлению, светиться от счастья и исполниться смиренной признательности.

Но ведь это неверно! Мы изобразили все так, будто Бог теперь достоин чести, потому что Он почтил нас. «Агнец достоин» – восклицаем мы, но не в ответ на проявления Его безмерной благодати, а за то, что Он вернул нам самое ценное для нас – способность нравиться самим себе. Мы теперь значим больше, чем Бог.

ТРЕТИЙ ПУТЬ

Современные христиане стоят перед выбором. Необходимо выбрать один из двух способов существования. Первый состоит в том, чтобы понять, каким образом наши души были ранены и как принять исцеляющую силу Бога и даруемую Им духовную пищу. А второй – повиноваться Ему, словно суровому отцу, не вникающему в переживания своих детей, и при этом никогда не говорить Ему, как тяжело мы ранены. Либо наша боль важна, либо на нее вообще не стоит обращать внимания. Либо наши потребности важнее всего на свете, либо грехом является даже само упоминание о них.

На самом деле нам нужен третий путь, когда искренняя чуткость к происходящим в людских сердцах битвах сочетается с убеждением, что есть на свете нечто более важное, чем наши ощущения. Боль – естественное и здоровое чувство. Вполне нормально испытывать боль, когда другие оскорбляют наше достоинство, можно признаваться себе в отчаянном желании быть любимыми, оцененными и принятыми такими, как мы есть. Но вместе с тем необходимо помнить, что суть христианства не мы, а любящий нас Бог.

Наш голод ни к чему не обязывает Бога. Он не официант, который прибежит с небесной кухни по первому нашему зову, нагруженный подносами с едой для наших пустых желудков. Своей кровью Христос приобрел людей для Бога. Он сделал нас священниками, чтобы мы служили Ему (Отк. 5:9-10). Мы существуем для Него, а не Он для нас.

Мы вовсе не станем рабами, личные переживания которых никого не волнуют, если склонимся перед Богом, если будем жить для Его удовольствия, а не для своего собственного. Бога беспокоит наша боль. Он хочет, чтобы мы наслаждались новой, дарованной нам индивидуальностью. Он хочет, чтобы мы с радостью ощущали себя неповторимыми, прощенными, способными внести в общую сокровищницу свою важную лепту. Важно все, что касается нашей жизни: наши чувства, переживания, наши дела, побудительные мотивы. Мы актеры в космической драме, ход которой направляет Бог. И мы не ошибаемся, задавая вопрос: «Как у меня получается?»

Но Бог значит больше. Он предлагает нам вступить во взаимоотношения с Ним на Его условиях. Он приглашает нас присоединиться к Нему в достижении Его великой цели: ниспровергнуть зло и соединить все во Христе. Одним словом, Бог призывает нас познать Его. Он дает нам понять, что, пытаясь найти Его, мы найдем себя.

Однако недостаточно согласиться с тем, что обретение Бога важнее разрешения наших проблем. Каким-то образом эта идея должна проникнуть нам в самое сердце, во все его потаенные уголки, подобно тому, как рак распространяется по организму, поглощая все на своем пути. До тех пор, пока Божественная реальность не вытеснит все остальные реальности, пока стремление к познанию Его не затмит все остальные стремления, мы будем устраивать жизнь по своему вкусу, а не по Божьему.

Для меня эти истины не являются чем-то отвлеченным. Бог в Своем суровом милосердии создал в моей жизни такое стечение обстоятельств, которое способствовало более острому осознанию потребности в Нем и заставило меня с большей ревностью искать Его. Позвольте поведать вам мою историю.

ВАЖНОСТЬ ПОИСКОВ БОГА

ЛИЧНЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА

В воскресенье 3 марта 1991 года в 9:55 утра Боинг-737, принадлежащий американской авиакомпании, который должен был прибыть в аэропорт Колорадо Спрингз, врезался носовой частью в близлежащий парк. Все пассажиры (двадцать пять человек) погибли. Мой старший брат, Билл, был на этом самолете. Моя жена Рейчел и я сидели в церкви, когда один из старейшин постучал меня по плечу. “Тебя срочно зовут к телефону”, – прошептал он. Я последовал за ним в офис церкви и нажал на мигающую кнопку телефона.

– Алло, – произнес я.

– Лэрри? Это папа. Билл попал в аварию. Фиби только что позвонила из аэропорта. Мы не знаем, насколько плохи дела, но она совершенно растеряна. Не мог бы ты приехать туда?

Я вернулся в зал, где проходило богослужение, и прошептал Рейчел, что нам надо уходить. Старейшина, который позвал меня, ждал нас у дверей. Я рассказал ему о случившемся; он посмотрел на меня с глубоким состраданием. Первый раз в жизни выдержка изменила мне.

Дорога в аэропорт заняла около часа. Когда мы прибыли туда, он был переполнен людьми. Обычная, присущая аэропортам суета в этот раз была намного сильнее. Я остановил информированного представителя служб аэропорта и спросил: “Что произошло?”

– Самолет рейса 585 попал в аварию, упал к северу от аэропорта. Все пассажиры погибли.

Я отошел от него, остановился у обочины и просто сказал жене: “Билл мертв”. На мое сердце тяжелым камнем опустилась пустота. Никогда раньше я не ощущал такой пустоты.

ПУГАЮЩАЯ СТРАСТЬ

В течение первых двух недель после авиакатастрофы я много плакал. Я и сейчас время от времени не выдерживаю, когда что-нибудь напоминает мне об ужасной потере, которую перенесла моя семья.

Но через две недели после этого события я ощутил, что из моего сердца рвутся еще не пролитые слезы. Их порождало нечто более глубокое, чем скорбь о смерти Билла. Я сказал жене, что внутри меня происходит что-то странное. Зарождалась пугающая страсть. Тихие, еще не заметные толчки (ранние признаки надвигающегося землетрясения) сотрясали мою душу.

17 марта, в воскресенье, весь день я ощущал беспокойство и неловкость. Ночью я не мог спать. В полночь я выскочил из постели, достал Библию и отправился в свой уединенный кабинет.

По причинам, которые неясны до сих пор, стоило мне усесться, как плотина прорвалась. Жгучие слезы потоком хлынули из глаз и потекли по лицу. Я ослеп от горя. Минут двадцать я рыдал и выл, меня почти рвало. Я не издавал ни одного внятного слова, это был просто бешеный вопль невыносимо страдающей души. Я ощущал невыразимую скорбь, выходящую за пределы всего, что мне приходилось испытывать раньше. С ужасающей ясностью я осознал, что вместе со всеми остальными покинул Эдемский сад и больше не смогу туда вернуться.

И затем начали приходить слова. Я говорил вслух, сначала тихо, но постепенно переходя на крик. Я кричал, обращаясь к Господу: “Я не могу выносить этой правды. Жизнь мучительна. Я эгоистичен. Все невыносимо. Ничто не удовлетворяет. Ничто не приносит облегчения. Ни в чем хорошем нельзя быть уверенным. Нет покоя. Скорбь перевешивает радость. Я не смогу продолжать жить, если не узнаю Тебя лучше”.

Затем слезы прекратились так же внезапно, как и начались. Я тихо сидел и осознавал, что каким-то образом общаюсь с Богом, что самая глубинная часть моего существа прикоснулась к Нему. “Он, должно быть, доволен моим пылким желанием общаться с Ним”, – подумал я.

Мне было хорошо приблизительно с минуту. А затем меня словно ударило и я внезапно осознал: “Я озабочен собой! Я даже близко не прикасаюсь к Богу. Не о Нем я думаю, а о себе!» Слезы потекли вновь, на этот раз с еще большей силой.

Мое тело мучительно содрогнулось, когда я воскликнул: “Господи, я не знаю, как прийти к Тебе. Больше всего на свете мне нужно узнать Тебя, ощутить Твое присутствие, почувствовать Твою любовь. Но я не знаю, что делать. По какой бы дороге я ни пошел, все они вновь приводят ко мне. Я должен найти путь к Тебе.' Я знаю. Ты – это все, что у меня есть. Но я не знаю Тебя достаточно хорошо, чтобы Ты мог стать всем, что мне нужно. Пожалуйста, позволь мне найти Тебя”.

Если когда-нибудь я надеялся услышать раздающийся с молчаливых небес голос, то это был именно тот момент. Но ничего не произошло. Никакое мягкое сияние не озарило комнату. Никакой голос не прервал моего уединения. Я сидел один. И невольно я опять успокоился.

Слезы ушли, их источник совершенно иссяк. Я ощущал вялость. Отчаяние осталось, но острота его словно бы притупилась. Казалось, на свете есть только Бог и я.

Просидев еще несколько минут, я, обессиленный, тупо потянулся за Библией. Положив ее на колени, я смотрел на нее, не зная, в каком месте открыть.

Я вспомнил слова, произнесенные мною десять минут назад: “Мне нужно узнать Тебя, но я не знаю, как это сделать”. Тогда я мысленно, сначала невольно, а потом уже не в силах сопротивляться могучему влечению, обратился к Евр. 11:6: “А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает”.

Я открыл Библию в этом месте и прочитал написанные там слова четыре или пять раз. Они захватили меня, потому что обладают большой силой. Я был уверен, что когда-нибудь испытаю на себе их силу.

Давным-давно я оставил всякую надежду найти ключ к христианской жизни, который, будучи раз найденным, навеки оставался бы у меня в руках и по первому требованию отворял бы двери небесных тайн. Но в эту ночь я узнал, что Иисус Христос – это реальная личность, а небеса – реальное место и что христианская жизнь есть жизнь сверхъестественная. Я ощутил, хотя даже близко не подходил к наивысшей истине, что в этом отрывке кроется нечто важное для меня, то, что Бог замыслил показать мне, направляя меня к познанию Его.

Я вернулся в постель, не озаренный никаким новым пониманием этого стиха из Послания к Евреям. Но я ощущал странную уверенность, что меня ожидают сокровища, которые я должен добыть, и что я открою для себя истины, способные освободить меня и идеально отвечающие моей потребности найти Бога.

ПОИСКИ БОГА

В последующие несколько недель этот стих преследовал меня. Я не мог избавиться от мысли о нем. Я перечитывал эти слова снова и снова, размышлял над ними, изучал их контекст. Я вспоминал и обдумывал все, что знал из Священного Писания о том, как уже прощенная душа приходит к Богу. И я молил Бога дать мне мудрость.

Идеи, сформировавшиеся в моем сознании во время этих размышлений, представляют собой основу этой книги. В них нет ничего потрясающе нового, они так же стары, как и библейский текст, но мне они показались необыкновенно свежими. Сейчас я лучше понимаю некоторые вещи, которыми должно определяться наше восприятие жизни.

Я приглашаю вас пройти вместе со мной по тропе, по которой шел сам, пытаясь понять смысл, вложенный Богом в этот отрывок и во все Священное Писание. Только христиане могут ходить по ней, потому что они получили незаслуженное и удивительное Божье прощение, научились распознавать и презирать ненависть к Богу как самую страшную из всех бед для человеческой души.

Как могут не состоящие в браке, страдающие от одиночества мужчина или женщина найти Бога? Как могут лишившиеся ребенка родители радоваться Божьей благодати? Как обанкротившемуся бизнесмену, имеющему большую семью, пребывать в покое, опираясь лишь на то, что он знает о Боге? Как пребывающему в унынии и смятении, не видящему смысла в жизни подростку обрести достаточную уверенность в Боге, чтобы продолжать жить? Подумайте вместе со мной о том, что говорит автор Послания к Евреям людям, желающим найти Бога.

ЖИЗНЬ – ЭТО НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Богословие наполняется жизненной силой, только выдержав нападение боли. И здравое богословие ведет нас через боль к более полному общению со Христом и, следовательно, к надежде, любви и радости. (Этот захватывающий отрывок из Библии никогда не будет во всей полноте понят человеком, читающим его в библиотечной тиши. Ставя научную точность и чистоту доктрины выше преображающей личность встречи с Богом, мы становимся ортодоксами и наша сухая вера ломает жизнь нам и окружающим. При этом мы не понимаем, что чисто умственное отношение к Писанию как к набору истин часто ведет к гордости, а не к смиренной благодарности Христу. Освободительное дуновение Евангелия не может проникнуть сквозь затворы нашего сознания.

Чтобы ощутить пульс Священного Писания и услышать сердцебиение Бога, мы должны принимать активное участие в жизненной схватке. Только тогда мы в полной мере познаем, что такое жизнь вне Эдемского сада. Если наши души станут слепыми и глухими к непрекращающимся битвам с грехом и разочарованием, которое испытывают павшие люди в павшем мире, то проведенное за чтением Библии время принесет плоды надуманного знания, а не освободительной истины.) Боль, открывающая наши сердца для поисков Бога, глубока. Она вовсе не похожа на боль азартного игрока в карты, недовольно бормочущего что-то из-за очередного проигрыша. Это не обычная психологическая боль, о которой мы так много слышим сегодня. Ее результатом является всего лишь острое желание больше нравиться себе и получать большее удовольствие от жизни. Скорее всего, это боль человека, желающего наслаждаться радостями, которых он не может найти, человека, опасающегося несчастья, которое кажется неминуемым. Эта боль заставляет нас замереть и задуматься о чем-то вне нас самих, о чем-то более важном и более интересном, чем все беспокойства о нашей личности и наших делах. Эта боль заставляет нас задавать бросающие в дрожь вопросы о жизни и Боге.

Боль, ведущую к здравому богословию, можно сравнить с опытом человека, ходящего глубокой ночью по старому дому. Он замирает при малейшем шорохе. Он стоит не дыша. Неведомый и невидимый призрак заставляет напрягаться каждый его нерв.

Только пугающее, парализующее и вызывающее благоговейный ужас сознание того, что мы за воротами Эдема, что обратного пути нет, а вокруг – сверхъестественные силы, заставит нас сделать остановку. И остановка эта должна быть достаточно долгой, чтобы мы научились быть восприимчивыми к тому, что выходит за пределы нашего непосредственного опыта. Только это даст нам чуткость и настороженность, благодаря чему мы сможем услышать слова, с которым Бог обращается к нам через Свое Слово. Бог вводит нас в новое измерение жизни. И эту новизну мы безошибочно узнаем.

Именно такого рода болью было наполнено мое сердце в ту ночь, когда я читал Послание к Евреям 11:6. Я хотел услышать Бога. Мне было необходимо Его услышать. Для меня не было ничего более важного, чем стремление найти Его. Подготовка к проповеди или компоновка мыслей для книги не имели в тот момент никакого значения. Я изо всех сил старался найти способ выжить.

Со страстью оленя, стремящегося к потокам вод, в поисках Бога я погрузился в Послание к Евреям 11:6: “А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Нему веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает”.

ТРИ ВАЖНЫХ ЗАМЕЧАНИЯ

Горя желанием понять этот отрывок в его контексте, я прочел всю главу, где говорилось о многих ветхозаветных героях веры. Мне бросилось в глаза, что это повествование трижды прерывается кратко сформулированным правилом, или замечанием. В первый раз это происходит в стихе 6, где объясняется, что значит прийти к Богу. Во второй раз в стихах 13-16. В них автор провозглашает, что эти ветхозаветные герои веры жаждали иного отечества – небесного. И в третий раз – в конце главы, в стихах 38–40, где подтверждается, что “Бог предусмотрел о нас нечто лучшее”.

Размышляя о богодухновенном решении автора поставить каждый из принципов на соответствующее ему место, я задавался вопросом: а не являются ли судьбы людей, упомянутых непосредственно перед формулировкой того или иного принципа, иллюстрацией к ним? Если это так, то автор Послания к Евреям говорил что-то вроде: “Если вы хотите понять сказанное мною в стихе 6, то вам нужно вернуться назад и поразмышлять о человеке, чья жизнь заставила меня думать о принципе, сформулированном в этом стихе. Когда я говорил о необходимости приходить к Богу, веря, что Он Тот, Кем Себя называет, и что в свое время Он вознаградит вас, я думал о Енохе. Изучайте жизнь Еноха, тогда вы поймете, как прийти к Богу и обрести Его!”

Я понимал, что не смогу вынести этой жизни вне райского сада, если не узнаю Бога лучше. В моей душе происходила яростная битва. Я знал, что мне не выйти из нее победителем. Я должен был либо отрицать беспросветность ситуации (но стоит ли познавать Бога, путь к Которому лежит только через отрицание реалий, подрывающих нашу уверенность в Нем?), либо попытаться притупить боль преходящими восторгами греха (но за кратким наслаждением, которое дает грех, следует длительное несчастье). Я также мог надеяться, что мне удастся своим повиновением убедить Бога благословить меня хорошим здоровьем, большими деньгами, удачно построенными взаимоотношениями и относительно спокойной жизнью (но Бог не похож на автомат для продажи сладостей, выдающий конфету, когда я кладу туда монету нужного достоинства).

Я должен был прийти к Богу на Его условиях. Меня обнадежили Его слова, с которыми Он обратился к страдающим людям во времена пророка Иеремии: “И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду я найден вами, говорит ГОСПОДЬ” (Иер. 29:13-14).

Но что значит искать Бога всем сердцем? Прилагать больше усилий, чтобы повиноваться Ему? Меньше смотреть телевизор? Больше давать неимущим? Проводить на одно библейское занятие больше? Выделять больше времени для регулярной молитвы и изучения Библии? Молиться за большее количество людей? Слушать только христианское радио? Больше свидетельствовать? Делать меньше покупок? Лучше обращаться с требовательными служащими? Бодрствовать ночи напролет, проводя время в молитве?

Как искать Бога с уверенностью, что я найду Его именно таким образом, каким Он желает быть найденным? В поисках ответа я решил обратиться к жизни Еноха.

ЕНОХ ХОДИЛ ПРЕД БОГОМ

Первое упоминание о Енохе в Библии мы встречаем в Книге Бытия 5:18-24. В пятой главе дается одна из тех родословных, при чтении которых мы всегда испытываем искушение пропустить их или прочитать очень бегло. Но прочитайте внимательно всю главу и постарайтесь увидеть: может быть, здесь есть нечто выдающееся?

Обратите внимание, что в этой главе перечислены десять человек, начиная с Адама, затем Сиф и, наконец, Ной. Здесь мы видим четкую закономерность: в каждом случае Библия утверждает, что после того как данный человек стал отцом, он прожил определенное количество лет. Подчеркните слово жил в стихах 4, 7, 10, 13, 16, 19, 26 и 30 (в Синодальном тексте в стихе 4 вместо «Адам жил» сказано: «Дней Адама… было» – пирм. Перев.). О каждом человеке сказано, сколько лет он “жил” с того дня, как стал отцом, и до дня его погребения. Исключение составляют Ной (о чьей смерти говорится в ходе повествования позже) и Енох.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...