Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В душе каждого христианина дремлют хорошие страсти. Они лишь ждут подходящего момента, чтобы выйти на волю. 6 глава




КРОВАВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Но если порочная природа, которую я описывают этих главах, выживает после нового рождения, ее упорная склонность требовать от Бога доказательств Его доброты по-прежнему пребывает в нас, то в своем стремлении найти Бога нам следует предвидеть внутреннюю революцию.

Ограниченное возрождение, конечно, требует меньшего. Если вы хотите излечиться от низкой самооценки, прочитайте соответствующие книги и укрепитесь в знании тех хороших качеств, которыми вы обладаете. Если вы слишком много пьете, сходите к психотерапевту, вступите в Общество анонимных алкоголиков и сделайте себя ответственным перед группой. В рамках этого ограниченного возрождения вы можете изменить свой образ мыслей и поведение. Но от коренного зла вы таким способом не избавитесь. Для полного возрождения требуется нечто большее.

Такое возрождение личности, при котором мы будем полностью уверены в Божьей доброте, требует кровавой революции. Эта революция будет сопровождаться сильной болью; порой даже будет казаться, что игра не стоит свеч. Чтобы разоблачить порочную природу человеческой личности и заменить ее угодной Богу природой, необходимо удовлетворять четырем требованиям:

· Мы должны быть готовы выдержать внутреннее страдание, не зная, когда оно закончится и не имея возможности каким-то образом облегчить его. Мы должны вынести даже то, что нам будет казаться концом жизни.

· Мы должны перенести нестерпимое страдание, при котором все удовольствия, ранее приносившие облегчение и утешение, больше уже не действуют. Теперь они лишь вызывают тоску. Греховные наслаждения должны утратить свою силу.

· Мы должны взывать к Божьему Духу, прося Его ответить на нашу мольбу о милосердии так, чтобы мы смогли ясно увидеть опасность и зло своей порочной природы.

· Мы должны взывать к Божьему Духу, прося Его открывать нам ни с чем не сравнимую красоту характера Христа до тех пор, пока возможность познавать Его и передавать это знание другим не станет для нас стабилизирующим фактором во время самых свирепых житейских бурь.

КОСМЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Многие верующие идут по жизни спотыкаясь, имея очень слабое представление об этих четырех условиях. Мы хотим облегчить боль, мы рады всякому удовольствию, которое помогает нам избавиться от нее. Мы ждем, что Святой Дух поможет нам утвердиться в сознании собственной ценности. Нам не нужно, чтобы Он показывал нам наши уродства. Нас больше привлекают возможности достижения личной самореализации и удовлетворения, чем возможность через страдания прийти Богу.

Нас не должно удовлетворять никакое продвижение в
области внешних обстоятельств, если это не
способствует полному перевороту
обстоятельств внутренних.

Жизнь может протекать вполне ровно и спокойно, даже если мы не соблюдаем эти жесткие условия. Мы можем решать проблемы, облегчать болезненные чувст ва и налаживать сложные взаимоотношения, не беспокоя лежащую в их основе порочную природу. Комнаты могут быть заново отделаны и даже перестроены в доме, который стоит все на том же плохом фундаменте. Косметические изменения происходят постоянно в кабинетах психологических консультантов всего мира, как ^ христианских, так и светских.

Перемены не затрагивают и порочную природу в душах многих пасторов, преподавателей Библии, евангелистов и консультантов. Мне иногда кажется, что служение идет скорее вширь, чем вглубь. Думается, что творимое ими добро не всегда вырабатывает в людях характер, способный выдержать самые суровые испытания. Нас не должно удовлетворять никакое продвижение в области наших внешних обстоятельств, если это не способствует полному перевороту обстоятельств внутренних. Способствуя исполнению Божьего замысла в этом мире, мы должны яростно искоренять всякое проявление внутреннего врага в нас.

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ВРАГА

Опасность деятельности, которая улучшает состояние людей, но при этом не способствует искоренению в них зла, хорошо иллюстрируется на примере, приведенном мне одним знакомым священником в колледже. Он рассказал о некоторых студентах, чьи родители с помощью 12-этапной программы восстановления решили избавиться от наркомании, дурных привычек и взаимозависимости. Затем родители рассказали своим детям, что им это удалось, что психологические зажимы ослабили свою хватку и теперь они больше нравятся самим себе.

Однако студенты не разделяли родительских восторгов. Сейчас им ничуть не больше хотелось приезжать домой на выходные, чем до выздоровления родителей. Папа трезв и рядом с ним приятнее находиться. Но дочь ощущает, что от него исходит не больше внимания и тепла, чем в те времена, когда он был пьяным. Мать стала не такой злой, к тому же теперь она может сказать “нет” в ответ на необоснованные требования окружающих. Но дети ощущают то же отсутствие нежности и искренней заинтересованности.

Почему? А не может ли быть так, что большинство из нас борется не с тем врагом, с которым надо бороться? Не боремся ли мы против ненависти к себе и безответственности, в то время как самый вероломный и коварный враг продолжает беспрепятственно творить зло? А не было бы лучше, если бы отец время от времени выпивал, а мать тратила слишком много времени на дела посторонних людей, но при этом они оба уделяли бы больше любви и нежности своим детям?

Я не исключаю, что им было бы даровано некое необычное благословение, думай они меньше о трезвости и самоутверждении и больше об обретении Бога. Возможно, тогда у них было бы больше стремления отдать, чем обрести себя, и научиться ненавидеть все, что стоит на пути самоотдачи. Ненависть к тому, что заслуживает ненависти, помогла бы им упорядочить свою жизнь, наладить ее таким образом, чтобы в ней находила свое отражение Божья доброта, а не желание чувствовать себя более комфортно психологически. Если оба найдут Бога, то папа станет меньше пить, а мама научится лучше распоряжаться временем.

Люди, для которых важнее всего обрести себя с помощью либо дисциплинированного послушания, либо избавления от стыда, не способны усмотреть внутри себя более серьезной проблемы, чем нравственная нечистоплотность или нарушение цельности личности. Поэтому все их стремления сведены к тому, чтобы лучше поступать или лучше относиться к себе. Они жаждут исцеления, при этом игнорируя основную болезнь.

Не может ли быть так, что использование Бога для решения проблем мешает нам увидеть истинную проблему? Не уходим ли мы все дальше и дальше от Божьего замысла, радуясь, когда следует сокрушаться, и надеясь, когда самое время впасть в отчаяние? Не проводим ли мы свою жизнь, перекрашивая прогнившие стены? Не следуем ли мы примеру начальников времен Иезекииля, говоря “мир”, когда нет ничего похожего на мир, предаваясь побелке грязных стен нашего собственного изготовления (Иез. 13:10). Если да, то вот что говорит на это Господь:

“Я пущу бурный ветер во гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления. И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью, и повергну ее на землю, и откроется основание ее, и падет, и вы вместе с нею погибнете, и узнаете, что Я Господь” (Иез. 13:13-14).

БОГ ДОБР, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

Решающим отрезком любого пути является его начало. Если вы войдете не в ту дверь, вы никогда не пойдете по правильному пути. Есть узкие ворота, за которыми открывается путь к Богу. Многие христиане считают, что вошли в эти ворота, но на самом деле они к ним даже не приближались. Наверное, чтобы войти в них, нужно проникнуться одной очень простой идеей. Она настолько проста, что часто мы не улавливаем ее силы:

Вы можете сказать, что стоите на пути к обретению Бога, если верите в Его доброту всегда, несмотря ни на что.

Мы поймем, что обрели Бога, когда ничто не сможет поколебать нашу уверенность в Его неизменной доброте, ни:

• авиационные катастрофы, убивающие наших любимых;

• положительные результаты биопсии, разрушающие надежды на будущее;

• внезапная безработица, наполняющая страхом всякую мысль о завтрашнем дне;

• неверность супруга, разбивающая ваше сердце;

• непокорные дети, причиняющие вам невообразимую боль и заставляющие сомневаться в себе;

• работодатели, предъявляющая к вам слишком высокие требования, в результате которых вы вынуждены работать в чрезмерно быстром, угрожающем вашему здоровью темпе;

• борьба с ненавистью к себе, в результате которой всякое упоминание о цельной личности во Христе звучит как злая насмешка;

• воспоминания о плохом обращении, преследующие вас каждую минуту бодрствования и порождающие ночные кошмары;

• личные неудачи, лишающие последней надежды;

• необходимость принимать трудные решения, в которых оба варианта выбора сулят значительную потерю;

• снедающее одиночество, покрывающее вашу душу, как непроницаемый туман.

В наше время нелегко сохранять веру в Божью доброту. Подобно Иову, мы будем кричать в страхе и отчаянии. “Где был Бог, когда меня насиловали? – восклицает жертва мужского зла. – Не говорите мне, что Он был рядом. В это я уже верю. Но почему Он ничего не сделал?” “Я не знал, что наш малыш играл позади машины. Я опрокинул ее и убил его, – рыдает молодой отец. – Как Бог мог это допустить?”

Ни один человек на основании своих жизненных наблюдений не сделает вывода, что Бог добр. Все свидетельствует против этого. Вера в доброту Бога и естественным образом из нее вытекающее поклонение зависит от действия в нас Святого Духа, открывающего нам эту доброту. Когда Он вводит нас в присутствие наивысшей благодати, когда мрак трагедии пронизывается лучом невидимой славы, тогда рождается вера.

И даруемая Святым Духом вера делает всякое беспокойство о себе до смешного ненужным. Независимо от происходящего, мы знаем, что находимся в хороших руках. И это знание отражается на нашем образе жизни. Мы раскрепощаемся и продолжаем исполнять задуманное для нас Богом дело – поклонение Ему и рапространение Его Царства.

Каждый христианин относится ко Христу как к своему Спасителю, к Богу – как к своему Отцу, а к Святому Духу – как к живущему внутри Утешителю и Руководителю. Поэтому каждый из нас имеет полное право сказать: “Я нашел Бога” или, что будет более правильным: “Бог нашел меня”.

Но, вникая глубже, каждый христианин должен также сказать: “Я по-прежнему ищу Его”. Даже Павел хотел узнать о Христе больше. Он осознавал, что не постиг в Нем всего (Флп. 3:12-14).

Поиски Бога проведут нас через внутренние битвы, смятение и неудачи. Уверенность в Боге, Который всегда ясно показывает Свои замыслы, не приходит легко. Трудно поверить, что Бог полностью принимает в расчет присущее нам сильное желание быть счастливыми. По своей природе люди неизменно предполагают прямо противоположное.

Если нам предоставить возможность размышлять самостоятельно,
то каждый из нас придёт к выводу, что Бог либо плох,
либо не существует.

В этом предположении как раз и заключается основная наша ошибка. Если нам предоставить возможность размышлять самостоятельно, то каждый из нас придет к выводу, что Бог либо плох, либо не существует. Человек склонен думать, что нет в этой вселенной Бога доброго настолько, чтобы Ему можно было доверять в самых существенных вопросах. Мы можем просить Его благословить нашу пищу, но когда любимый предает нас, наше доверие к Богу исчезает.

Если мы посмотрим, как Бог обращается с некоторыми из Своих детей, даже с теми из них, которые полностью отдали себя на служение Ему, то впечатление сложится не слишком благоприятное. А когда Бог выглядит плохо, грех перестает быть отвратительным. И тогда решимость взять дела в свои руки воспринимается как совершенно естественная и ничуть не безнравственная.

Сомнение в Боге, подобно вирусу, передалось всем человеческим существам, за исключением Одного. И благодаря этой Личности, прожившей жизнь в полном доверии Отцу, у нас теперь есть все основания заменить сомнения верой. Иисус Христос явил Своего Отца людям и с радостью продолжает это делать. Мы находим Бога через Христа. Другого пути нет.

Итак, если все наши проблемы действительно состоят в подозрении, что Бог не добр (или недостаточно добр), то единственный путь к разрешению проблем лежит через более полное познание Христа, и как следствие этого – через обретение Бога. Вспомните принцип:

Вы можете сказать, что стоите на пути к обретению Бога, если верите в Его доброту всегда, что бы ни случилось.

Или иными словами:

Обрести Бога – значит выработать с помощью Христа непоколебимую уверенность в абсолютной Божьей доброте и совершенной любви, какие бы испытания не выпадали на вашу долю в этой жизни.

Обрести Бога – значит научиться сохранять уверенность в Его доброте, невзирая на нищету, слепоту, авиационные катастрофы. Обрести Бога – значит принимать жизнь такой, как она есть, благодаря Его как за хорошее, так и за плохое. Наше призвание выше, чем стремление найти удовольствие в хорошем и преодолеть плохое. Мы призваны во всех своих взаимоотношениях и во всякой своей деятельности иметь и проявлять уверенность в Божьей доброте, что бы мы ни испытывали – радость или печаль.

КОГДА БОГ ОТКРЫВАЕТСЯ НАМ

Если мы приближаемся к Богу, осознавая свою несостоятельность, подобно нищему, чьей единственной надеждой является доброта другого, то Бог разрывает отделяющий нас от Него покров и бежит навстречу, приготовив кольцо, самые лучшие одежды и праздничный ужин. Так же, как это было с блудным сыном, осознававшим свой грех и полностью вверившим себя в добрые руки отца, у которого он просил прощения. Приятно Его пылкое желание тесного общения с нами. Любовь Его щедрого сердца переливается через край.

Он не утаивает от нас ничего, что может помочь нам лучше узнать Его. Его пути превосходят наши пути. Бог, не советуясь с нами, терпеливо создает в нашей жизни обстоятельства, которые способствуют осознанию Его как Единственного, Кто способен удовлетворить жажду наших душ. Он любящий Жених, добрый Бог, в мыслях у Которого нет ничего, кроме нашей радости.

Во времена пророка Малахии существовала категория израильтян, приближавшихся к Богу с глубоким смирением и моливших Его о прощении. Бог услышал их. Он не закрывал уши, а “внимал и слышал” (Мал. 3:16). Они чтили Его на словах и на деле, и Он обратил на них внимание. Эти два слова, внимал и слышал, открывают для нас Бога, Который останавливается, услышав Свое имя, и оборачивается, чтобы увидеть позвавшего. А затем Он прислушивается, чтобы не пропустить ни одного слова.

Бог хочет, чтобы мы нашли Его. Он радуется, когда мы узнаем Его и становимся близкими Ему. Но в своих исканиях Бога нам следует придерживаться Его правил. Необходимо отказаться от присущей нам склонности оценивать Его доброту на основании своих наблюдений. Он не потерпит, чтобы кто-нибудь судил Его. Мы не судьи. Скорее, мы подсудимые, получающие прощение и приглашение к общению. “Придите, вкусите и увидите, как благ Господь!”

Я страстно желаю вновь и вновь вкушать Божье благо. Но этого не получится до тех пор, пока я не перестану считать Его обязанным решать мои проблемы. Бог не позволит мне найти Его, если я буду относиться к Нему всего лишь как к полезному инструменту, с помощью которого можно удовлетворять свои желания.

Следовательно, я должен сотрудничать с Богом в разоблачении порочной природы, на которой зиждется такая большая часть моей жизни. Зыбкое основание сомнения должно быть замещено прочным основанием Доверия.

УГОДНОЕ БОГУ ОСНОВАНИЕ

Попытайтесь на минуту представить себе, каковы были бы ваши отношения с Богом, если бы вы строили их на ином основании. Если бы вы были удовлетворены всеми жизненными обстоятельствами, всегда радовались и стремились больше отдавать. Составьте себе какое-то представление о том, насколько бы все изменилось, если бы в основе вашей жизни было: “Я верю Богу”, а не: “Я сомневаюсь в Боге”. На данный момент не беспокойтесь о том, каким образом вам удастся воплотить это в своей душе, просто посмотрите, насколько страстно вы желаете этого, ведь:

• Вы больше не сомневаетесь, вы верите в Его доброту.

• Вы больше не испытываете ужаса. Вас наполняет спокойствие, когда вы слышите Его слова: “Я никогда не покину тебя. Со Мной ты можешь пройти через долину смерти. Не падай духом. В этом мире тебе придется пройти через испытания,, но Я победил этот мир. Твоя история имеет слишком счастливый конец, чтобы его можно было описать. Доверься Мне”.

• Вы больше не чувствуете ярости, вы хотите поклоняться. “Боже, только Ты один достоин. Я верю, что любящие Тебя никогда не постыдятся”.

Представьте себе, каково вам было бы произнести следующие слова из книги пророка Аввакума, имея ввиду именно то, что там сказано! (Я добавил несколько фраз, чтобы лучше донести смысл отрывка.)

Хотя бы не расцвела смоковница

[и я бы остался в одиночестве]

и не было плода на виноградных лозах,

[и на данный момент я не находил бы в мире никакой радости]

и маслина изменила,

[и боль моих открытых ран невозможно было бы

ничем усмирить]

и нива не дала пищи,

[и у меня не было бы работы или я ненавидел бы

ту, которую имею]

хотя бы не стало овец в загоне

[и никто не согревал бы меня в холодные ночи]

и рогатого скота в стойлах, –

[и я не чувствовал бы себя в безопасности]

но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя:

Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!

(Авв. 3:17-19)

Этот переход от сомнения к уверенности, от страха к радости, от гнева к поклонению произойдет только в том случае, если нас начнет что-то тревожить изнутри. Тогда больше всего на свете мы захотим построить свою жизнь на основании реальности любящего Бога.

Но мы еще этого не достигли. Никто не достиг, во всяком случае, в полной мере.

Когда наши сердца полны сомнением, страхом и гневом, мы обращаемся к другим людям. Нами движет не любовь, а желание получить от них по крайней мере небольшую часть того, в чем мы нуждаемся. Сосредоточившись на желании облегчить боль, а также на своем гневе, направленном на Бога, мы вступаем во взаимоотношения с людьми с отчаянным внутренним воплем (который кажется таким обоснованным): “Ты мне нужен!” И этот вопль переносит нас на первый уровень порочной природы.

Первый уровень: я нуждаюсь в тебе

Когда наши сомнения в Боге порождают страх перед жизнью (“Что произойдет завтра? Будет ли все в порядке?”) и гнев по отношению к Богу (“Почему Он не пришел ко мне на помощь, когда мне было это так необходимо?”), мы обращаемся к другим людям. Мы делаем это не из любви к ним. Мы требуем от них дать нам то, что сделало бы нашу жизнь приятной или, на худой конец, более терпимой. Необходимо предпринять какие-то меры, но на Бога рассчитывать нельзя. Мы можем спрятать свои требования под покровом учтивости и доброты. Но при этом истинный смысл не изменится и будет звучать примерно так:

· Позволь мне передохнуть.

· Не заставляй меня быть сильнее, чем я есть сейчас. Не требуй от меня, чтобы я рос.

· Не заставляй меня чувствовать себя плохо, когда я оступаюсь. Убеждай меня, что по-прежнему принимаешь меня, даже если я причиняю Тебе боль.

· Уважай меня, даже если я этого не заслуживаю.

· Будь чуток к моей потребности в поддержке и ободрении. Удовлетворяй эту мою потребность приемлемым для меня способом.

· Поддерживай меня в моих усилиях быть ответственным. Вселяй в меня мужество, когда я оступаюсь. Пойми, как трудно мне быть ответственным, ведь я испытываю такую боль.

Получается, мы требуем то, что нам следовало бы с благодарностью принимать как милость. Мы считаем, что имеем на это право. Нам кажется, что на свете нет ничего важнее наших желаний, потому что всегда в нас поощряли склонность относиться к ним с пристальны вниманием. Мы не задаемся вопросом: “А что мы способны дать другим, несмотря на свою боль?” Мы сосредотaчиваемся на своей боли, описывая ее в самых современных терминах (“Мое неправильное поведение основано на стыде и взаимозависимости”). Мы пытаемся преодолеть эту боль с помощью советов специалистов. Во имя открытости и уязвимости мы выставляем свои болячки и проблемы с гордым видом благородного страдальца. При этом мы не слишком-то задумываемся том, как это скажется на других: принесет им пользу или вред. Самое главное – это мы. На первом месте стоит наше благополучие. “Мне многое пришлось пережить, – говорим мы, – но теперь настало время, когда Ты должен позаботиться обо мне. Ты нужен мне!”

КОГДА МЫ СТАВИМ СЕБЯ НА ПЕРВОЕ МЕСТО

Никто из нас не может похвастаться тем, что его потребности не являются для него превыше всего. Мне кажется, что ни одно мое качество не удивляет и не ужасает меня больше, чем это.

Через несколько дней после гибели моего брата я произносил речь на службе, посвященной его памяти. Готовясь сделать несколько комментариев от имени нашей семьи, я молился Богу. Я просил Его в этой трудной ситуации сделать меня Своим орудием и через меня внушить другим людям, что надо всегда уповать на благодать Божью, несмотря ни на что. Я хотел поделиться этим с другими.

Во время моей речи был один момент, когда я заметил, что произнес особенно удачную и насыщенную смыслом фразу. Будучи опытным оратором, я остановился, чтобы люди обратили на нее внимание. Пауза длилась три секунды, и в течение этих секунд я ощутил, как в моем мозгу пронеслись такие слова: “А у меня неплохо получается. Это была хорошая пауза”. В тот же момент меня словно оглушило пощечиной. Я понял, что больше интересовался произведенным впечатлением, чем мыслью о том, насколько моя речь помогает другим людям.

В ту ночь я горько плакал. Я скорбел из-за того, что даже на похоронах брата не смог избавиться от власти гордыни. Моя аудитория состояла из друзей. Они пришли разделить с нами скорбь, а я хотел, чтобы они аплодировали моему умению говорить. Я словно говорил им: “Вы нужны мне. Пожалуйста, похвалите таланты, которые Бог дал мне. Помогите мне почувствовать себя хорошо”.

Я хочу получить именно то, что хочу, и когда хочу.

Разве есть что-нибудь важнее этого?

Божья благодать освобождает меня от желания быть лучше, чем я есть сейчас. Благодаря ей я могу взглянуть прямо в лицо своему реальному состоянию, не сдаваясь при этом. Шок от осознания истинного положения вещей способствует более полному принятию Божьей благодати.

ПРИЧИНА ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ

Мне так часто кажется, что кто-то обязан дать мне пищу, которой желает мое изголодавшееся сердце, и воду, которая смягчила бы боль моего иссохшего сердца. А если этот кто-то не откликается, то я считаю вправе предпринимать меры самостоятельно. Нравственность этих мер определяется степенью их эффективности. Если я получаю желаемое, то предпринимаемые меры нравственны. Я хочу получить именно то, что хочу, и когда хочу. Разве есть что-нибудь важнее этого?

Поскольку Бог отвечает только на те молитвы, которые не противоречат Его целям, я не могу Им манипулировать. Поэтому я отворачиваюсь от Бога и обращаюсь к вам. С помощью хорошо отточенного навыка я получаю желаемое от вас. Таким образом я впадаю в состояние, которое называется взаимозависимость. Взаимозависимость – это манипулирование другим человеком с целью заставить его вести себя так, чтобы я чувствовал себя в безопасности. Такое поведение порочно. И чтобы избавиться от этого, мало просто оценить свои потребности и признать, что я не могу их удовлетворить; необходимо покаяться в недостатке доверия к Богу.

Отдаю ли я себе отчет в своей боли, ведь я гораздо лучше понимаю свои чувства, чем ваши? До тех пор, пока у меня не появится полная уверенность в том, что Бог знает мою опустошенность и скорбь и в состоянии обо мне позаботиться, я буду продолжать преследовать свои интересы. Ваши чувства по-прежнему останутся на втором плане. Конечно, я так никогда и не начну беспокоиться о вас, ведь мои собственные тревоги просто нескончаемы. Разве вам не понятно? Я нуждаюсь в вас больше, чем вы нуждаетесь во мне. Если бы вы могли попасть внутрь моей души и ощутить эту муку, то поняли бы меня.

ОДИН ИЗ ДВУХ ПУТЕЙ

Если попытаться оценить качество нашего взаимного общения, то довольно скоро обнаружится, что мы следуем по одному из двух путей: или нас больше интересует, что другие могут сделать для нас, или мы сами стараемся делать для других. Хорошие взаимоотношения создаются, когда обе стороны последовательно идут по второму пути.

Недостаточно прийти к выводу, что второй путь лучше, и затем изо всех сил стараться следовать по нему. До тех пор пока не разрушится основание нашей порочной природы, мы не сможем стать лучше. Простое усилие воли здесь не поможет. Чисто волевые попытки порождают разочарование. Иногда у людей, считающих, что их усилия увенчались успехом, развивается весьма существенный недостаток – самодовольство.

Или нас больше интересует, что другие могут сделать

для нас, или мы сами стараемся делать для других.

Многие согласятся со мной, что более настойчивые попытки стать лучше не помогают. Люди, испытавшие это на себе, начинают думать, что если в первую очередь научатся любить себя, то позже смогут любить и кого-нибудь другого. Но тут возникает одна практическая проблема: наша потребность быть любимыми не знает предела. Как только мы начинаем любить себя, остановиться бывает очень трудно. Любовь к другим полностью отступает на задний план. Мы можем научиться вести себя более уверенно и лучше отстаивать свои права, но до любви дело так и не дойдет.

В нашем стремлении любить других мы не должны впадать ни в одно из этих заблуждений: не следует полагаться на чисто волевое усилие, но также нельзя ставить на первое место создание условий для получения любви от других. Вместо этого необходимо понять, как сильна наша боль, как глубоко мы жаждем, чтобы кто-нибудь облегчил ее, и как мало мы верим в желание Бога соблюсти наши интересы.

Затем надо не искать метод, который помог бы нам выработать в себе большее доверие к Богу, а делать все возможное, чтобы повиноваться, молиться и насыщаться Его Словом. Месяцы, а возможно, и годы, пройдут без видимых изменений в нашем общении с Ним и с другими людьми. А затем настанет момент, когда мы откроем в себе новые возможности для доверия. Мы осознаем силу нашего презрения к Богу, поймем, что совершенно неоправданно требуем от других заботиться о нас и тогда и почувствуем желание доверять Богу. Только так станет ясно, что на самом деле мы склонны требовать от других, а не отдавать.

Когда мы живем, чтобы брать у других (а так делает любой, кто подозревает Бога в недостаточной доброте), результаты всегда одинаковы: неминуемое разочарование, временное удовлетворение и горькое одиночество. Если мы в своем сомнении в Боге отворачиваемся от Него и обращаемся за помощью к другим (“Я нуждаюсь в тебе”), то наше отчаяние никогда не пройдет.

ПРИРОДА, УГОДНАЯ БОГУ: Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ

Но вы знаете, ведь все могло быть иначе. Наш Господь как-то сказал, обращаясь к Своим ученикам: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга” (Ин. 13:34). Эта заповедь появилась несколькими веками раньше (Лев. 19:18). Почему же она стала новой, когда ее дал наш Господь?

Непосредственно после произнесения этой заповеди Он продолжил: “Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга”. Очевидно, в Его любви к ним было нечто такое, что не проявлялось до тех пор, пока Он не стал буквально ходить с ними. И это придавало новую глубину их любви друг к другу.

Иисус Христос демонстрировал не только Свою собственную любовь, но и любовь Отца. Теперь люди яснее могли видеть, каким на самом деле является Бог. До Его прихода заповедь любви оставалась всего лишь повелением.

Но когда со Христом пришла благодать, люди получили более полное откровение о доброте Бога. И теперь мы воспринимаем это повеление как приглашение на пир, где мы – гости, а Христос – хозяин. Он угощает нас, и каждый момент нашего взаимного общения очаровывает нас. Если я повинуюсь заповеди и люблю вас, то 0н откроется мне (Ин. 14:21,23). Он отодвигает занавес и дает мне возможность увидеть праздник, на который я вскоре попаду. Спустя некоторое время я начинаю испытывать желание, чтобы моя порочная природа была разоблачена. Возможно, мне даже захочется заключить мир с некоторыми из моих давних врагов.

Теперь мне дан знак, что надо заменить сомнение и его спутников – страх и гнев – на уверенность в характере Бога. Это раскрепощает меня и дает мне возможность довериться Ему (см. Ис. 30:15). Затем я начинаю больше давать другим людям, не требуя при этом у Бога того, что Он уже дал мне. Поскольку я защищен лучше президента, то могу идти по жизни свободно, почти беззаботно. Мир, который в прежней ситуации приводил меня в ужас, больше уже не вызывает страха. Вместо слов: “Ты мне нужен”, я говорю: “Я хочу дать тебе нечто хорошее. За мной стоит медленно освобождающая меня сила. Она помогает мне сохранять уверенность и надежду всегда, как бы плохо мне ни было и какие бы страдания ни выпадали на мою долю. Я хочу, чтобы ты тоже положился на эту силу.”

Уверенность в Боге и надежда на то, что Он дарует все необходимое в этой жизни, далеко не всегда выражаются в беззаботном и искрящемся веселье. Уверенных и исполненных надеждой людей всегда характеризует стойкость и нежелание искать в разгаре беспрерывных битв незаслуженного облегчения.

СПОСОБНОСТЬ ОТДАВАТЬ

Одна молодая женщина, чья жизнь с Господом отличается одновременно дисциплиной и роскошью, в течение многих месяцев консультировалась у меня. Затем она написала мне такие слова: “Я часто задаюсь вопросом, изменилось ли за последний год хоть что-нибудь. Теперь я ясно вижу, что при общении с другими людьми стремлюсь защитить себя. А я хочу стать другой. Я легко впадаю в презрение к себе, и Бог кажется таким далеким. И тем не менее я отмечаю в себе глубокую убежденность в том, что могу что-то дать другим. Я живу не на небесах, именно поэтому я так нуждаюсь в Нем”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...